«Развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста»
материал (младшая группа)
Сенсорное воспитание является основной организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятия и представлений детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_po_teme_samoobrazovaniya.docx | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста»
Сенсорное воспитание является основной организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятия и представлений детей. Основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать
- детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования. Звукового анализа слов, труда в природе.
Специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности мы называем обследованием. Обследование- это основной метод сенсорного воспитания детей. В его процессе дети овладевают умениями воспринимать такие свойства предметов и явлений, как величина, цвет, форма, пространственные отношения, особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков. Все эти свойства составляют содержание сенсорного воспитания.
Обследование предметов должно проводиться по-разному, в зависимости от его цели. Так, например, при обследовании предмета перед конструированием главное внимание обращается на его конструкцию, на
основные узлы крепления. При этом предмет рассматривается с разных сторон, что необходимо для правильного восприятия его объёмной формы.
При обследовании предмета перед изображением в рисунке главное внимание детей обращается на его контур, его основные части. При этом предмет рассматривается лишь с одной стороны. Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить общие основные моменты, которые характерны для многих видов обследования.
1. Восприятие целостного облика предмета.
2. Вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств (цвет, форма, величина).
3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга.
4. Повторное целостное восприятие предмета.
Таким образом, способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во-первых, от обследуемых свойств, а во-вторых, от целей обследования.
Дидактические игрушки стимулируют познавательную активность. Они дают обобщённую информацию не только относительно формы, величины, цвета предметов, но и чёткие элементарные представления о связях и отношениях вещей, их взаимодействии. Поэтому дидактические игрушки незаменимы в развитии чувственных (сенсорных) представлений о многообразии и свойствах предметного мира.
Занятия с дидактическими игрушками, различные действия с ними направлены на решение широкого круга воспитательных и обучающих задач:
*умственное и сенсорное воспитание; развитие мышления, памяти, воображения и других психических функций.
*развитие ориентировки в различных свойствах предметов
(цвет, форма, величина, положение в пространстве, масса, звуковые свойства)
*развитие мелкой моторики пальцев и координированных движений левой и
правой рукой
*развитие познавательной активности
*воспитание волевых черт характера. Система работы по развитию восприятия
При построении своей работы по развитию восприятия у детей раннего возраста руководствовалась следующими принципами.
1. Принцип наглядности.
Основным наглядным материалом выступает наглядные средства (игрушки, материалы, картинки, показ действий с предметами, пальцами. Ребёнок может выполнить действие по показу, так и по образцу. Образцом могут быть служить картинки с изображениями предметов, игр с пальцами.
2. Принцип активности, посильной самостоятельности.
Этот принцип связан с использованием методов и приёмов, которые ставят ребёнка в активную позицию, в которой ребёнок самостоятельно делает открытие – познаёт мир.
3. Принцип систематичности и последовательности.
Для того чтобы реализовать этот принцип был составлен перспективный план
работы, систематизированы игры и упражнения на учебный год
по формированию и развитию восприятия в разных видах деятельности.
- Принцип вариативности осуществляется при повторении игр, упражнений во всех других видах деятельности.
- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.
Так как малыш впервые переступил порог детского сада, соблюдение этого принципа имеет большое значение в дальнейшем его адаптации в коллективе сверстников.
Восприятие цвета считается самым сложным для ребёнка раннего возраста. Это связано с тем, что ведущей деятельностью в этом возрасте является практическая деятельность, а абстрактным цветом невозможно играть. Знакомство детей с цветом как признаком конкретного предмета происходит сравнительно легко, но точное название цвета, использование его как опознавательного признака требует особого целенаправленного обучения.
Работа проводилась поэтапно. Сначала детей учили различать цвет предметов,
подбирать тождественный, не связывая представления о цвете со
словом. Развивали у детей память, внимание, логическое мышление. Для этого
мы предлагали дидактические игры: «Грибочки, по местам!», «Не
ошибись!», «Подбери правильно».
