Статья "Детское экспериментирование в младшем дошкольном возрасте"
статья (младшая группа)
Опыт работы педагога и выводы при использовании детского экспериментирования в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskoe_eksperimentirovanie.docx | 17.19 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
«Детское экспериментирование
в
младшем дошкольном возрасте»
Воспитатель Козлова Ирина Валентиновна
Санкт-Петербург
2021 г.
Детское экспериментирование в младшем дошкольном возрасте.
Задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребенка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях (ПДР – пространство детской реализации.)
Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.
Поэтому цель моей работы заключается в развитии познавательно – исследовательской деятельности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка через экспериментирование.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Говоря об экспериментальной деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
Особенность мышления дошкольников в том, что оно базируется на чувственном восприятии. Поэтому экспериментальная деятельность является одним из самых оптимальных направлений в развитии у детей способности к самостоятельному мышлению.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
• Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
• Развивается речь.
• Происходит накопление фонда умственных умений.
• Формируется самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
• Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Моя педагогическая работа по организации деятельности детского экспериментирования осуществляется недавно. В своей группе я оборудовала уголок экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы. Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.
В содержание уголка входит: зона «песка и воды», разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, мерные ложки и стаканчики и т. д. различные крупы, совочки. Очень много коллекций: коллекций семян, круп, орехов, садовых и лесных веточек, песка, земли, ракушек и др. Не все материалы находятся там одновременно.
Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования я постоянно пополняю уголок новыми пособиями.
Специально организованные занятия по экспериментированию я провожу на основе самостоятельного составления конспектов и использования конспектов из опыта работы других педагогов.
В соответствии с процессом развития деятельности экспериментирования в своей практике и при составлении конспектов я выдвигаю следующие задачи:
• развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, через создание проблемных ситуаций;
• подводить детей к формулировке проблемы, анализу ситуаций;
• развивать умения планировать свою деятельность, выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;
• развивать коммуникативные навыки;
• помогать накоплению и расширению конкретных представлений у детей о свойствах различных объектов неживой природы;
• способствовать развитию умения обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости;
• развивать умения организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности.
Занятия проводятся с небольшими подгруппами (от 7 до 10 детей, что обеспечивает наибольшую познавательную и творческую активность каждого воспитанника, возможность установления обратной связи и учета продвижения каждого ребенка).
Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставим цель, выдвигаем гипотезы, совместно определяем этапы работы, делаем выводы.
Я развиваю умение детей вырабатывать гипотезы, используя простые упражнения, вопросы.
После каждого эксперимента я приучаю детей к самостоятельности при уборке рабочего места.
В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.
Расширяется кругозор, в частности, обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.
У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.
Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментирование в младшем дошкольном возрасте (картотека опытов)
Развитие воображения зависит от чувственной сферы ребенка, а этому способствует эксперементальная деятельность. Именно собственный опыт помогает ребенку приобрести необходимые знания....
Статья "Простое процессуальное экспериментирование в младшем дошкольном возрасте."
Детское экспериментирование в младшем дошкольном возрасте. Особенности детского экспериментирования, Виды опытно-экспериментальной деятельности с младшими дошкольниками....
Экспериментирование в младшем дошкольном возрасте.
эксперименты в младшем дошкольном возрасте...
Картотека опытов. Экспериментирование в младшем дошкольном возрасте
Картотека игр по развитию познавательно исследовательской деятельности детей младшей группы....
« Экспериментирование, в младшем дошкольном возрасте, как способ развития любознательности, и как способ познать окружающий мир».
Совместная продуктивная деятельность является действенным способом установления партнерских отношений между всеми участниками встреч. А это, в свою очередь, способствует гармоничному разви...
Мастер класс для педагогов. « Экспериментирование, в младшем дошкольном возрасте как способ развития любознательности, и как способ познать окружающий мир»
бьмдаыитыю шпкщцшпд цщпшркцщп кпркцщп...