АОП
рабочая программа (подготовительная группа)

Прудникова Наталья Александровна

АОП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_nesterov_s_titulnym_s_podpisyami.docx937.3 КБ

Предварительный просмотр:

D:\2021-2022\Нестеров\титульный лист с подписями.jpg

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 № «Золушка»

662315 Красноярский край, г. Шарыпово, 3 микрорайон, д.30. Тел. 8(39153)24-4-40,  еmail:  Zolushka.shr@yandex.ru 

        

СОГЛАСОВАНО:                                                      

Протокол заседания  ППк  ДОУ  

 № _____  от   «___» _______2021 г                                

.

                                 УТВЕРЖДАЮ

            Заведующая МАДОУ № 6 «Золушка»

                              _________Ю.Я. Михайлова

                                        «___» _______ 2021 г.

Адаптированная образовательная программа

ребёнка с ОВЗ

Нестерова Александра Константиновича

                                                           

Согласовано:                                                                                      

Законный представитель ребенка с ОВЗ

_______________________________     __________

               Ф.И.О.                                             подпись
                 

«______» _____________2021 г.

Авторы:

Барсугачева Н.А. – учитель-дефектолог

Старцева Н.А. – педагог-психолог

Голубева И.Н. – учитель-логопед

Прудникова Н.А. - воспитатели

Яркова Ю.А.

        

2021/2022 учебный год

 

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. 1. Общие сведения

Ф.И.О. обучающегося

Нестеров Александр Константинович

Дата рождения,

возраст  обучающегося

10.11.2014г.
6 лет

Группа, которую посещает обучающийся

подготовительная группа  общеразвивающей направленности №11«Смешарики»

Воспитатели (ФИО)

Прудникова Наталья Александровна, Яркова Юлия Анатольевна

Сведения о семье (ФИО родителей/законных представителей, семья полная/неполная, благополучная/неблагополучная, как члены семьи вовлечены в процесс воспитания ребенка, кто больше уделяет внимания, как члены семьи относятся к трудностям ребенка).

мать: Нестерова Юлия Константиновна

отец: -

Семья не полная, не благополучная. Ребенком занимается мама. От посещения группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР мама ребенка отказалась.

1. 1.2. Характеристика актуального уровня развития обучающегося

(на основе комплексного психолого-педагогического обследования обучающегося)

Познавательное развитие:

Познавательное развитие

Особенности познавательной деятельности:

Темп деятельности умеренный, работоспособность снижается к концу обследования. Функция самоконтроля и саморегуляции поведения сформирована. Уровень развития мелкой моторики средний - есть неточности при выполнении основных элементов динамических упражнений. Внимание неустойчивое, инструкцию принимает частично. Переключаемость характеризуется отвлекаемостью. Значительно снижены распределение внимания и его концентрация.

Уровень развития слуховой и зрительной памяти оценить не удается, т.к. ребенок, в основном использует невербальные средства общения. Познавательный интерес неустойчивый, мотивация преимущественно игровая. В организованной образовательной деятельности ведет себя пассивно, инициативы не проявляет, не всегда доводит дело до конца, стимулирующую помощь принимает.

Воспитанник практически не умеет анализировать и осуществлять синтез, допускает ошибки при сравнении и обобщении, а также при выделении существенного. При выполнении заданий, проявляет самостоятельность, но нуждается в поддержке и помощи со стороны взрослого; при переносе знаний допускает ошибки; сообразительность замедленная.

Не знает свое полное имя и имена родителей; не называет адрес; затрудняется назвать детенышей животных, названия птиц; не знает виды транспорта; дает краткие сведения о себе и окружающем; ответы краткие, односложные.

Особенности восприятия: представления о цвете, форме и величине предметов сформированы. Синтезирует картинки из 6-8 частей, методом проб и ошибок. Операция исключения сформирована, операция обобщения предметов сформирована недостаточно (так как задание выполняет только невербально), не сформирована операция анализа и синтеза, сравнения предметов между собой. Недостаточно точно устанавливает причинно-следственные, пространственно-временные связи и зависимости, так как задание выполняет невербально, не рассказывает.  Пространственное мышление сформировано недостаточно.

