Роль театрализованной деятельности в развитии детей раннего возраста
статья
Роль театрализованной деятельности в развитии
детей раннего возраста.
Ранний возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В раннем возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как ранний возраст.
Одним из методов развития является театрализованная деятельность. Театрализованная игра –самый актуальный и наиболее оптимальный вид игры в детском возрасте. А особенно в раннем возрасте.
Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Эта деятельность прививает интерес к литературе, музыке, побуждает к созданию новых образов, к мышлению, совершенствует навык воплощаться в игре. Участвуя в театральной игре, дети познают окружающий мир через образы, краски, звуки Театрализованная деятельность – это возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.
С помощью театрализованной деятельности малыши учатся внимательно слушать, понимать, запоминать, действовать с предметами – игрушками, узнавать их свойства, осваивают мимику, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать, сопереживать персонажу, приобщает его к духовным ценностям, отличать хорошее от плохого. Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков благодаря тому, что литературные произведения для детей имеют нравственную направленность.
Великий педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
Игра - наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки и выражения эмоций, впечатлений, переживаний (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин).
Большинство педагогов и психологов отмечают особую роль театрализованных игр как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть, поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление – истоки творчества. Этот вид деятельности оказывает большое влияние на развитие связной, грамотной, эмоциональной и богатой по содержанию речи детей. С помощью сказок у ребенка развивается культура речи, активизируется словарь, память и мышление. Ребенок осваивает богатство родного языка, его выразительные средства, используя интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются: разнообразие и содержательность тематики соответствующая данному возрасту, постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизни ребенка, т.е. во все формы организации педагогического процесса; формирование интереса к театрализованным игра, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя развивая стремление детей театрально-игровой деятельности; взаимодействие детей со взрослыми.
Театрализованная деятельность у детей раннего возраста формируется постепенно. Наша задача взрослых – вовремя создать условия для её появления и развития.
Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.
В связи с этим, при работе с детьми дошкольного возраста нельзя недооценивать силу театрализованной деятельности. Данная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения, воспитания и всестороннего развития детей.
Детство – это радость, игра, слияние с природой. Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Если в дошкольном образовательном учреждении есть театр – значит, там сосредоточен феномен детства: радость, удивление, восторг, фантазия, творчество. Театр выступает своего рода маркером, критерием творческой деятельности позиции педагогического коллектива и устойчивого развития детского сада.
Дети раннего возраста любят заниматься, но произвольное внимание и память у них несовершенны. Ребенок с трудом сосредоточивается на том, что ему не интересно, что его не удивило, не принесло радости. Поэтому, планируя занятие с детьми, необходимо тщательно продумывать, чему учить малышей и как это лучше делать. Дети третьего года жизни склонны к подражанию (и воспитателю, и сверстникам, героям знакомых сказок, животным и т. д.). Театрализованная игра как нельзя лучше подходит для того, чтобы разносторонне развивать личность малыша.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Знакомство детей раннего возраста с разными видами театров помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Рассказывая и показывая детям сказки, изменяя голос и интонацию в соответствии с героем, можно отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки.
Для детей раннего возраста самым доступным видом театра является кукольный театр. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. В связи с этим в психологии в последнее время широкое распространение получил метод куклотерапии, т. е. метод лечения с помощью кукол. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.
В детском саду используются разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный, а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Педагоги привлекают детей к участию в инсценировках, обсуждают с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей, выражая эмоциональные переживания. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе именно таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние.
Детская театрализация является в своем роде видом и досуговой и образовательной деятельности, и потому может повысить уровень аспектов образовательной деятельности в области художественное творчество, удержать внимание детей раннего возраста на более долгое время, а также принести им удовольствие, сделать процесс обучения увлекательным. Но нельзя забывать, что для детей раннего возраста длительность какой-либо деятельности не должно составлять не более 10-15 мин.
Таким образом, в заключении отметим, что театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль театрализованной деятельности в развитии детей раннего возраста | 18.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль театрализованной деятельности в развитии
детей раннего возраста».
Ранний возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В раннем возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как ранний возраст.
Одним из методов развития является театрализованная деятельность. Театрализованная игра –самый актуальный и наиболее оптимальный вид игры в детском возрасте. А особенно в раннем возрасте.
Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Эта деятельность прививает интерес к литературе, музыке, побуждает к созданию новых образов, к мышлению, совершенствует навык воплощаться в игре. Участвуя в театральной игре, дети познают окружающий мир через образы, краски, звуки Театрализованная деятельность – это возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.
С помощью театрализованной деятельности малыши учатся внимательно слушать, понимать, запоминать, действовать с предметами – игрушками, узнавать их свойства, осваивают мимику, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать, сопереживать персонажу, приобщает его к духовным ценностям, отличать хорошее от плохого. Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков благодаря тому, что литературные произведения для детей имеют нравственную направленность.
Великий педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
Игра - наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки и выражения эмоций, впечатлений, переживаний (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин).
Большинство педагогов и психологов отмечают особую роль театрализованных игр как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть, поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление – истоки творчества. Этот вид деятельности оказывает большое влияние на развитие связной, грамотной, эмоциональной и богатой по содержанию речи детей. С помощью сказок у ребенка развивается культура речи, активизируется словарь, память и мышление. Ребенок осваивает богатство родного языка, его выразительные средства, используя интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются: разнообразие и содержательность тематики соответствующая данному возрасту, постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизни ребенка, т.е. во все формы организации педагогического процесса; формирование интереса к театрализованным игра, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя развивая стремление детей театрально-игровой деятельности; взаимодействие детей со взрослыми.
Театрализованная деятельность у детей раннего возраста формируется постепенно. Наша задача взрослых – вовремя создать условия для её появления и развития.
Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.
В связи с этим, при работе с детьми дошкольного возраста нельзя недооценивать силу театрализованной деятельности. Данная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения, воспитания и всестороннего развития детей.
Детство – это радость, игра, слияние с природой. Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Если в дошкольном образовательном учреждении есть театр – значит, там сосредоточен феномен детства: радость, удивление, восторг, фантазия, творчество. Театр выступает своего рода маркером, критерием творческой деятельности позиции педагогического коллектива и устойчивого развития детского сада.
Дети раннего возраста любят заниматься, но произвольное внимание и память у них несовершенны. Ребенок с трудом сосредоточивается на том, что ему не интересно, что его не удивило, не принесло радости. Поэтому, планируя занятие с детьми, необходимо тщательно продумывать, чему учить малышей и как это лучше делать. Дети третьего года жизни склонны к подражанию (и воспитателю, и сверстникам, героям знакомых сказок, животным и т. д.). Театрализованная игра как нельзя лучше подходит для того, чтобы разносторонне развивать личность малыша.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Знакомство детей раннего возраста с разными видами театров помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Рассказывая и показывая детям сказки, изменяя голос и интонацию в соответствии с героем, можно отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки.
Для детей раннего возраста самым доступным видом театра является кукольный театр. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. В связи с этим в психологии в последнее время широкое распространение получил метод куклотерапии, т. е. метод лечения с помощью кукол. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.
В детском саду используются разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный, а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Педагоги привлекают детей к участию в инсценировках, обсуждают с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей, выражая эмоциональные переживания. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе именно таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние.
Детская театрализация является в своем роде видом и досуговой и образовательной деятельности, и потому может повысить уровень аспектов образовательной деятельности в области художественное творчество, удержать внимание детей раннего возраста на более долгое время, а также принести им удовольствие, сделать процесс обучения увлекательным. Но нельзя забывать, что для детей раннего возраста длительность какой-либо деятельности не должно составлять не более 10-15 мин.
Таким образом, в заключении отметим, что театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья на тему: " Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
В этой статье раскрывается значение театрализованной деятельности в жизни дошкольников....
Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста
В статье раскрыто значение театрализованной деятельности в развитии дошкольников в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО....
«Роль театрализованной деятельности в развитии детей раннего возраста
Игровая деятельность является ведущей деятельностью детей и неотъемлемой частью гармоничного всестороннего развития детей дошкольного возраста. Сегодня мне бы хотелось поделиться с вами практиче...
Статья на тему "Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
Театрализованная деятельность в ДОУ...
Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Дошкольный возраст – уникальный ...
РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Аннотация. В статье раскрывается значение театрализованной деятельности в жизни дошкольников. Она является самым распространенным видом детского творчества и должна занимать важное мест...
Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»
В данной публикации вы найдете материал о значении театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Как и для чего необходимо использовать именно театрализованную деятельност...