Рекомендации по работе с шумовыми инструментами у детей раннего и младшего дошкольного возраста.
методическая разработка (младшая группа)
Помощь педагогам по обучению младших дошкольников игре на шумовых инструментах. В статье подробно описаны методика и примерный репертуар.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игра на шумовых инструментах с малышами | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Казанский детский сад «Солнышко» СП МАОУ Казанской СОШ
Рекомендации по работе с шумовыми инструментами
у детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Рекомендации для музыкальных руководителей в детском саду,
работающих с детьми 2-3 лет.
Подготовила музыкальный руководитель
Заболотная Ирина Александровна.
Главная цель всего воспитания и обучения - становление
личности, способности преобразовывать окружающий
мир по законам красоты.
Лев Виноградов.
Сила музыки не только в развитии чувства красоты, но и в формировании таких качеств малыша, которые помогут ему со временем стать успешным младшим школьником.
Пожалуй, самый верный способ научить ребёнка ценить подлинную красоту-
с первых дней окружить его прекрасным. Проще всего начать с музыки. Незримо сопровождая жизнь малыша, она формирует его вкусы и даже черты характера. Музыкальные занятия с детьми дошкольного возраста можно назвать настройкой и вступлением в мир музыки. Именно на основе музыки, в общении с ней развитие ребёнка идёт по качественному пути.
Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.
Музицирование на детских музыкальных инструментах - одна из самых доступных форм ознакомления ребёнка с миром музыки. Творческое музицирование - это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой – опыта речи и движения, опыта общения, творчества и фантазирования, опыта переживания музыки как радости и удовольствия.
Основу методики элементарного музицирования с детьми младшего возраста составляет формирование метроритмического чувства. Такая работа предполагает качественно иные подходы к обучению со стороны педагога.
Его задачей становится не просто направлять учебный процесс, а жить на занятиях вместе с детьми, помогать им, искренне радоваться их успехам. С первых же минут нужно найти правильную эмоциональную волну в общении с детьми. Оно должно быть лёгким, непринуждённым, доставлять взаимное удовольствие детям и педагогу. В этом случае ребята не испытывают дискомфорта, скованности, страха. Они естественны и искренне увлечены всем происходящим. В итоге таких музыкальных занятий ребёнок разительно меняется: он становится бодрым, радостным, активным и в предметной деятельности, и в общении.
Элементарное музицирование предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям младшего возраста.
Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов, выполняя роль музыкальных игрушек, помогают понять, откуда и как рождается звук.
Любая программа обучения и воспитания в детском саду наряду с пением, музыкально- ритмическими движениями и слушанием музыки, включает в себя знакомство детей с музыкальными инструментами. Для детей младшего возраста цель обучения состоит в том, что они узнают по звучанию и называют – погремушку, бубен, дудочку, барабан, колокольчик. Малыши умеют звенеть громко и тихо, ударять в инструмент по показу воспитателя. Все навыки по игре на данных инструментах и порядок знакомства с ними подходит и для работы с шумовыми инструментами. Но за время работы над этой темой, я всё больше склоняюсь к тому, что для детей младшего возраста именно «шумелки» дают возможность развития в творчестве и знакомстве с окружающим миром. Во многом это зависит от доступности материала и возможности использовать навыки, накопленные ребёнком в свободной деятельности. Но чтобы музицирование не свелось к простому шумению, скрипению и стуку необходимо, как и в любом обучении, соблюдать последовательность и закономерность. Для того, чтобы заинтересовать и научить детей игре на шумовых инструментах, необходимо использовать принцип концентричности, когда на начальные знания и умения наслаиваются всё новые и новые знания, постепенно усложнять задачи и упражнения.
За время своей работы над этой темой, у меня сформировались методы знакомства с шумовыми инструментами адаптированные для детей раннего и младшего возраста.
На начальном этапе необходимо познакомить детей с шумовыми инструментами: трещотками, погремушками, колокольчиками, палочками... Поскольку все инструменты как-то шумят, то для удобства их различия во время работы с ними, малышам легче называть их по внешнему признаку, то есть учитывать из какого материала они сделаны: мешочки, бутылочки… На занятиях необходимо познакомить детей с выразительностью звучанием инструментов, заинтересовать их.
