Методика «Домики» (О. А. Орехова)
материал
Определение развития уровня дифференциации эмоциональной сферы ребёнка в структуре личности«Домики» - содержание и анализ результатов по методике О.А. Ореховой
Источник: https://nauka.club/psikhologiya/domiki-metodik%D0%...
https://nauka.club/psikhologiya/domiki-metodik%D0%B0-orekhovoy.html
Метод для проведения диагностики эмоционального состояния детей был разработан детским психологом Ольгой Александровной Ореховой как оценочный инструмент. Он основан на ассоциативно-цветовом проективном тесте, предложенном А. Эткиндом для анализа отношений. Методика Ореховой «Домики» позволяет довольно точно определить уровень дифференциации эмоциональной сферы ребёнка.
Эмоции являются особым механизмом отражения объективной реальности личности. Предпочтение человеком определённых стимульных положительных или отрицательных чувств отражает его опыт, может служить критерием личностного развития и основой для корректирующей работы. Методику «Домики» Ореховой можно использовать для диагностики:
степени дифференциации эмоциональной сферы ребёнка; субъективной системы эмоциональной ценности; ориентации деятельности, в том числе уровня эстетических и когнитивных потребностей; активности предпочтений; личных условий и альтернативы личностного развития с рекомендациями по коррекции; определённых блоков личности. Таким образом, с помощью методики можно распознать наличие или отсутствие дифференциации, амбивалентности и инверсии эмоций, а также их сочетания у детей разных возрастов и полов. При этом рассматривается формирование эмоционального отношения к разным видам деятельности и на этой основе прогнозируются трудности развития эмоциональной сферы.
Область применения
Данные, полученные из психологических прогнозов, могут быть использованы при консультировании и создании корректирующих программ для развития сферы чувств.
сферы ребёнка. Содержание: Предназначение тестирования Область применения Содержание теста Обработка результатов Особенности работы Предназначение тестирования Эмоции являются особым механизмом отражения объективной реальности личности. Предпочтение человеком определённых стимульных положительных или отрицательных чувств отражает его опыт, может служить критерием личностного развития и основой для корректирующей работы. Методику «Домики» Ореховой можно использовать для диагностики: степени дифференциации эмоциональной сферы ребёнка; субъективной системы эмоциональной ценности; ориентации деятельности, в том числе уровня эстетических и когнитивных потребностей; активности предпочтений; личных условий и альтернативы личностного развития с рекомендациями по коррекции; определённых блоков личности. Таким образом, с помощью методики можно распознать наличие или отсутствие дифференциации, амбивалентности и инверсии эмоций, а также их сочетания у детей разных возрастов и полов. При этом рассматривается формирование эмоционального отношения к разным видам деятельности и на этой основе прогнозируются трудности развития эмоциональной сферы. Область применения Данные, полученные из психологических прогнозов, могут быть использованы при консультировании и создании корректирующих программ для развития сферы чувств. Методика Ореховой используется для определения предпочтительных видов деятельности дошкольников. Особенно активно её применяют в качестве адаптационного теста у школьников первого класса для выяснения эмоционального отношения к школе и учебному процессу, а также для анализа взаимоотношений родителей с детьми и учителей с родителями. Детские психологи и психотерапевты практикуют прогнозирование развития эмоционального компонента личности ребёнка для разработки эффективных корректирующих программ, направленных на решение проблем, которые могут быть вызваны характеристиками эмоциональной сферы, выявленными в ходе испытаний.
Кроме того, после прохождения задания удастся игнорировать негативные моменты психики ребёнка, создавая индивидуальный блок психологической защиты. Техника «Домики» определяет происхождение эмоционального стресса для развития основных направлений коррекционной работы. Устранение негативных переживаний помогает реализовать личный эмоциональный потенциал ребёнка.
Содержание теста
«Домики» Ореховой представляют собой трёхступенчатую игру. Главное в ней — раскрасить специально разработанный лист ответов цветными карандашами. Для применения методологии требуются следующие материалы:
лист ответов; восемь цветных карандашей: синий, красный, жёлтый, зелёный, фиолетовый, серый, коричневый, чёрный. Исследование лучше всего проводить с небольшой группой учеников начальных классов (10—15 человек), которые рассажены отдельно друг от друга. Если возможно, то стоит попросить старшеклассников о помощи после соответствующего инструктажа. Участие учителей в процессе исключается, поскольку тест связан с отношением детей к школьной жизни, частью которой является и педагог. Тест состоит из трёх задач по рисованию, его выполнение занимает около 20 минут. Каждое задание в методике преследует определённую цель:
Первая задача — классифицировать цвета в соответствии с желаемым предпочтением среди шести доступных вариантов (синий, зелёный, красный, жёлтый, коричневый, чёрный). Второе задание объединяет ряд эмоций, которые ассоциируются с цветами. На этом этапе нужно выбрать правильный цвет, чтобы раскрасить дома, в которых живут разные эмоции. Третий шаг показывает отношение испытываемых к соответствующим областям деятельности. Цветовая схема формирует индивидуальную шкалу предпочтений для ребёнка. Техника Ореховой обладает психотерапевтическим эффектом, который получается благодаря использованию цветов, способности реагировать на негативные и позитивные эмоции. Кроме того, эмоциональный ряд заканчивается на мажорной ноте (восхищение, самостоятельный выбор).
