Семинар-практикум для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта воспитанников»
материал
Эмоциональный интеллект относится к способности идентифицировать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других. Эмоциональный интеллект включает в себя как минимум три навыка: эмоциональное осознание или способность определять и называть свои эмоции; способность использовать эти эмоции и применять их к таким задачам, как мышление и решение проблем; способность управлять эмоциями, которая включает в себя как регулирование собственных эмоций, когда это необходимо, так и помощь другим в том же.
Эмоционально интеллектуальный человек осознает все свои эмоциональные состояния, даже негативные, разочарование, грусть или злость, и способен идентифицировать их и управлять ими для эффективного решения задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnyy_intellekt_trening.docx | 159.35 КБ |
emotsionalnyy_intellekt.ppt | 76.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида № 37 «Лучик»
Семинар-практикум для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта воспитанников»
Подготовила: Педагог-психолог: Подзолкова М. О.
Химки - 2021
Семинар-практикум для педагогов
"Развитие эмоционального интеллекта воспитанников".
Цель: расширять представления педагогов о формировании эмоционального интеллекта.
Задачи:
1.Ознакомить педагогов с некоторыми образцами игр с ребенком.
2. Вовлечь педагогов в игровую деятельность.
Форма проведения: семинар-тренинг.
Оборудование: бейджи, живой цветок, листы бумаги формата А4, музыка среднего темпа
Ход семинара.
Организационный этап
1. Оформление бейджей.
2. Игра «Веселая Вера»
Цель: познакомить участников друг с другом, сформировать у них положительный настрой.
Участники сидят в ругу. Каждый участник называет свое имя и качество , начинающееся на ту же букву, что и имя. Например "Я Вера . Я веселая".
3. Правила работы в группе. Ведущий озвучивает правило, а участники голосуют.
Предлагаемые правила: «говорить по одному», «уважать мнение другого», «соблюдать временной регламент» и др.
Основной этап
Ведущий оглашает тему семинара, кратко рассказывает о целях и задачах.
Далее следует теоретическая часть:
"В последнее время понятие “Эмоциональный интеллект” распространилось почти во всех сферах нашей жизни. Мы, педагоги, воспитатели, должны уделять внимание не только умственному развитию детей, но и развитию эмоциональному. Но что значит “эмоциональный интеллект” и как развить его у детей?
Эмоциональный интеллект относится к способности идентифицировать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других. Эмоциональный интеллект включает в себя как минимум три навыка: эмоциональное осознание или способность определять и называть свои эмоции; способность использовать эти эмоции и применять их к таким задачам, как мышление и решение проблем; способность управлять эмоциями, которая включает в себя как регулирование собственных эмоций, когда это необходимо, так и помощь другим в том же.
Эмоционально интеллектуальный человек осознает все свои эмоциональные состояния, даже негативные, разочарование, грусть или злость, и способен идентифицировать их и управлять ими для эффективного решения задач.
Почему эмоциональный интеллект важен для ребенка?
Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения любой деятельностью. Иначе говоря, эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка.
Эмоции носящие негативный характер, при определенных условиях способствуют возникновению отрицательных смысловых установок, перестройка которых, по мнению А.Н. Леонтьева и Л.В. Запорожца, возможна лишь при изменении места человека в системе общественной деятельности. Будучи даже не всегда, осознаваемыми, это установки тормозят готовность человека действовать активно и в нужном направлении, подавляют его творческий потенциал.
Так, свойственные ребенку положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость, восхищение, симпатия, сострадание) способствуют развитию таких черт характера, как оптимизм, доброжелательность, жизнерадостность, великодушие. Если же закрепляются отрицательные переживания (раздражение, недовольство, отчаяние, разочарование, страх), это может способствовать появлению таких черт личности, как агрессивность, боязливость, малодушие, пессимизм и т.п.
При помощи развития эмоционального интеллекта, дети смогут:
- Развить самосознание,
- Справляться со стрессом,
- Повысить мотивацию,
- Эффективно общаться,
- Принимать правильные решения.
Очень сложно придумать одну конкретную методику, которая поможет всем детям развить свой эмоциональный интеллект, независимо от возраста и темперамента. Однако, есть несколько полезных и распространенных игр, которые можно использовать в процессе воспитания и обучения, при этом не тратя слишком много времени."
4. Игра «Сегодня я такая…»
Цель: познакомить педагогов с игрой, направленной на осознание и принятие своих собственных чувств.
Ведущий предлагает участникам рассказать о том, что они чувствовали сегодня: «Сегодня я чувствовала радость (грусть, любопытство, злость…), когда...».
Методические комментарии. Суть этой игры с ребенком заключается в том, чтобы каждый день ребенок сам выбирал эмоцию сегодняшнего дня. Для этого распечатайте все эмоции популярного персонажа, которые он и будет выбирать для обозначения своих переживаний.
5 Игра "Лампочки интересов".
Ведущий раздает каждому участнику лист размером А4, на котором изображена лампочка и просит нарисуют в лампочках свои любимые занятия или то, чем бы они очень хотели заниматься.
