Мастер-класс по теме: «Игровые технологии в логопедической работе»
учебно-методический материал
Мастер-класс по теме: «Игровые технологии в логопедической работе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii.docx | 38.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по теме: «Игровые технологии в логопедической работе»
Автор: Веретенникова Ольга Ивановна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МДОУ «Детский сад № 43 комбинированного вида»
.Ход мастер-класса:
Презентация педагогического опыта.
Добрые день, уважаемые коллеги! Я предлагаю вам повысить свой профессиональный уровень и пополнить свою педагогическую копилку знаниями об игровых технологиях в логопедической работе. Пусть вас не пугают слова «логопедическая работа» ,ведь вы, как воспитатели ежедневно, даже можно сказать ежеминутно, проводите работу по развитию речевой активности детей.
Организовывая этот мастер - класс, я ставила для себя следующую цель:
знакомство с технологией проведения логопедических игр и упражнений с целью формирования у дошкольников лексико-грамматических представлений на основе игровых технологий в рамках обобщения и распространения педагогического опыта.
Так же выделила несколько задач:
1. Привлечь внимание педагогов к развитию лексико – грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста как необходимому условию успешной предшкольной подготовки.
2. Показать педагогам разнообразие игровых приемов по развитию лексико – грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
3. Продемонстрировать преимущества использования авторских пособий и игр по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
II. Основная часть.
Одними из главных принципов ФГОС ДО в работе педагогов ДОУ является:
• создание развивающей образовательной среды;
• осознание того, что игровая деятельность - ведущая в дошкольном
возрасте.
Развитие ребенка во всех его проявлениях неразрывно связано с речью.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако, в последнее десятилетие произошли большие изменения в образовательных структурах.
Появилось больше компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизоров и других гаджетов, стал доступным Интернет. Соответственно это изменило и формы общения, хотя потребности в общении сохранились на том же уровне. Все меньше дети разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет. Меньше разговаривают, глядя на человека, глаза в глаза, больше общаются по телефону.
Помимо всего этого, не только дети групп компенсирующей направленности, но и дети массовых групп имеют следующие психологические особенности:
1. Дефицит внимания;
2. Низкий уровень развития самоконтроля.
3. Низкий уровень познавательной активности.
4. Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность.
5. Особенности зрительно-пространственного восприятия.
6. Низкий уровень мотивации к обучению.
Эффективным средством при обучении детей являются игровые технологии.
Игра как форма деятельности способствует гармоничному развитию у ребенка психических процессов, личностных качеств, интеллекта,речи.
Я хочу подробнее остановиться на игровых технологиях направленных на формирование у детей лексико-грамматических категорий.
Сегодня я продемонстрирую вам дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий используя тему «Дикие животные»
Уважаемые взрослые давайте крепко закроем глаза и все вместе проговорим заклинание «Крибле, крабле бум», а когда откроем глаза, все увидят, что мы превратились снова в девочек .
Загадки
Цель: развивать способность отгадывать загадки, мышление детей.
Задачи: приучать детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству; развивает способность к анализу, обобщению; помочь увидеть вторичные значения слов.
формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения
расширять кругозор, обогащать словарный запас; развивать логическое мышление, находчивость; прививать умение работать в коллективе.
Отгадайте загадки…
- Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.(Ёж)
- Кто в дупле живёт в тепле?(Белка)
- Кто, позабыв тревоги, спит в своей берлоге?(Медведь)
- Кто осенью холодной ходит злой, голодный?(Волк)
- Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живёт, в деревне кур крадёт.(Лиса)
- Кто по зарослям идет,на ходу листву жует?
Лучше с ним гулять поврозь.Этот зверь — рогатый…(Лось)
- Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки, мчится что есть духу, хвост короче уха. Всех зверёк пугается, под кустом спасается(Заяц)
- Есть на речках лесорубы в серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины строят прочные плотины. (Бобры) - Веток хруст в лесу то тут, то там.
Ищет жёлуди…(Кабан)
- Лесники ее котят взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»
Потому что это ….(Рысь) - Стройный, быстрый, рога ветвисты,
Носится весь день.
Это ….(Олень) - Роет норы он умело, знает, любит это дело.
Потому кроту и друг,а зовут его …(барсук)
Ребёнок, отгадавший загадку получает маленькую картинку, с изображением животного.
Игра «Один - много»
Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Поиграем в игру…
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
Белка – белки – много белок
Медведь – медведи – много медведей
Игра «Назови ласково»
Цель: . формировать умение образования существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов
Ты дружочек не зевай,
Да животных приласкай.
