Кукольный театр как средство познавательного, эмоционально-эстетического развития детей дошкольного возраста.
статья
Кукольный театр - искусство, с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем. Малыши нередко бояться Деда Мороза, Медведя и других персонажей в исполнении актеров на сцене театров, но с удовольствием играют игрушками, изображающими их маленького размера. Привыкшие к небольшим размерам игрушек, не пугаются волка или Бабы Яги, даже грозят пальчиками и прогоняют. Поэтому кукольный театр для маленьких имеет даже некоторые преимущества перед театром, в котором выступают артисты-люди. Он давно стал необходимой составляющей в жизни нашего детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukolnyy_teatr_kak_sredstvo_poznavatelnogo.docx | 806.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Кукольный театр как средство познавательного, эмоционально-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Кукольный театр - искусство, с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем. Малыши нередко бояться Деда Мороза, Медведя и других персонажей в исполнении актеров на сцене театров, но с удовольствием играют игрушками, изображающими их маленького размера. Привыкшие к небольшим размерам игрушек, не пугаются волка или Бабы Яги, даже грозят пальчиками и прогоняют. Поэтому кукольный театр для маленьких имеет даже некоторые преимущества перед театром, в котором выступают артисты-люди. Он давно стал необходимой составляющей в жизни нашего детского сада. Ипользование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми для развития в детях умственного, нравственного, эстетического воспитания. Создает детям хорошее настроение, обогащает впечатлениями, вызывает у них эмоции, способствует развитию патриотизма и художественного воспитания. В дошкольный период у ребёнка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия. всего, кукла помогает установить контакт с ребёнком, если он «закрепощён», эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Маленькая кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребёнок, быстрее идёт на контакт, нежели со взрослым. Дети, которые избегают прикосновений, скорее соглашаются дать руку и поздороваться с куклой, чем с воспитателем. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром, с людьми. Это позволяет ребёнку-дошкольнику наиболее безболезненно пройти период адаптации к саду, новым педагогам, учебным программам, а зачастую, и к новому детскому коллективу. Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности. Занимаясь с детьми театром , мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной , наполняем её яркими впечатлениями и радостью творчества.
Открытое занятие в дошкольной группе «Волшебный мир кукол».
Цель занятия :
Познакомить с видами театральных кукол.
Задачи:
Обучающие:
1. Изучить технологию работы с перчаточной куклой
Развивающие:
1.Развивать творческий потенциал детей.
2.Развить образное мышление и фантазию детей.
Воспитывающие:
1.Создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
2.Формировать у детей положительную самооценку и уверенность в себе, умение работать в коллективе.
3.Воспитывать бережное отношение к театральным куклам
Материалы и оборудование:
Мультимедийная установка, магнитофон, театральный чемоданчик с разными видами кукол, памятный приз для каждого участника занятия.
(Звучит аудиозапись «Где водятся волшебники» муз .М.Минкова)
Этап I
• Организационный момент.
• Приветствие педагогом воспитанников.
Воспитатель:
Здравствуйте милые ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии. И как всегда мне везет, потому что ко мне приходят самые лучшие, самые симпатичные, самые добрые дети. А помогать на занятии сегодня будет наше…сердце. Сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, радостное, доверчивое. Я думаю, что у каждого из вас такое сердце. А теперь положите правую ладонь себе на грудь, закройте глаза и тихо - тихо послушайте, как бьется ваше горячее доброе сердце… Попросите свое сердце дать вам силу для работы на занятии. Молча про себя…Получилось? Почувствовали силу? Можно начинать заниматься.
Присаживайтесь. Я прошу хлопнуть в ладоши тех, кто любит играть, а теперь тех, кто любит мечтать (фантазировать) и хлопнуть в ладоши тех, кто любит сказки. Ребята, я рада, что вы сегодня пришли ко мне на занятие, потому что все вы любите сказки, любите играть и фантазировать, ведь именно этим мы и будем заниматься сегодня.
Этап II
Сообщение целей и задач занятия:
Сегодня мы будем знакомиться с видами театральных кукол. Научимся работать с перчаточной куклой.
Я хочу разбудить вашу фантазию и творческие способности, помочь вам поверить в себя и свой успех.
Подготовительный этап:
Создание психологического настроя на совместную деятельность.
И так я приглашаю окунуться в увлекательный мир – мир кукольного театра, где вы познакомитесь с различными видами театральных кукол, а также каждый попробует себя в роли актера.
Кукольный театр – что это такое? (Дети отвечают). А кто из вас видел кукольный спектакль? Какой? (Дети отвечают). Какие впечатления (понравился и почему)? Актер…кто это? (Дети отвечают).
Какие виды кукол вы знаете? (Дети отвечают).
