Рабочая программа ГКП
рабочая программа

Ковшарова Елена Владимировна

Рабочая программа разновозрастной группы кратковременного прибывания 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………….………………….1

1. Целевой раздел образовательной Программы……………................................2

1.1 Пояснительная записка………………….......................……........…......................2

1.2 Цель и задачи рабочей программы….......................……........…...........................4

1.3 Цель и задачи по образовательным областям........................................................5

1.4 Возрастные особенности детей 1 -7 лет................................................................19

1.5 Принципы и подходы в организации образовательного процесса.....................22

1.6 Планируемые результаты освоения программы воспитанниками группы........23

2. Содержательный раздел Программы ........…….........…….........……...............26

2.1 Описание образовательной деятельности ………………………………………..26

2.2 Формы и виды организации образовательного процесса…………………….…28

2.3 Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с детьми в группе кратковременного пребывания....................................................................................30

3. Организационный раздел Программы...............................................................31

3.1  Режим дня группы кратковременного пребывания............................................31

3.2Примерный учебный план организованной образовательной деятельности воспитанников в группе кратковременного пребывания.....……........…….............31

3.3 Развивающая среда группы....................................................................................32

3.4 Примерный список литературы для чтения..........................................................34

4. Работа с родителями...............................................................................................36

1. Целевой раздел образовательной программы

1.1 Пояснительная записка

Реформы системы образования предъявляют новые требования к планированию и организации образовательного процесса в группе кратковременного пребывания. В соответствии с ФГОС, группа кратковременного пребывания - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально - практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни и видах деятельности. Основная задача воспитателя - наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Особенно актуальна эта задача для воспитателя разновозрастной группы кратковременного пребывания. Основываясь на этих положениях, разработана рабочая программа образовательной работы для разновозрастной группы кратковременного пребывания, предполагающая реализацию положений ФГОС, направленных на психолого-педагогическое сопровождение развития личности ребёнка и организацию образовательной деятельности группы кратковременного пребывания в соответствии с новыми нормативными документами в системе дошкольного образования.

Рабочая образовательная программа разработана для построения системы педагогической деятельности разновозрастной группы, обеспечения гарантии качества содержания, создания условий для практического освоения задач образовательных областей, обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Рабочая программа рассчитана на 2021- 2022 учебный год.

Рабочая образовательная программа воспитателя дошкольной разновозрастной группы кратковременного пребывания при МБДОУ «Волоконовский детский сад №2 «Сказка» разработана в соответствии с:

-Уставом МБДОУ «Волоконовский детский сад №2 «Сказка»;

-Нормативными документами дошкольной группы МБДОУ «Волоконовский детский сад №2 «Сказка»;

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10. 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ от 14.11.2013 г., № 30384);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

- Приказ Министерства образования и науки России от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»,

Рабочая образовательная программа воспитателя обеспечивает развитие детей в возрасте от (4-7 лет) и от (1 – 3 лет) с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям:

- физическому,

- социально-коммуникативному,

- познавательному,

- речевому,

- художественно – эстетическому.

Программа разработана с учётом примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» ( Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).

1.2 Цель и задачи рабочей программы

   Цель рабочей программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности:

-игровой,

-коммуникативной,

-трудовой,

-познавательно-исследовательской,

 -продуктивной,

 -музыкально-художественной,

-чтения художественной литературы.

Задачи для достижения цели:

-способствовать благоприятной адаптации в детском саду, установлению положительных отношений с воспитателем и детьми в группе;

-Заботиться о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

-Создавать в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

-Использовать разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

-Творчески организовывать воспитательно-образовательный процесс;

-Вариативно использовать образовательный материал, позволяющий развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

-Уважительно относиться к результатам детского творчества;

-Соблюдать в работе детского сада и начальной школы преемственность, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.  

-Объединять подходы к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

1.3 Цели и задачи по образовательным областям

 «Социально-коммуникативное развитие»

«Социально-личностное развитие»

(от 1 до 4 лет)

-Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним.

 -Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать).

 -Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

 -Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».

-Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого.

-Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям.