Белка – белочка
Лиса – лисичка
Игра «Жадина»
Цель: формирование и закрепления навыка согласования притяжательных местоимений с существительными в числе и роде
Белка – моя белка
Медведь – мой медведь
Игра «Волшебник»
Цель: учить детей образовывать существительные с увеличительным значением при помощи суффикса -ищ-
Мы сейчас с вами превратимся в волшебников и будем маленькие части тела животных превращать в большие. Посмотрите, как мы это будем делать. Была у медведя лапа, мы посмотрим на нее через увеличительное стекло и она превращается в лапище. Теперь то же самое сделаем с другими частями тела: глаз, нос, хвост, усы.
Игра «Посчитай!»
Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными «один», «три», «пять».
Сколько их – всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.
Один медведь – три медведя – пять медведей
Один еж – три ежа – пять ежей
Одна белка – три белки – пять белок
Игра «Узнай зверя по описанию»
Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.
- Трусливый, длинноухий, серый или белый, пугливый , быстрый, серый, белый, ловкий, осторожный, короткохвостый… (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий, лохматый, косматый, большой… (Медведь.)
- Серый, злой, голодный, зубастый, клыкастый, хищный, лохматый (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая, пушистая ,ловкая, быстрая, шустрая (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая, быстрая, ловкая, красивая, пушистая, шустрая, прыгучая, … (Белка.)
Игра «Подбери словечко» (Какой? Какая?)
Цель: Формировать навык словоизменения при согласовании прилагательных с существительными;учить детей подбирать и называть слова-признаки.
Медведь (какой?) … (бурый, косолапый, неуклюжий ,лохматый, косматый, большой…)
Волк (какой?) … (серый, зубастый, злой,голодный, клыкастый, хищный, лохматый…)
Заяц (какой?) … (длинноухий, трусливый, пугливый , быстрый, серый, белый, ловкий, осторожный, короткохвостый…)
Лиса (какая?) … (хитрая, рыжая, пушистая ,ловкая, быстрая, шустрая…).
Какая белка? (быстрая, ловкая, красивая, пушистая, шустрая, проворная, прыгучая, рыжая…)
Какой ёж? (колючий, сердитый, ловкий, быстрый, смелый, умный…)
Какой лось? (крупный, высокий, рогатый, сильный, могучий,…)
Игра «Придумай слово»
Цель:учить образовывать сложные прилагательные
- Скажите, если у лисы длинный хвост, то как можно назвать её одним словом? Правильно, длиннохвостая.
- Если у зайца длинные уши? Длинноухий.
- Если у белочки короткие передние лапки. Коротколапая.
- У медведя толстые лапы. Толстолапый.
- У волка острые уши. Остроухий.
Дидактическая игра «Чего не хватает»
Цель: употребление существительных в родительном падеже единственного и множественного числа)
«Зимующие птицы»
-Художник нарисовал птиц. Посмотрите, чего не хватает у каждой птицы. Давайте исправим ее ошибки.
-У вороны не хватает черного хвоста. Она чернохвостая.
У воробья не хватает быстрых крыльев. Он быстрокрылый.
У сороки не хватает белых боков. Она белобокая.
У голубя не хватает сизых крыльев. Он сизокрылый.
У синицы не хватает желтой грудки. Она желтогрудая.
У дятла не хватает острого клюва. Он остроклювый.
Игра с мячом«Наоборот»
Цель: образование слов-антонимов.
Лось – большой, а заяц - … (маленький).
Волк – сильный, а белка - … (слабая).
У лисы хвост длинный, а у медведя - … (короткий).
- Волк хищное животное , заяц …( травоядное )
- Ёж травоядный, а волк… (хищный ) и т.д.
Лиса ловкая, а медведь ...
Игра «Подбери словечко»
Цель:учить детей подбирать и называть слова-действия
Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит).
Волк (что делает?) … (воет, убегает, догоняет).
Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит).
Я буду говорить слова, а вы поднимать карточку с тем животным про кого можно так сказать, не забывайте проверять свои ответы с изображением на экране:
- Воет-…
- Охотится -…
- Кусается-…
- Пугается-…
- Спит - …
- Хитрит-…
- Прыгает -…
- Крадется-…
- Запутывает следы - …
- Переваливается-…
Игра «Кто кем раньше был». .
Цель: Формировать навык словоизменения, закрепление формы творительного падежа существительных
Взрослые животные раньше были кем? (малышами, детёнышами).
- Медведь был кем? - медвежонком
- Лиса – лисенком
- Заяц – зайчонком
- Ёж – ежонком
- Волк – волчонком
- Белка – бельчонком
Дидактическая игра «Чей хвост?»
