Буклет «Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ дошкольного возраста»
консультация
Буклет «Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ дошкольного возраста» | 440.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Коммуникативные игры
Игры для знакомств
- «Меня зовут…»
- «Я люблю себя за то, что…»
- «Интервью» (игрок должен рассказать своему соседу что-нибудь о себе)
- «Узнай по голосу»
- «Автопортрет» (предоставить возможность выразить себя с помощью рисования автопортрета или выразить себя в том, что любишь).
Игры для разделения группы на несколько подгрупп
- «Выбери…» (в зависимости от нужного количества подгрупп, выбираются добровольцы, которым задаётся вопрос)
- «Кого бы вы взяли с собой в поход?»
- «Кому бы вы доверили нести рюкзак?»
- «С кем бы вы поделились яблоком?»
- «Кому бы вы доверили свою тайну?».
Игры на сплочение
- «Фантазия» (участники сами фантазируют, каким образом они могут изобразить свою мечту (пантомимой, рассказом, рисунком) в течение нескольких минут.
-«Построитесь по росту» (участники становятся плотным кругом, закрывают глаза, их задача состоит, в том, чтобы построиться с закрытыми глазами по росту.
- «Моя пара» (участники группы должны молча, глазами найти себе пару. По команде «рука», все участники должны мгновенно показать рукой на человека, который составляет с ним пару).
- «Путаница» (встав в круг и протянув правую руку по направлению к центру круга. По сигналу педагога каждый обучающийся находит себе партнёра по рукопожатию`. Число участников должно быть чётным. Затем участники вытягивают левую руку и также находят себе партнёра по рукопожатию. И теперь задача состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук).
Игры на выражении эмоции,
предпочтений
- «Подарки» (все участники дарят друг другу воображаемые подарки. Для этого необходимо иметь карандаш и набор листов в количестве на единицу меньшем общего количества обучающихся. Подарки не подписываются дарящим, когда все подарки переданы педагогу, педагог раздаёт подарочные наборы данным участникам).
- «Мне в тебе нравится...» (назвать понравившиеся качества)
- «Я хочу...»,
- «Ты мне нравишься тем...»,
- «Комплименты» (найти нужные слова);
- «Я узнаю себя и таких как я»;
- «Мы с тобой похожи тем, что...»,
- «Мы с тобой отличаемся тем, что...».
- «Всё равно ты молодец, потому что...» (участники рассказывают о трудной ситуации в жизни, чём-нибудь неприятном, либо говорят о каком- либо своём недостатке и пр.)
- «Какой я?» (дать 10 ответов на вопрос);
Педагоги: учитель-дефектолог Якунина Н.П.; воспитатели: Сулейманова Г.Р., Шаяхметова З.Ф.
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 14»
г. Туймазы муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
«Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ
дошкольного возраста»
«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить
в обществе людей…»
Л.С. Выготский
Туймазы
Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Изучением данной проблемы занимались ученые – психологи: Э. Эриксон, Ж. Пиаже, В.А. Сухомлинский, С.С. Бычкова, С.В. Коноваленко, Л. Баряева и др.
Еще в 30-е годы ХХ века Л.С .Выготский утверждал, что «ребенок является социальным существом с самого момента рождения».
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое «Я» среди других людей.
Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации,
погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.
Отмечено, что дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными умениями. Коммуникация – это общение с целью передачи определенной информации таким образом, чтобы собеседник понял её смысл.
Контактируя со сверстниками, дошкольники учатся проявлять доброжелательное внимание, сочувствие, сопереживание, согласовывать свои действия для достижения общего результата, учитывать особенности партнера. Сотрудничество строится на основе интереса детей друг к другу и к совместной деятельности, выражается в способности осознанно вступать во взаимодействие. Дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач.
Современные научные данные показывают, что результат положительного социально-эмоционального детского опыта обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности. Негативный социально-эмоциональный опыт, напротив, развивает недоверие к миру, провоцирует агрессивные тенденции, что приводит неадекватному социальному поведению.
В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Трудности в общении дошкольников с ОВЗ с окружающими людьми связаны:
- с несформированностью возрастных форм общения этих детей;
- с неразвитостью структурных компонентов общения;
- с замедлением темпов и качественным своеобразием эмоционально-личностного развития.
Литература:
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. 2005
2. Визель Т.Г. Речь и проблемы общения у детей. – М.:В. Секачев, 2005.-32 с.
3. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М.: Просвещение, 2010.
5. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. – « Книголюб» М., 2006.
6. Журнал «Воспитатель ДОУ» №3, 2011
7. Журнал «Воспитатель ДОУ» № 8, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Социально-коммуникативное развитие детей раннего и дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования."
Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризиров аны многие стороны жизн...
Развитие социального интеллекта дошкольников как условие, необходимое для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста
Развитие социального интеллекта дошкольников как условие, необходимое для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста...
«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему: «Особенности познавательного развития детей 3-4 лет»
1. Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствие с ФГОС ДО2. Содержание Образовательной области «Познание»3. Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет4. Особенности ...
Презентация «Обогащение речевой и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"
Презентация «Обогащение речевой и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"...
Социально-коммуникативное развитие детей раннего и дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования
Социальное развитие ребенка — это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения...
Особенности речевого развития детей в младшем дошкольном возрасте. Как развивать речь детей в 3-4 года.
Наиболее активным периодом формирования речи является возраст 3-4 лет. В это время ребенок совершает огромный шаг вперед по сравнению со своими прежними речевыми навыками. Он уже умеет обобщать схожие...
.Программа по речевому развитию детей раннего и дошкольного возраста в рамках образовательной области «Речевое развитие» «От «А» до «Я».
Разработанная Программа связана с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ и является нормативно-управленческим документом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим сист...