 -Приучать детей не перебивать говорящего взрослого, формировать умение подождать, если взрослый занят.

 -Формировать у детей элементарные представления о себе, об изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада; закреплять умение называть свое имя.

-Обращать внимание детей на то, в какой чистой, светлой комнате они играют, как много в ней ярких, красивых игрушек, как аккуратно заправлены кроватки.

 -На прогулке обращать внимание детей на красивые растения, оборудование участка, удобное для игр и отдыха.

-Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.

-Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами. Знакомить с понятиями «можно — нельзя», «опасно». Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т. д.).

(от 4 до 5 лет)

К 5 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребенок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

 Совершенствуется умение пользоваться установленными формами вежливого обращения.

В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. В этом возрасте начинают появляться постоянные партнеры по игре. В общую игру может вовлекаться от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин.

Ребенок начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, правила игры и т. п.) - проявление произвольности.

У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений). Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков.

К 5-ти годам в элементарном выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями и животными) проявляется самостоятельность.

(от 5 до 6 лет)

Дети проявляют высокую познавательную активность. Ребенок нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Их речевые контакты становятся все более длительными и активными. Дети самостоятельно объединяются в небольшие группы на основе взаимных симпатий. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств).

Ярко проявляет интерес к игре.

В игровой деятельности дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре дети часто пытаются контролировать друг друга - указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж.

Ребенок пытается сравнивать ярко выраженные эмоциональные состояния, видеть проявления эмоционального состояния в выражениях, жестах, интонации голоса. Проявляет интерес к поступкам сверстников.

В трудовой деятельности освоенные, ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности.

(от 6 до 7 лет)

К семи годам у ребенка ярко проявляется уверенность в себе и чувство собственного достоинства, умение отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, данному слову, обещанию. Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Произвольность поведения — один из важнейших показателей психологической готовности к школе.

Самостоятельность ребенка проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, которые возникают в повседневной жизни (самообслуживание, уход за растениями и животными, создание среды для самодеятельной игры, пользование простыми безопасными приборами — включение освещения, телевизора, проигрывателя и т.п.).

В сюжетно-ролевых играх дети 7-го года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающих характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, болезнь и т.п. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое

пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем (например, ребенок обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама). Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее.

Семилетний ребенок умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника, учесть желания других людей; способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками. Ребенок семи лет отличается большим богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большей сдержанностью эмоций. Ему свойственно «эмоциональное предвосхищение» - предчувствие собственных переживаний и переживаний других людей, связанных с результатами тех или иных действий и поступков («Если я подарю маме свой рисунок, она очень обрадуется»).

«Познавательно-речевое развитие»

(от 1 до 4 лет)

Формирование элементарных математических представлений.

 -Количество.

 -Величина.

-Форма.

-Ориентировка в пространстве.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

 -Познавательно-исследовательская деятельность.

-Сенсорное развитие.

-Дидактические игры.

Ознакомление с предметным окружением.

-Вызвать интерес детей к предметам ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспортные средства.

 -Побуждать детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п.)                                                  

- Раскрывать разнообразные способы использования предметов. Способствовать реализации потребности ребенка в овладении действиями с предметами.

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч — синий мяч; большой кубик — маленький кубик).

  -Побуждать детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др. Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий (игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр.).

Ознакомление с социальным миром

-Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут. Вызывать интерес к труду близких взрослых. Побуждать узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, убирает комнату, приносит еду, меняет полотенца и т. д.). Рассказать, что взрослые проявляют трудолюбие, оно помогает им успешно выполнить трудовые действия.

Ознакомление с миром природы.

 -Знакомить детей с доступными явлениями природы.

 -Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их.

-Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их. Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме; подкармливать птиц.

-Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).

 -Помогать детям замечать красоту природы в разное время года. Воспитывать бережное отношение к животным.

-Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).

 Сезонные наблюдения

-Осень. Обращать внимание детей на осенние изменения в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.

 -Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.).

-Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.

-Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.

Развивающая речевая среда

 -Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми. Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях.

-Формирование словаря:

-Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения.

