Конспект занятия «Сегодня всё о нём» (посвященное жизни и деятельности известного краеведа Белгородской области Н.Н.Кузюлёва)
план-конспект занятия

Материал представлен педагогам ДОУ в рамках Недели Логопедии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл segodnya_vse_o_nem.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №12 города Шебекино Белгородской области»

Конспект занятия
«Сегодня всё о нём»
(посвященное жизни и деятельности
известного краеведа Белгородской области Н.Н.Кузюлёва)

Подготовили:
учитель - логопед Луцева О.Н.

Шебекино

Цели занятия:

  • Систематизация сведений о жизни и деятельности Н.Н.Кузюлёве;
  • Развитие интереса к истории родного края.

Задачи:

  • расширение (обогащение) словаря по теме: «Мой край» (район, село, ухват, кочерга, махотка, рушник, сани, телега, мельница, ночвы (корыто));
  • развитие памяти, речевого слуха, общих речевых навыков;
  • развитие общей моторики, координации движения;
  • воспитание навыков сотрудничества в игре;
  • авторизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков;
  • совершенствование навыков чтения;
  • углубление представлений о нашем родном крае.

Оборудование: ноутбук, экран, портрет Н.Н.Кузюлёва, выставка книг Н.Н.Кузюлёва, слайды на отгадки загадок, слайды о «Музеи», карусель, указка, кукла для колыбельной, карта нашего края, магнитная доска, магнитные буквы.

Предварительная работа: беседа о жизни и деятельности Н.Н.Кузюлёва, разучивание стихов, игр и песен из сборника «Хочу знать», чтение рассказов для детей из книги Н.Н.Кузюлёва «Радости детства».

Ход занятия:

Дети входят в зал и занимают свои места под песню «На этой огромной планете, сынок….» в исполнении В.Толкуновой.

Ребенок: То березка, то рябинка

Куст ракиты над рекой

Край родной, навек любимый!

Где найдешь ещё такой?

Ребенок: Лучше края не найдешь,

Чем тот, в котором ты живешь!

Ведущий:

Вы согласны ребята? Я тоже согласна. Мы живем в прекрасном месте с хорошими природными и погодными условиями. Это место называется Центральное Черноземье. Главное богатство нашего края – чернозём. Плодородная земля. На наших полях растут рожь и пшеница. А это – хлеб, без которого нет жизни. В конце лета мы собираем урожай овощей. А это – витамины необходимые нашему организму. В садах созревают яблоки, груши, сливы, вишни. Очень вкусные и полезные. Всё это мы получаем благодаря Черноземью.

В Центральное Черноземье входят Курская, Воронежская, Липецкая, Тамбовская и наша Белгородская область.

Мы живем в Белгородской области в городе Шебекино. А вокруг Шебекино раскинулись живописные села, образуя Шебекинский район. Шебекино, Шебекинский район – это и есть наша малая родина, наш крой. Издавна люди слагали стихи и песни о родном крае. Давайте послушаем песню, которую исполнят наши девочки.

Звучит песня «Мой край»

Ведущий:

Ребята, вы любите свой край? Вам интересно, что происходило здесь раньше? Человек, который изучает свой край, называется краевед. Слово «краевед» образовано из слов «край» и «ведать», что значит знать. Сегодня мы будем говорить о человеке, который посвятил свою жизнь краеведению, изучал прошлое и настоящее нашего края и оставил нам богатый материал. Перед вами его портрет. Назовите имя этого человека.

Дети:

Николай Николаевич Кузюлёв.

Ведущий:

Таких людей не следует забывать. Давайте всем сегодня расскажем о нём.

Ребенок: Николай Николаевич Кузюлёв!

Достойны памяти Вы и хороших слов,

Которые хотим сейчас сказать

И всем о Вас немного рассказать.

Ребенок: Вы знаете каким он человеком был?1

Как край свой и село любил

Мост в прошлое для нас он проложил

К истокам шёл, не зря на свете жил!

Ребенок: Сам из семьи крестьянской, многодетной

Знал, что такое холд, голод, бедность

И без отца остался рано

Любил своих сестер и маму.

Ребенок: А в детстве звали его Коля

Он хорошо учился в школе

Любознательный, симпатичный

Он в классе был почти отличник!

Ребенок: Он знал всех птиц

Их пенье различал

Язык природы слышал, понимал

Бездомных кошек и собак кормил

Добрейшим человеком был!

Ребенок: И с детства интересно было

А как же наши предки жили?

Оружие старинное, ремёсла

Обычаи, фольклор, крестьянский быт

Найти всё и собрать на тек-то просто

А главное, как это сохранить?!

Ребенок: Тогда пришла идея создания музея!

