Консультация для педагогов «Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня у детей с ЗПР»
консультация (старшая группа)

 «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит  их  духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

                                                                            В. А. Сухомлинский.         

 

В настоящее время значительно увеличилось количество детей с задержкой психического развития.   

У детей с задержкой психического развития наблюдаются  недостатки моторики и психомоторики, являющиеся следствием раннего органического поражения центральной нервной системы или ее функциональной незрелости. В первую очередь, конечно же, страдают двигательные ка-чества. Так же слабо развита координация движений и недостаточно сформирована пространственная организация.

В связи с этим необходимо уделять большое внимание  двигательному развитию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Консультация  для  педагогов

«Физкультурно-оздоровительные  мероприятия в  режиме  дня  у  детей  с ЗПР»

 «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит  их  духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

                                                         В. А. Сухомлинский.          

В настоящее время значительно увеличилось количество детей с задержкой психического развития.   ( 3 слайд)

У детей с задержкой психического развития наблюдаются  недостатки моторики и психомоторики, являющиеся следствием раннего органического поражения центральной нервной системы или ее функциональной незрелости. В первую очередь, конечно же, страдают двигательные ка-чества. Так же слабо развита координация движений и недостаточно сформирована пространственная организация.

В связи с этим необходимо уделять большое внимание  двигательному развитию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

В  дошкольным возрастом темп развития ребенка дошкольного возраста  уже не является таким интенсивным, как в раннем детстве. Однако данный период детства, также,  играет важную роль для физического и психического развития ребенка.

   (4 слайд)  Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности. В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на три составные части:

– активность в процессе физического воспитания;

– физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности;

– спонтанная физическая активность в свободное время.

Формирование двигательных умений и навыков у детей с ЗПР — это прежде всего помощь естественному процессу формирования возрастных моторных функций, развитие которых бывает нередко замедлено. Поиск наиболее эффективных средств, методов, методик и технологий коррекционного физического воспитания детей с наруше-нием интеллекта, и. в частности детей с задержкой психи-ческого развития, может рассматриваться как средство  «обогащения двигательной среды», в которой находится ребенок . Экспериментально установлено, что быстрая утомляемость, колебания работоспособности, неустойчивость эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР обычно сопровождаются сниженными показателями физического развития и физической подготовленности .

     Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, поэтому для детей с ЗПР обязательно нужно использовать в течении дня подвижные игры. Необходимо учитывать, что у таких  детей отмечается психологическая и эмоционально-волевая незрелость. Подвижные игры нужно подбирать таким образом, чтобы их содержание было знакомо детям и включало в себя такие движения, обучение которым проводилось в течение текущего месяца.

  Для  детей с ЗПР необходимы специальные коррекционные упражнения для развития ориентировки в пространстве, общей и мелкой моторики и равновесия.

     Утренняя гимнастика является одним из важных компо-нентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Она должна проводиться под  музыкальным  сопровождением.Начинаться гимнастика должна с ходьбы разными способами. Утренняя гимнастика может проводиться в виде общеразвивающих упражнений или игровых. В завершении гимнастики необ-ходимо использовать специальные дыхательные упражнения. Также можно использовать элементы  корригирующей гимнастики.

      Корригирующая гимнастика – вид лечебной гимнастики, система специальных физических упражнений гимнастического характера, применяемых преимущественно у детей с целью устранения дефектов осанки и исправления искривлений позвоночника. Упражнения должны подбираться в зависимости от видов  двигательных нарушений, состояния здоровья детей, а также с учетом их индивидуальных особенностей. Также включаются различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением   двигательной активности детей. Предлагаются упражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры и основные развивающие упражнения. Во время  организации гимнастики необходимо музыкальное сопровождение.

    Гимнастика после дневного сна должна проводиться при открытых фрамугах окна в течение 7-15 мин. Можно использовать музыку при ее проведении. Детей необходимо постепенно пробуждать на гимнастику.

     Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил  организма и повышает его устойчивость к воздействию факторов среды, развивает выносливость организма ребенка. Занятия должны проводиться систематически, при проведении необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и его возраст.

      Организация самостоятельной двигательной деятельности ребенка должна включать в себя:

– достаточное место для движений;

– оптимальное количество;

– разнообразие;

– сменяемость пособий;

– закрепление в режиме дня времени для самостоятельной  двигательной деятельности детей в обязательном порядке: во время утреннего приема, до занятий и между ними, на прогулке, после сна, в вечернее время.

В самостоятельной деятельности хорошо использовать спортивные игры-городки,  баскетбол, футбол, бадминтон.

      В вечернее время можно применять игры, способствующие развитию точности и ловкости движений: упражнения с оздоровительными шарами, ручными эспандерами.

     При целенаправленном комплексном воздействии средствами физического воспитания, у детей с ЗПР раскрываются двигательные способности, мобилизуются психические и физические силы. Преодолеваются недостатки в физическом и в психическом развитии, нарушения в здоровье, так-же происходит его сохранение и укрепление.

Таким образом, физкультурно-оздоровительные мероприятия для дошкольников с ЗПР должны быть разнообразны, носить преимущественно сюжетно-игровой характер, включать упражнения и игровые задания с речитативами, элементами мышечной и психической релаксации, а также средства и методы данстерапии, музыкотерапии, ритмопластики, психогимнастики.