Когда накоплен первый слуховой опыт и проведена предварительная работа, нужно показать детям правильные способы игры на инструментах, учитывая их возраст, уровень развития и способности. Первоначально часто приходится работать индивидуально, чтобы дети усвоили навык игры на инструментах, были готовы к совместной деятельности. Когда все дети достаточно хорошо держат инструменты в руках, знают основные способы игры на них, можно продолжать фронтальную работу.
Наличие стольких громких игрушек подразумевает обучение детей не только умению извлекать звук в нужный момент, регулировать динамику звучания, но и умение вовремя останавливаться, соблюдать тишину, чтобы услышать объяснения педагога. И для малышей это является особо трудной задачей. Чтобы обълегчить понятие правил, помогают такие методы:
- погремушечка «спит» - дети держат игрушку одной рукой, кладут её на колени и «укрывают» другой рукой.
- колокольчик - зажимают в кулачке
- палочки, ложки и трещотка - не «трогают» друг друга.
При регулярной работе с шумовыми инструментами у детей вновь набранной 1младщей группы для организации и создании рабочей атмосферы (сюда входит первоначальное знакомство с шумелками и умение детей выполнять просьбы воспитателя, а так же спокойная обстановка на занятии), в среднем уходит не более двух месяцев. Если дети посещают детский сад не первый год, то времени на это требуется гораздо меньше. Обучение малышей игре на шумовых инструментах подразумевает наличие взаимопонимания, контакта музыкального руководителя и воспитанников. У детей постепенно воспитывается умение сосредоточиваться, быть внимательным, реагировать на сигналы педагога: начали, тихо, закончили, игрушки успокоились и. т. д. Конечно, возможности у детей 2-3 лет не такие уж и большие и работу необходимо проводить в последующих возрастных группах тоже. Но и за один-два года обучения нам удаётся достичь определённых результатов.
Немаловажное значение имеет организация занятий, предварительная подготовка, оборудование. Нельзя пренебрегать безопасностью самодельных инструментов. Дети младшего возраста имеют потребность попробовать всё на «зуб», поэтому все «шумелки» должны соответствовать нормам безопасности: никаких мелких деталей, откручивающихся крышек (которые дают доступ к наполнителям, а это может быть горох, пуговицы, бусины и.т.д.) и никаких отрывающихся наклеек. Исключением являются игрушки-шумелки, предназначенные конкретно для показа педагогом. Они отличаются большим размером, сложным, трудоёмким методом оформления. Такие инструменты малышам в руки не дают. Не нужно стремится к большому количеству вариантов «шумелок», главное, чтобы они отличались друг от друга не только внешним видом, но и звуком, а так же способом извлечения из них звука. За время работы у меня образовалось несколько самых востребованных и удобных в обращении инструментов:
- «колокольчик» - горлышко от маленькой пластиковой бутылочки с закреплённым внутри колокольчиком.
- «шуршунчик» - тканевый мешочек (размером 6 на 12 см.) с наполнителем из шуршащей бумаги.
- «гремелочка» - коробочка из шоколадного яйца, наполненная пуговицами. Резинка проходит через коробочку. Дина петли должна подходить для одевания игрушки как на туфелек ребёнка и для ладошки.
- «бутылочка» - бутылочка из- под йогурта «растишка» с крышкой. Внутри горох.
- «трещётка» - деревянная дощечка (12 на 20 см.) с набитыми на неё брусочками.
- деревянные палочки, деревянные ложки.
Безусловно, количество инструментов должно быть по количеству детей. Если работаем с одной игрушкой, то раздать можно каждому в руки, при большом количестве необходимых «шумелок» - поднос или коробочка для индивидуального использования. Удобней всего детям располагаться сидя по кругу на ковре: хороший обзор, свобода движений и быстрый доступ к инструментам (игрушки не падают на пол).
За время работы с шумовыми инструментами определились этапы в освоение музыкальных игрушек и обучения игре на них. Необходимо соблюдать последовательность по усложнению материала. Для всех видов инструментов нужно придерживаться такого порядка:
- Знакомство с инструментом (показ педагога), рассматривание его внешнего вида, название, наличие определённого звука и правила обращения: как держать, что делать чтобы он звучал, сопоставление его с музыкальным произведением.
- Рассматривание инструментов непосредственно детьми, манипуляции с ним, «проба» на звук. Озвучивание несложных игр, использование двухчастных форм произведений, где используется не более двух видов извлечения звука.
