Мастер класс "Кейс - технологии"
материал
"Использование кейс - технологии в работе с детьми дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер класс"Кейс - технологии" | 47.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад общеразвивающего вида №17»
с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников
«Использование кейс-технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Подготовила
Матюнина Л.Х.,
воспитатель высшей
квалификационной категории
г. Бугуруслан, 2020г
Использование кейс-технологии в работе с детьми дошкольного возраста
1 слайд
Ход мастер-класса:
Приветствие. Вводное слово педагога-мастера. Вхождение в тему.
Современный мир задает особый ритм жизни. Поэтому воспитателю сегодня необходимо идти в ногу со временем, быть способным обучаться, схватывать все на лету, брать на вооружение новые методики воспитания и обучения подрастающего поколения. Меняется мир, меняются и требования. И современный воспитатель, несмотря ни на какие обстоятельства, должен им соответствовать. Огромный поток информации захватывает нас и мы, стараемся быть в курсе происходящих событий, иметь возможность оперативно принимать нужное решение, поэтому вместо дамской сумочки я держу в руках кейс. А так как я работаю в детском саду кейс у меня тоже детский.
Обоснование основных идей кейс-технологии, актуальных при использовании его в работе с педагогами ДОО.
2-3 слайды
Кейс - это еще и одна из эффективных современных образовательных
технологий, которая является разновидностью интерактивных методов, которая
зародилась в бизнес-школе США, а позднее стала использоваться и в
образовании.
4 слайд
Ключевым понятием метода является слово кейс, происхождение которого
определяется как casus (лат.) - запутанный необычный случай или case(англ.) -
портфель, чемоданчик.
Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации.
Суть кейс– метода состоит в том, что усвоение нового является результатом
активной самостоятельной деятельности детей по разрешению противоречий, в
результате чего и происходит творческое овладение, навыками, умениями и
развитие мыслительных способностей.
5 слайд.
Кейс-технология в образовании предполагает осмысление детьми реальной жизненной ситуации, описание которой и отражает конкретную практическую проблему, и актуализирует соответствующий комплекс знаний, необходимых для усвоения в ходе разрешения проблемы.
6 слайд.
В структуру кейс технологии входит:
- ситуация
- контекст ситуации
- комментарий ситуации
- вопросы или задания для работы с кейсом,
- приложения.
7 слайд.
Доказана взаимосвязь развития восприятия, мышления и речи: при назывании ребенком вслух воспринимаемых предметов они различаются, осмысливаются быстрее, появляется возможность закрепить и активизировать словарь.
8 слайд.
В процессе освоения кейс – технологии дети научатся:
- научатся получать необходимую информацию в общении;
- смогут соотносить свои устремления с интересами других;
- научатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
- научатся отстаивать свою точку зрения;
- смогут принимать помощь.
9 слайд.
Также Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей:
• смогут работать в команде;
• смогут вести диалог со взрослыми и сверстниками;
• смогут адекватно реагировать в конфликтных ситуациях;
• обеспечится взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;
• смогут применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.
10 слайд.
В практике дошкольного образования можно широко использовать такие виды
кейс- методов как:
- Кейс – иллюстрации;
- Фото – кейс;
- Проигрывание ролей (ролевое проектирование);
- Анализ конкретных ситуаций.
А теперь коротко о каждом виде кейс - технологии:
11 слайд.
Кейс - иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.
12 слайд.
Кейс- иллюстрация очень схожа с фото – кейс. Кейс – иллюстрация – это картинки, которые вы сможете скачать с интернета, а фото- кейс – это фото из реальной жизни.
13 слайд.
Кейс - Проигрывание ролей (ролевое проектирование его ещё называют). Проигрывание ролей – это когда кто – то берет на себя какую – то роль и проигрывает её.
14 слайд.
Кейс – Конкретных ситуаций
Конкретные ситуации – это ситуация, которая произошла конкретно на месте, в которой подробно все разбирают, анализируют и приходят к решению.
15,16,17,18,19,20 слайды для практики (Приложение)
21 слайд.