Музей был создан и открыт

Как памятник ему стоит

И там душа просыпается

К истокам своим прикасается.

Ребенок: Грустят березы у его окна

Уже идет десятая весна,

Как с нами нет его…

Так время говорит

А у родных душа болит, болит…

Ребенок: Не все идеи смог осуществить

Оставил тем, кому на свете жить

Любить и знать наш край нам завещал

Чтоб каждый с детства краеведом стал.

Ребенок: Что можно нам о нём ещё сказать

Мы будем тоже край наш изучать

Она же интересная такая

История родного края!

Ведущий: Сказали вы немало добрых слов

Запомним это имя.

Дети:

Николай Николаевич Кузюлёв.

Ведущий: Ребята, сегодня на нашем занятии присутствует супруга Николая Николаевича Кузюлёва, Вера Климовна Кузюлёва и дочь Ольга Николаевна Луцева, учитель-логопед нашего детского сада.

Ведущий: Ребята! Вокруг нас удивительный мир: земля и небо, солнце, луна и звезды, тучи и облака, леса, поля, луга и реки. Наши дедушки и бабушки сложили о них интересные загадки. Николай Николаевич собрал их и предложил нам в книге «Хочу знать». Давайте попытаемся их отгадать. У вас очень хорошо получается и поэтому я решила усложнить задание. Вы не только отгадаете загадки, их будет - 6, но и выделить первый звук в слове и из первых звуков составить новое слово – название малой Родины. Места, где родился, рос, трудился Николай Николаевич.

  1. «К»

Чтоб его никто не трогал,

С ветки не сорвал,

В скорлупу колючек много он понатыкивал.

(каштан)

  1. «У»

Тетушка знакома мне

Дом свой носит на спине

При себе всегда пожитки

Как удобно жить …..

(улитке)

  1. «П»

Весною посмотреть – четно,

А летом – зелено оно,

Подходит осень – желтым стало,

Зимой под белым одеялом.

Дает всем людям оно хлеб, лён, картофель, пшено.

(поле)

  1. «И»

Как скучно сто лет без движенья

Глядеть на своё отраженье

Свесила ветви с обрыва

Тихая, грустная….

(ива)

  1. «Н»

Нас они несут и пляшут

Ну, а если им прикажешь

Нас они бегом несут

Подскажи, как их зовут?

(ноги)

  1. «О»

Уж не солнце ль виновато,

Что плывёт по небу вата.

(облако)

Дети отгадывают загадки, ставят подходящую букву на магнитную доску. Отгадка появляется на экране. Из букв получается слово «Купино». Дети прочитывают это слово.

Экскурсия в музей. (используется 10 слайдов)

1-й слайд. Здание музея.

Ведущий: Перед нами здание музея, который был основан в 1996 году Николаем Николаевичем и теперь носит его имя.

2-й слайд. Крестьянская изба.

Ведущий: это макет крестьянской избы. В нашей местности избу чаще называли «хата». Перед нами хата крытая соломой. Добро пожаловать. В хату!

3-й слайд. Посуда в крестьянской избе.

Ведущий: Здесь мы видим посуду, которой пользовались наши предки: кувшины, махотки, ложки, горшки. Посуда изготовлена из глины и дерева.

4-й слайд. Печка.

Ведущий: Перед вами русская печка. К печке у хозяев было особое отношение. Печку топили, любили и уважали, потому что она давала еду и тепло. В печке варили щи, кашу, выпекали хлеб, пекли блины и пироги.

5-й слайд. Лежанка.

Ведущий: К печке пристроена лежанка. Это было любимое место у детей и взрослых. Лежанка была теплой, уютной. На ней можно было посидеть и полежать.

6-й слайд. Мебель.

Ведущий: В центральной части избы мы видим старинную мебель: кровать, диван, стол. Все предметы мебели выполнены из дерева. Возле дивана – прялка. Обычно женщины пряли пряжу, покачивая подвешенную к потолку люльку, укачивая малыша. В таких деревянных люльках подрастали русские детишки.

7-й слайд. Рукоделье.

Ведущий: Стены дома украшены вышитыми рушниками. Русские женщины занимались рукоделием: вышивали, вязали, ткали. Мы видим домотканую дорожку, вышитую скатерть. На стенах висят иконы, образа. Русские люди просыпались с молитвой, шли работать и с молитвой отходили ко сну.

8-й слайд. Одежда.

Ведущий: Это одежда, которую носили наши предки. В таких сарафанах ходили девушки и женщины в таких костюмах: рубаха и брюки – мужчины. Одежда украшена вышивкой. Одежду берегли, относились к ней с уважением. После праздника прятали в сундук. В будние дни одевали попроще.

