Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРИОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ".
статья (младшая группа)

Калинская Анастасия Николаевна

В статье рассматриваются возможности использования проектного метода, музейной технологии, ИКТ-технологии в приобщении детей раннего возраста к народной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kalinskaya_an.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Калинская Анастасия Николаевна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 57», г. Иваново

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРИОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.

Аннотация: в статье рассматриваются возможности использования проектного метода, музейной технологии, ИКТ-технологии в приобщении детей раннего возраста к народной культуре.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов дошкольного образования.

Дошкольный возраст является периодом, когда наиболее интенсивно формируются морально-нравственные ценности ребенка, развиваются его личностные качества, эмоциональная отзывчивость. Поэтому возникает необходимость с самого раннего возраста заложить в ребёнке прочный фундамент нравственных ценностей, научить его любить  свою семью, родной город, дружить со сверстниками.

Большое значение для развития личности ребенка имеет русская народная культура. Именно она благотворно влияет на развитие нравственности и духовности детей. Знакомство ребёнка с народной культурой в семье начинается с малых фольклорных форм (потешки, колыбельные, песенки, присказки), со знакомства с народной игрушкой.

Более систематично и целенаправленно приобщение к народной культуре осуществляется в детском саду. Так элементы народного творчества являются частью развивающей предметно пространственной среды нашей группы для детей раннего возраста. Это игрушки - забавы для создания положительного эмоционального фона, двигательные игрушки (деревянные качалки, лошадки на палочке и др.). В музыкальном уголке есть различные народные инструменты: свистульки, деревянные ложки, дудочки, трещётки. Для продуктивной и творческой деятельности имеются расходные материалы по народной тематике. С целью стимулирования речевой активности в группе создан книжный уголок с подборкой русских народных сказок, потешек, поговорок, загадок, иллюстрационный материал. В уголке ряженья у девочек есть возможность нарядиться в красивый фартучек, повязать платочек, а у мальчиков надеть жилетку или рубашку в народном стиле, фуражку с красивым цветком. В театральном уголке представлены различные виды театра по мотивам русских народных сказок, доступных для восприятия детей раннего возраста. В группе также имеются народные игрушки, обеспечивающие сенсорное развитие детей: пирамидки, матрёшки, неваляшки и др.

Все элементы развивающей предметно пространственной среды находятся в свободном доступе для детей и используются ими в самостоятельной деятельности, что позволяет малышам взаимодействовать с природными материалами (дерево, глина, натуральные хлопковые ткани), осваивать через игру семейные роли (хозяйка дома, мама, мужчина-хозяин), непосредственно участвовать в создании простейших народных игрушек, развивать фантазию, творческое мышление.

Поиск новых, интересных форм работы с детьми раннего возраста привел нас к методу проектной деятельности, который позволяет интегрировать все образовательные области, вовлечь в образовательный процесс родителей малышей.

С целью приобщения детей к народному творчеству нами был реализован проект на тему "Ложки-матрёшки, потешки на ладошке".

Изначально задачей проекта было вызвать у детей интерес к народному творчеству, развивать у них эмоциональный отклик на фольклорные произведения, прививать навыки слушания, восприятия художественных текстов, стимулировать желание детей исполнять потешки, пестушки, колыбельные, прибаутки.

Однако в ходе проведенного на первом этапе проекта анкетирования родителей выяснилось, что большинство из них не используют в общении с детьми колыбельные (пользуются аудиозаписями детских песенок), потешки, поговорки, и 100% опрошенных родителей не знают, что означает слово «пестушки». Поэтому одной основных задач стало знакомство и самих родителей с малыми фольклорными формами для дальнейшего их использования в семейном воспитании.

В ходе реализации проекта малыши разучивали потешки, песенки, элементы русского танца, выполняли логоритмические упражнения («Ай, дили, дили, дили», «По малину в сад пойдем», «Мы-матрешки»), играли в дидактические игры («Кто за кем репку тянул», «Подбери картинки к сказкам», «Дедка за бабку», «Составь картинку» и другие), освоили подвижные игры (с использованием малых форм фольклора "Зайка серенькитй сидит...", "Идет коза рогатая..."). Продуктивная деятельность была представлена  рисованием («Матрешки», «Весело коням, когда скачут по полям», «Рубашка для папы», «Я люблю свою лошадку»), лепкой («Колобок», «Репка», «Угощение для зайчика», «Баранки к чаю», «Оладушки для бабушки», «Миски для киски», «Крендельки для мамы»), аппликацией («Гжельские голуби», «Красивый узор», «Сарафан для куклы»).

