Мастер класс "Кейс - технологии"
материал

"Использование кейс - технологии в работе с детьми дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер класс"Кейс - технологии"47.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования  «город Бугуруслан»

«Детский сад общеразвивающего вида №17»

с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников

«Использование кейс-технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Подготовила

Матюнина Л.Х.,

воспитатель высшей

квалификационной категории

г. Бугуруслан, 2020г

Использование кейс-технологии в работе с детьми дошкольного возраста

1 слайд
                                                      Ход мастер-класса:

    Приветствие. Вводное слово педагога-мастера. Вхождение в тему.

        Современный мир задает особый ритм жизни. Поэтому воспитателю сегодня необходимо идти в ногу со временем, быть способным обучаться, схватывать все на лету, брать на вооружение новые методики воспитания и обучения подрастающего поколения. Меняется мир, меняются и требования. И современный воспитатель, несмотря ни на какие обстоятельства, должен им соответствовать. Огромный поток информации захватывает нас и мы, стараемся быть в курсе происходящих событий, иметь возможность оперативно принимать нужное решение, поэтому вместо дамской сумочки я держу в руках  кейс. А так как я работаю в детском саду кейс у меня тоже детский.

Обоснование основных идей кейс-технологии, актуальных при использовании его в работе с педагогами ДОО. 

2-3 слайды

Кейс - это еще и одна из эффективных современных образовательных
технологий, которая является разновидностью интерактивных методов, которая
зародилась в бизнес-школе США, а позднее стала использоваться и в
образовании.

4 слайд

Ключевым понятием метода является слово кейс, происхождение которого
определяется как casus (лат.) - запутанный необычный случай или case(англ.) -
портфель, чемоданчик.
          Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации.
Суть кейс– метода состоит в том, что усвоение нового является результатом
активной самостоятельной деятельности детей по разрешению противоречий, в
результате чего и происходит творческое овладение, навыками, умениями и
развитие мыслительных способностей.
       

5 слайд.

Кейс-технология в образовании предполагает осмысление детьми реальной жизненной ситуации, описание которой и отражает конкретную практическую проблему, и актуализирует соответствующий комплекс знаний, необходимых для усвоения в ходе разрешения проблемы.

6 слайд.

В структуру кейс технологии входит:

  • ситуация
  • контекст ситуации
  • комментарий ситуации
  • вопросы или задания для работы с кейсом,
  • приложения.

7 слайд.

Доказана взаимосвязь развития восприятия, мышления и речи: при назывании ребенком вслух воспринимаемых предметов они различаются, осмысливаются быстрее, появляется возможность закрепить и активизировать словарь.

8 слайд. 

В процессе освоения кейс – технологии дети научатся:

  • научатся получать необходимую информацию в общении;
  • смогут соотносить свои устремления с интересами других;
  • научатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
  • научатся отстаивать свою точку зрения;
  • смогут принимать помощь.

9 слайд.

Также Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей:
• смогут работать в команде;
• смогут вести диалог со взрослыми и сверстниками;
• смогут адекватно реагировать в конфликтных ситуациях;
• обеспечится  взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;
• смогут применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.

10 слайд.

В практике дошкольного образования можно широко использовать такие виды
кейс- методов как:
- Кейс – иллюстрации;

- Фото – кейс;

- Проигрывание ролей (ролевое проектирование);

- Анализ конкретных ситуаций.

 А теперь коротко о каждом виде кейс - технологии:

11 слайд. 

Кейс - иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.

12 слайд. 

Кейс- иллюстрация очень схожа с фото – кейс. Кейс – иллюстрация – это картинки, которые вы сможете скачать с интернета, а фото- кейс – это фото из реальной жизни.

13 слайд.

Кейс - Проигрывание ролей (ролевое проектирование его ещё называют). Проигрывание ролей – это когда кто – то берет на себя какую – то роль и проигрывает её.

14 слайд.

Кейс – Конкретных ситуаций

Конкретные ситуации – это ситуация, которая произошла конкретно на месте, в которой подробно все разбирают, анализируют и приходят к решению.

