Статья "Детское экспериментирование в младшем дошкольном возрасте"
статья (младшая группа)

Козлова Ирина Валентиновна

Опыт работы педагога и выводы при использовании детского экспериментирования в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_eksperimentirovanie.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

«Детское экспериментирование

 в

 младшем дошкольном возрасте»

Воспитатель Козлова Ирина Валентиновна

Санкт-Петербург

2021 г.

Детское экспериментирование в младшем дошкольном возрасте.

Задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребенка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях (ПДР – пространство детской реализации.)

Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.

Поэтому цель моей работы заключается в развитии познавательно – исследовательской деятельности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка через экспериментирование.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Говоря об экспериментальной деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

Особенность мышления дошкольников в том, что оно базируется на чувственном восприятии. Поэтому экспериментальная деятельность является одним из самых оптимальных направлений в развитии у детей способности к самостоятельному мышлению.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

• Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

• Развивается речь.

Происходит накопление фонда умственных умений.

• Формируется самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

• Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Моя педагогическая работа по организации деятельности детского экспериментирования осуществляется недавно. В своей группе я оборудовала уголок экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы. Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

В содержание уголка входит: зона «песка и воды», разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, мерные ложки и стаканчики и т. д. различные крупы, совочки. Очень много коллекций: коллекций семян, круп, орехов, садовых и лесных веточек, песка, земли, ракушек и др. Не все материалы находятся там одновременно.

Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования я постоянно пополняю уголок новыми пособиями.

Специально организованные занятия по экспериментированию я провожу на основе самостоятельного составления конспектов и использования конспектов из опыта работы других педагогов.

В соответствии с процессом развития деятельности экспериментирования в своей практике и при составлении конспектов я выдвигаю следующие задачи:

• развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, через создание проблемных ситуаций;

• подводить детей к формулировке проблемы, анализу ситуаций;

• развивать умения планировать свою деятельность, выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;

• развивать коммуникативные навыки;

• помогать накоплению и расширению конкретных представлений у детей о свойствах различных объектов неживой природы;

• способствовать развитию умения обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости;

• развивать умения организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности.

Занятия проводятся с небольшими подгруппами (от 7 до 10 детей, что обеспечивает наибольшую познавательную и творческую активность каждого воспитанника, возможность установления обратной связи и учета продвижения каждого ребенка).

Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставим цель, выдвигаем гипотезы, совместно определяем этапы работы, делаем выводы.

Я развиваю умение детей вырабатывать гипотезы, используя простые упражнения, вопросы

После каждого эксперимента я приучаю детей к самостоятельности при уборке рабочего места.

В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Расширяется кругозор, в частности, обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментирование в младшем дошкольном возрасте (картотека опытов)

Развитие воображения зависит от чувственной сферы ребенка, а этому способствует эксперементальная деятельность. Именно  собственный опыт помогает ребенку приобрести необходимые знания....

Статья "Простое процессуальное экспериментирование в младшем дошкольном возрасте."

Детское экспериментирование в младшем дошкольном возрасте. Особенности детского экспериментирования, Виды опытно-экспериментальной деятельности с младшими дошкольниками....

Экспериментирование в младшем дошкольном возрасте.

эксперименты в младшем дошкольном возрасте...

Картотека опытов. Экспериментирование в младшем дошкольном возрасте

Картотека игр по развитию познавательно исследовательской деятельности детей младшей группы....

« Экспериментирование, в младшем дошкольном возрасте, как способ развития любознательности, и как способ познать окружающий мир».

Совместная продуктивная  деятельность является  действенным способом установления партнерских отношений между всеми участниками встреч. А это, в свою очередь, способствует гармоничному разви...