Родители собирали частушки, пословицы и поговорки на заданные темы, оформляли их в альбом, своими руками шили и украшали в народном стиле сарафаны и рубашки для своих детей, изготовили народную игрушку на палочке, некоторые родители готовили совместные номера со своими детьми, принимали участие в театрализованной деятельности. Было проведено родительской собрание «Потешки на ладошке».

Итогом проекта стала выставка детских работ «Люли, люли, люленьки, гжельские гуленьки» и фольклорный - игровой досуг «На завалинке», в котором приняли участие дети, родители и педагоги.

Реализация данного проекта позволила значительно обогатить речевой, познавательный, сенсорный и эмоциональный опыт детей, повысить педагогическую и социальную компетентность родителей в вопросах воспитания детей на основе использования фольклорного материала, обогатить предметно-развивающую среду в группе.

                В приобщении воспитанников раннего возраста к народной культуре нами используется так же музейная технология, которая позволяет детям в специально организованной предметно-пространственной среде получить более целостное представление об устройстве русской избы, предметах быта, образе жизни предков. Алгоритм использования музейной технологии в приобщении ребенка раннего возраста к народному творчеству предполагает организацию предварительной работы, восприятие информации и ее применение в игровой и практической деятельности.

Каждое посещение мини-музея предваряет большая подготовительная работа с детьми для облегчения восприятия экспозиции (чтение произведений устного народного творчества, рассматривание иллюстраций, театрализованные игры по мотивам русских народных сказок).

Интерактивные экскурсии с малышами в мини-музей "Русская изба" носят узконаправленный тематический характер («Русская печь – душа избы», «Щи да каша – пища наша», «Русский самовар», «Колыбель», «Что в сундучке хранится?» и другие) и непродолжительны по времени (10-15 минут), что позволяет сохранить активность и удержать внимание детей на конкретных экспонатах, рассмотреть, подержать в руках, поиграть с ними. Экскурсии традиционно вызывают большой эмоциональный отклик: дети с удовольствием примеряют элементы русского костюма из сундука (кокошник, сарафан, рубаху, лапти, платки), качают люльку с любимой куклой, учатся ее пеленать, наливают чай из самовара, кладут дрова в русскую печь. Экскурсии сопровождаются потешками, песенками, загадками, прибаутками, которыми педагог обязательно иллюстрирует знакомство с тем или иным предметом музея.

После посещения музея дети продолжают применять полученные знания в игровой и продуктивной деятельности в группе.

Таким образом в игровой форме на основе чувственно-эмоционального восприятия обеспечивается накопление познавательного и речевого опыта ребенка, приобщение к истокам народной культуры.

                С целью создания яркого зрительного образа содержания фольклорных произведений, активизации интереса к народной культуре у детей, введения их в игровую ситуацию  мы применением ИКТ-технологии как в образовательной деятельности, так и в отдельных режимных моментах: аудиозаписи колыбельных перед дневным сном, бодрая народная музыка при пробуждении, прослушивание народных сказок в исполнении профессиональных  актеров; показ отрывков из мультфильмов по мотивам русских народных сказок с помощью мультимедийного проектора, тематические презентации. Использование ИКТ-технологий значительно расширяет возможности педагога по ознакомлению детей с народным творчеством, обеспечивает наглядность и привлекательность.

                Проведенная нами работа показала, что народное творчество остается интересным и привлекательным для современного ребенка, да и взрослого, необходимо только умело мотивировать их для более близкого и активного знакомства с ним. Именно  использование современных технологий может активизировать приобщение современного поколения к народным традициям, культуре и позволит уже с первых лет жизни вызвать у малышей  живой интерес к народной игрушке, русскому слову, истории своего народа, заложить фундамент формирования здоровой личности будущего патриота своей Родины.

        

Информационные ресурсы

1. Бахвалова Н.И. Педагогичекский поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор. /Дошкольная педагогика, №8, 2008. - С. 20-23.

2. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: учебно-метод. пособ./ О.Л. Князева, М.Д. Махалева. - СПб.: Детство - Пресс, 2010

3. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. - М.: ТЦ Сфера, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фольклор -как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам народной культуры "

         Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.Сохранить человечность в наших детях, ...

Приобщение детей раннего возраста к истокам народной культуры посредством фольклора»

Федеральный государственный образовательный стандарт   ориентирован на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные  и культурные це...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры.

Во всех основных современных общеобразовательных программах представлены задачи и содержание работы в данном направлении.Содержание «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под реда...

Методическая разработка "Приобщение детей дошкольного возраста к истоками народной культуры через знакомство с народной куклой"

В данной разработке есть история возникновения русской народной куклы, разновидности: обереги, кукла-зерновушка, кукла- десятиручка и др. Есть описание изготовления кукол, образцы. Могут использовать ...