Приёмы, облегчающие адаптацию детей к детскому саду
консультация
Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_oblegchayushchie_adaptatsiyu_1.docx | 19.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Приёмы, облегчающие адаптацию детей к детскому саду»
Адаптация, что это такое?
Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке.
В детском саду ребенку нужно привыкнуть:
• К новым взрослым людям, которые будут о нем заботиться;
• К новой обстановке, помещениям, мебели, игрушкам;
• Обществу своих сверстников;
• Новой пище и условиям еды;
• Новой обстановке для сна;
• К новому режиму
На то, как будет протекать процесс адаптации влияют следующие факторы:
1. Возраст ребёнка;
2. Состояние здоровья;
3. Уровень развития навыков самообслуживания;
4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками;
5. Сформированность предметной и игровой деятельности;
6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;
7. Готовность родителей к пребыванию ребенка в дошкольном учреждении;
8. Шумовой фон в группе детского сада;
9. Стабильность воспитательного состава.
Виды адаптации:
Легкая адаптация
Поведение - нормализуется в течение 1 недели.
Аппетит - снижается, к концу первой недели восстанавливается.
Сон - восстанавливается в течение 2 недель.
Адаптация проходит в течение 1 месяца.
Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми.
Средняя адаптация
Поведение восстанавливается до 40 дней, настроение вялое, плаксивое, неустойчивое.
Пассивность, малоподвижность, наблюдается регрессия навыков.
Восстановление до возрастной нормы в течение полутора месяцев.
Сон - восстанавливается до возрастной нормы в течение 40 дней.
Адаптация проходит в течение 1,5 -2 месяцев.
Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми.
Тяжелая адаптация:
Поведение - неадекватное, иногда граничит с невротическими проявлениями. Ребенок апатичен.
Аппетит - длительный отказ от еды, снижен, нестабилен, может наблюдаться невротическая рвота (при кормлении насильно).
Сон - нестабилен, неглубок, невротичен (ребенок плачет во сне, часто просыпается, отказ от сна.
Срок адаптации растягивается из-за частых длительных болезней.
Адаптация длится от 2 до 6 месяцев.
Необходимо проявить максимум усилий, чтобы процесс адаптации у ребенка к условиям ДОУ прошел как можно мягче. Успешная адаптация зависит от многих факторов (их мы уже рассмотрели), а также от грамотных действий родителей и сотрудников детского сада. Адаптация ребенка контролируется с помощью "Листа адаптации", где отмечаются эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, вид наиболее предпочитаемой деятельности.
Первоначально для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания малыша в ДОУ увеличивается постепенно в зависимости от его привыкания.
Кроме того, облегчить малышу привыкание помогут некоторые несложные приемы.
Например, приносить с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит, сможет прижать к себе и почувствовать себя более спокойно.
Небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями также поднимут настроение загрустившему ребенку.
Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому ребенку предлагаются игры: нанизывать шарики на шнур, соединять детали крупного конструктора, играть резиновыми игрушками-пищалками, упражнения для кистей рук и пальчиковые гимнастики.
Хорошо помогает при адаптации самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Для детей самомассаж - это и профилактика простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Полезны в использовании массажные мячики. Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Обучение простейшим приемам происходит в игре. На ладони взрослого появляется необычный шарик. Воспитатель вместе с детьми внимательно рассматривают его. Оказывается, что он похож на ёжика. Взрослый аккуратно кладет шарик на ладонь ребенка, прокатывает «ёжика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаясь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Действия можно сопровождать стихами:
Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке.
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь в колючках серый ёжик,
Ищет ягодки-грибочки
Для сыночка и для дочки.
Самомассаж кисти рефлекторно стимулирует соответствующие зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим ещё и обще-оздоровительный эффект.
Умиротворяюще действуют на детей игры с песком с водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Песок помогает расслабиться: руки зарываются в песок – это приятные тактильные ощущения; песок медленно сыпется – это зрительно завораживает. А в целом играть с песком просто интересно. Полезно выполнять движения двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга, стимулирует развитие логического, отвечающего за речевое развитие левого полушария, и интуитивного, эмоционального правого полушария.
Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами - маркерами, на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка - тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.
Воспитатели готовят фонотеку со спокойной музыкой и веселыми детскими песнями, картотеки художественного слова на все режимные моменты для того, чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей в течение всего дня, избежать обыденности обстановки.
Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на коленях дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.
Продумывается место для возможности уединения ребенка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному.
Требования к играм, проводимым в адаптационный период
• они должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
• не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);
• должны использоваться копии реальных предметов, а не их заместители;
• всем детям предлагаются одинаковые предметы;
• инициатором игры выступает взрослый.
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, обыгрываются песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки», если малыши не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры. Игры быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
Дети этого возраста хорошо воспринимают материал, объединенный единым сказочным – игровым сюжетом.
Адаптационный период считается законченным, если:
• Ребенок ест с аппетитом;
• Быстро засыпает, вовремя просыпается;
• Эмоционально общается с окружающими.
• Играет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада.
Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада. 7.12.2016 Матвеева Л.В....
Консультация для педагогов "Адаптация детей к детскому саду", "Правильное заполнение листа адаптации".
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация детей к ДОУ – пространство, с которого все начинается. Родители и ДОУ мечтают о то...
Конспект родительского собрания в младшей группе на тему :"Как живём мы в детском саду.Адаптация детей в детском саду".
Создать условия для знакомства родителей друг с другом.Познакомить родителей с программой развития детей,задачами развития и воспитания детей....
Консультация для педагогов «Приёмы, облегчающие адаптацию детей к детскому саду»
Рекомендации для воспитателя в период адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ...
Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.
Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....
Консультация для родителей детского сада.Адаптация детей к детскому саду.
Консултация для родитейлей....
«Приёмы, облегчающие адаптацию детей к детскому саду»
«Приёмы, облегчающие адаптацию детей к детскому саду»...