15,16,17,18,19,20 слайды для практики (Приложение)

21 слайд. 

Кейс-технологии в образовательном процессе помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность, исследовать различные проблемы и находить их решение.

22 слайд

По - моему мнению, у кейс-метода имеется недостаток – это сложность разработки кейса, а готовых кейсов разработано очень и очень мало. Зато это открывает перспективы профессиональной реализации для каждого из нас.

Еще бы я вам хотела раздать буклеты, в которых расписаны этапы решения ситуаций, виды кейс - технологии, если кого заинтересовала эта технология, то вы сможете сами самостоятельно более подробно изучить данную технологию и применять её в своей работе.

Подведение итогов. Рефлексия.

Упражнение: «Подарок»

Цель: положительное завершение встречи, рефлексия. Передаем по кругу подарок.

- Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить друг другу, чтобы взаимодействие стало еще эффективнее, а отношения – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас друг другу. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!

- Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Спасибо всем за участие!

Желаю Вам успехов в работе! Спасибо за внимание!

Приложение

Рассмотрим пример кейс – фото

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

- развивать потребность в заботливом отношении к окружающему миру;

- формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

- развитие эмоций.

ОО «Речевое развитие»

-развивать умение детей использовать описательные высказывания;

-упражнять в подборе слов-действий, слов-признаков;

-поощрять желание высказывать свое мнение.

ОО «Познавательное развитие»

-обобщить и систематизировать знания детей о жизни зверей и птиц, о зависимости их существования от зимних условий;

-познакомить с клестом, его внешним видом, особенностями жизни зимой;

-развивать мыслительные способности.

Цель: развивать эмоциональную отзывчивость, воспитывать доброжелательное отношение к птицам, воспитание у детей нравственных чувств.

Кейс:

Используемые технологии: Кейс -фото

Ход ОД:

Воспитатель: Ребята, посмотрите! Кто это прилетел к нам на подоконник?

Дети: Птица.

Воспитатель: А какая это птица?

Воспитатель: Кто знает эту птицу? Это клест, посмотрите какой у него интересный клюв, крестиком, чтобы удобно было доставать семена из шишек сосны, ели. Клест выводит своих птенцов в самые сильные морозы. Живет в лесу. Лес их щедро кормит семенами трав, кустарников, плодами деревьев, насекомыми, которые спрятались под корой.

Вот почему мы с лесом дружим,

Вот для чего он всем нам нужен.

Лес кормит птиц, зверей,

Не только летом, но и зимой.

Воспитатель: Но почему эта птица прилетела к нам?

Дети: Она хочет кушать.

А как мы с вами можем помочь птицам (подкармливать, сделать кормушки, беречь деревья, сохранять тишину в лесу)

Посмотрите на картинку (кейс-фото) и скажите, что можно сделать, чтобы изменить ситуацию? (позвать взрослых, объяснить, почему нельзя ломать деревья, сделать защиту)

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, почему мальчик ломает деревья?

Дети: Мальчик плохой, не воспитанный.

Воспитатель: Ребята,  придумаем как нам можно объяснить мальчику, почему нельзя ломать деревья.

Дети: Деревья живые, им больно. Они кормят птиц. Обогащают воздух кислородом. Из деревьев делают бумагу.

Воспитатель: Ребята, а как вы поступите на месте мальчика?

Дети: Мы дерево ломать не будем. Будем охранять. Поливать.

Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо разобрались в ситуации, и я знаю, как вы поступите, когда увидите подобное.

Технологическая карта Кейс-технологии (вид) кейс- фото

Этап

Деятельность     взрослого

Деятельность    детей

     

I этап

Мотивационный

К детям прилетела птичка клест.

Проявляют внимание и интерес к предстоящей деятельности.

II этап

Ознакомительно - аналитический

Кто знает эту птицу? Это клест, посмотрите какой у него интересный клюв, крестиком, чтобы удобно было доставать семена из шишек сосны, ели. Клест выводит своих птенцов в самые сильные морозы. Живет в лесу. Лес их щедро кормит семенами трав, кустарников, плодами деревьев, насекомыми, которые спрятались под корой.

