Дидактическая игра «Разноцветные рыбки» для детей 3 – 5 лет
учебно-методическое пособие (средняя группа)

Зверева Елена Петровна

Дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельность чаще всего является устойчивым увлечением детей. Каждый ребёнок - это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребёнка, тем ярче его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.

Развитие цветового восприятия – одна из важнейших составляющих сенсорного развития. Цвет, вместе с размером и формой предметов, является сенсорным стандартом, на котором основывается знание предметов и явлений. Чем раньше будут сформированы эти стандарты, тем больше полезной информации ребенок сможет понять и усвоить, что повлияет на развитие в целом. В данной публикации предлагается авторская игра и описаны способы ее применения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание по применению развивающего пособия

Зверева Елена Петровна

воспитатель МДОАУ

     «Детский сад № 96» г. Орска

Дидактическая игра «Разноцветные рыбки» для детей 3 – 5 лет

Дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельность чаще всего является устойчивым увлечением детей. Каждый ребёнок - это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребёнка, тем ярче его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.

Развитие цветового восприятия – одна из важнейших составляющих сенсорного развития. Цвет, вместе с размером и формой предметов, является сенсорным стандартом, на котором основывается знание предметов и явлений. Чем раньше будут сформированы эти стандарты, тем больше полезной информации ребенок сможет понять и усвоить, что повлияет на развитие в целом.C:\Users\Елена\Desktop\ИГРА ПО ИЗО ЦВЕТНЫЕ РЫБКИ\IMG_20211119_181901.jpg

Данная авторская дидактическая игра «Разноцветные рыбки» для детей 3  – 5 лет основной своей целью предполагает закрепить и углубить в увлекательной форме представления детей дошкольного возраста о цветовосприятии и цветоразличении.

Задачи, которые можно решить в процессе организации и проведения данной дидактической игры:

- развивать инициативность, зрительную память, внимание, логическое мышление ребенка;

- закреплять умение ребенка следовать алгоритму и правилам;

- создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами;

- формировать интерес детей к совместной деятельности со взрослым и сверстниками.

Причем, основная задача педагога состоит в том, чтобы развить в каждом ребёнке способность видеть цвет, радоваться, любоваться им, сделать его предметом воспитания эстетического отношения к окружающему.

Дидактическая игра «Разноцветные рыбки» включает в себя три составляющие - игра-мемори «Аквариум», игровой набор «Волшебные рыбки», игровое упражнение «Какой рыбки не стало». Каждая из представленных составляющих предусматривает при проведении определенные варианты игровых действий и правил. Данная дидактическая игра может служить отличным приемом как для индивидуальной, так и для подгрупповой организации детской деятельности в течение дня.

Игра - мемори «Аквариум»

Цель: развивать зрительную память, внимание, логическое мышление, запоминание цвета, умение следовать правилам.

Игра представляет собой девять парных карточек с изображением аквариумов, в каждом из которых плавает одна рыбка определенного цвета. При организации игры можно использовать следующие варианты:

1. Для самых маленьких (3-4 года) парные карточки разделяются на две стопки «рубашкой» вниз. Ребенок открывает верхнюю карточку из левой стопки и ищет карточку по образцу из второй стопки, называет цвет. Одинаковые карточки убираются в сторону. Игра продолжается, пока все карточки не будут собраны попарно.

2. Карточки перемешиваются и раскладываются "рубашкой" вверх. Дети по очереди открывают две карточки, если они совпали, то участник, называя цвет рыбки, забирает их себе. Если нет, то карточки возвращаются на место "рубашкой" вверх и участникам нужно запомнить их расположение. Ход переходит другому участнику. Выигрывает тот, кто собрал больше карточек. Также играть можно одному человеку до тех пор, пока не откроются все карточки, правила остаются прежними. Количество карточек может меняться в зависимости от возраста игроков. В конце игры участники называют цвета рыбок.

3. Парные карточки разделяются на две стопки «рубашкой» вверх. Ребенок открывает верхнюю карточку, кладет ее на кон. Из второй стопки карточек, разложенных на столе, участник поднимает одну, соотносит ее с образцом, если карточки совпадают, ребенок забирает обе себе. Если карточка не совпадает с образцом, ребенок кладет ее на стол «рубашкой» вверх и передает ход следующему игроку. Игра заканчивается, когда все карточки собраны попарно.

Игровой набор «Волшебные рыбки»

Цель: закрепить умение детей получать новые цвета в красках; определять основные и составные цвета.

Данный игровой набор – весёлый способ познакомить ребёнка с волшебным миром цвета. Также набор предполагает закрепление знаний детей о хроматических цветах (основных и производных), знакомство с представлениями о холодных и тёплых тонах, умение работать по алгоритму с опорой на схему, а также экспериментировать с цветом. Игровой набор состоит из карточек с изображением цветных рыбок, контрольной карты, а также тренировочных карточек с изображением не закрашенных рыбок.