Учили детей узнавать цвет по словесному объяснению. Используя тот же дидактический материал, предлагали детям найти предметы заданного цвета: «Собери жёлтую пирамидку. Возьми красный грибочек. Купи зелёную одежду. Построй зелёный домик» и т. д.
Работу по восприятию цвета проводили с учётом индивидуальных
особенностей детей. Детям, хорошо усваивающим цвет, задания в дидактических играх усложняли. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагали задание в облегченном варианте.
Проводятся также ознакомление детей с формой, величиной предметов.
Для развития восприятия формы разработала дидактические игры и упражнения. Они построены на основных педагогических принципах- нарастанию сложности, учёту возрастных особенностей ребёнка.
Какие же действия с геометрическими фигурами и телами может осуществлять дети раннего возраста?
Накладывать фигуры и тела одна на одну; прикладывать друг другу; обводить пальцем по контуру; ощупывать углы; сравнивать, сопоставлять; катать в ладошках, по столу, по полу.
Для обучения ребёнка правильному определению величины предметов мы используем три направления:
1. Практическое выделение формы.
Ребёнок должен подбирать по образцу предметы одинаковой величины. Для игры мы используем вкладыши как геометрических тел, так и тематические. Обязательно ребёнком должны использоваться приёмы проверки путём приложения, наложения, соотнесения.
2. Выбор предметов заданной величины по просьбе взрослого.
На этом этапе ребёнок учится понимать и по возможности произносить названия величины; осуществляет различные способы действий с предметами (выбирает. Размещает, соотносит, группирует).
- Подбор предметов заданной величины, опираясь на зрительное соотнесение. При проведении игр по формированию восприятия величины в раннем возрасте мы используем дидактические игрушки: пирамидки, матрёшки, грибочки, вкладыши.
Вывод: одним из важных условий сенсорного развития детей раннего
возраста является осуществление его в процессе содержательной деятельности. Именно в условиях содержательной, результативной деятельности складывается возможность сделать особенности, отношения, свойства предметом внимания детей, предметом освоения. В блоке самостоятельной и совместной деятельности обеспечиваю возможность саморазвития, который свободно выбирает вид деятельности, отвечающую его способностям и интересам.
В свободной деятельности ребёнок актуализирует способности и умения, складывающиеся на занятиях, в совместной деятельности с воспитателем. В условиях повседневной жизни в процессе игр дети воспринимают целый комплекс различных свойств и сторон явлений. Надо стараться раскрывать детям те стороны явлений, которые могут остаться незамеченными, вырабатывать отношение детей к этим явлениям.
Дети очень любят играть в разные игры, в свободное время занимаются выкладыванием из мозаики, строят разные постройки из строительных наборов.
Все игрушки, игры должны хранятся в специально отведенном для них месте и доступны в любое время.
Во время одевания на прогулку надо использовать практические примеры из жизни, например, сравниваем шарфики по длине. Ширине; рассматриваем какого цвета одежда у каждого ребёнка.
На прогулке определяем высоту деревьев, домов, длину дорожки, размер и цвет листьев.
- своей работе пользуюсь новыми разработками, журналами, брошюрами. Стараюсь. Чтобы моя работа принесла радость и пользу мне и моим воспитанникам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста
Восприятие – это це...
Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»
Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»...
Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»
1. Введение2. Актуальность темы3. Развитие восприятия у детей дошкольного возраста посредством тренировки систем4. Виды восприятия и новообразования5. Восприятие формы, величин...
Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»
СОДЕРЖАНИЕ. 1. Введение2. Актуальность темы3. Развитие восприятия у детей дошкольного возраста посредством тренировки систем4. Виды восприятия и новообразования5. Восприят...
Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»
Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста» СОДЕРЖАНИЕ. 1. Введение2. Актуальность темы3. Развитие восприятия у детей дошк...
Методическая разработка «Развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста» (2–3 года)
Период раннего возраста является уникальным, важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития человека.Сенсорное развитие ребенка-это развитие ...
Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»
Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»...