         Общая осведомленность  о себе, окружающем мире:

Не знает свое полное имя; не называет адрес проживания; забывает названия некоторых предметов, затрудняется назвать детенышей животных, не знает названия птиц, некоторых животных;

Общая осведомленность  о себе, окружающем мире: Не знает свое полное имя и имена родителей; не называет адрес проживания; забывает названия некоторых предметов, затрудняется назвать детенышей животных, не знает названия птиц, некоторых животных; не знает виды транспорта и правила безопасного поведения,  не всегда знает и понимает назначение предметов; обо всем дает очень краткие сведения ,  односложные ответы

Сформированность математических представлений: Не владеет счетом в пределах 10, не соотносит количество предметов с цифрой; не решает простые арифметические задачи, не сравнивает предметы по количеству (больше, меньше, равно). Математические представления сформированы  очень слабо.

Сформированность пространственных представлений: Сформированы недостаточно (задания на определение положения предметов в пространстве не выполняет). Лево- право не дифференцирует. Не понимает понятий напротив, рядом, под, над, около, между.

Сформированность временных представлений: Путает части суток, времена года и их последовательность; понятия сегодня, завтра, вчера не различает.

Особенности восприятия: узнает основные цвета, путает   их оттенки.  Соотносит предметы по величине. Соотносит предметы по форме, различает геометрические формы. Не различает перечеркнутые, наложенные изображения.

Речевое развитие:

ОНР – I ур. Дизартрия

Очень сильно нарушено звукопроизношение и слоговая структура даже простых слов. Страдают все компоненты речевого развития, в связи с чем, собственная речь ребенка невнятна. Понимает речь  на обиходно-бытовом уровне,  воспринимает простые побуждения и инструкции: сядь на стул, возьми мяч, пойдем в группу, мой руки. Понимает обращенные к нему вопросы. Арт. моторика слабая, движения губ, языка затруднены; голос слабо модулированный, дыхание хриплое, отмечается повышенная саливация. Нарушено произношение шипящих, сонорных звуков, аффрикат. Фонематический слух недостаточно сформирован; навыки звукового анализа и синтеза не сформированы. Звукослоговая структура грубо искажена. Объём словаря ниже возрастной нормы, пассивный словарь значительно превышает активный. В речи отсутствуют синтаксические конструкции.

Страдают все компоненты речевого развития, в связи с чем, собственная речь ребенка непонятна, произношение неразборчивое. Состояние речевого развития в анамнезе отягощено неврологической составляющей – дизартрией. Звуки раннего онтогенеза изолированно произносит. Голос хриплый, глухой, дыхание затрудненное. Обильная саливация. Речь состоит из отдельных звукоподражаний и нескольких общеупотребительных слов, типа: «Ам - ам», «Би-би», «Иди», «Дай», «На», «Нет», «Бах» и др., использует невербальные способы общения – жесты и интонацию. Правильно повторяет слова 1 и 2 типа слоговой структуры, но в самостоятельной речи отмечается значительное нарушение: не сохраняет ритмический рисунок слова, число слогов. Понимает речь  на обиходно-бытовом уровне,  воспринимает и выполняет действия простых инструкций. Знания, умения и навыки ниже возрастной нормы, что влияет на формирование речевой системы. Пассивный словарь составляют предметы ближайшего окружения и простейших действий. Активный словарь беден. Связная речь не сформирована. Фонематические процессы также не сформированы. Контактен, откликается на помощь при необходимости, когда испытывает затруднения при обучении

Социально-коммуникативное развитие

В дидактические и сюжетно-ролевые игры с детьми играет, больше любит сюжетно-ролевые игры: «Больничка», «Посудка»

Наблюдаются трудности в общении со сверстниками, в связи с тем, что Саша не разговаривает.

Ответственно выполняет обязанности дежурного по столовой, в уголке природы.  Проявляет трудолюбие в работе на участке детского сада. Старается соблюдать все элементарные правила организованного поведения в детском саду, поведения на улице. Навыки самообслуживания сформированы в соответствии с возрастом.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование:

 С трудом создает рисунки, действуя только по образцу, с помощью воспитателя. Графо-моторные навыки  развиты слабо.