Обработка результатов Работа над полученными данными в результате проведённого теста начинается с задания № 1. Для этого рассчитывается вегетативный коэффициент (ВК) по следующей формуле: ВК = (18 — номер позиции красного цвета — номер синего) / (18 — номер синего цвета — позиция зелёного.) Именно вегетативный коэффициент является индикатором энергетики — характеристикой энергетического баланса организма, его способности потреблять или сохранять энергию. Значения ВК при правильном выполнении первого задания должны варьироваться в пределах от 0,2 до 5 баллов. Индикатор энергетики интерпретируется следующим образом:
0 — 0,5 — хроническая перегрузка, быстрая утомляемость, плохая работоспособность. 0,51 — 0,91 — компенсированное состояние усталости. Самовосстановление с оптимальными показателями происходит за счёт периодического снижения активности. Необходимо оптимизировать ритм и варианты деятельности. 0,92 — 1,9 — оптимальная производительность. Ребёнка характеризуют его сила, здоровая активность и готовность использовать энергию. Образ жизни позволяет ему восстанавливать потребляемую энергию. Свыше 2.0 — перевозбуждение. Чаще всего это результат, показывающий жизнедеятельность на пределе возможностей, что приводит к быстрой утомляемости. Необходима нормализация ритма активности, работы и отдыха. Иногда требуется снижение стресса. Затем рассчитывается показатель общего отклонения от аутогенного стандарта. Определённая последовательность цветов (34251607) — аутогенный стандарт. Он является показателем психического благополучия. Для расчёта общего отклонения (ОО) сначала рассчитывается разница между фактически занятым пространством и нормативным местоположением цвета. Различия затем суммируются (абсолютные значения без знака). Значение ОО варьируется от 0 до 32 и отражает стабильный эмоциональный фон, то есть доминантное настроение.
Числовые значения ОО интерпретируются следующим образом: за 20 — преобладание негативных эмоций (плохого настроения и неприятных переживаний), есть проблемы, которые ребёнок не может решить самостоятельно; 10—18 — эмоциональное состояние в норме; менее 10 — преобладание положительных эмоций. Второе и третье задание по существу расшифровывают эмоциональную сферу и информируют исследователя о возможных проблемах адаптации. Задача № 2 характеризует социальные эмоции. Здесь необходимо учитывать степень дифференциации чувств: обычно дети окрашивают позитивные эмоции основными цветами, негативные — коричневым и чёрным. Небольшая или недостаточная дифференциация указывает на искажение определённых блоков личных отношений.
В ответах на вопрос № 3 показывается эмоциональное отношение исследуемого к школьной деятельности, учителям и одноклассникам. Понятно, что если возникнут проблемы в каком-либо районе, школьник раскрашивает дома из теста в коричневый или чёрный цвет. При анализе рекомендуется отмечать строки объектов, отмеченные одинаковым цветом. Цепочки ассоциаций достаточно прозрачны, чтобы понять эмоциональное отношение к школе. Дети с плохой эмоциональной дифференциацией могут быть амбивалентны в эмоциональной оценке деятельности. По результатам третьего упражнения выделяют три группы детей по характеру отношений к школе (позитивному, двойственному и негативному).
Особенности работы Психологический диагноз ставится в результате индивидуальных или групповых занятий с детьми. Он зависит от чистоты опыта и определяется правилами, регулирующими продолжительность различных видов деятельности детей того или иного возраста. Тесты могут быть выполнены и представлены как в чистом виде, так и в форме данных (таблица excel). Компьютерные тесты, которые можно бесплатно пройти онлайн, представлены как игра, где ребёнок может рисовать дома под руководством взрослого. Обработка и интерпретация результатов также выполняются с помощью компьютерной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 802.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Домики» - содержание и анализ результатов по методике О.А. Ореховой
Источник: https://nauka.club/psikhologiya/domiki-metodik%D0%B0-orekhovoy.html
https://nauka.club/psikhologiya/domiki-metodik%D0%B0-orekhovoy.html
Метод для проведения диагностики эмоционального состояния детей был разработан детским психологом Ольгой Александровной Ореховой как оценочный инструмент. Он основан на ассоциативно-цветовом проективном тесте, предложенном А. Эткиндом для анализа отношений. Методика Ореховой «Домики» позволяет довольно точно определить уровень дифференциации эмоциональной сферы ребёнка.