-Обогащать словарь детей:

-существительными

 -глаголами

-наречиями

-Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.

 Звуковая культура речи.

Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2–4 слов). Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания. Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

 Грамматический строй речи.

 -Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).

-Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2–4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»). Связная речь. -Помогать детям отвечать на простейшие («Что?», «Кто?», «Что делает?») и более сложные вопросы («Во что одет?», «Что везет?», «Кому?», 10 «Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?»). -Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта. -Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок. Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

 

Приобщение к художественной литературе

 -Читать детям художественные произведения, предусмотренные программой для второй группы раннего возраста.

 -Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения.

-Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.

 -Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.

 -Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений. Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого.

-Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.

 -Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах. Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

(от 4 до 5 лет)

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.

В речевом развитии детей 4-5 лет улучшается произношение звуков (кроме сонорных) и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится вне ситуативной.

В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. 5-ти летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простыне схематизированные изображения для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

(от 5 до 6 лет)

Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь: дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые; форму прямоугольников, овалов, треугольников. К6-ти годам дети легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти предметов разных по величине. Однако дошкольники испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. 5-6лет - это возраст творческого воображения. Дети самостоятельно могут сочинить оригинальные правдоподобные истории. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменять детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (2,4,6 сгибов); из природного материала.

(от 6 до 7 лет)

Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми спрашивают, кто это, есть ли у них дети и т.п.

У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей появляется особы интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.

К 7 годам дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными. Дети точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Усложняется конструирование из природного материала.

«Художественно-эстетическое развитие»

(от 1 до 4 лет)

 Приобщение к искусству.

-Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства, литературы.

-Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы. -Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок.

-Знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей.

 -Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и др.), их форму, цветовое оформление. Изобразительная деятельность.

-Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной.

-Рисование. Развивать восприятие дошкольников, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно, то одной, то другой рукой. Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора. 11 Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом кисти). Учить следить за движением карандаша по бумаге. Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами.

-Побуждать детей к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм. Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов.

 -Учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др.

-Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.

 -Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором рисует малыш.

-Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв кисточку в воде.

-Учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш — тремя пальцами выше отточенного конца, кисть — чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.

 -Лепка. Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой (отдавая предпочтение глине). Учить аккуратно пользоваться материалами. Учить дошкольников отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.). Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т. п. Приучать детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.

(от 4 до 5 лет)

На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно, музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отраженные в произведении искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом и т.д. У ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослыми и сверстниками. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунки становятся предметным и детализированным. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных. Дети могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать по окончании работы. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Дети могут вырезать ножницами по прямой, диагонали, к 5 годам овладевают приемами вырезывания предметов круглой и овальной формы. Лепят предметы круглой, овальной, цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц.

К 5-ти годам ребенок выполняет элементарные танцевальные движения (пружинка, подскоки, кружение и т.д.). Может петь протяжно, при этом вместе начинать и заканчивать пение. Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на инструменте). Дети делают первые попытки творчества.

(от 5 до 6 лет)

В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет). Старший возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью. В лепке детям не представляется трудности создать более сложное по форме изображение. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы разных пропорций.

Старших дошкольников отличает яркая эмоциональная реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия. Дошкольники могут петь без напряжения, плавно, отчетливо произнося слова; свободно выполняют танцевальные движения: полуприседания с выставлением ноги на пятку, поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке и т.д. Могут импровизировать, сочинять мелодию на заданную тему. Формируются первоначальные представления о жанрах и видах музыки.

 (от 6 до 7 лет)

В изобразительной деятельности детей 6-7 лет рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия; девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, и т.д. Часто встречаются бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.п. При правильном подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Предметы, которые дети лепят и вырезывают, имеют различную форму, цвет, строение, по-разному расположены в пространстве. Вместе с тем могут к 7-ми годам передать конкретные свойства предмета с натуры. Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях.

Значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки. Ребенок определяет, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение. Чисто и выразительно поет, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя). Дошкольник может самостоятельно придумать и показать танцевальное или ритмическое движение.

