Патриотическое воспитание дошкольников
методическая разработка
Методическая разработкм содержит основные цели, задачи патриотического воспитания, понятие патриотизм, а также актуальность данной темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx | 32.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение
Рамонский детский сад общеразвивающего вида №1
Рамонского муниципального района
Воронежской области
Тема работы: Методическая разработка по теме:
Патриотическое воспитание дошкольников
Выполнила воспитатель:
Бичева Наталья Анатольевна
Рамонь 2021
Содержание:
- Введение……………………………………………………………..3 – 4стр.
- Цель и задачи патриотического воспитания ………………………5 – 7стр.
- Понятие патриотическое воспитание……………………………….8 стр.
- Актуальность патриотического воспитания……………………......9 стр.
- Особенности патриотического воспитания на современном этапе……10 -11стр.
- Планируемые результаты…………………………………………….12 стр.
- Вывод…………………………………………………………………..13 стр.
Любовь к родине не входит в комплект знаний,
обязательных, для «успешного дошкольника».
Но это не значит, что родителям не надо воспитывать
у ребёнка уважительное отношение к своей стране.
Оно может стать основой для целеустремлённости, уверенности в себе и эрудиции.
Главное – заинтересовать ребёнка.
Введение
Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и детей,
направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.
Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, который любит свою Родину, предан Отечеству, готовый служить ему своим трудом и защищать его интересы.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного
образовательного учреждения. В настоящее время очень много методической литературы по данному вопросу и это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Главной задачей дошкольных образовательных учреждений, заложенной в «Программе обучения и воспитания в детском саду», является патриотическое воспитание детей.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, который находиться в рамках конкретной социокультурной среды. С рождения люди инстинктивно, естественно, незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Основой для формирования патриотизма являются глубокие чувства любви и привязанности к культуре своей страны, своему народу, к своей земле.
Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.
Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это является патриотическим воспитанием как система целенаправленного воздействия.
В настоящее время поставлена задача по решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации. Опубликованы нормативные документы по данной теме, в том числе «Концепция модернизации Российского образования до 2010 года».
Приобщение детей к Государственной символике Российской Федерации — одна из приоритетных задач, которая нашла свое отражение в «Примерной общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей раннего дошкольного возраста».
В Программе говорится: «Воспитателю необходимо:
а) способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма — любви к семье, детскому саду, родной природе, соотечественникам;
б) осознанию себя как гражданина своей страны, уважительно и с гордостью относящегося к ее символике — флагу, гимну, гербу».
Невозможно воспитывать уважение и гордость к тому, о чем дети не имеют понятия. Отсюда следует, сама формулировка подразумевает глубокое знакомство детей-дошкольников с флагом, гербом, гимном. Понять, осмыслить, запомнить историю происхождения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции Государственных символов РФ — дело непростое даже для взрослых. Поэтому необходимы дополнительные занятия для подготовки детей-дошкольников к знакомству с данными понятиями.
Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы. А вот цели преследуемые в процессе воспитания патриотизма, можно разделить на 3 части:
- Образовательные
- Развивающие
- Воспитательные
К образовательным целям патриотического воспитания можно отнести привитие таких новых для дошкольников понятий, как:
а) материальная среда (географическое расположение родных мест: лес, горы, река, деревня в нашей стране, их характерные признаки и взаимосвязь);
б) социальная среда (семья, жители родного города, народы родной страны, патриот)
в) родная культура (язык, песни, стихи народов нашей страны, дружба народов, государственные праздники).
Чувство сопричастности семье, родному городу, стране и её жителям, природе своего края, культурному наследию народа – всё это следствие патриотического воспитания.
К развивающим целям патриотического воспитания дошкольников относится:
а) формирование связной речи, увеличение активного словарного запаса;
б) улучшение координации движений через игровую двигательную активность;
в) развитие логического и образного мышления через понимание взаимосвязи объектов и их соотношения (дом, город, район, страна).
Воспитательные цели патриотического воспитания дошкольников включают привитие:
А) навыков сотрудничества, помощи друг другу;
Б) любви к родной культуре и родным местам;
В) желание беречь и защищать родные места;
Г) уважение к культуре и родным местам других людей.