Кейс-технологии в образовательном процессе помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность, исследовать различные проблемы и находить их решение.
22 слайд
По - моему мнению, у кейс-метода имеется недостаток – это сложность разработки кейса, а готовых кейсов разработано очень и очень мало. Зато это открывает перспективы профессиональной реализации для каждого из нас.
Еще бы я вам хотела раздать буклеты, в которых расписаны этапы решения ситуаций, виды кейс - технологии, если кого заинтересовала эта технология, то вы сможете сами самостоятельно более подробно изучить данную технологию и применять её в своей работе.
Подведение итогов. Рефлексия.
Упражнение: «Подарок»
Цель: положительное завершение встречи, рефлексия. Передаем по кругу подарок.
- Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить друг другу, чтобы взаимодействие стало еще эффективнее, а отношения – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас друг другу. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!
- Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Спасибо всем за участие!
Желаю Вам успехов в работе! Спасибо за внимание!
Приложение
Рассмотрим пример кейс – фото
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
- развивать потребность в заботливом отношении к окружающему миру;
- формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
- развитие эмоций.
ОО «Речевое развитие»
-развивать умение детей использовать описательные высказывания;
-упражнять в подборе слов-действий, слов-признаков;
-поощрять желание высказывать свое мнение.
ОО «Познавательное развитие»
-обобщить и систематизировать знания детей о жизни зверей и птиц, о зависимости их существования от зимних условий;
-познакомить с клестом, его внешним видом, особенностями жизни зимой;
-развивать мыслительные способности.
Цель: развивать эмоциональную отзывчивость, воспитывать доброжелательное отношение к птицам, воспитание у детей нравственных чувств.
Кейс:
Используемые технологии: Кейс -фото
Ход ОД:
Воспитатель: Ребята, посмотрите! Кто это прилетел к нам на подоконник?
Дети: Птица.
Воспитатель: А какая это птица?
Воспитатель: Кто знает эту птицу? Это клест, посмотрите какой у него интересный клюв, крестиком, чтобы удобно было доставать семена из шишек сосны, ели. Клест выводит своих птенцов в самые сильные морозы. Живет в лесу. Лес их щедро кормит семенами трав, кустарников, плодами деревьев, насекомыми, которые спрятались под корой.
Вот почему мы с лесом дружим,
Вот для чего он всем нам нужен.
Лес кормит птиц, зверей,
Не только летом, но и зимой.
Воспитатель: Но почему эта птица прилетела к нам?
Дети: Она хочет кушать.
А как мы с вами можем помочь птицам (подкармливать, сделать кормушки, беречь деревья, сохранять тишину в лесу)
Посмотрите на картинку (кейс-фото) и скажите, что можно сделать, чтобы изменить ситуацию? (позвать взрослых, объяснить, почему нельзя ломать деревья, сделать защиту)
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, почему мальчик ломает деревья?
Дети: Мальчик плохой, не воспитанный.
Воспитатель: Ребята, придумаем как нам можно объяснить мальчику, почему нельзя ломать деревья.
Дети: Деревья живые, им больно. Они кормят птиц. Обогащают воздух кислородом. Из деревьев делают бумагу.
Воспитатель: Ребята, а как вы поступите на месте мальчика?
Дети: Мы дерево ломать не будем. Будем охранять. Поливать.
Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо разобрались в ситуации, и я знаю, как вы поступите, когда увидите подобное.