«Физическое развитие»

(от 1 до 4)

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

 -Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза — смотреть, уши — слышать, нос — нюхать, язык — пробовать (определять) на вкус, руки — хватать, 12 держать, трогать; ноги — стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — думать, запоминать. Физическая культура. Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.

-Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног.

 -Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.

(от 4 до 5 лет)

В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается.

Позитивные изменения наблюдаются в развитии моторики. Дошкольники лучше удерживают равновесие, перешагивая через небольшие преграды, нанизывает бусины (20 шт.) средней величины (или пуговицы) на толстую леску. В 4-5 лет у детей совершенствуются культурно-гигиенические навыки (хорошо освоен алгоритм умывания, одевания, приема пищи): они аккуратны во время еды, умеют правильно надевать обувь, убирают на место свою одежду, игрушки, книги. В элементарном самообслуживании (одевание, раздевание, умывание и др.) проявляется самостоятельность ребенка.

(от 5 до 6 лет)

Продолжается процесс окостенения скелета ребенка. Дошкольник более совершенно овладевает различными видами движений. Тело приобретает заметную устойчивость. Дети к 6 годам уже могут совершать пешие прогулки, но на небольшие расстояния. Шестилетние дети значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. У них обычно отсутствуют лишние движения, которые наблюдаются у детей 3-5 лет. В период с 5 до 6 лет ребенок постепенно начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом к 6 годам начинает доставлять ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший, ловкий» и т.д.). Уже начинают наблюдаться различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков - более прерывистые, у девочек – мягкие, плавные).

К 6 годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук. Некоторые дети могут продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком.

В старшем возрасте продолжают совершенствоваться культурно-гигиенические навыки: умеет одеться в соответствии с условиями погоды, выполняет основные правила личной гигиены, соблюдает правила приема пищи, проявляет навыки самостоятельности. Полезные привычки способствуют усвоению основ здорового образа жизни.

(от 6 до 7 лет)

К 7 годам скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. Ноги и руки становятся более выносливыми, ловкими, подвижными. В этом возрасте дети уже могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, выполнять сложные физические упражнения.

У семилетних детей отсутствуют лишние движения. Ребята уже самостоятельно, без специальных указаний взрослого, могут выполнить ряд движений в определенной последовательности, контролируя их, изменяя (произвольная регуляция движений).

Ребенок уже способен достаточно адекватно оценивать результаты своего участия в подвижных и спортивных играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость и поддерживает положительное отношение к себе и своей команде («мы выиграли, мы сильнее»).

Имеет представление о своем физическом облике (высокий, толстый, худой, маленький и т.п.) и здоровье, заботиться о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.

1.4 Возрастные особенности детей

От 1 до 4 лет

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, сотрудничество ребенка и взрослого, совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляется наглядно-образное мышление.      

  Развитие предметной деятельности связанно с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребёнка.

  В ходе совместной с взрослым предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение.

  Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослого в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослого к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослого. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу 3 -го года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками.

  В этом возрасте формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней - действия с предметами. Они совершаются с игровыми предметами, приближёнными к реальности. В середине 3 -го года жизни появляются действия с предметам и заместителями. Изобразительная деятельность. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить как-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - 13 окружности и отходящих от неё линий.

  На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет выполнять ряд заданий, выбирать 2-3 предмета по форме, цвету; различать мелодии; петь.

  Совершенствуется фонематический слух. К 3-м годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. К концу третьего года у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Его особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребёнка проблемные ситуации решаются путем реального действия с предметами. К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно- образного мышления. Ребёнок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т.п. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.

 В этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляется чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.

  Ранний возраст завершается кризисом трёх лет, ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого, у него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, нарушением общения со взрослым, упрямством и др. кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

От 4 до 5 лет

К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а также креативности.

Развивается инициатива, наблюдательность, умение планировать собственную деятельность, произвольность поведения.

Теперь ребенок стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.

Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела»

От 5 до 6 лет

С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе.