Вот почему мы с лесом дружим,

Вот для чего он всем нам нужен.

Лес кормит птиц, зверей,

Не только летом, но и зимой.

Но почему эта птица прилетела к нам?

А как мы с вами можем помочь птицам?

Что могло случится в лесу?

Посмотрите на картинку (кейс-фото) и скажите, что можно сделать, чтобы изменить ситуацию?

Ребята, как вы считаете, почему мальчик ломает деревья?

Знакомятся с ситуацией, заданием.

Присваивают проблему.

Активизируют необходимые знания (анализируют, обобщают, систематизируют) .

Концентрируются на поиске цели предстоящей деятельности.

Она хочет кушать.

Подкармливать, сделать кормушки, беречь деревья, сохранять тишину в лесу)

Позвать взрослых, объяснить, почему нельзя ломать деревья, сделать защиту)

Мальчик плохой, не воспитанный.

III этап

Организационно - поисковый

Давайте попробуем помочь мальчику объяснить, что лес ломать нельзя.

Покажите и расскажите каким образом.

Объединяются в группы.

Вспоминают и уточняют правила сотрудничества.

Участвуют в обсуждении, рассуждают, анализируют.

Находят общее для всей группы решение

Деревья живые, им больно. Они кормят птиц. Обогащают воздух кислородом. Из деревьев делают бумагу.

IV этап

Презентационный

Ребята, а как вы поступите на месте мальчика?

Представляют вариант решения и обосновывают его.

Мы дерево ломать не будем. Будем охранять. Поливать.

V этап

         Итоговый

Молодцы, вы очень хорошо разобрались в ситуации, и я знаю, как вы поступите, когда увидите подобное.

Обсуждают окончательный вариант решения

Приводят примеры аналогичных ситуаций из собственного опыта, размышляют о важности правильного решения в подобных ситуациях.

Рассмотрим пример кейс – иллюстрации:

Тема «Знакомство со сказкой В. Сутеева «Яблоко»

(старший дошкольный возраст)

Программное содержание:

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

  • Формирование умения отстаивать свою точку зрения в процессе взаимодействия при решении проблемной ситуации.
  •  Приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

ОО «Речевое развитие»

  • Закрепить умение использовать в речи предложения разных типов (самостоятельно и с помощью взрослого).
  • Закреплять умение формулировать речевые фразы в соответствии с вопросом.

ОО «Познавательное развитие»

  •  Развитие способности к самостоятельному умозаключению, основанному на умении выполнять операции синтеза, анализа, обобщения.
  • Продолжать развивать у дошкольников интерес к художественной и познавательной литературе.

Используемые технологии:  кейс-иллюстрация

Яблоко.

Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко.

В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко. Но как его достать? Яблоко высоко висит — не допрыгнешь!  

— Крра-крра!

Смотрит Заяц — на ёлке сидит Ворона и смеется.

— Эй, Ворона! — крикнул Заяц. — Сорви-ка мне яблоко!

Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз.

— Спасибо тебе, Ворона! — сказал Заяц и, хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и побежало. Что такое?

Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.

— Стой, стой! — кричит Заяц. — Куда моё яблоко потащил?

Остановился Ежик и говорит:

— Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал.

Заяц подскочил к Ежу:

— Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл!

К ним Ворона подлетела.

— Напрасно спорите, — говорит, — это моё яблоко, я его себе сорвала.

Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит:  — Моё яблоко!

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул…

Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет:

— Что такое? Что за шум?

Все к нему:

— Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.

И рассказали Медведю всё, как было. Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:

— Кто яблоко нашёл?

— Я! — сказал Заяц.

— А кто яблоко сорвал?

— Как р-раз я! — каркнула Ворона.

— Хорошо. А кто его поймал?

— Я поймал! — пискнул Еж.

— Вот что, — рассудил Медведь, — все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить…

— Но тут только одно яблоко! — сказали Еж, Заяц и Ворона.

— Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку.

И все хором воскликнули:  — Как же мы раньше не догадались!

Ежик взял яблоко и разделил его на четыре части.

Один кусочек дал Зайцу:

— Это тебе, Заяц, — ты первый яблоко увидел.

