Мастер-класс
консультация
Внедрение жетонной системы для формирования навыков дошкольников с РАС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnedrenie_zhetonnoy_sistemy_dlya_formirovaniya_navykov_doshkolnikov_s_ras.docx | 17.6 КБ |
Предварительный просмотр:
В последние годы неуклонно растет число детей с диагнозом расстройства аутистического спектра (РАС). В связи с данной социальной ситуацией существенно вырос интерес исследователей к проблеме формирования навыков у детей с особенностями развития.
Неспособность устанавливать нормальные социальные отношения - одно из наиболее серьезных нарушений, свойственных аутизму. Для детей, страдающих аутистическими расстройствами, типичны отклоняющиеся от нормальных или слабые проявления социального взаимодействия, а именно: неумение играть со сверстниками, активное избегание социальных контактов, а также невозможность инициировать и поддерживать взаимодействие.
Что же такое жетонная система поощрений? Это метод изменения поведения. С помощью жетонов осуществляется положительное подкрепление одного ребенка или группы детей. Жетоны выдаются после выполнения каких-либо задач или демонстрации желаемого поведения. В дальнейшем дети могут использовать заработанные жетоны для осуществления желаемых действий или получения доступа к определенным предметам.
Жетонная система поощрений может действительно способствовать большому успеху в работе с ребенком, если все сделано правильно. Если что-либо сделано неправильно, будьте готовы к тому, что ребенок не войдет в эту систему, не будет сотрудничать, и вы потеряете огромное количество времени. Поэтому проверьте перечисленные ниже рекомендации к тому, что можно делать, и чего делать нежелательно, чтобы убедиться в том, что ваша жетонная система поощрений действительно работает.
Рекомендуется:
• Выбирайте такое целевое поведение, которое не совместимо с проблематичным поведением. Первое, что нужно сделать при создании жетонной системы поощрений, это определить целевое поведение. Целевое поведение может касаться самого поведения (сидение на стуле, хождение по коридору и т.д.) или быть связано с академическими навыками (заполнение рабочих тетрадей, спокойное чтение и т.п.). Выберите поведение, которое ребенок не может проявлять одновременно с негативным поведением. Вы не можете тихо читать про себя, одновременно разговаривая с друзьями. Вы не можете ходить и бегать по коридору в одно и то же время.
• Включайте различные усилители. Преимущество жетонной системы поощрений заключается в том, что ее можно адаптировать для работы с самыми различными детьми. Таким образом, Вам необходимо включать в нее такие награды, которые являются мотивационными для каждого конкретного ребенка. Однако жетонная система поощрений не будет работать, если все усилители будут похожи. Вам необходим широкий спектр разных видов подкреплений, для мальчиков и для девочек, для различных интересов, усилители, обладающие более высокой ценностью, и т.п.
• Установите расписание для предоставления подкрепления. Определитесь, будете ли вы использовать режим подкрепления с временным интервалом или режим подкрепления, основанный на реакциях. При режиме подкрепления с временным интервалом вы можете использовать временные интервалы (т.е. каждые 5 минут, 10 минут и т.д.), и если ребенок в течение данного интервала демонстрирует целевое поведение, он зарабатывает жетоны. Режим подкрепления, основанный на реакциях, строится на продуцировании ребенком целевой реакции. Будете ли вы давать жетон за каждую целевую реакцию? Примерно раз в какое количество реакций? Каждые 5 реакций?
• Будьте последовательны в своем использовании жетонной системы поощрений с любыми детьми и в любой среде. Ваша цель - сделать эту систему последовательной. Дети быстро замечают, если вы не используете эту систему в определенных областях или некоторых обстоятельствах, и вы потеряете их сотрудничество.
• Будьте полны энтузиазма. Если вы считаете, что эта система глупая, и вы не верите в нее, ребенок последует вашему примеру. Ваша система жетонных поощрений является самым удивительным, захватывающим, и великолепным из всего того, с чем вы когда-либо сталкивались!
• Подготовьте визуализацию и план дифференциации. Убедитесь, что эта система является доступной для понимания ребенком. Сделайте ее визуальное изображение для детей с более низким уровнем развития рецептивной речи, чтобы они понимали, что от них ожидается, и как работает эта система.