Далее игра может развиваться по следующим сценариям:
1. Если участники хорошо знакомы друг с другом ( проводится внутри одного коллектива), то ведущий собирает готовые работы и вновь раздает их участникам в случайном порядке (важно следить, чтобы у участника не оказалась его собственная работа) и предлагает угадать, чья работа у них.
2. Если люди мало знакомы друг с другом , то из работ устраивается выставка, участникам предлагается "посетить" ее, выделить для себя наиболее интересные лампочки, найти общие увлечения.
Методические комментарии.
Эта игра позволяет знакомиться с интересами детей и их хобби. Осознавая свои интересы, а через них и свои таланты, ребенок учится понимать себя, свои сильные стороны и свою уникальность.
Если игра проводиться с младшими детьми или детьми, испытывающими сложности в рисовании, можно показать им несколько лампочек с разными картинками в них. Пусть они выберут те лампочки, в которых находятся интересные занятия для них. А потом уже пусть раскрасят эти лампочки разными цветами.
6.Упражнение «Мои качества».
Цель: познакомить педагогов с игрой, направленной на осознание ребенком того, что в каждом человеке есть как отрицательные, так и положительные качества.
Ведущий: «Я буду называть качество, а вы жестами будете показывать, есть ли оно у вас:
- положите руки на грудь те, у кого есть искренность;
- встаньте и помашите мне рукой те, в ком есть такое качество как отзывчивость;
- троньте себя за ухо те, в ком встречается лень;
поднимите руки вверх те, кто умеет радоваться;
- сожмите руки в замок, у кого встречается зависть;
- протяните руки ко мне те, кто очень добрый;
-закройте руками лицо те, кто часто злится;
- встаньте и промаршируйте те, в ком есть такое качество как смелость;
Спасибо за честные ответы.
Методические комментарии. Детям, после этой игры, нужно обязательно напомнить, что в каждом человеке есть
7. Упражнение «Я тебя понимаю».
Участники группы садятся полукругом. Перед ними в центре стоит стул. Инструкция: «Сейчас на этот стул по очереди будут садиться некоторые из нас и "говорить” по телефону. При этом они не будут произносить ни одного слова вслух." Далее ведущий приглашает участника занять стул, дает ему конверт, в котором есть указания на то, с кем сейчас состоится разговор (например: "вам позвонили и сообщили, что вы выиграли в лотерею 1000000руб", "вам позвонил муж и поставил перед фактом, что через час к вам в гости придет свекровь", "вам позвонила подруга юности",
"вам позвонил педагого сына и сообщил о проблемах в поведении ребенка на уроках" и др.)
Задача группы - постараться понять, с кем и о чем идет разговор». Каждый разговор длится около минуты. После этого ведущий просит наблюдавших высказать предположения:
- С кем и о чем говорили?
- На какие признаки вы ориентировались, определяя, с кем разговаривал тот или иной участник?
8. Игра «Скульптор и глина» .
Ведущий дает инструкцию: «Для того чтобы понять и почувствовать друг друга, я предлагаю игру «Скульптор и глина». Участники разбиваются на пары. Один из них – скульптор, другой – глина. Скульптор должен придать глине форму (позу), какую захочет. "Глина" податлива, расслаблена, "принимает" форму, какую ей придает скульптор. Законченная скульптура застывает. Участникам не разрешается переговариваться.
После того как члены группы «слепили» свои скульптуры, ведущий организует дискуссию и задает следующие вопросы:
- Расскажите, как вы поняли образ, который лепили из вас? (вопрос к человеку, из которого «лепили скульптуру»).
- Дайте название своей скульптуре (вопросы «автору»).
- Какие мысли и чувства вы хотели выразить при помощи своей «скульптуры?»
9. Упражнение «Уверенные, неуверенные и агрессивные ответы».
Вступление ведущего :Какие чувства я испытываю большую часть времени? Понимаю ли я, чем вызвано то или иное чувство? Подавляю ли я те чувства, которые в нашем обществе считаются негативными (гнев, зависть, разочарование и пр.)? Почему? Знаю ли я, как правильно, конструктивно выражать свои чувства? Предлагаю проверить.
Инструкция: Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в предложенной ситуации неуверенный, агрессивный и уверенный ответы. Представьте, что друг «забыл» вернуть деньги, которые он занял у вас. Агрессивное поведение может сопровождаться следующим высказыванием: «Я знал, что тебе нельзя доверять, когда ты обещал, что вернёшь деньги! Я хочу получить свои деньги!» Неуверенность в поведении может выражаться высказыванием типа: «Я знаю, что надоедаю тебе, но, как ты думаешь, не сможешь ли ты вернуть мне деньги в ближайшее время?» Уверенный ответ может быть таким: «Я считал, что мы договорились, когда ты обещал вернуть мне деньги сегодня. Буду признателен, если ты принесёшь деньги самое позднее в пятницу».
