Рабочая программа по выявлению способностей дошкольников
рабочая программа
. Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. «Родовыми» чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_razvitiyu_sposobnostey.docx | 328.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по выявлению способностей дошкольников
Разработал педагог-психолог:
Короткова С.Г.
г. Смоленск
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка.
- Актуальность темы
- Цель и задачи программы
- Планируемые результаты
- Виды способностей
- Содержание программы
- Метода для определения способностей детей
- Направления и формы работы
- Основные методы и методики для исследования способностей воспитанников детского сада
- Формы работы с родителями
- Список литературы
1. Пояснительная записка.
1.1. Актуальность темы. Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. «Родовыми» чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.
1.2.Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для выявления и развития способностей воспитанников.
Задачи:
1. Разработать систему мониторинга для выявления и развития способностей у детей дошкольного возраста.
2. Выявить детей с предпосылками творческих способностей.
3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения детей.
4. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
5. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.
1.3. Планируемые результаты:
1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов способностей.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
Под термином «одарённый ребёнок» мы рассматриваем ребёнка, уровень способностей которого значительно отличается от среднего. На сегодняшний день существует много подходов к классификации детской одарённости, её видов, критериев.
- Виды способностей:
- Академические способности. Составляющие: мотивационно – личностные характеристики, способности к обучению.
- Творческие способности. Составляющие: художественная одарённость, вокальная одарённость, литературная одарённость, артистическая одарённость, конструкторская одарённость.
- Психомоторные способности. Составляющие: спортивная одарённость, хореографическая одарённость.
- Коммуникативные способности. Составляющие: социально – личностная одарённость, лидерская одарённость.
«Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности»
Виды способностей | Составляющие | Как проявляются |
Академические способности | мотивационно – личностные характеристики | Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому |
способности к обучению | Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов | |
Творческие способности | Художественные способности | Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки) |
Вокальные способности | Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух | |
Литературные способности | Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов | |
Артистические способности | Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память | |
Конструкторские способности | Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации | |
Психомоторные способности | Спортивные способности | Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость |
Хореографические способности | Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память | |
Коммуникативные способности | Социально-личностные способности | Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты |
Лидерские способности | Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию |
2. Содержание программы
2.1. Метода для определения способностей детей
Существует четыре метода для определения способностей детей:
- Наблюдение – позволяет родителям сделать выводы о склонностях своих детей, сформировать представление о его возможностях, выявить основные интересы ребенка. Также уделяется много внимания познавательной активности детей: о чем больше всего спрашивает дети, что изучают. Является одним из наиболее живых и простых методов.
- Игра. При определении склонностей в данном случае учитываются все факторы: какую, игру выбрал индивид, какую роль в ней играет. Этот метод чаще используют для диагностики способностей воспитанников детских садов.
- Обращение к специалистам: психологам, педагогам, специализирующимся на раннем развитии дошкольников. Для определения способностей, в основном, используются тест Векслера для выявления уровня интеллектуального развития и тест «Несуществующее животное», который определяет эмоциональное и психическое состояние детей, и их творческий потенциал.
- Совместная деятельность - помогает развить талант в разных областях.
Эти способы на сегодняшний день являются основными для выявления способностей воспитанников.
Помимо вопроса как определить способности ребенка, очень важно знать, как их затем развивать и работать с ними.
Для развития определенных склонностей очень важным является предоставление детям постоянной возможности для осуществления нужной деятельности, а также мотивация к ней.
Развитие тех или иных способностей дошкольников предполагает активное участие со стороны родителей.
Родителям следует помнить, что чем раньше они распознают нужные склонности у своего ребенка, тем успешнее он будет как в профессиональной среде, так и в эмоциональной жизни.
- Направления и формы работы
Система работы с одаренными детьми включает в себя четыре основных направлений, которые тесно связаны и интегрируются между собой:
1. создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей выявлению одаренных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала;
2. совершенствование научно-методического уровня педагогов по работе с одаренными воспитанниками;
3. выявление и дальнейшее отслеживание у детей творческой одаренности;
4. организация работы с одаренными детьми и их родителями.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, возможность самовыражения.