• Убедитесь, что «стоимость» вашего усилителя адекватна. Для того чтобы установить адекватную стоимость, нужно понаблюдать за тем, как часто целевое поведение происходит в настоящее время. Таким образом, быстро соберите исходные данные. Если целевым поведением для ребенка является сидение за столом, выполнение своих заданий и поднятие руки вместо выкриков с места, обратите внимание на то, как часто такое поведение происходит (или не происходит), прежде чем реализовать жетонную систему поощрений.
• Сочетайте жетоны с похвалой. Это пригодится, когда придет время постепенного отхода от этой системы. Для некоторых детей похвала не является усилителем, так что вам нужно поработать над тем, чтобы превратить похвалу в подкрепление!
• Собирайте данные. Упростите этот процесс максимально, однако не забывайте периодически собирать данные, чтобы убедиться в том, что ваша система работает.
• Разработайте план постепенного ухода от данной системы поощрений. Это самая сложная и наиболее часто упускаемая из виду часть жетонной системы поощрений. Эта система в конечном итоге перестанет работать, если она не изменится! Кроме того, так как она представляет собой систему искусственного подкрепления, нашей целью всегда остается переход к натуральным усилителям. Постепенное прекращение использования данной системы может быть сложным процессом, и вы должны заранее его распланировать. Подумайте о новых усилителях, которые являются более «дорогими» (нужно больше жетонов, чтобы «купить» такой усилитель). Или, может быть, вам стоит удлинить время между тем, когда ребенок может «покупать» награды. Постепенно начинайте давать меньше жетонов – за каждые 8 ответов, затем за каждые 10 и т.д.
• Подбирайте жетоны, соответствующие возрасту ребенка.
Не рекомендуется:
• Не позволяйте ребенку оставаться «банкротом» без возможности заработать больше усилителей. Некоторые жетонные системы поощрений имеют «стоимость реакции». Это означает, что ребенок может потерять баллы за проявление определенного «негативного» поведения. Это может быть полезно в случае некоторых детей, которые нуждаются в дополнительной мотивации, чтобы избежать потери очков или жетонов. Этим нужно пользоваться с осторожностью. Если ребенок потерял все свои очки, и он не имеет возможности заработать их снова – ему нечего терять. И тогда он дает волю проблематичному поведению.
• Не забывайте придерживаться системы подкреплений.
• Не устанавливайте слишком сложных задач или слишком много целевых поведений. Существует множество систем, которые настроены таким образом, что они идеальны для достижения каждой цели и решения каждой проблемы в классе или у ребенка.... но они настолько сложны, что педагог просто не способен их реализовать. Не забывайте, что вам еще предстоит проводить обучение в процессе реализации этой системы. Поэтому она должна быть максимально простой.
• Не делайте стоимость усилителя недостижимой. Кто будет работать над чем-то, чего слишком трудно достичь? Начните с таких целей, которые ребенку будет легко достичь, а затем постепенно усложняйте их.
• Не оставляйте действующую систему без изменений.
Начинаем работу с тестирования мотивационных стимулов. Ребенку предлагаются различные мотивационные предметы, которые могут его заинтересовать. Когда ребенок выбирает один предмет, с которым не желает расставаться, подводим его к столу и мягко, но настойчиво забираем мотивационный предмет с условием, что сначала собираем жетоны, затем предмет.
На первом этапе выдаем жетоны за правильное положение рук на столе. Ребенок положил руки – получил жетон. Сначала выдаем жетон в ту же секунду, как ребенок выполнил условие, постепенно немного увеличиваем время. Когда собраны все жетоны производим обмен жетонницы на мотивационный предмет. Перерыв между сессиями равен или меньше по времени, чем сама сессия.
Когда схема отработана, выдаем жетоны за задание. Первый и последний жетон должны доставаться легко, а на промежуточных выдается задание.
Мотивацией для ребенка могут быть не только предметы, но и интересное для него времяпровождение (игра с телефоном, мыльные пузыри и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.
Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...
МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...
Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.
В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...