9-й слайд. Крестьянский двор.

Ведущий: Перед нами крестьянский двор. Здесь мы видим мельницу, телегу, сани. В то время не было автомобилей и автобусов. Люди передвигались с помощью лошадей. Летом запрягали телегу, а зимой сани.

10-й слайд. Почетная доска.

Ведущий: Этот уголок в музее посвящен его создателю. Перед нами портрет Николая Николаевича Кузюлёва в профессорской мантии, так как он является почетным профессором БелГУ. Здесь выставка написанных им книг, его фотографии.

Игра «Ручеёк»

Ведущий: Николай Николаевич в детстве очень любил русские народные игры. Многие его игры описаны в сборнике для детей «Хочу знать». Одной из любимых игр детей того времени был «Ручеёк». Давайте, поиграем!

Дети играют в русскую народную игру «Ручеёк».

Ведущий: Николай Николаевич написал много интересных рассказов. Сейчас мы послушаем рассказ «Ручеёк»

Ребенок читает рассказ «Ручеёк» из книги «Радости детства»

Ведущий: Фольклор – это народные песни, частушки, считалки, колыбельные. В нашем напевном крае люди пели всегда: на праздниках, по вечерам за прялкой, качая ребёнка в люльке, отдыхая после тяжелой работы. Николай Николаевич собирал народный фольклор и составил сборник «Хочу знать». Давайте послушаем.

  1. Исполнение «Колыбельной» (сборник «Хочу знать»).
  2. Исполнение «Частушек » (сборник «»Хочу знать).

Ведущий: Ребята, вы знаете, как называют в народе эту неделю – Масленичная неделя. Масленица с песней, задорными играми, состязаниями идет по Руси и нашей земле Шебекинской. Николай Николаевич очень любил этот праздник. С давних времен в Купино праздновали Масленицу: выступал народный фольклорный коллектив, русские богатыри устраивали состязания по поднятию гирь, перетягиванию каната, дружно играли в народные игры, водили девичьи хороводы. Люди дарили радость друг другу.

Чтение стихотворений детьми.

Ребята, а вы любите играть? Детские игры наших дедушек и бабушек, благодаря Николаю Николаевичу, дошли и до нашего времени. Вот одна из них «В ушки». Наши ребята её очень полюбили. Так? Поиграем?

Игра «В ушки».

Игра «Карусель».

Ведущий: Будто в цирке круг за кругом

Мчатся кони друг за другом.

А на них детишки мчатся.

Очень трудно удержаться!

Только страх свой дети прячут

И смеяться, а не плачут.

Стихотворение «Прощай Масленица»

Ведущий: На Масленичной неделе 15 февраля, сегодня, праздник Сретение Господне, а в народе его называют Встреченье – Зима с Весной встречается. А мы с вами сегодня на «Встреченье» встретились с удивительным человеком земли Шебекинской краеведом Николаем Николаевичем Кузюлёвым и познакомились с его семьёй  - дочерью Ольгой Николаевной[1] и его супругой Верой Климовной Кузюлёвой. Благодаря её поддержке, умению вдохновлять, любить состоялся и наш замечательный земляк Николай Николаевич Кузюлёв.


[1] Автор материала учитель-логопед Луцева О.Н.  приходится  дочерью Н.Н.Кузюлёву


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Сценарий военно-спортивного праздника, посвященного Дню защитников Отечества"

Торжественное открытие праздника и проведение спортивных соревнований....

Конспект занятия для детей средней группы «Посвящение в казачата»

- познакомить детей с ритуалом посвящения в казаки;- расширить представления о женских и мужских обязанностях в казачьих семьях;- расширить знания о фольклоре, народных играх;- воспитыв...

Конспект занятия во второй младшей группе, посвященный Дню Победы «Угощение для птиц»

Конспект занятия во второй младшей группе, посвященный Дню Победы«Угощение для птиц»Подготовили: воспитатель 2 группы   Демидова Светлана СергеевнаЗадачи:Образовательные- обогаще...

Конспект занятия во второй младшей группе, посвященный Дню Земли

Конспект занятия во второй младшей группе, посвященный Дню ЗемлиПодготовили: воспитатели 2 группы –  Пименова Лариса Викторовна...

Конспект занятия-викторины по формированию здорового образа жизни в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности "Мы за здоровый образ жизни"

Цель: формировать осознанное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни.Задачи: продолжать формировать у детей представления о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, дать четкое пон...

Конспект занятия в подготовительной группе «Вода в жизни человека»«Вода в жизни человека» Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде. Задачи: • дать знания детям о воде, как об источнике жиз

laquo;Вода в жизни человека»Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде.Задачи:• дать знания детям о воде, как об источ...