Давайте посмотрим, какие виды театральных кукол существуют.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ. (Просмотр слайдов с обсуждением и комментарием)
- Пальчиковые. Почему они так называются? (Дети отвечают). Эти куклы делаются очень просто. Такие куколки вполне подойдут для домашнего представления. Пальчиковую куклу можно сделать из мячика для настольного тенниса, футляра-яйца от киндер-сюрприза. Делаем отверстие для пальца и оформляем игрушку. На руку надеваем обычную перчатку
- Перчаточные. Почему они так называются? (Дети отвечают). (ответ - одеваются на руку актера как перчатка). Перчаточных кукол независимо от того, кого они изображают, называют куклой-петрушкой, так как первым персонажем этого типа стал знаменитый Петрушка.
- Тростевые - Почему они так называются? (Дети отвечают). Туловище актер держит в одной руке, а другой управляет специальными проволочными тростями, прикрепленными к кистям рук куклы. Тростевая кукла крупнее перчаточной. Работать с ней, гораздо, сложнее.
- Марионетки – куклы на ниточках . Кукла –марионетка должна быть очень подвижной в суставах, тогда ее можно заставит делать разнообразные движения – ходить, приседать, танцевать, исполнять цирковые номера.
- Куклы -тени . Как вы думаете, почему они так называются? (Дети отвечают). (создается впечатление, что двигаются только тени). Театры теней есть во многих странах мира, но особенно ими славятся страны Востока – Корея, Китай, Япония, Индонезия, Индия. Отличительные особенности кукол этого театра в том, что они плоские. Силуэты кукол делаются из картона. А еще нужен плоский экран и освещение. Кукла приводится в движение с помощью тонких тростей, или кукловод держит ее за ручку, а подвижные части дергает за веревочку или леску.
Воспитатель: Ребята я прихватила с собой чудесный, при чудесный волшебный сундучок. Заглянем в него?
Открывается сундучок и звучит музыка «В гостях у сказки».
Воспитатель: (показывает ребятам движения они повторяют.)
Раз –два –три-четыре-пять,
Начинаем колдовать
Надо за руки всем взяться,
На носочки вверх подняться,
Покружиться, улыбнутся
В мир волшебный окунуться
Воспитатель:
Ребята мы открыли сундучок, и внутри лежит для вас послание от сказочных театральных кукол. Они вас просят, прежде чем познакомиться с ними необходимо разучить веселую пальчиковую игру « Свиристели», так мы с вами разогреем наш голосовой аппарат, разомнем пальчики и настроимся на дальнейшее путешествие в мир театра.
( проводится пальчиковая игра « Свиристели»)
Прилетели свиристели (взмахи крыльев скрещенными кистями рук).
И на веточке присели (полуприседания с сомкнутыми коленями)
Стали зернышки клевать (« Клюют» по ладони левой руки 2-м
пальцем правой руки. Затем по ладони
правой руки 2-м пальцем левой руки).
Раз, два, три, четыре, пять ( Поочередно смыкают с первым пальцем
второй, третий, четвертый, пятый палец на
каждой руке).
Хохолки расправили (К сомкнутым первому и второму пальцам
обеих рук то присоединять, то поднимать остальные
пальцы, разводя их в стороны (имитируют хохолки))
Песни петь заставили. (Производят щелчки пальцами).
Ти-ри-ра! Ти-ри-ра! (Выполняют 2 коротких хлопка ладонями,
1 шлепок по коленям – последовательность
выполняется 2 раза).
Птицам прочь лететь пора! ( Делают четыре ритмичных взмаха крыльями).
Воспитатель: Молодцы !А сейчас, дорогие ребята, вы сделаете маленький шаг в непростом, но весьма интересном деле: вы оживите перчаточные куклы. В этом нам поможет так же волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что там внутри. (Открывается сундучок). В сундучке находятся герои различных сказок и ждут своей очереди пообщаться с вами. Для этого нужно отгадать загадки.
(Дети отгадывают загадки.Тот, кто отгадал – получает куклу)
Летом гуляет, а зимой отдыхает? (Медведь).
Живёт на болоте, любит комаров? (Лягушка).
Зимой беленький, а летом серенький? (Заяц).
Под полом, шевелит хвостом,
В щели глядится, вылезти боится? (Мышка)
Рыжая плутовка, рыжая головка? (Лиса).
Кто испек колобок? (Бабка).
Как звали девочку в сказке «Три Медведя»? (Машенька)
Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
Кто унёс Иванушку к Бабе-Яге? (Гуси).
Прыгает быстро, любит морковку? (зайка)
Кто в лесу перехитрил всех зверей? (лис).
Кто летает на ступе? (Баба-Яга).
Кто играл золотыми яблочками? (Иванушка).
Кто в сказках самый страшный? (Волк).
Воспитатель: Молодцы ребятишки, девчонки и мальчишки, справились с заданием отгадали загадки .
Воспитатель:
А теперь эти куклы нужно оживить. Стоит одеть такую куклу на руку, как она оживает: плачет, смеется, думает, страдает. Но не думайте, что это так легко. Благодаря пластичности запястья кукловода и подвижности речевого аппарата - кукла двигается и говорит. А добиться это можно только благодаря разминке.