Эмоции являются особым механизмом отражения объективной реальности личности. Предпочтение человеком определённых стимульных положительных или отрицательных чувств отражает его опыт, может служить критерием личностного развития и основой для корректирующей работы. Методику «Домики» Ореховой можно использовать для диагностики:
степени дифференциации эмоциональной сферы ребёнка; субъективной системы эмоциональной ценности; ориентации деятельности, в том числе уровня эстетических и когнитивных потребностей; активности предпочтений; личных условий и альтернативы личностного развития с рекомендациями по коррекции; определённых блоков личности. Таким образом, с помощью методики можно распознать наличие или отсутствие дифференциации, амбивалентности и инверсии эмоций, а также их сочетания у детей разных возрастов и полов. При этом рассматривается формирование эмоционального отношения к разным видам деятельности и на этой основе прогнозируются трудности развития эмоциональной сферы.
Область применения
Данные, полученные из психологических прогнозов, могут быть использованы при консультировании и создании корректирующих программ для развития сферы чувств.
сферы ребёнка. Содержание: Предназначение тестирования Область применения Содержание теста Обработка результатов Особенности работы Предназначение тестирования Эмоции являются особым механизмом отражения объективной реальности личности. Предпочтение человеком определённых стимульных положительных или отрицательных чувств отражает его опыт, может служить критерием личностного развития и основой для корректирующей работы. Методику «Домики» Ореховой можно использовать для диагностики: степени дифференциации эмоциональной сферы ребёнка; субъективной системы эмоциональной ценности; ориентации деятельности, в том числе уровня эстетических и когнитивных потребностей; активности предпочтений; личных условий и альтернативы личностного развития с рекомендациями по коррекции; определённых блоков личности. Таким образом, с помощью методики можно распознать наличие или отсутствие дифференциации, амбивалентности и инверсии эмоций, а также их сочетания у детей разных возрастов и полов. При этом рассматривается формирование эмоционального отношения к разным видам деятельности и на этой основе прогнозируются трудности развития эмоциональной сферы. Область применения Данные, полученные из психологических прогнозов, могут быть использованы при консультировании и создании корректирующих программ для развития сферы чувств. Методика Ореховой используется для определения предпочтительных видов деятельности дошкольников. Особенно активно её применяют в качестве адаптационного теста у школьников первого класса для выяснения эмоционального отношения к школе и учебному процессу, а также для анализа взаимоотношений родителей с детьми и учителей с родителями. Детские психологи и психотерапевты практикуют прогнозирование развития эмоционального компонента личности ребёнка для разработки эффективных корректирующих программ, направленных на решение проблем, которые могут быть вызваны характеристиками эмоциональной сферы, выявленными в ходе испытаний.
Кроме того, после прохождения задания удастся игнорировать негативные моменты психики ребёнка, создавая индивидуальный блок психологической защиты. Техника «Домики» определяет происхождение эмоционального стресса для развития основных направлений коррекционной работы. Устранение негативных переживаний помогает реализовать личный эмоциональный потенциал ребёнка.
Содержание теста
«Домики» Ореховой представляют собой трёхступенчатую игру. Главное в ней — раскрасить специально разработанный лист ответов цветными карандашами. Для применения методологии требуются следующие материалы:
лист ответов; восемь цветных карандашей: синий, красный, жёлтый, зелёный, фиолетовый, серый, коричневый, чёрный. Исследование лучше всего проводить с небольшой группой учеников начальных классов (10—15 человек), которые рассажены отдельно друг от друга. Если возможно, то стоит попросить старшеклассников о помощи после соответствующего инструктажа. Участие учителей в процессе исключается, поскольку тест связан с отношением детей к школьной жизни, частью которой является и педагог. Тест состоит из трёх задач по рисованию, его выполнение занимает около 20 минут. Каждое задание в методике преследует определённую цель:
Первая задача — классифицировать цвета в соответствии с желаемым предпочтением среди шести доступных вариантов (синий, зелёный, красный, жёлтый, коричневый, чёрный). Второе задание объединяет ряд эмоций, которые ассоциируются с цветами. На этом этапе нужно выбрать правильный цвет, чтобы раскрасить дома, в которых живут разные эмоции. Третий шаг показывает отношение испытываемых к соответствующим областям деятельности. Цветовая схема формирует индивидуальную шкалу предпочтений для ребёнка. Техника Ореховой обладает психотерапевтическим эффектом, который получается благодаря использованию цветов, способности реагировать на негативные и позитивные эмоции. Кроме того, эмоциональный ряд заканчивается на мажорной ноте (восхищение, самостоятельный выбор).