Направления и формы работы.
Направления деятельности с одаренными детьми:
- познавательное (интеллектуальные конкурсы, исследовательские проекты, виртуальные экскурсии)
- художественно-творческое (изделия из глины, пластилина, тестопластики, рисунки, спектакль, чтение стихотворений, песенное и танцевальное творчество, участие в конкурсах)
- экологическое (наблюдения в природе, работа в саду и огороде, наблюдения за животными дома, экскурсии)
- спортивное (соревнования, турниры, встречи)
Формы работы с одарёнными детьми
- Индивидуальная работа.
- Творческие мастерские.
- Участие в конкурсах.
- Проектная деятельность.
- Групповые занятия
- Работа с родителями.
Данная система состоит из четырех взаимосвязанных компонентов:
- Воспитательно – образовательная работа с обучающимися ДОУ направлена на развитие всех видов способностей у детей.
- Организация НОД – непосредственно образовательной деятельности. Содержание НОД включает совокупность и интеграцию пяти образовательных областей (согласно ФГОС ДО), которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. При организации непосредственно образовательной деятельности используются разнообразные методы, активизирующие развитие творческой инициативы детей:
- использование ИКТ;
- учет гендерных особенностей;
- проблемно – поисковые методы и приемы;
- «Неделя интеллектуальных игр» и др.
- Организацию бесплатного дополнительного образования. В дошкольном образовательном учреждении организована кружковая деятельность в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями детей, творческими увлечениями и желаниями педагогов.
- Проектную деятельность. В ДОУ широко используется метод проектов как один из эффективных методов познания детьми окружающего мира.
- Досуговые мероприятия, которые позволяют наиболее полно раскрыть творческие способности дошкольников. Важное значение для развития творческих способностей детей имеют праздники и развлечения для дошкольников, которые проводятся в детском саду. Досуговая деятельность рассматривается как приоритетное направление организации творческой деятельности ребѐнка, основа формирования его общей культуры. В ДОУ отмечаются государственные праздники (День России, Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день и многие другие), праздники народного календаря, праздники к знаменитым датам страны, города, детского сада, экологические праздники, семейные праздники.
- Сопровождение участия воспитанников в конкурсах разного уровня (дошкольного учреждения, муниципальных, региональный, всероссийских, международных), направленных на выявление детской одаренности.
- Взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся. Взаимодействие с семьями детей строится на основе сотрудничества и направлено на обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышения педагогической компетентности родителей по вопросам развития индивидуальных способностей детей, а также на создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности детского сада. Взаимодействие с родителями осуществляется через разнообразные формы:
- родительские собрания,
- дни открытых дверей,
- совместные развлечения,
- индивидуальные консультации и беседы,
- оформление стендового материала,
- совместные проекты,
- анкетирование,
- встречи за круглым столом,
- сайт МБДОУ.
4. Организация социального партнерства. Дошкольное учреждение максимально открыто для сотрудничества и взаимодействия с окружающей средой, с социальными учреждениями города.
Формы работы с учреждениями города:
1. Сотрудничество в рамках организации мероприятий (встречи, выставки, спектакли и пр.);
2. Дополнительные образовательные услуги.
2.3. Основные методы и методики для исследования способностей воспитанников детского сада
В ниже приведенной таблице показаны основные методы и методики для
исследования способностей воспитанников детского сада.
Виды способностей | Составляющие | Методы и методики для исследования способностей |
Академические способности | мотивационно – личностные характеристики | Наблюдение, Экспресс-методика Цветовой тест Люшера- Эткинга |
способности к обучению | ||
Творческие способности | Художественные способности | Изучения продуктов детского творчества, Тест «Назови и дорисуй» Тест «Незаконченный рисунок» (автор Э. П. Торренс) Тест «Дорисовывание» (автор Е. П. Торренс). |
Вокальные способности | Наблюдение Наблюдение Методики В.кудрявцева «Солнце в комнате» и «Как спасти зайчика?» Тест Витцлака «Составь рассказ по картинкам», | |
Литературные способности | ||
Артистические способности | ||
Конструкторские способности | Наблюдение в играх, Изучения продуктов детского творчества | |
Психомоторные способности | Спортивные способности | Наблюдение |
Хореографические способности | Наблюдение | |
Коммуникативные способности | Социально-личностные способности | Наблюдение в свободной деятельности, Анализ результатов анкетирования родителей Методика Н.Е.Вераксы «Оценка коммуникативных способностей дошкольников» |
Лидерские способности |
По результатам диагностики по исследованию способностей воспитанников детского сада определяется банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка используются для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развитию его способностей, в том числе для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.