Ведущая функция – воображение, у детей бурно развивается фантазия. Воображение – важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека. Детей необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность, использовать воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию.

Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины. Дети называют не только основные цвета, но и их оттенки, знают формы. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора.

Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора

От 6 до 7 лет

В возрасте 6-7 лет происходят изменения в сознании, которые характеризуются появлением, так называемого внутреннего плана действий – способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане. К шести годам начинает закладываться условия для развития рефлексии – способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Самооценка у ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей потребностей детей данного возраста является общение. Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра. Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности психических процессов.

Развитие психических процессов.

Увеличивается устойчивость внимания – 20-25 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения. К 6-7 годам появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит себе цель: запомнить и вспомнить. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью таких приемов, как классификация, группировка. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Ребенок может выстраивать последовательный рассказ из 6-8 картинок. Старший дошкольный возраст характеризуется активизацией функции воображения – вначале воссоздающего (позволяющего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период – сенситивный для развития фантазии.

1.5 Принципы и подходы в организации образовательного процесса

-Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

 -Сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.)

-Принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).

-Принцип единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

 -Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

 -Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. -Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно 14 образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

-Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра).

-Принцип культурообразности: учитывание национальных ценностей и традиции в образовании.

 Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

1.6 Планируемые результаты освоения программы воспитанниками группы

От 1 до 4 лет

 -Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

-Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

-Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

-Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

-Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

 -Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку;

-Эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

-У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.)

От 4 до 5 лет

Продолжать работу по сенсорному развитию детей в разных видах деятельности.

Обогащать опыт детей новыми способами обследования предметов. Закреплять полученные ранее навыки их обследования.

Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Приветствовать попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы.

Учить использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т.п.); подбирать предметы по одному — двум качествам (цвет, размер, материал и т.п.).

Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо (разделил кубики поровну).

Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми (в частности, путем рассказа о том, чем хорош каждый воспитанник группы); образа Я (помогать ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят).

Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.

Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу. Закреплять навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место.

От 5 до 7лет

 Учить детей воспринимать предметы, выделять их разнообразные свойства и

отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.) и сравнивать предметы между собой. Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку, выбирая их из других предметов.

Продолжать знакомить детей с цветами спектра: красный, оранжевый,  желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические). Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно их называть. Показать особенности расположения цветовых тонов в спектре.

Продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы. Формировать умение обследовать предметы разной формы, выделять самую крупную часть, а затем более мелкие, соотносить их по величине. При обследовании включать движения рук по предмету. Совершенствовать глазомер.

Нравственное воспитание

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть,

трудиться, заниматься сообща; стремление радовать старших хорошими поступками.

Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости

(«здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д.). Побуждать использовать в речи фольклор (пословицы, поговорки, потешки и др.).

Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.

Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам: учить подавать им стул, в нужный момент оказывать помощь, не стесняться приглашать девочек на танец и т.д.

Воспитывать у девочек скромность, учить проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков.

Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

2. Содержательный раздел программы

2.1 Описание образовательной деятельности

Обр. обл. по ФГОС

Содержание образовательных областей

Деятельность педагога

Социально-коммуникативное развитие

1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО.

5. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

 6. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 1. Способствует усвоению норм и ценностей, принятых в обществе. 2.Способствует развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

3. Способствует становлению самостоятельности детей.

4. Развивает социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость.

5. Формирует основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

  1. Развитие интересов детей, их любознательности, познавательной мотивации.

2. Формирование познавательных действий, становление сознания.

3. Развитие воображения и творческой активности.

 4. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени движении и покое и т.д.)

5. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностей нашего города, традициях и праздниках.

6. Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

1. Развивает интересы детей, их любознательность, познавательную мотивацию.

2. Развивает воображение и творческую активность.

3. Формирует первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира.

4. Формирует первичные представления о малой родине и Отечестве.

5.Формирует первичные представления о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира

Речевое развитие

   1. Владение речью как средством общения и культуры.

2. Обогащение активного словаря.

3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

4. Развитие речевого творчества.

5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой.

7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

1. Обогащает активный словарь ребенка.