Лепка:

 С трудом лепит предметы и передаёт их форму, действуя только по образцу, всегда при помощи педагога.

Аппликация:

С затруднениями создает изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и способы вырезания и обрывания. Действует только по образцу,  всегда при помощи педагога.

Физическое развитие

Не посещает занятия по физическому развитию по состоянию здоровья.

Эмоциональное состояние

В целом доброжелательный и спокойный. При затруднениях, возникающих в процессе деятельности, обращается к воспитателю или  детям за помощью.

Речевое развитие: ОНР – I ур. Дизартрия

Страдают все компоненты речевого развития, в связи с чем, собственная речь ребенка непонятна, произношение неразборчивое. Состояние речевого развития в анамнезе отягощено неврологической составляющей – дизартрией. Звуки раннего онтогенеза изолированно произносит. Голос хриплый, глухой, дыхание затрудненное. Обильная саливация. Речь состоит из отдельных звукоподражаний и нескольких общеупотребительных слов, типа: «Ам - ам», «Би-би», «Иди», «Дай», «На», «Нет», «Бах» и др., использует невербальные способы общения – жесты и интонацию. Правильно повторяет слова 1 и 2 типа слоговой структуры, но в самостоятельной речи отмечается значительное нарушение: не сохраняет ритмический рисунок слова, число слогов. Понимает речь  на обиходно-бытовом уровне,  воспринимает и выполняет действия простых инструкций. Знания, умения и навыки ниже возрастной нормы, что влияет на формирование речевой системы. Пассивный словарь составляют предметы ближайшего окружения и простейших действий. Активный словарь беден. Связная речь не сформирована. Фонематические процессы также не сформированы. Контактен, откликается на помощь при необходимости, когда испытывает затруднения при обучении

Эмоционально-личностное развитие: по характеру эмоционально устойчив; предпочитает гармоничные отношения. Психоэмоциональное состояние устойчивое – Александр активен; отмечается потребность к изменениям.

Вероятный положительный прогноз развития в динамике.

Программный материал по своему возрасту не усваивает. Объём знаний, представлений, умений, навыков, уровень развития игровой и продуктивной деятельности  не соответствует возрастным показателям.

1.1.3. Рекомендации ТПМПК от 28.02.2018г., протокол № 60

По результатам психолого-медико-педагогического обследования имеет особенности физического развития. Задержка речевого развития. Парциальное недоразвитие высших психических функций смешанного типа. Неравномерная недостаточность познавательного развития. Уровень обучаемости снижен, обусловлен специфической ситуацией развития.  Нуждается в создании условий для получения образования. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Организация образовательного процесса

Форма получения образования

Образовательная организация

Программа обучения

Воспитание и обучение по АООП ДО  для детей с задержкой психического развития с 01.09.2020 г.

Условия освоения АООП

Занятия с учителем-дефектологом, педагогом психологом, учителем-логопедом. Психолого-педагогическое сопровождение ППк ДОУ. Занятия физической культурой в специальной медицинской группе.

 Организация психолого-педагогической помощи:

Специалисты

Направление

Учитель-логопед

Коррекция устной речи. Развитие мелкой и артикуляторной моторики, словарного запаса, грамматического строя речи.  Наблюдение в динамике.

Педагог-психолог

Развитие познавательной деятельности, высших психических функций, пространственно-временных представлений. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Учитель-дефектолог

Коррекция и развитие познавательных процессов:

  • формирование произвольного внимания,
  • развитие умений самоконтроля,
  • развитие логического мышления,
  • развитие ориентировочно-исследовательских действий с предметами:
  • формирование и развитие элементарных математических представлений.

1.1.4. Сведения о программе

Адаптированная образовательная программа Нестерова Александра разработана в соответствии с:

-  Федеральным законом от 29.12.2012  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

- «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014);

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской  от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13, с изменениями от 04.04.2014).