Цель: образование притяжательных прилагательных.
В давние давние времена жили звери, поживали. Но ни у кого в те времена не было хвостов. А без хвоста зверю ни красоты, ни радости. Однажды по лесу прошел слух: хвосты раздавать будут! Привезли много разных хвостов: больших и маленьких, толстых и тонких, длинных и коротких, пушистых и гладких.… И побежали звери со всех сторон, понеслись, помчались во весь дух за хвостами. ( Я, лиса, выбираю себе большой, пушистый, рыжий лисий хвост.Присоединяют хвосты к животному)
- У лисы – (лисий хвост) у волка – (волчий хвост)
- У зайца – (заячий хвост) у медведя – (медвежий хвост)
- У белки – (беличий хвост) у оленя – (олений хвост)
- У рыси – (рысий хвост) у лося – (лосиный хвост)
Игра «Четвертый лишний»
Цель: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.
На картинку посмотри, лишнюю назови
И свой выбор объясни.
Назовите лишнее животное и объясните почему
Белка, собака, лиса, медведь
Корова – волк – лиса – медведь.
Лиса – кошка – волк – медведь.
Волк – лиса - лошадь – белка.
Лиса – медведь – волк – собака
Игра «Составление рассказа-описания»
Цель: учить детей составлять рассказ-описание о животном с опорой на план-схему, развивать речь детей.
Дети составляют рассказ о внешнем виде дикого животного по плану.
Хочу представить вашему вниманию дидактическое пособие, которое я изготовила сама. Это дидактическое пособие имеет большой диапазон вариативности и многофункциональности, и обеспечивает вовлечение всех детей в коррекционный процесс.
Дидактическое пособие «Лабиринт»
Цель: развитие ориентации детей в пространстве; расширить словарь по теме; развивать умение составлять сложные, распространенные предложения, отработка предлогов от, к;
развитие внимания, логического мышления, самоконтроля.
Описание: Педагог объясняет детям, что такое лабиринт. Сначала предлагается ребёнку попробовать пройти самому с помощью путеводителя и указки. Затем следить за линиями лабиринта только глазами. Если ребенок справляется с заданием успешно, можно предложить выполнить следующее задание на время. В группе можно провести игру «Кто быстрее найдет…».
К 6-7 годам дошкольники без всякого предварительного обучения соотносят схематическое изображение лабиринта с реальным лабиринтом и используют его в качестве модели, облегчающей последующую ориентировку в реальном пространстве.
Игра «Осенний лес».
Учитель-логопед: Я предлагаю вам прогуляться по осеннему лесу. Вот схема леса ,а это тропинки . В нашем лесу 4 входа (показать). По этим тропинкам вы должны дойти до лужайки, там карточка по которой вы составите предложения об осени. Свои предложения вы начнёте словами «поздней осенью». А помогут вам путешествовать по осеннему лесу - путеводители.
Учитель-логопед: - Маша, найдет путеводитель 1.
Ребёнок: Иду к шишке, от шишки к грибочку и т.д
Посмотрите, у вас у каждого на столе лежат два шарика, один синий, а другой красный. Если вам понравились игры, то возьмите красный шарик и подумайте, какая игра вам понравилось, а если не понравилось играть, то возьмите синий шарик, и скажите, что же вам не понравилось.
А теперь нам нужно снова превратиться во взрослых, поэтому закрываем глаза и произносим волшебное заклинание.
3 – заключительная часть:
Таким образом использование дидактических игр в развивающей работе дает больше возможности для развития речи детей .
Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.
Спасибо всем за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов «Использование игровых приёмов в логопедической работе»
Мастер-класс для педагогического коллектива на тему«Использование игровых приёмов в логопедической работе с дошкольниками»Разработала учитель- логопедЗлобина А. А. МДОУ ДС «Тополёк»...
Консультация для родителей на тему: "Игровые технологии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"
Предлагаю Вашему вниманию серию игр, которые Вы можете легко применятьна практике со своими детьми дома, не затрачивая на это максимум времени....
Мастер-класс для педагогов "Игровые технологии в логопедической работе"
Опыт работы позволяет мне делиться своими наработками с коллегами....
Мастер класс для педагогов «Игровые технологии в логопедической работе»
Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она ис...
Мастер-класс для педагогов «Игровые технологии в логопедической работе»
Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью о...
Мастер-класс для педагогов "Использование игровых технологий для индивидуальной работы по постановке звуков"
В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются игровые технологии, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Психолого-педагогические исследов...
МАСТЕР-КЛАСС «ИННОВАЦИОННЫЕ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ».
Тема: Путешествие в страну "Звукляндию". ...