2. Развивает связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

3.Развивает речевое творчество детей.

4. Развивает звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух.

5. Знакомит с книжной культурой, детской литературой, добиваюсь понимания текстов на слух различных жанров.

Художественно- эстетическое развитие

1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

2. Становление эстетического отношения к окружающему миру.

 3. Формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

4. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

5. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

1.Развивает предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства мира природы.

2. Способствует становлению эстетического отношения к окружающему миру.

3. Формирует элементарные представления о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. 4.Способствует стимулированию сопереживания персонажам художественных произведений.

Физическое развитие

1. Приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, в т. ч. связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств.

2. Правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений.

3. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами.

4. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

1. Способствует приобретению опыта в двигательной деятельности детей, развиваю их координацию и гибкость.

2. Способствует правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации, выполнению основных движений.

3. Формирует начальные представления о некоторых видах спорта, знакомлю с подвижными играми и с их правилами.

4. Способствует становлению ценностей здорового образа жизни.

2.2. Формы и виды организации образовательного процесса

Формы образовательного процесса:

-организованная – образовательная деятельность;

-образовательная деятельность в ходе режимных моментов;

-самостоятельная деятельность детей;

-взаимодействие с семьями воспитанников

-игры;

-беседы;

-чтение х/л;

-наблюдение;

-экспериментирование;

-экскурсии;

-конструирование;

-праздники;

-собрания;

-наглядная информация и др.

Виды детской деятельности (ФГОС ДО)

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (п.2.7 ФГОС ДО)

Младенческий возраст (2 месяца – 1 год)

Дети раннего возраста (1 год – 3 года)

Дети дошкольного возраста (3 года – 8 лет)

1

Манипулирование с предметами

Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками

Игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры)

2

Непосредственное эмоциональное общение со взрослым

Общение со взрослым и сверстниками под руководством взрослого

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

3

Познавательно-исследовательские действия

Экспериментирование с материалами и веществами (песок, тесто и др.)

Познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)

4

Восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок

Восприятие художественной литературы и фольклора

5

Тактильно-двигательные игры

Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и т.д.)

Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)

6

Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал

7

Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)

8

Восприятие музыки, детских песен и стихов

Восприятие смысла музыки

Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах)

9

Двигательная активность

Двигательная активность

Двигательная (овладение основными движениями)

Схема развития любого вида деятельности

  1. Самостоятельная деятельность

                     ↓                    

  1. Затруднение

                     ↓

  1. Совместная деятельность со взрослыми (вместе, а потом рядом) и со сверстниками  

                     ↓

  1. Совместная деятельность со сверстниками

                     ↓

  1. Самостоятельность

2.3 Здоровьесберегающии технологии, используемые в работе с детьми в группе кратковременного пребывания

Цель здоровьесберегающих технологий: формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований и здоровьесберегающее поведение в повседневной жизни, эмоциональное благополучие, социальные навыки и уверенность в себе.

Задачи здоровьесберегающих технологий:

- Формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение в специально созданных и жизненных ситуациях;

 - Создавать психологически комфортную среду в группе;

- Обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями;

- Развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни;

 - Корректировать проявление эмоциональных трудностей детей 22 (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка)

- Дать представления о значении сердца, легких, мышц, языка, глаз, зубов в жизнедеятельности человека, условиях их нормального функционирования; - Развивать умения действовать в соответствии с усвоенными правилами;

-Уметь объяснять, выражая в речи, свое здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение.

Актуальность здоровьесберегающих технологий: жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

-физкультминутки во время ООД;

-физкультурные занятия;

-прогулка;

-солнечные ванны;

-дыхательная гимнастика;

-воздушные ванны;

-облегчённая одежда;

3. Организационный раздел Программы

3.1 Режим дня группы кратковременного пребывания

Режимные моменты

Время

Прием детей в группу. Взаимодействие с родителями. Индивидуальная работа.

11.00 -11.15

Непосредственно образовательная деятельность

11.15-11.30

11.35-12.00

Самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа, социальное развитие, организованные подвижны, ролевые, дидактические игры.