Адаптированная образовательная программа разработана с учётом комплексной программы:

примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с ЗПР «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под ред. С.Г. Шевченко - М.: Школьная Пресса, 2003. Допущено Министерством образования Российской Федерации.

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (детей с задержкой психического развития) и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Срок реализации АОП: 2 года

1. 2. Цели и задачи АОП

Цель АОП

Осуществление коррекционно-развивающей работы с ребенком в условиях инклюзивного образования  в старшей группе комбинированной направленности для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка.

Задачи АОП

1) обеспечение психолого-педагогических условий для коррекции и развития воспитанника в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями (в том числе проектирование специальной предметно-пространственной развивающей среды, создание для обучающегося атмосферы психологического комфорта);

2) коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития ребенка в части познавательной, игровой, речевой, продуктивной деятельности;

3) стимулирование и обогащение развития ребенка во всех видах деятельности (познавательной, игровой, речевой, продуктивной): формирование у него знаний об окружающем мире, развитие речи и разных форм коммуникаций, формирование элементарных математических представлений, развитие психических процессов;

4) целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ЗПР на основе комплексного взаимодействия специалистов и педагогов,  с учетом  реальных и потенциальных возможностей ребенка;

5) создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья обучающегося;

6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития обучающегося; оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах коррекционно-развивающего обучения и воспитания ребенка.

1.3. Целевые ориентиры (планируемые результаты) образовательной деятельности и профессиональной коррекции нарушений развития у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста (к  6-7 годам)[1]

Социально-коммуникативное развитие. 1. Развитие общения и игровой деятельности. Активно общается со взрослыми на уровне внеситуативно-познавательного общения, способен к внеситуативно-личностному общению. Самостоятельно придумывает новые и оригинальные сюжеты игр, творчески интерпретируя прошлый опыт игровой деятельности и содержание литературных произведений (рассказ, сказка, мультфильм), отражает в игре широкий круг событий. Проявляя осведомленность и представления об окружающем мире, объясняет товарищам содержание новых для них игровых действий. Стремится регулировать игровые отношения, аргументируя свою позицию. Взаимодействует с товарищами по игре, стремиться договориться о распределении ролей. Использует ролевую речь. Роль выразительная, устойчивая. Выполняет правила в игре и контролирует соблюдение правил другими детьми (может возмутиться несправедливостью, нарушением правил, пожаловаться воспитателю).

2. Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в т. ч. моральным). Знает правила поведения и морально-этические нормы в соответствии с возрастными возможностями, в основном  руководствуется ими. Взаимодействуя с товарищами по группе, стремясь удержать их от «плохих» поступков, объясняет возможные негативные последствия. Чутко реагирует на оценки взрослых и других детей.

3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности. Подробно рассказывает о себе (события биографии, увлечения) и своей семье, называя не только имена родителей, но и рассказывая об их профессиональных обязанностях. Знает, в какую школу пойдет. Может сказать, о какой профессии мечтает. Демонстрирует знания о достопримечательностях родного города, родной страны, о некоторых зарубежных странах. Проявляет патриотические чувства. Знает родной город, родную страну, гимн, флаг России, ощущает свою гражданскую принадлежность, проявляет чувство гордости за своих предков (участников ВОВ). Проявляет избирательный интерес к какой-либо сфере знаний или деятельности, в рассказе о них пользуется сложными речевыми конструкциями и некоторыми научными терминами.

Речевое развитие.   Возможные достижения ребенка:

 1. Развитие речевого общения с взрослыми и детьми. Общается с людьми разных категорий (сверстниками и взрослыми, со старшими и младшими детьми, со знакомыми и незнакомыми людьми). Проявляет инициативность и самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками (задает вопросы, рассказывает о событиях, начинает разговор, приглашает к деятельности). Освоены умения коллективного речевого взаимодействия при выполнении поручений и игровых заданий. Использует разнообразные конструктивные способы взаимодействия с детьми и взрослыми в разных видах деятельности: договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве. В игровой деятельности использует элементы объяснения и убеждения при сговоре на игру, разрешении конфликтов, поддерживает высказывания партнеров. Владеет вежливыми формами речи, активно следует правилам речевого этикета. Может изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации. Адекватно и осознанно использует разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты, действия.