- Разучивание с большим количеством инструментов более сложных игр, потешек, доступного для малышей шумового оркестра. Озвучивание сказок «шумелок».
- Творчество детей.
Рассмотрим несколько примеров с конкретными шумовыми инструментами, порядок работы поэтапно, как было сказано выше. Начнём с «мешочка», хотя первая часть похожа для всех видов инструментов.
Музыкальный руководитель знакомит детей с данным инструментом.
Для показа методов извлечения звука можно использовать любую танцевальную мелодию («полянка», «ах вы сени», «как у наших у ворот»), где на каждую часть меняется способ озвучивания.
(стучать по мешочку, сжимать и разжимать, давить на него одним пальцем и всей ладошкой, движения «постираем»…)
Как в лесу в лесочке - сжимают и разжимают
Белка шла с сыночком
А за ними зайчики - хлопать по мешочку.
Прыгали как мячики
«Зима»
Вот пришла к нам зима вся бела - нажимают пальчиком.
И сугробы она намела - сжимают и разжимают рукой
Мы на санки сядем гоп-гоп-гоп - катают между ладонями
Весело покатимся и в сугроб. - Хлопают всей ладошкой по мешочку.
«Зайка - растеряйка» (шумовые инструменты по количеству детей, зайка би-ба-бо за ширмой)
Зайчик: Здравствуйте, детишки, вот и я, зайчишка
Очень к вам я торопился, вас порадовать хотел,
Только со своим подарком с горки кубарем слетел.
Все игрушки перепутал, а в коробке тарарам
Помогите мне детишки всё разложить по местам!
Зайчик прячется за ширмой и звучит каким-нибудь инструментом, дети по слуху его определяют и находят у себя такой же. В конце игры под музыку зайка пляшет, а дети подыгрывают на любом инструменте.
Игры с «бутылочкой»
«Пирожок»
Раз, два, три, четыре стучат об ладошку
Тесто замесили гремят над головой
Раскатали мы комок катают между ладонями
И слепили пирожок перекладывают с одной ладошки в другую
Из печи достали ставят перед собой
Остывать поставили машут на бутылочку руками
Приходите все сюда разводят руки
Мы дадим вам пирога четыре хлопка над головой.
Деревянные палочки.
2. тик-так, тик-так ходят часики вот так –палочки вверху тикают влево-вправо.
Туки- так, туки- так, так колёса стучат- палочка об палочку.
Туки –ток, туки- ток, так стучит молоток –стучат по ковру одновременно двумя палочками
Младший возраст самоценен тем, что он позволяет ребёнку музицировать по собственному желанию. В этом возрасте музыкальные инструменты только начинают выступать для ребёнка в своём основном значении. Они нужны прежде всего не для игры, а для общения.
Список используемой литературы:
- М. Трубникова «Играем в оркестре по слуху» - Москва, 2000г.
- Л. Виноградов «Музыка как наука общения и воображения» «Детский сад со всех сторон» № 29 - 2007г.
- Т. Тютюнникова «Шумовой оркестр снаружи и изнутри» - «Музыкальная палитра» №6, 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей воспитанников по сенсорному развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста в домашних условиях через предметы ближайшего окружения.
В методических рекомендациях,которые доступны для понимания не только воспитателей,но и родителей воспитанников, дано подробное описание работы по сенсорному развитию детей раннего и младшего до...
Логопедическая работа по преодолению ОНР у детей раннего и младшего дошкольного возраста
Логопедическая работа по преодолению ОНР у детей реннего и младшего дошкольного возраста...
Опыт работы по теме «Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Сенсорное развитие ребёнка....
Тема:«Организация работы по художественно-эстетическому развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО»
Планирование и организация занятий в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»...
Рекомендации для родителей СЕНСОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье дается разнообразный практический материал с комментариями и методическими рекомендациями по разным видам сенсорно-двигательных игр (тактильных, тестовых, музыкально-ритмических) для раннего ...
Рекомендации для родителей СЕНСОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье дается разнообразный практический материал с комментариями и методическими рекомендациями по разным видам сенсорно-двигательных игр (тактильных, тестовых, музыкально-ритмических) для раннего ...
Рекомендации по работе с шумовыми инструментами у детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Главная цель всего воспитания и обучения - становление личности, способности преобразовывать окружающий ...