2.4.Формы работы с родителями
Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.
Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка:
- пристальное внимание к особенностям развития ребенка;
- создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку;
- содействие развитию личности ребенка и его таланта;
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в отношении одаренных детей
Формы работы:
- анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
- родительское собрание “О талантливых детях, заботливым родителям”.
- памятки-рекомендации, папки передвижки, публикации.
- совместные проекты исследовательской деятельности детей.
Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы
1. Диагностика склонностей воспитанников методика А.И Савенкова
«Интеллектуальный портрет».
Все дети, обследованные на выявление склонностей, интересов и способности получают рекомендации для направления в кружковую сеть ДОУ в соответствии с полученными результатами.
2.Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А.А. Лосевой. Данный опросник может быть использован для оценки одарённости дошкольников педагогами, родителями, психологом. Опросник включает характеристики 10 сфер, где дошкольник может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной. Экспертам предлагается оценить по четырёх балльной системе характеристики указанных сфер проявления одарённости. Если какая-то характеристика присуща дошкольнику в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла – самая низкая оценка. Далее вычисляется средняя арифметическая для каждого испытуемого.
3.Методика «Карта одарённости» разработанная А.И. Савенковым, предназначена для родителей, но может применяться и педагогами. Она позволяет оценить степень развития у ребёнка от 5 до 10 лет следующих видов одарённости: интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная. Методика выполняет две функции:
- Диагностическая. С помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости.
- Развивающая. Утверждения, по которым оценивается ребёнок, можно рассматривать как основание для маршрута его дальнейшего развития. Родители могут обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые им представляются более ценными.
4.Опросник креативности Дж. Рензулли (для детей от 5 лет) в адаптации Е.Е. Туник, состоящий из списков характеристик творческого мышления и поведения, разработан специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. С работой над опросниками можно быстро (за 10-20 минут) справиться самостоятельно и также самостоятельно произвести подсчёты. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений за социальными взаимодействиями ребёнка в окружающей среде (во время игры, во время какой-либо иной деятельности, на занятиях). Данный опросник позволяет провести экспертную оценку креативности дошкольника педагогами, родителями, психологом. По результатам обследования выявляется уровень креативности.
3. Список литературы.
1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2004.
2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005.
3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М..
4. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 1996.
5.Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.
6.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.
7.Белова, Е. С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» – М; 1998 г.
8.Доровской, А. И. «100 советов по развитию одаренности детей» – М;1997
9.Программа Л. А. Венгера «Одарённый ребёнок» (основные положения) – 1995 г. Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста/ под ред. О. М. Дьяченко, Булычевой А. И. – 1996 г.
10.Юркевич, В. С. Одаренный ребенок. – М. 1999.
Интернет-ресурсы:
http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8267.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация рабочей программы "Валеологическое воспитание дошкольников"
показано направление работы и результаты...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОВЛАДЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКАМИ ИНТЕГРАТИВНЫМИ КАЧЕСТВАМИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ « МУЗЫКА»
Программа по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных...
Рабочая программа по обучению дошкольников правилам дорожного движения
К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бываю дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретае...
Рабочая программа по обучению дошкольников ПДД "Умный пешеход"
Рабочая программа по обучению дошкольников ПДД "Умный пешеход"...
Рабочая программа дополнительного образования дошкольников кружок «Говорушки».Для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими. Родившийся ребенок застает в готовом виде родной язык. Но он не только усваивает слова...
Рабочая программа "Экологическое воспитание дошкольников 2-3 лет"
Рабочая программа по теме "Экологическое воспитание дошкольников 2-3 лет"...