Варианты игры:

1. Взрослый предлагает ребенку карточку с изображением двух рыбок разных цветов. Ребенок находит карточку с рыбкой такого цвета, которая получается при смешивании этих двух цветов (например, красный + желтый = оранжевый).

2. Взрослый предлагает ребенку карточку с изображением рыбки исходного цвета (например, оранжевый), ему необходимо найти карточку с изображением двух рыбок тех цветов, которые необходимы для получения исходного цвета (например, для получения оранжевого цвета необходимы красный + желтый). Правильность выполнения задания ребенок может отследить с помощью контрольной карты.

3. Особенно интересной представляется индивидуальная работа ребенка с красками под наблюдением взрослого. Ребенок по своему желанию выбирает одну карточку с изображением двух рыбок (например, красная и белая). На тренировочной карточке с изображением белой (незакрашенной) рыбки ребенок смешивает цвета с образца, получая новый цвет (например, при смешивании красного и белого цвета получается розовый). Ребенок наглядно, через собственный практический опыт, видит результат смешивания красок. Для выстраивания алгоритма ребенок находит карточку розового цвета и подставляет ее к образцу. Далее по желанию можно продолжить игру, смешивая другие цвета или завершить её.

4. Очень живым и познавательным представляется еще один вариант индивидуальной работы ребенка с красками под наблюдением взрослого. Ребенок по своему желанию выбирает две карточки с изображением одной рыбки (например, зеленая и оранжевая). На тренировочной карточке с изображением белой (незакрашенной) рыбки ребенок смешивает эти два цвета с образца, получая новый непредсказуемый цвет (например, при смешивании зеленого и оранжевого цвета получается необычный цвет, которому можно совместно придумать название). Ребенок наглядно, через собственный практический опыт, видит результат смешивания красок. Далее по желанию можно продолжить игру, смешивая другие цвета или завершить её.

5. Попросить ребенка, не глядя, наугад вытянуть три карточки  с изображением рыбок  разного цвета. Предложить ребенку  нарисовать картину, на которой только эти три цвета будут присутствовать в чистом виде.  Например, попались цвета синий, желтый, зеленый. Ребенок может нарисовать синее небо, желтое солнце, зеленую траву. Другой вариант – море синее, на дне песок желтый, водоросли зеленые и т.д.

Игровое упражнение «Какой рыбки не хватает»  

Цель: развивать внимание, зрительную память, сообразительность, закреплять знание цветовой гаммы.

Варианты игры: игровое поле разделено на девять секторов, шесть из которых заполнены изображением рыбок разного цвета. В расположении рыбок есть определенная закономерность. Ребенку необходимо заполнить пустые ячейки, соблюдая данную закономерность. Заполнив карточку, ребенок называет все цвета. В качестве вариантов данного упражнения можно спросить у ребенка, какой цвет может получиться при смешивании определенных цветов, предложить посчитать количество рыбок одного цвета, посчитать общее количество рыбок, найти их различия по размеру, направлению, предложить назвать цвета рыбок, которые плывут в правую (левую) сторону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра «Разноцветные рыбки»

Дидактическая игра на развитие внимания , памяти, закрепление счета в пределах 5....

Дидактическая игра "Разноцветная полянка" для детей младшего дошкольного возраста

Дети находят каждому цветку соответствующую бабочку по цвету и величине....

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "РАЗНОЦВЕТНАЯ ПОСУДА". для детей (3-4 лет)

Данная игра формирует у детей элементарные представления о предметах быта (посуда). В игре дети учатся различать, соотносить и называть основные цвета: красный, жётлтый, зелёный и синий. Учатся узнава...

Дидактическая игра «Разноцветные ёжики» для детей 3-4 лет. Цель игры: Развивать у детей умение группировать предметы по цвету. Закрепить знание цветов (желтый, синий, зелёный, красный). Развивать мелкую моторику рук. Развивать у детей доброжелательное отн

Цель игры: Развивать у детей умение группировать предметы по цвету. Закрепить знание цветов (желтый, синий, зелёный, красный). Развивать мелкую моторику рук. Развивать у детей доброжелательное от...

Паспорт дидактической игры «Разноцветные крышечки» для детей второй младшей группы (3-4лет)

Задачи: 1.Осуществлять системный подход в  ознакомлении  детей  с окружающим миром....

Дидактическая игра "Разноцветные рыбки" для детей 2-3 лет.

Дидактическая игра «Разноцветные рыбки» для детей 2–3 лет    !❤ Добавлено...

Дидактическая игра "Разноцветные Ежики" для детей раннего возраста

Цель игры: ◦ Развивать сенсорное восприятие,закреплять у детей представление о цвете, развивать мелкую моторики.Оборудование: ◦ Разноцветные ёжики из картона,прищепки разных цветов.Ход игры: ◦ Показат...