Отвечая на вопрос о том, какие приёмы можно использовать для организации непосредственной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию, приводится следующая таблица:
«Приёмы организации НОД по патриотическому воспитанию»
Приёмы организации НОД | Пояснение |
Перечисление любимых мест. Предложить детям назвать те места, в которых им нравится жить | Дети дают такие ответы как наш городской дом, дом в деревне у бабушки, палатка в лесу, квартира. Здесь задача педагога состоит в том, чтобы через варианты детских ответов провести обсуждение родной среды обитания с интеграцией их в более широкие понятия. |
Выделение групп людей. Использовать понимание детьми тех элементов социума, в котором они живут (семья, друзья, население) | Дать детям загадку, которая позволяет определить кто мы и вместе с детьми разобраться в том, что мы люди, дети, взрослые, жители своего края, россияне. Рекомендуется использовать в качестве подсказки изображения людей в национальных костюмах, государственных символов, карты страны. Обсудить вместе с детьми взаимоотношения людей, понять, лучше ссориться или дружить, лучше заботиться о любимом крае поодиночке или вместе. |
Патриотическое воспитание дошкольников – очень широкая тема. Сегодня воспитатели имеют возможность использовать в работе как опыт прошлых поколений, так и вносить собственные творческие идеи.
Воспитание необходимо строить так, чтобы масштабы восприятия патриотизма постепенно увеличивались от частного к общему. Ребёнку легче понимать патриотизм на близких и конкретных примерах и постепенно переходить к более абстрактным образам.
Увеличение масштабов может выглядеть на примере тем патриотических бесед и занятий:
- Наша семья
- Я люблю мой дом
- Мои друзья и мой двор
- Наш любимый город
- Моя улица и почему её так назвали
- Моя родная страна
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:
1.формирование нравственно-духовных особенностей личности;
2. формирование чувства гордости за свою нацию;
3.формированиепочтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;
4. формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым,
людям других национальностей.
Программа патриотического воспитания в дошкольных учреждениях
подразумевает организацию внутренней методологической
работы в этом направлении. Так как если педагог сам не испытывает чувства
любви к отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю
нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма
дошкольников.
Понятие патриотического воспитания
Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется
привязанностью к родному краю, народу, его традициям.
Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий,
направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к
родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою
Родину.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста — это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.
Педагог Л. Е. Никонова дает такое определение патриотическому воспитанию — это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
Актуальность патриотического воспитания
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально в условиях современности. Связано это с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население. Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых.
Патриотическое воспитание включает в себя следующие компоненты, которые наиболее актуальны:
- Отношение ребёнка к себе, как к полноправной личности;
- Формирование духовно-нравственных отношений;
- Формирование любви и уважения к Родине;
- Формирование любви к родному краю;
- Уважение своей семьи, как носителя семейной традиции.
Заповеди, на которых строиться работа по патриотическому воспитанию детей:
- Оберегай своё отечество;
- Овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа;
- Дорожи историей своего народа;
- Береги красоту своего края;
- Свято относись к символике своей страны.
Особенности патриотического воспитания
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.
С введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ключевым становится принцип интеграции, предполагающий взаимодействие образовательных областей, требующий переориентации педагогов с учебной модели организации образовательного процесса на совместную деятельность взрослых и детей. Вся деятельность основана на адекватных возрасту формах образовательной работы с дошкольниками — экспериментировании, проектировании, наблюдениях, введении проблемных ситуаций.
Дидактический смысл заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью.
Особенности патриотического воспитания подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными.
Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания — это шаг к возрождению России.
Проблема нравственно – патриотического воспитания - приоритетная задача организации воспитательно-образовательного процесса, в котором решающая роль принадлежит двум важнейшим социальным институтам – семье и дошкольному учреждению.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания.
Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из сложных направлений по следующим причинам:
- особенности дошкольного возраста;
- многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире;
- отсутствие концепции, теоретических и методических разработок
Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно — развивающая среда в группе.
Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому необходимо закрепить это чувство в много кратных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Критериями и показателями патриотизма являются:
- эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины);
- когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности);
- мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видами деятельности);
- практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим).
Для эффективной работы по воспитанию патриотизма детей дошкольного возраста необходимы следующие педагогические условия:
1.эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.
Данная среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.
2.Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи.
Выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников, а также в обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.
Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к само регуляции, само настрою на решение поставленных задач. Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.
"Патриотизм не должен быть каким-то эпическим достижением всей нации, и уж тем более привычкой, насильно насаженной кем-то обществу. Обыкновенный патриотизм потому так и называется, что у каждого гражданина государства он просто в крови и подсознании. И передавался он ему с молоком матери, объяснялся в детском саду, взращивался в средней школе и креп в студенческие годы."
Планируемые результаты патриотического воспитания
К планируемым результатам патриотического воспитания относиться:
- развитие у детей дошкольного возраста чувства любви к Родине, родному краю, детскому саду;
- формирование готовности к защите Родины;
- активизация творческого потенциала детей;
- привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию детей.
Патриотическое воспитание самая главная задача в наше время и важно чтобы наши дети действительно были настоящими патриотами своей страны, и могли гордиться своей страной, своим родным краем.
Вывод
Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны заботится о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твёрдо скажем о нём, что он патриот гражданин своей Родины!
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Суть патриотического воспитания: посеять и вырастить в душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех кого зовут соотечественниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно
Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...
Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».
laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...