Консультация для педагогов «Метод песочного рисования «Sand – Art».»
консультация
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Метод песочного рисования «Sand – Art».»
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В.А. Сухомлинский
Нетрадиционные технологии воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.
На сегодняшний день технологий нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо, арома-, фито-, глина-, воско-, кристаллотерапия и др).
Применение данных технологий нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.
Нетрадиционные технологии воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.
На сегодняшний день технологий нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо, арома-, фито-, глина-, воско-, кристаллотерапия и др).
Применение данных технологий нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.
К этим методам относится и пескотерапия (sand-play) – игра с песком как способ развития ребенка. На нем я и остановила свой выбор.
Sand art — искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм "Песок, или Петя и серый волк". Её работы распространились по всему миру и завоевали сердца многих зрителей и художников. С виду простые движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую историю… Позднее её опыт переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства — искусству рисования песком. Этот метод в последнее время привлекает все большее внимание педагогов, помимо создания песочных картин, его применяют в обучении математике, чтению, английскому, каллиграфии и других областях. Я также постоянно ищу новые области применения рисования на песке в педагогике. Наблюдая на занятиях за детьми, я пришла к выводу, что рисование песком на световых столах вызывает неподдельный интерес у детей и повышает мотивацию к любой деятельности с этим материалом. Педагоги знают, что основная часть времени в освоении новых знаний приходиться на закрепление пройденного. При этом зачастую возникает потеря мотивации, так как интерес к новому пропадает, а отработка навыка предполагает многократное повторение похожих заданий. Метод Sand-Art, благодаря своим особенностям, дает возможность педагогу поддерживать интерес к заданиям, так как ребенок, выполняя упражнения на песке, помимо этого взаимодействует с очень интересной для себя субстанцией. В этот момент ребенок одновременно думает над заданием, выполняет движения пальцами и руками, чувствует воздействие песка на кожу и при этом испытывает заинтересованность. Все это в совокупности позволяет задействовать в запоминании несколько видов памяти, что в свою очередь дает возможность более прочно закрепить пройденный материал.
Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. Песок гармонизирует психоэмоциональное состояние детей. Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребенка – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга. Погружение обеих рук в песок, а не одной ведущей, как при работе карандашом в тетради, снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка и естественно развивает моторику рук.
Игры с песком, для детей с тяжелыми нарушениями речи, являются очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе с детьми. Во-первых, усиливается желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас – речь и моторика.
Использование игровых упражнений с песком на световом столе в индивидуальной логопедической работе с детьми решаются очень многие задачи:
- развитие диафрагмального дыхания;
- регуляция мышечного тонуса, совершенствование мелкой моторики.
- автоматизация поставленных звуков;
- развитие фонематического слуха;
- формирование слоговой структуры слова;
- расширение словарного запаса;
- развитие языкового анализа и синтеза;
- обучение грамоте;
- совершенствование грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
Все эти задачи решаются с помощью игровых методов.
Я хочу поделиться несложными в организации логопедическими играми, которые можно использовать в песочнице.
Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания.
При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи.
«Выровняй дорогу» - от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке. Ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой.
«Что под песком?» - картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.
«Ямка» - ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струей выдувает ямку в песке.
«Помоги зайцу замести следы» - в песке делаются небольшие углубления – «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
«На встречу к другу» - на песке расставляются две игрушки. Нужно длительной, плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки к другой.
«Добрый великан» - из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (животное, человечек). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает ее, помогая герою продолжить свой путь.
«Путешествие» - на песке легкие пластмассовые игрушки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места.
Игры и упражнение на регуляцию мышечного тонуса, снятия напряжения с мышц пальцев рук.
- положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.
- погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.
- погрузить пальцы в песок и поочередно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики).
При выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.
Игры и упражнения на совершенствование мелкой моторики.
«Песочный круг» - пальцами нарисовать с ребенком круги: самый большой, внутри поменьше, еще меньше – и до тех пор, пока в центре кругов не образуется точка. Далее предложить ребенку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т.д.
«Необыкновенные следы»:
- «идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;
«прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;
«ползут змейки» - ребенок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;
«жучки, паучки» - ребенок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.
Игры и упражнения на автоматизацию звука.
«Сильный мотор» - произносить звук [р], проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук [р]. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
«Слабый моторчик» - произносить звук [р] мягкий, проводя мизинцем дорожку по песку.