Обработка результатов Работа над полученными данными в результате проведённого теста начинается с задания № 1. Для этого рассчитывается вегетативный коэффициент (ВК) по следующей формуле: ВК = (18 — номер позиции красного цвета — номер синего) / (18 — номер синего цвета — позиция зелёного.) Именно вегетативный коэффициент является индикатором энергетики — характеристикой энергетического баланса организма, его способности потреблять или сохранять энергию. Значения ВК при правильном выполнении первого задания должны варьироваться в пределах от 0,2 до 5 баллов. Индикатор энергетики интерпретируется следующим образом:
0 — 0,5 — хроническая перегрузка, быстрая утомляемость, плохая работоспособность. 0,51 — 0,91 — компенсированное состояние усталости. Самовосстановление с оптимальными показателями происходит за счёт периодического снижения активности. Необходимо оптимизировать ритм и варианты деятельности. 0,92 — 1,9 — оптимальная производительность. Ребёнка характеризуют его сила, здоровая активность и готовность использовать энергию. Образ жизни позволяет ему восстанавливать потребляемую энергию. Свыше 2.0 — перевозбуждение. Чаще всего это результат, показывающий жизнедеятельность на пределе возможностей, что приводит к быстрой утомляемости. Необходима нормализация ритма активности, работы и отдыха. Иногда требуется снижение стресса. Затем рассчитывается показатель общего отклонения от аутогенного стандарта. Определённая последовательность цветов (34251607) — аутогенный стандарт. Он является показателем психического благополучия. Для расчёта общего отклонения (ОО) сначала рассчитывается разница между фактически занятым пространством и нормативным местоположением цвета. Различия затем суммируются (абсолютные значения без знака). Значение ОО варьируется от 0 до 32 и отражает стабильный эмоциональный фон, то есть доминантное настроение.
Числовые значения ОО интерпретируются следующим образом: за 20 — преобладание негативных эмоций (плохого настроения и неприятных переживаний), есть проблемы, которые ребёнок не может решить самостоятельно; 10—18 — эмоциональное состояние в норме; менее 10 — преобладание положительных эмоций. Второе и третье задание по существу расшифровывают эмоциональную сферу и информируют исследователя о возможных проблемах адаптации. Задача № 2 характеризует социальные эмоции. Здесь необходимо учитывать степень дифференциации чувств: обычно дети окрашивают позитивные эмоции основными цветами, негативные — коричневым и чёрным. Небольшая или недостаточная дифференциация указывает на искажение определённых блоков личных отношений.
В ответах на вопрос № 3 показывается эмоциональное отношение исследуемого к школьной деятельности, учителям и одноклассникам. Понятно, что если возникнут проблемы в каком-либо районе, школьник раскрашивает дома из теста в коричневый или чёрный цвет. При анализе рекомендуется отмечать строки объектов, отмеченные одинаковым цветом. Цепочки ассоциаций достаточно прозрачны, чтобы понять эмоциональное отношение к школе. Дети с плохой эмоциональной дифференциацией могут быть амбивалентны в эмоциональной оценке деятельности. По результатам третьего упражнения выделяют три группы детей по характеру отношений к школе (позитивному, двойственному и негативному).
Особенности работы Психологический диагноз ставится в результате индивидуальных или групповых занятий с детьми. Он зависит от чистоты опыта и определяется правилами, регулирующими продолжительность различных видов деятельности детей того или иного возраста. Тесты могут быть выполнены и представлены как в чистом виде, так и в форме данных (таблица excel). Компьютерные тесты, которые можно бесплатно пройти онлайн, представлены как игра, где ребёнок может рисовать дома под руководством взрослого. Обработка и интерпретация результатов также выполняются с помощью компьютерной программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рисуночная методика "Домик для эльфа"
Рисуночная методика "Домик для эльфа" Златы Королевы позволяет выявить отношение к окружающему миру. Всё, что нужно для работы - это незаконченный рисунок лесного пейзажа с маленьким эльфом, которому ...
Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М.Панфилова)
Методика выявления детских страхов«Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М.Панфилова)...
Методика выявления детских страхов “Страхи в домиках”
Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, нео...
Методика «Домик» (Н. И. Гуткина)
Методика «Домик» (Н. И. Гуткина) представляет собой задание на срисовывание картинки с изображением дома, отдельные детали которого состоят из элементов прописных букв. Методика рассчитана...
Методика «Домик» Н.И. Гуткиной
Определение способности ребёнка к копированию сложного образца, выявление умения ребёнка ориентироваться по образцу, точно его копировать, определение развития непроизвольного внимания, пространственн...
Методика «Домик» (Н. И. Гуткина)
Методика «Домик» (Н. И. Гуткина)...
Методика «Домик» (Н. И. Гуткина)
Определение способности ребёнка к копированию сложного образца....