Методы воспитания детей дошкольного учреждения
презентация
(Слайд 1)
Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания.
В центре воспитательного процесса находится ребенок – воспитуемый. По отношению к нему как к объекту воспитания педагоги и воспитатели выступают субъектами воспитательного процесса, воздействующим на личность с помощью специальных методов и технологий воспитания.
(Слайд 2)
В последнее десятилетие в педагогической теории существует понятие технологий обучения и воспитания.
Применение педагогических технологий в образовании – это четкое определение участниками педагогического процесса целей и задач взаимодействия с воспитанниками и обучающимися и пошаговое структурированное определение путей и способов их реализации. Таким образом, технология реализации педагогического процесса – это совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации различных видов деятельности детей, стимулирование их активности, регулирования и корригирования хода педагогического процесса и его текущего контроля.
(Слайд 3)
С помощью методов воспитания и развития детей корректируется их поведение, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. Методы воспитания направлены на целостное развитие и воспитание личности.
Поэтому естественно, что в воспитательном процессе с помощью методов воспитания педагог, воздействуя наличность, предусматривает развитие и воспитание не отдельных качеств, умений и навыков, а целостное формирование личности.
(Слайд 4)
Эффективность методов воспитания повышается, если они используются в процессе организованной разнообразной деятельности ребенка, так как только в деятельности возможно формирование и развитие определенных черт личности, умений.
(Слайд 5)
Методы воспитания только в том случае могут быть «инструментом прикосновения» (А.С. Макаренко), если воспитатель правильно находит оптимальный вариант их сочетания, если он учитывает уровень развития и воспитанности детей, их возрастные особенности, интересы, стремления. Особенно важно при подборе методов воспитания знать мотивы поведения и деятельности детей. Здесь недостаточно простого наблюдения за детьми, нужны специальные диагностические методики.
(Слайд 6)
В педагогической науке кроме понятия «метод» используются и такие понятия, как «средство», «прием» воспитания.
Прием – это частное проявление того или другого метода. По отношению к методу воспитания он носит подчиненный характер. Можно сказать, что прием – это отдельное действие внутри конкретного метода.
Средство воспитания – понятие более широкое. Под средствами воспитания следует понимать все, что может использоваться в воспитательном процессе: предметы, технические средства, разнообразные виды деятельности, средства информации, игрушки, наглядные пособия.
Методы, приемы и средства настолько взаимосвязаны в воспитательном процессе, что практически невозможно провести между ними границу. Всем этим категориям, как и самому воспитательному процессу, свойственна подвижность, изменчивость.
(Слайд 7)
Группы методов воспитания:
1. Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок, суждений, идеалов).
2. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения.
3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения.
4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения.
1. Методы формирования сознания личности включают в себя разъяснение, беседу, рассказ, диспут, лекцию, пример.
Эти методы направлены на обогащение и развитие сознания детей знаниями об окружающей действительности, о прекрасном в природе и обществе, о нравственных правилах обучения, о труде взрослых. С помощью этих методов у детей формируются система понятий, взгляды, убеждения. Кроме того, названные методы помогают детям учиться обобщать свой жизненный опыт, оценивать свое поведение.
Главным инструментом здесь является слово. С помощью словесного воздействия на ребенка стимулируется его внутренняя сфера, и он сам постепенно учится высказывать свое мнение о том или ином поступке сверстника, литературного героя и т. д.
2. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения объединяют такие методы, как приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций.
Ребенок осваивает окружающую действительность, познает мир в процессе разнообразной деятельности. Деятельность в природной и социальной среде – непременное условие развития и воспитания личности.
3. К методам стимулирования и мотивации деятельности и поведения относятся: поощрение, наказание, соревнование.
Среди указанных методов наиболее употребительны в дошкольном образовательном учреждении – поощрение и наказание.
Поощрение – это способ положительной оценки поведения ребенка или группы детей. Поощрение всегда связано с положительными эмоциями. При поощрении дети испытывают гордость, удовлетворение, уверенность в правильном поведении и поступке. Переживая удовлетворение своим поведением, ребенок внутренне готов к повторению хороших поступков. Поощрение выражается в виде похвалы, одобрения.
Наказание принято считать дополнительным методом воспитания. Само наказание связано с осуждением отрицательного поступка, отрицательного отношения к той или иной деятельности. Оно направлено на корректирование поведения ребенка. Если этот метод используется правильно, то он должен вызывать у ребенка желание не поступать плохо, формировать умение оценивать свое поведение. Главное – наказание не должно вызывать у ребенка страдания, отрицательных эмоций.
К методу наказания воспитатели должны относиться очень осторожно. Следует учитывать, что в современных условиях дети очень импульсивны, они эмоционально реагируют на любое наказание. При наказании ни в коем случае нельзя изолировать ребенка от группы сверстников, а некоторых детей нельзя осуждать в присутствии других.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/12/16/slayd0001.gif)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/12/16/slayd0002.gif)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/12/16/slayd0003.gif)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/12/16/slayd0004.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/12/16/slayd0005.gif)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/12/16/slayd0006.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/12/16/slayd0007.gif)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/12/16/slayd0008.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/12/16/slayd0009.gif)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/10/picture-773711-1539142002.jpg)
Методы воспитания детей дошкольного возраста
Вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребёнка...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/02/picture-868152-1641138290.jpg)
Групповая консультация для родителей "Методы воспитания детей дошкольного возраста"
Воспитание детей-сложный, ответственный процесс. Поэтому данная консультация напрвлена была на повышение родительской компетенции в рамках знакомства с методами воспитания....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/21/picture-950342-1505963496.jpg)
Особенности и методы воспитания детей дошкольного возраста
статья адресована родителям, но будет интересна и педагогам дошкольных учреждений...
Методы воспитания детей дошкольного возраста
Хорошо, если взрослые обучают и воспитывают детей, направляют их развитие без насилия, уважая личность ребенка. Надо внимательно и чутко выявлять интересы, склонности детей, поддерживать и разви...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/09/picture-1337045-1623227737.jpg)
Опыт работы "Внедрение регионального компонента музыкальное воспитание детей дошкольного учреждения"
В опыте представлена система работы по музыкальному воспитанию детей через внедрение программы "Наш дом - Южный Урал" (под редакцией Е.Бабуновой)...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/02/picture-1082689-1693647772.jpg)
Задачи музыкального руководителя в музыкальном воспитании детей дошкольного учреждения
Главная задача музыкального воспитания на этапе дошкольного детства – это развитие его эмоциональной сферы, имея в виду, прежде всего самый общий план психического развития ребёнка....