12.00-12.30

Занятия по развитию речи с логопедом

12.30-13.00

Познавательное развитие – чтение художественной литературы.

13.00-13.30

Подготовка к прогулке, прогулка. Беседа с родителями, уход домой.

13.30-14.00

3.2  Примерный учебный план организованной образовательной деятельности воспитанников в группе кратковременного пребывания

Образовательные области

Число занятий в неделю

Социально-коммуникативное развитие

Осуществляется в совместной деятельность взрослого с детьми, самостоятельной.

Познавательное развитие

2

Занятия с психологом

2

Речевое развитие

2

Чтение художественной литературы

ежедневно

Художественно- эстетическое развитие

2

Художественно- эстетическое развитие (музыка)

2

Физическое развитие

             2

 3.3 Развивающая среда группы

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:

 -реализацию различных образовательных программ;

-учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Развивающая среда построена на следующих принципах:

1) насыщенность;

2) трансформируемость;

3) полифункциональность;

4) вариативность;

5) доступность;

6) безопасность.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:

-игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

-двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

 -возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметной среды: детскую мебель, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к 25 играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования

3.4 Примерный список литературы для чтения

Русский фольклор

Подгруппа 1 (От 1 до 4 лет)

Песенки, потешки, заклички. «Наши уточки с утра…»; «Пошел котик на Торжок…»; «Заяц Егорка…»; «Наша Маша маленька...»; «Чики, чики, кички...», «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор...»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком...»; «Огуречик, огуречик...»; «Солнышко, ведрышко...». Сказки. «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр. М. Булатова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова.

Подгруппа 2 (От 4 до 7 лет)

«Волк и козлята», «Петушок золотой гребешок», «Лиса иволк»«По щучьему велению», «Царевна-лягушка», «Маша и медведь», «Серебрянное блюдечко-наливное яблочко», «Конек горбунок»,  «Сума, дай ума», «Федул и Маланья», «Тришка Сибиряк».«Скряга».«Сварливая жена».«Никонец_с того света выходец», «Кому горшок мыть», «Болтливая баба», «Бедняк, кулак и барин», «Чего на свете не бывает», «Мужик и царь»,  «Все у нас слова, бегут хорошо», «Каша из топора», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

«Сказка о мертвой царевне и о семи боготырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Подгруппа 1 (От 1 до 4 лет)

С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаровой; П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака; Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской; Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.

Фольклор народов мира  «Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Бу-бу, я рогатый», лит., обр. Ю. Григорьева; «Котауси и Мауси», англ., обр. К. Чуковского; «Ой ты заюшка-пострел...», «Ты, собачка, не лай...», пер. с молд. И. Токмаковой; «Раговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова; «Сапожник», польск., обр. Б. Заходера.

Подгруппа 2 (От 4 до 7 лет)

Овсит Дриз «Мы играем», С. Небольсина «Жан-дуралей», Язел Османис «Глаза, глаза, глаза», Братья Гримм «Храбрый портняжка», Кари мзе Жанэ «Сколько мне сегодня лет», Лилион Муур «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду», Чарз Диккенс «Волшебная сказка», Марсель Марльер «Красавица и чудовище»,С. Маршак «Про все на свете».

Произведения поэтов и писателей России Поэзия.

 А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла «Игрушки»), «Кто как кричит»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; Г. Лагздынь. «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар...»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане»); М. Лермонтов. «Спи, младенец...» (из стихотворения «Казачья колыбельная»); А. Барто, П. Барто. «Девочкаревушка»; А. Введенский. «Мышка»; А. Плещеев. 26 «Сельская песня»; Г. Сапгир. «Кошка»; К. Чуковский. «Федотка», «Путаница». Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше…», «Был у Пети и Миши конь…»; Л. Толстой. «Три медведя»; В. Сутеев. «Кто сказал „мяу“?»; В. Бианки. «Лис и мышонок»; Г. Балл. «Желтячок»; Н. Павлова. «Земляничка».

