Памятка- буклет про кризис 3-х лет
консультация (младшая группа)

Семенова Екатерина Николаевна

Все мы слышали про возрастные кризисы, которые прпоживают наши дети в течении жизни. Кризис трех лет отвечает за появление самостоятельности, уверенности у детей в своих силах. Очень важно знать как себя вести взрослым в стольне простое время для ребенка. создание этого буклета как раз и имело эту цель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krizis_3-h_let.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

КРИЗИС 3-х ЛЕТ

«Я сам!»

Эта притча рассказывает о том, каким должно быть современное воспитание и обучение. Мы с вами  с момента возникновения кризиса родитель  при этом оказывается в роли организатора, партнера, помощника. Главным для детей становятся их любимым утверждением: «Я сам!»

«О поведении родителей в период кризиса»

Один маленький мальчик гулял в парке и увидел незабываемое явление - рождение бабочки. Она прилагала огромные усилия, чтобы выбраться из своего кокона на свет. Прошло уже много времени, но ей всё никак не удавалось освободиться от своего когда-то уютного, а теперь маленького и тесного дома. Казалось, что она бьётся из последних сил. Но у неё так и не получалось расправить свои красивые нежные крылышки.

И тогда мальчик решил помочь бабочке. Он хотел разорвать кокон и выпустить бабочку на волю.

В это время к мальчику подошёл отец. Он увидел, что собирается сделать его сын и остановил его.

Если ты поможешь бабочке, то очень повредишь ей. Природа мудра. Она каждому из нас даёт только те задания и трудности, с которыми мы в состоянии справиться. Когда бабочка рождается, то тренирует свои крылья. Эти усилия очень важны для неё. Если ты поможешь ей, то она останется слабой, её крылья не окрепнут как следует. И встретившись на своём пути с первым дуновением ветерка, она не сможет справиться и погибнет.

Мальчик всё понял. Ведь точно так живут люди. Каждое препятствие, встретившееся на нашем пути, делает нас сильнее и даёт возможность дальнейшего роста и совершенствования

Критические (переходные) периоды по своим внешним проявлениям и значению для психического развития в целом существенно отличаются от стабильных возрастов.  Кризисы занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, редко два года. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребёнка. развитие в кризисные периоды носит бурный, стремительный, «революционный» характер. При этом в очень короткий срок ребёнок меняется весь. Критические периоды, по замечанию Л.С. Выготского, - это «поворотные пункты» в детском развитии.

В психологии под кризисами имеют в виду переходные  периоды от одного этапа детского развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и являются завершением предыдущего этапа развития и началом следующего.

В детской психологии принято выделять:

Кризис новорождённости

(возраст 2 мес. – 1 год)

Кризис одного года (1-3 года)

Кризис 3 лет

Кризис 7 лет

Кризис подростковый 11- 15 лет

Кризис юности 17 – 18 лет

С точки зрения внешних проявлений критические периоды имеют ряд особенностей.

Во – первых, следует отметить неопределённость, размытость границ, отделяющих кризисы от смежных возрастов. Трудно определить начало и конец кризиса.

Во -  вторых, в эти периоды происходит резкое, скачкообразное изменение всей психики ребёнка. По мнению родителей и воспитателей, он становится совершенно другим.

В – третьих, развитие  в критические периоды часто носит негативный характер. В эти периоды ребёнок не сколько приобретает, сколько теряет из приобретённое прежде:  угасает интерес к любимым игрушкам и занятиям, нарушаются сложившиеся  формы отношений с окружающими, ребёнок отказывается  выполнять нормы и правила поведения, усвоенные ранее.

В – четвёртых, в  кризисные периоды всякий ребёнок становится «относительно трудновоспитуемым» по сравнению с самим собой в стабильные периоды.

Принято выделять семь симптомов, так называемое «семизвездие кризиса»

Негативизм. Негативизмом называют такие проявления в поведении ребёнка, как нежелание что-то сделать только потому, что это предложил взрослый.

Упрямство – второй симптом кризиса.  Ребёнок настаиваем на  чём – либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он  это потребовал. Мотивом упрямства в отличие от настойчивости является потребность в самоутверждении: ребёнок поступает таким образом потому,  что «он так сказал».

Строптивость – это третий симптом. В отличие от негативизма, строптивость направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребёнка, против привычного образа жизни.

Четвёртый симптом -  своеволие, проявляющееся в стремлений ребёнка к самостоятельности, в желании все делать самому.

Наряду с основными, выделяют ещё три дополнительных симптома кризиса.

Это протест – бунт, когда все поведение ребёнка приобретает форму протеста. Он как будто находится в состоянии войны с окружающими, постоянно происходят детские ссоры с родителями по любому поводу.

Обесценивание может проявляться по отношению к взрослым (говорит «плохие» слова) и по отношению к любимым вещам (рвёт книги, ломает игрушки).

В семье с единственным ребёнком может наблюдаться ещё симптом – деспотизм, когда ребёнок стремится проявить власть над окружающими, подчинить своим желаниям весь уклад семейной жизни. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в форме ревности к другим детям.

Что нужно знать о кризисах?

  1. Кризисы развития неизбежны и в определённое время возникают у всех детей, только у одних кризис протекает почти незаметно, сглажено, а у других бурно и очень болезненно.

  1. Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том, что ребёнок стал старше и готов к более серьёзной деятельности и более взрослым отношениям с окружающими.

  1. Главное в кризисе развития не его негативный характер, а изменения в детском самосознании  - формирование внутренней социальной позиции.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Рябинка» р.п.Ковернино

КРИЗИС 3-х ЛЕТ

«Я сам!»

Педагог- психолог

Семенова Екатерина Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей. Кризис 3-х лет.

Краткая доступная информация для родителей....

Памятка для родителей " Кризис 3-х лет"

Советы родителям, как помочь ребенку пережить кризис 3-х лет...

Памятка для родителей "Кризис 3-х лет"

Памятка для родителей на тему: "Кризис 3-х лет"...

памятка для родителей "Кризис трех лет "

КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ "ЕСЛИ РЕБЕНОК ВПАДАЕТ В ИСТЕРИКУ "...

Памятка для родителей - Кризис 3 лет (буклет)

Кризис трех летК трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озабочен...

Буклет -памятка для родителей " Кризис 3 лет"

Кризис –важный этап в психологическом развитии ребенка, который обозначает переход на новую возрастную ступень.  С одной стороны, они необходимы, поскольку это движущая сила развития, а с д...

Буклет- памятка для родителей "Кризис семи лет"

Рекомендации взрослым, как вести себя с детьми в кризисный период жизни....