Далее предлагаются ситуации: ∙ Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Вы говорите…
∙ Собака вашего соседа помяла траву на вашем газоне. Вы подходите к соседу и говорите ему…
∙ Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас. Вы заявляете ему…
∙ Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним…
∙ Друг просит вас одолжить ему автомашину, а вы считаете его плохим водителем. Вы говорите ему…
Обсуждение упражнения. Анализ различий в уверенном, неуверенном и агрессивном поведении.
Заключительный этап.
10. Упражнение «Эмоции в красках».
Цель: актуализация эмоций, осознание роли эмоций в искусстве и повседневной жизни.
Ведущий: «Можно сделать свою галерею эмоций, где каждая картина – это эмоция, выраженная теми красками и композицией, которую вы выбираете, а можно просматривая картины великих художников почувствовать какие эмоции испытывал художник, рисуя картину. Я предлагаю первый вариант – нарисовать ту эмоцию, какую вы испытываете в данный момент…, по завершению нашего мероприятия».
Методические комментарии. С ребенком полезно рисовать одновременно и сравнить, какими у вас получились радость, грусть, злость.
11. Упражнение «Пирамида позитивных пожеланий».
Ведущий вытягивает вперед руку ладонью вниз и произносит пожелание группе. Участники поочередно кладут ладони на ладонь ведущего с пожеланиями, затем на счет «три» дружно вскидывают руки вверх красиво и позитивно.
Рефлексия: ведущий предлагает поделиться впечатлениями от сегодняшнего занятия.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект — это способность человека воспринимать, оценивать и понимать свои и чужие эмоции и умение управлять эмоциями. Эмоционально интеллектуальные люди могут хорошо владеть собой и эффективно налаживать взаимодействие с окружающими
Термин «эмоциональный интеллект» (ЭИ) появился в 1990-х годах. Исследователи Питер Саловей и Джон Майер определили его как группу ментальных способностей: способность к восприятию и выражению эмоций способность повышать эффективность мышления с помощью эмоций способность понимать свои и чужие эмоции способность управлять эмоциями
Есть несколько слоев эмоционального интеллекта. Базовый слой отвечает за выброс адреналина, ярость, страх. Эти реакции нужны для выживания организма. Детский плач, крик – это все проявления базового эмоционального интеллекта. Постепенно, по мере взросления у нас формируется следующий слой: мы начинаем сознательно относиться к эмоциям. Понимаем, что это важный ресурс. Высший уровень – способность и понимать эмоции, и управлять ими.
Наши инстинктивные реакции отвечают на вопрос «почему»: «Почему мне больно, страшно, весело?» Высший уровень предполагает появление цели: я не всегда буду импульсивен, резок, когда так хочется моей душе. Я остановлюсь и подумаю: стоит ли мне проявить гнев, чтобы добиться цели, или это приведет к ответной агрессии и я не добьюсь результата? Там, где нельзя управлять эмоциями, можно хотя бы использовать их энергию более эффективным образом.
Почему так важно развивать эмоциональный интеллект? В течении жизни ребенок будет испытывать множество эмоций. Важно научиться принимать себя и позволять себе испытывать разные чувства и уметь ими управлять. Для успешного социально-коммуникативного развития важно уметь распознавать эмоции других людей и уметь выбирать адекватные формы поведения. Развитие эмоционального интеллекта помогает учиться договариваться, учитывать интересы других, сопереживать.
Методика развития эмоционального интеллекта включает в себя 4 этапа. Эти этапы последовательны, и идут от простого к сложному. I Этап Знакомство ребенка с эмоциями. II Этап Ребенок учиться различать оттенки эмоций «плохие» и «хорошие». III Этап Ребенок учиться определять в себе оттенки эмоций. IV Этап Ребенок может описать свое эмоциональное состояние и учится достигать желаемого в адекватной форме.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей Тема: «Развитие эмоционально-волевой сферы старших дошкольников»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙТема: «Развитие...
Консультация для педагогов: "Развитие эмоционального интеллекта у детей"
для педагогов ДОУ...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Тема: «Развитие эмоционально - волевой сферы старших дошкольников посредством игры»
Познакомить родителей с особенностями развития эмоционально-волевой сферы ребенка старшего дошкольного возраста....
Семинар-практикум для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста»
Новейшие исследования, описанные в специальной литературе, показывают, что от степени развития эмоциональной компетентности зависит общее благополучие человека – его успехи и продвижение на рабо...
Доклад к семинару "Создание развивающей предметно - пространственной среды для развития эмоционального интеллекта воспитанников" (апрель 2022 г.)
Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа является правильно организованная предметно - пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно - развивающая среда....
Консультация для педагогов "Развитие эмоционального интеллекта детей на занятиях изобразительным искусством»
Справедливо принято считать, что каждый ребёнок от рождения обладает определёнными творческими задатками и способностями, надо только суметь их своевременно выявить и развить. Творческому развитию спо...
Консультация для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта дошкольников средствами арт-технологий»
Консультация для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта дошкольниковсредствамиарт-технологий»...