«Горочка» - набрать в руку песок и произносить звук [с], насыпая горку. Вариант этого упражнения – выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песок игрушек игрушку со звуком [с] и, набрав песок произносить этот звук, засыпая ее.
«Дорожка» - «прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические фигуры), произнося коррегируемый звук.
«Совпадение» - логопед закапывает в песок игрушки с коррегируемым звуком так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком/ затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть данный звук. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.
Игры и упражнения на развитие фонематического слуха.
«Спрячь ручки» - прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).
«Водолаз» - со дна песочницы достать предметы или защищенные картинки, называть и, произнося дифференцируемые звуки.
«Подарки Соне и Маше» - песочница делится перегородкой на две части. Ребенок дарит предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками девочкам (Соне со звуком «С» или Маше со звуком «Ш»).
«Два города» - под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.
«Мой город» - подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук и строить город.
«Выложи бусы» - ребенок выкладывает на песке бусы из цветных камешков (красные, синие, зеленые) в зависимости от того, какой звук он услышал в слове.
«Клад» - логопед закапывает в песок зеленые, синие, красные камешки. Ребенок достает камешек и в зависимости от цвета камешка называет слова на данный звук (гласный, согласный твердый, согласный мягкий).
Игры и упражнения на формирование слоговой структуры слова.
«Следы на песке» - сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.
«Гора» - ссыпать из кулачка столько кучек «гор», сколько частей в слове и посчитать.
«Полоски» - ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
«Исправь ошибку» - логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя и убирая лишнюю полоску.
«Раздели слово на слоги» - ребенок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги.
«Художник» - логопед произносит слово, а ребенок рисует на песке столько квадратов (кругов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове.
Игры и упражнения на совершенствование лексико-грамматического строя речи.
«Чего не стало» - логопед стирает часть предметов на песочной картинке, ребенок узнает, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род.п., ед. или мн. числе.
«Лодочка» - создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий:
- предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед);
- приставочных глаголов (отъехать, подъехать, пристроили, надстроили);
- наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро).
«Подбери слово» - находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные.
Обучение грамоте.
«Найди буквы и назови» - логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребенок должен найти и назвать все буквы. Эту игру можно усложнять, давая инструкции типа: - «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».
«Назови слово» - ребенок достает спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.
«Прочитай, напиши слово» - логопед пишет слово на песке. Ребенок читает. Затем меняются ролями.
«Буква потерялась» - ребенок 7 лет «пишет» на песке слово (с одним слогом), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Логопед угадывает задуманное и написанное ребенком слово.
«Добавь деталь» - логопед «пишет на песке букву упустив один элемент. Ребенок добавляет недостающий элемент буквы и называет ее.
«Волшебник» - ребенок лепит букву из песка, сгребая его ребрами ладоней, а затем превращает ее в другую (например букву А превращает в букву Л)
Игры и упражнения на развитие связной речи.
«Угадай-ка» - ребенок закапывает в песок предмет и описывает его, не называя. Логопед должен догадаться о каком предмете идет речь.
«Найди и опиши игрушку» - ребенок составляет описательный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок).
«Две игрушки» - ребенок составляет описательный сравнительный рассказ о найденных в песке игрушках.
«Нарисуй и расскажи» - ребенок создает картинку на песке и сопровождает свои действия речью.
«Покажи сказку» - ребенок составляет рассказ по демонстрации своих (или логопеда) действий, используя мелкие игрушки, предметы.
Логопедические игры с использованием метода пескотерапии считаю очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребенка индивидуально. У обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, т.к. на занятии нет места монотонности и скуке. У детей отмечается положительная динамика в процессе автоматизации коррегирующих звуков. Так же отмечается умение более свободно использовать грамматические обороты языка. Дети более раскрепощены в общении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики для незрячих и слабовидящих детей дошкольного возраста методом "песочного" рисования»
«Развитие мелкой моторики для незрячих и слабовидящих детей дошкольного возраста методом "песочного" рисования»...

Консультация «Практика использования методов песочной терапии с детьми дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Практика использования методов песочной терапии с детьми дошкольного возраста»...

Песочное рисование "Sand-Art"
Рисование песком — занятие не просто увлекательное, для ребёнка это открытие нового волшебного мира песочных историй. Техника рисования песком — обладает художественным и терапевтичес...

Песочное рисование "Sand-Art"
Цель:Стимулирование проявления детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности, используя одно из направлений изобразительного искусства «рисование песком», гармонизац...

Консультация для педагогов «Правополушарное интуитивное рисование - современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования»
Правополушарное (интуитивное) рисование — современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования. Но это не просто способ создания удивительной красоты карти...

Консультация для педагогов "Методы и приёмы работы по обучению рисованию детей младшего возраста"
Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребёнок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. дети должны иметь ясн...

Консультация для педагогов «Методы и приемы обучения декоративному рисованию»
Декоративно-прикладное искусство – это художественное оформление предметов, которые человек использует в быту....