Технологическая карта Кейс-технологии (вид) кейс- фото
Этап | Деятельность взрослого | Деятельность детей |
I этап Мотивационный | К детям прилетела птичка клест. | Проявляют внимание и интерес к предстоящей деятельности. |
II этап Ознакомительно - аналитический | Кто знает эту птицу? Это клест, посмотрите какой у него интересный клюв, крестиком, чтобы удобно было доставать семена из шишек сосны, ели. Клест выводит своих птенцов в самые сильные морозы. Живет в лесу. Лес их щедро кормит семенами трав, кустарников, плодами деревьев, насекомыми, которые спрятались под корой. Вот почему мы с лесом дружим, Вот для чего он всем нам нужен. Лес кормит птиц, зверей, Не только летом, но и зимой. Но почему эта птица прилетела к нам? А как мы с вами можем помочь птицам? Что могло случится в лесу? Посмотрите на картинку (кейс-фото) и скажите, что можно сделать, чтобы изменить ситуацию? Ребята, как вы считаете, почему мальчик ломает деревья? | Знакомятся с ситуацией, заданием. Присваивают проблему. Активизируют необходимые знания (анализируют, обобщают, систематизируют) . Концентрируются на поиске цели предстоящей деятельности. Она хочет кушать. Подкармливать, сделать кормушки, беречь деревья, сохранять тишину в лесу) Позвать взрослых, объяснить, почему нельзя ломать деревья, сделать защиту) Мальчик плохой, не воспитанный. |
III этап Организационно - поисковый | Давайте попробуем помочь мальчику объяснить, что лес ломать нельзя. Покажите и расскажите каким образом. | Объединяются в группы. Вспоминают и уточняют правила сотрудничества. Участвуют в обсуждении, рассуждают, анализируют. Находят общее для всей группы решение Деревья живые, им больно. Они кормят птиц. Обогащают воздух кислородом. Из деревьев делают бумагу. |
IV этап Презентационный | Ребята, а как вы поступите на месте мальчика? | Представляют вариант решения и обосновывают его. Мы дерево ломать не будем. Будем охранять. Поливать. |
V этап Итоговый | Молодцы, вы очень хорошо разобрались в ситуации, и я знаю, как вы поступите, когда увидите подобное. | Обсуждают окончательный вариант решения Приводят примеры аналогичных ситуаций из собственного опыта, размышляют о важности правильного решения в подобных ситуациях. |
Рассмотрим пример кейс – иллюстрации:
Тема «Знакомство со сказкой В. Сутеева «Яблоко»
(старший дошкольный возраст)
Программное содержание:
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
- Формирование умения отстаивать свою точку зрения в процессе взаимодействия при решении проблемной ситуации.
- Приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
ОО «Речевое развитие»
- Закрепить умение использовать в речи предложения разных типов (самостоятельно и с помощью взрослого).
- Закреплять умение формулировать речевые фразы в соответствии с вопросом.
ОО «Познавательное развитие»
- Развитие способности к самостоятельному умозаключению, основанному на умении выполнять операции синтеза, анализа, обобщения.
- Продолжать развивать у дошкольников интерес к художественной и познавательной литературе.
Используемые технологии: кейс-иллюстрация
Яблоко.
Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко.
В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко. Но как его достать? Яблоко высоко висит — не допрыгнешь!
— Крра-крра!
Смотрит Заяц — на ёлке сидит Ворона и смеется.
— Эй, Ворона! — крикнул Заяц. — Сорви-ка мне яблоко!
Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз.
— Спасибо тебе, Ворона! — сказал Заяц и, хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и побежало. Что такое?
Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.
— Стой, стой! — кричит Заяц. — Куда моё яблоко потащил?
Остановился Ежик и говорит:
— Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал.
Заяц подскочил к Ежу:
— Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл!
К ним Ворона подлетела.
— Напрасно спорите, — говорит, — это моё яблоко, я его себе сорвала.
Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит: — Моё яблоко!
Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул…
Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет:
— Что такое? Что за шум?
Все к нему:
— Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.
И рассказали Медведю всё, как было. Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:
— Кто яблоко нашёл?
— Я! — сказал Заяц.
— А кто яблоко сорвал?
— Как р-раз я! — каркнула Ворона.
— Хорошо. А кто его поймал?
— Я поймал! — пискнул Еж.
— Вот что, — рассудил Медведь, — все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить…
— Но тут только одно яблоко! — сказали Еж, Заяц и Ворона.
— Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку.
И все хором воскликнули: — Как же мы раньше не догадались!
Ежик взял яблоко и разделил его на четыре части.
Один кусочек дал Зайцу:
— Это тебе, Заяц, — ты первый яблоко увидел.
