Программа саморазвития Тема: «Игра как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста»
материал

Вероника Алексеевна Хватова

В свете новых тенденций в образовании для детского сада нужен педагог, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Саморазвитие воспитателя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Для того чтобы учить и воспитывать других, нужно знать больше, чем все остальные.  Для повышения профессионального мастерства и компетентности была разработана программа саморазвития по теме «Игра как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

Это программа действий по достижению конкретных целей саморазвития с учетом требований профессии к человеку.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samorazvitiya.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:

Старший воспитатель МБДОУ

детский сад № 27 "Сказка"

____________Фролова Е.С.

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

детский сад № 27 "Сказка"

_______________ Ильичева М.А.

Программа саморазвития педагога

Хватовой Вероники Алексеевны на 2021 – 2022 год.

Тема:

«Игра как средство воспитания

нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

Г.о.г. Выкса

2021г

  1. Пояснительная записка.

В свете новых тенденций в образовании для детского сада нужен педагог, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Саморазвитие воспитателя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Для того чтобы учить и воспитывать других, нужно знать больше, чем все остальные.  Для повышения профессионального мастерства и компетентности была разработана программа саморазвития по теме «Игра как средство воспитания

нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

Это программа действий по достижению конкретных целей саморазвития с учетом требований профессии к человеку.

  1. Актуальность.

Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно в этом возрасте у ребёнка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь.

Малыши играют, развиваются, у них формируется представление о нравственном поведении, получают определенные эмоции. Взрослые, создавая игровую среду, окружая малыша вниманием и любовью, показывая общение на личном примере, играя с детьми, должны формировать нравственные качества у ребенка. Но на самом деле этого не происходит: мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. У детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость, безразличие.

Актуальность данной темы состоит в том, что на протяжении всего человеческого развития, в жизни как ребёнка, так и взрослого, игра использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания и обучения.

Игра привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов. Которые имеют свои аспекты на воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста, но все они сходятся во мнении, что – игра неотъемлемая часть человеческой культуры. Ведь часть этой культуры, т. е. игра, очень созвучна природе ребенка, который от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрениюобщаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

3. Цель программы:

Повышение профессиональной компетентности по вопросу  формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

4. Задачи:

- Изучить теоретические основы воспитания нравственных качеств

дошкольника посредством игры;

-Изучить ряд особенностей воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста;

-Организовать и провести опытно-исследовательскую работу по формированию нравственных качеств дошкольников в игре.

-Разработать картотеку игр по формированию нравственных качеств в игре;

-Разработать конспекты НОД и провести занятия по теме;

-Обобщить полученный опыт и транслировать его для педагогов ДОУ и в интернет-сообществах

5.Ожидаемые результаты:

-Изучены методические материалы по теме;

-Разработаны игры для детей по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста;

-Проведены НОД с использованием игр по воспитанию нравственных качеств;

-Распространен собственный педагогический опыт.

6. Этапы работы

Этапы работы

Содержание

Сроки выполнения

Результаты

1

Организационный

Определение  и постановка задач работы над данной темой.

Октябрь

Определены этапы работы над темой.

Составлен план самообразования с учетом программы и годовых задач данного учреждения.

2

Образовательный

Подобрать, ознакомиться и проанализировать  методическую литературу по данной теме.

Октябрь

1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Роль игры в нравственном развитии ребёнка». М.: «Просвещение», 2018.

2. Борисенко О. Ю. Сюжетно-ролевая игра / О.Ю. Борисенко // Игра и дети. 2017. - № 7.

3. Доронина М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного

возраста / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. - 2016. - №4.

4. Забудько Г. А. Сюжетно-ролевая игра в становлении личности ребенка /

Г.А. Забудько // Дошкольная педагогика. - 2017. - № 7.

5. Запорожец А. В. Проблема дошкольной игры и руководство ею в

воспитательных целях. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольника.: - М.: Просвещение, 2017.

6. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения.

Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 2018. -240 с.

7. Леонтьев А. Н. Актуальные проблемы развития психики ребенка //

Известия АПН РСФСР. 2017. Вып. 14.

8. Морозова О. Н. Игра как средство нравственного воспитания

дошкольников: взгляд из прошлого / О.Н. Морозова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2016. - № 6.

9. Нечаева В. Г., Маркова Т. А. «Нравственное воспитание в детском саду» - М., «Просвещение», 2017.

10. Нечаева В. Г. Конструирование в детском саду: пособие для воспитателя детского сада - М., 2017. – 276 с.

11. Рубинштейн С. Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. - М.: Просвещение, 2016.

12.НСпортал.ру

http://www.nsportal.ru

13.Маам.ру

http://www.maam.ru

14.Все для детского сада http://www.ivalex.vistcom.ru/igry.htm

15.Дошкольник - сайт для всей семьи http://doshkolnik.ru/

3

Практический

Проведение диагностики уровня сформированности нравственных качеств у детей среднего возраста.

Создание серий игр по воспитанию нравственных качеств

Включение игр в конспекты НОД

Проведение НОД с использованием игр по воспитанию нравственных качеств

Обогащение РППС

Проведение консультаций с родителями по вопросу использования игр по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Сентябрь

Октябрь –Декабрь  

Октябрь – ноябрь

Ноябрь-Апрель

В течение года

В течение года

Планирование работы   по результатам диагностики.

Серия игр

Конспекты НОД с использованием игр

Подборка игр; игрушки или шапочки-маски кота, курицы, цыплят, петушка, свиньи; конверт с картинками, на которых изображены животные; игрушечные или картонные персонажи (кукла Маша, собачка, курочка, кошка); ободок – маска с картинками.

Консультации: «Конструирование с детьми среднего дошкольного возраста», «Дидактические игры для детей 4-5 лет», «Подвижные игры для детей 4-5 лет».

4

Аналитический

Проведение итоговой диагностики уровня сформированности нравственных качеств у детей.

Систематизация     методического  и игрового   материала  для дальнейшей работы.

Май

Апрель – май

Результаты  диагностики.

Рекомендации для родителей на летний период.

Картотека игр по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста

5

Результативный

Выступление на заседании педсовета  с  отчетом  о проделанной работе.

Трансляция опыта в педагогических интернет-сообществах

Май

Май

Протокол педсовета

Публикации на сайтах

http://www.nsportal.ru

http://www.maam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для педагогов: на тему: «Игра как средство социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Сюжетно-ролевые игры выступают важным средством социально-коммуникативного развития детей. Они способствуют усвоению норм и правил поведения в социуме, овладению определёнными умениями и социальными н...

Методическая разработка ОД с детьми по теме: "Игра как средство развитие коммуникативных навыки детей дошкольного возраста"

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника и основной формой проявления его активности, образовательная деятельность в области формирования коммуникативных навыков была построена мною в игро...

Методическое объединение педагогов "Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования детей дошкольного возраста с применением дистанционных образовательных технологий"

Актуальность создания методического объединения: педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера при организации методической деятельности, в воспитательно-образовательном процессе вследств...

Методическое объединение педагогов "Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования детей дошкольного возраста с применением дистанционных образовательных технологий"

Актуальность создания методического объединения: педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера при организации методической деятельности, в воспитательно-образовательном процессе вследств...

Программа методического семинара по теме: «Мультстудия как средство активизации познавательной активности детей дошкольного возраста»

Программа методического семинара по теме: «Мультстудия как средство активизации познавательной активности детей дошкольного возраста»...

Методическое объединение педагогов "Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования детей дошкольного возраста с применением дистанционных образовательных технологий"

Педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера при организации методической деятельности, в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют низкий уровень информационно-к...