Второй кусочек Вороне отдал:

— Это тебе, Ворона, — ты яблоко сорвала.

Третий кусочек Ежик себе в рот положил:

— Это мне, потому что я поймал яблоко.

Четвёртый кусочек Ежик Медведю в лапу положил:

— А это тебе, Михаил Иванович…

— Мне-то за что? — удивился Медведь.

— А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил! 

И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.

Технологическая карта  Кейс-технология (вид)  кейс-иллюстрация

Этап

Деятельность     взрослого

Деятельность    детей

     

I этап

Мотивационный

Ребята, я предлагаю вам отгадать ребус. Ответом этого ребуса будет название сказки, с которой мы сегодня с вами познакомимся.

2257865995(Яблоко)

- Молодцы ребята, правильно отгадали ребус. Мы с вами сегодня познакомимся со сказкой В. Сутеева «Яблоко»

Проявляют внимание и интерес к предстоящей деятельности.

Разгадывают ребус.

II этап

Ознакомительно - аналитический

Читает сказку «Яблоко» В. Сутеева. Показывает первую иллюстрацию.

- Про кого эта сказка? Кто ее герои?

-Что случилось у Зайца, Вороны, Ежа?

- Кто виноват, что не поделили яблоко, что поссорились? 

- Как вел себя вначале Заяц, как его можно назвать?

Как себя вела сначала Ворона, как ее можно назвать?

- Как вел себя сначала Ежик, как можно его назвать?  

Слушают внимательно.

Рассматривают иллюстрацию.

-Про ворону, зайца, ежа.

- Они не поделили яблоко.

-Виноваты заяц, ворона, еж.

-Жадина - «сейчас же отдай, мое яблоко!».

-Насмешница - «кра-кра», воровка - «хотела унести, да не удержала», жадина - «мое яблоко».

-Трусишка, испугался - «Спросонок», жадина - «это мое, я его поймал»

III этап

Организационно - поисковый

Показывает вторую иллюстрацию.

- Что получилось в конце сказки?

-Кто помирил героев сказки? Как он их помирил?

-Ребята, скажите, а можно эту сказку закончить по-другому? Как?

Рассматривают.

-Заяц, Ворона, Еж помирились или подружились.

-Медведь, придумал поделить яблоко.

Придумывают свои варианты сказки.

IV этап

Презентационный

- А кто в сказке самый добрый, самый умный?

 -Медведь.

V этап

         Итоговый

- Кому Ежик дал 4-й кусочек и за что? 

- Что мы узнали из сказки « Яблоко»?

- Кто у вас дома умный и добрый? 

-Кто знает, что значит справедливо? Это от слова правда, правильно. Кто в сказке поступил справедливо? 

- Как бы вы поступили в данной ситуации?

- Ежик дал четвертый кусочек медведю. Он  так поблагодарил его.

-Историю примирения, как все подружились, стали довольны, разделили яблоко поровну.

-Папа, Мама, Бабушка, Дедушка……

-Сначала Медведь, потом Ежик и все герои.

-Поделили бы яблоко между друзьями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс «Технология изготовления куклы "Лихоманки"

Изготовление народной куклы "Лихоманки"...

Мастер класс "Технология стендов для оформления групповых помещений и раздевалок"

Цель: Формировать представление у педагогов о самостоятельном изготовлении информационных стендов...

Мастер-класс «Технология художественно-изобразительного развития детей дошкольного возраста» (Метод художественного экспериментирования)

Мастер-класс «Технология художественно-изобразительного развития детей дошкольного возраста» (Метод художественного экспериментирования)...

Мастер класс "Технология работы с холодным фарфором"

Мастер класс "Технология работы с холодным фарфором"...

Презентация к мастер-классу "Технология мокрого валяния"

Данная презентация кратко и красочно отображает основные принципы работы с войлоком. Работу с войлоком можно применять в творческих занятиях с детьми средней, старшеи и подготовительных групп...

Мастер- класс "Технология утреннего сбора"

Утренний КРУГ – это ритмически организованное, по времени занятие, эмоционально и сенсорно наполненное играми, направленное на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммун...

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...