Второй кусочек Вороне отдал:
— Это тебе, Ворона, — ты яблоко сорвала.
Третий кусочек Ежик себе в рот положил:
— Это мне, потому что я поймал яблоко.
Четвёртый кусочек Ежик Медведю в лапу положил:
— А это тебе, Михаил Иванович…
— Мне-то за что? — удивился Медведь.
— А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил!
И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.
Технологическая карта Кейс-технология (вид) кейс-иллюстрация
Этап | Деятельность взрослого | Деятельность детей |
I этап Мотивационный | Ребята, я предлагаю вам отгадать ребус. Ответом этого ребуса будет название сказки, с которой мы сегодня с вами познакомимся. (Яблоко) - Молодцы ребята, правильно отгадали ребус. Мы с вами сегодня познакомимся со сказкой В. Сутеева «Яблоко» | Проявляют внимание и интерес к предстоящей деятельности. Разгадывают ребус. |
II этап Ознакомительно - аналитический | Читает сказку «Яблоко» В. Сутеева. Показывает первую иллюстрацию. - Про кого эта сказка? Кто ее герои? -Что случилось у Зайца, Вороны, Ежа? - Кто виноват, что не поделили яблоко, что поссорились? - Как вел себя вначале Заяц, как его можно назвать? Как себя вела сначала Ворона, как ее можно назвать? - Как вел себя сначала Ежик, как можно его назвать? | Слушают внимательно. Рассматривают иллюстрацию. -Про ворону, зайца, ежа. - Они не поделили яблоко. -Виноваты заяц, ворона, еж. -Жадина - «сейчас же отдай, мое яблоко!». -Насмешница - «кра-кра», воровка - «хотела унести, да не удержала», жадина - «мое яблоко». -Трусишка, испугался - «Спросонок», жадина - «это мое, я его поймал» |
III этап Организационно - поисковый | Показывает вторую иллюстрацию. - Что получилось в конце сказки? -Кто помирил героев сказки? Как он их помирил? -Ребята, скажите, а можно эту сказку закончить по-другому? Как? | Рассматривают. -Заяц, Ворона, Еж помирились или подружились. -Медведь, придумал поделить яблоко. Придумывают свои варианты сказки. |
IV этап Презентационный | - А кто в сказке самый добрый, самый умный? | -Медведь. |
V этап Итоговый | - Кому Ежик дал 4-й кусочек и за что? - Что мы узнали из сказки « Яблоко»? - Кто у вас дома умный и добрый? -Кто знает, что значит справедливо? Это от слова правда, правильно. Кто в сказке поступил справедливо? - Как бы вы поступили в данной ситуации? | - Ежик дал четвертый кусочек медведю. Он так поблагодарил его. -Историю примирения, как все подружились, стали довольны, разделили яблоко поровну. -Папа, Мама, Бабушка, Дедушка…… -Сначала Медведь, потом Ежик и все герои. -Поделили бы яблоко между друзьями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс «Технология изготовления куклы "Лихоманки"
Изготовление народной куклы "Лихоманки"...
Мастер класс "Технология стендов для оформления групповых помещений и раздевалок"
Цель: Формировать представление у педагогов о самостоятельном изготовлении информационных стендов...
Мастер-класс «Технология художественно-изобразительного развития детей дошкольного возраста» (Метод художественного экспериментирования)
Мастер-класс «Технология художественно-изобразительного развития детей дошкольного возраста» (Метод художественного экспериментирования)...
Мастер класс "Технология работы с холодным фарфором"
Мастер класс "Технология работы с холодным фарфором"...
Презентация к мастер-классу "Технология мокрого валяния"
Данная презентация кратко и красочно отображает основные принципы работы с войлоком. Работу с войлоком можно применять в творческих занятиях с детьми средней, старшеи и подготовительных групп...
Мастер- класс "Технология утреннего сбора"
Утренний КРУГ – это ритмически организованное, по времени занятие, эмоционально и сенсорно наполненное играми, направленное на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммун...
Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»
Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...