(Воспитатель проводит разминку кукловода. Дети повторяют движения за воспитателем, выполняя упражнения для подвижности запястья.)
Воспитатель: Ребята, мы сейчас попробуем нарисовать рисунок без карандаша и бумаги. Представим, что ваши пальчики - это кисточки. И сейчас этими кисточками мы и будем рисовать на воображаемом листе. Левой кистью "рисуем" контур этого листа в воздухе. Далее " рисуем" поочерёдно то - правой, то - левой кистью. Рисунки слева "рисуем" левой кистью, а справа - правой.
Задание:
Покрасим листок:
Верх - голубым цветом, а низ - зеленым.
В правом углу - солнышко, а в левой стороне - тучки.
В центре нашего листка - теремок.
Слева -рисуем куст.
Справа - дерево.
Птички летают с куста на дерево.
Воспитатель: На нашем воображаемом листе мы нарисовали теремок.
(Проводится упражнение для отработки четкости речи.)
Озвучим наш рисунок.
Стоит терем - теремок.
Он ни низок - ни высок.
Кто в тереме живет?
Пи - пи - пи (мышка)
Пых - пых - пых (ёжик)
Ква - ква - ква (лягушка)
Гав - гав - гав (собачка)
Ко - ко - ко (петушок)
Мяу-мяу-мяу(кошка)
Воспитатель: Мы размяли наши пальцы и запястья, разогрели голосовой аппарат, теперь будем обучаться приемам вождения кукол. Но сначала надо научиться правильно одевать куклу на руку. Воспитатель показывает детям , как правильно одевать, при необходимости помогает одеть ребёнку куклу на руку.
(Проводятся упражнения с куклой, чтобы научиться куклой управлять)
Кукла идет - радостно, грустно.
Наклоны головы и туловища.
Повороты: налево, направо, быстро, медленно.
Кукла: ползет по руке кукловода, разглядывает, прячется.
Кукла: разглядывает, разговаривает, слушает.
Воспитатель: ваши куклы, ребята, сделали первые робкие свои шаги. Мы «оживили» наших кукол.
Практическая деятельность детей:
Воспитатель: Смотрите, смотрите и не говорите, что вы не видели.
Слушайте, слушайте и не говорите, что вы не слышали.
Только сегодня и только сейчас.
Только здесь и только для вас премьера сказки ….. «Три поросёнка, «Теремок» (Дети ставят сказки совместно с воспитателем).
Заключительный этап:
Поведение итогов и рефлексия.
Воспитатель: молодцы, вы справились с поставленной задачей. Пусть хлопнет в ладоши тот:
•кому понравилось быть в роли актера;
•кому понравилось быть зрителем?;
• с каким видом кукол вы сегодня работали на занятии?
(Дети отвечают). (Ответ: перчаточной куклой).
• Какие виды кукол вы еще знаете? (Дети отвечают).
(Ответ: тростевые, пальчиковые, куклы-тени, марионетки).
Нашим героям сказок пора возвращаться в волшебный сундучок. Пусть каждый, положив куклу, скажет несколько слов о сегодняшнем занятии. Что больше всего понравилось? (дети высказывают свое мнение).
Воспитатель : Вот и прощаться пришла пора. До свидания детвора!
(закрывается сундучок, музыка заканчивается).
Воспитатель: Какая самая лучшая награда для артиста?
Дети: Аплодисменты зрителей.
Воспитатель: Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу. Большое спасибо, что вы пришли сегодня на занятие. И на память каждому из вас я подарю небольшой сюрприз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кукольный театр как средство познавательного, эмоционально-эстетического развития детей дошкольного возраста
Кукольный театр — искусство, с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем....
Мастер-класс Тема: «Конструирование из бумаги в технике « Модульного оригами», как средства интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста».
Цель мастер-класса:Повышение профессионального уровня педагогов и обмен опытом работы по модульному оригами.Рассмотреть модульное оригами как одну из техник работы с бумагой: историю его в...
Консультация для родителей "Игра - средство познавательного и социального развития ребенка дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Игра - средство познавательного и социального развития ребенка дошкольного возраста"...
Буклет "Кукольный театр, как средство познавательного, эмоционально-эстетического развития детей дошкольного возраста."
Буклет об эффективном использовании кукольного театра на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста...
«Использование детской журналистики как средства познавательного и личностного развития ребенка дошкольного возраста»
Цель: познакомить педагогов с технологией по использованию детской журналистики как средства познавательного и личностного развития ребенка дошкольного возраста.Задачи представленной технологии:Р...
Консультация для педагогов «Конструирование как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста»
консультация для педагогов доо...
Кукольный театр как средство познавательного, эмоционально-эстетического развития детей дошкольного возраста
Консультация для родителей: ...