4. Работа с родителями

Задачи работы детского сада с семьей:

  1. установление контакта с семьёй;
  2. выявление проблем и трудностей в семье;
  3. педагогическое просвещение родителей;
  4. ознакомление родителей с жизнью дошкольного учреждения;
  5. стимулирование семьи и отдельных её членов к участию в совместной деятельности;
  6. выработка единства требований к ребенку в процессе воспитания личности;

изучение лучшего опыта семейного воспитания.

Примерная тематика бесед с родителями

  1. Какой спорт полезен ребенку.
  2. О вредных привычках.
  3. Закаливание организма ребенка.
  4. Значение профилактических прививок.
  5. Роль родителей в воспитании и развитии ребенка.
  6. Характер питания Вашего ребенка.
  7. Если Ваш ребенок застенчив …
  8. Как справиться с капризами ребенка.
  9. Правильное питание – залог здоровья.
  10. Проблемы адаптации ребенка к учреждению дошкольного образования.
  11. Как предупредить проявление агрессии в поведении ребенка.
  12. Игрушки в жизни ребенка.
  13. Дети и жестокость.
  14. Книга – наш лучший друг.
  15. Прогулка и её роль в развитии ребенка.
  16. Одежда и обувь дошкольника.
  17. Развитие у ребенка внимания, памяти.
  18. Как отвечать на детские вопросы?
  19.   Ребёнок и компьютер.
  20.   Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста в семье.
  21.   Первые трудовые поручения детям.
  22. Роль отца в воспитании дочери.
  23. Мальчики и девочки – такие разные.
  24. Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
  25. Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей.
  26. Роль семьи в физическом воспитании ребенка.
  27. Воспитание ответственности у детей дошкольного возраста.
  28. Как провести выходной день с детьми.
  29. Игры, которые можно провести дома.
  30. Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях.
  31. Баю-баюшки-баю, или как уложить ребенка спать.
  32. Взаимодействие детей в разновозрастной группе.
  33. Искусство хвалить ребенка.

Примерная тематика консультаций для родителей

  1. Растите детей заботливыми.
  2. Природа в воспитании добрых чувств у детей.
  3. Нужно ли иметь домашних животных?
  4. Воспитание у ребенка доброты средствами художественных произведений.
  5. О поощрениях и наказаниях ребенка.
  6. Чтобы ребенок не обманывал.
  7. Воспитание культуры здоровья в условиях семьи.
  8. Как улучшить память, внимание, речь ребенка с помощью игры.
  9. Каким должно быть питание ребенка?
  10. Игры с детьми в адаптационный период.
  11. Как помочь детям овладеть правилами дорожного движения.
  12. Как избежать стрессов, травм и неадекватного поведения детей.
  13. В воспитании надо знать меру.
  14. Влияние взрослых на формирование характера ребенка.
  15. Буль примером для детей.
  16. Богатство словаря – показатель интеллектуального развития ребенка.
  17. Закаливание детского организма в условиях семьи.
  18. Если ребенок заболел …
  19. Распорядок дня – одно из условий охраны и укрепления здоровья ребенка.
  20. Почему необходимо читать с детьми книги.
  21. Как с пользой провести выходной день с ребёнком?
  22. Детские фантазии и страхи.
  23. Добрые мультики, которые помогают воспитывать.
  24. Капризы и упрямство.
  25. Важность рисования в жизни ребенка.
  26. Ребенок и книга.
  27. Обучение дошкольников культурно-гигиеническим навыкам.
  28. Агрессивный ребёнок.
  29. Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению.
  30. Грипп и его профилактика.
  31. Игра и здоровье детей.
  32. Какие игрушки необходимы детям.
  33. Зимние травмы у детей.
  34. Игрушка в жизни ребёнка.
  35. Играйте вместе с детьми.
  36. Воспитание навыков самообслуживания у детей.
  37. Кризис трех лет.
  38. Как победить застенчивость у ребенка дошкольного возраста.
  39. Счастье – это когда тебя понимают.
  40. Как победить застенчивость.
  41. Зачем нужно развивать мелкую моторику.
  42. Профилактика простудных заболеваний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...