2. Развитие всех компонентов устной речи детей.

2.1. Лексическая сторона речи. Умеет: подбирать точные слова для выражения мысли; выполнять операцию классификации деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков (посуда - кухонная, столовая, чайная; одежда, обувь - зимняя, летняя, демисезонная; транспорт - пассажирский и грузовой; наземный, воздушный, водный, подземный и т. д.). Способен находить в художественных текстах и понимать средства языковой выразительности: полисемию, олицетворения, метафоры; использовать средства языковой выразительности при сочинении загадок, сказок, стихов. Дифференцирует слова-предметы, слова-признаки и слова-действия, может сгруппировать их и определить «лишнее». Владеет группами обобщающих слов разного уровня абстракции, может объяснить их. Использует в речи слова, обозначающие название объектов природы, профессии и социального явления. Употребляет в речи обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Использует слова, передающие эмоции, настроение и состояние человека: грустит, переживает, расстроен, радуется, удивляется, испуган, боится и т. д. Использует дифференцированную морально-оценочную лексику (например, скромный - нескромный, честный - лживый и др.).

2.2. Грамматический строй речи. В речи наблюдается многообразие синтаксических конструкций. Правильно используется предложно-падежная система языка. Может сделать простые грамматические обобщения, восстановить грамматическое оформление неправильно построенного высказывания. Владеет словообразовательными умениями. Грамматически правильно использует в речи существительные в родительном падеже и несклоняемые существительные (пальто, кино, метро, кофе и т. д.). Строит сложносочиненные и сложноподчиненные предложения в соответствии с содержанием высказывания. Ребенок может восстановить грамматическое оформление неправильно построенного высказывания самостоятельно.

2.3. Произносительная сторона речи. Готовность к обучению грамоте. Автоматизировано произношение всех звуков, доступна дифференциация сложных для произношения звуков. Сформирована звуковая аналитико-синтетическая активность как предпосылка обучения грамоте. Доступен звуковой анализ односложных слов из трех-четырех звуков (со стечением согласных) и двух-трехсложных слов из открытых слогов и моделирование с помощью фишек звуко-слогового состава слова. Интонационно выделяет звуки в слове, определяет их последовательность и количество. Дает характеристику звуков (гласный — согласный, согласный твердый — согласный мягкий). Составляет графическую схему слова, выделяет ударный гласного звук в слове. Доступно освоение умений: определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов. Выделяет предлог в составе предложения. Ориентируется на листе, может выполнять графические диктанты. Выполняет штриховки в разных направлениях, обводки. Читает слова и фразы, складывает одно-двусложные слова из букв разрезной азбуки. Речь выразительна интонационно, выдержана темпо-ритмически.

2.4. Связная речь (диалогическая и монологическая). Владеет диалогической и монологической речью. Освоены умения пересказа литературных произведений по ролям, близко к тексту, от лица литературного героя, передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц. Понимает и запоминает авторские средства выразительности, использует их при пересказе. Умеет в описательных рассказах передавать эмоциональное отношение к образам, используя средства языковой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, олицетворения; самостоятельно определять логику описательного рассказа; использует разнообразные средства выразительности. Составляет повествовательные рассказы по картине, из личного и коллективного опыта, по набору игрушек; строит свой рассказ, соблюдая структуру повествования. Составление рассказов-контаминаций (сочетание описания и повествования). Составляет словесные портреты знакомых людей, отражая особенности внешности и значимые для ребенка качества. Может говорить от лица своего и лица партнера, другого персонажа. Проявляет активность при обсуждении вопросов, связанных с событиями, которые предшествовали и последуют тем, которые изображены в произведении искусства или обсуждаются в настоящий момент. Интеллектуальные задачи решает с использованием словесно-логических средств.

3. Практическое овладение нормами речи. Доступно использование правил этикета в новых ситуациях. Умеет представить своего друга родителям, товарищам по игре, знает, кого представляют первым - девочку или мальчика, мужчину или женщину; познакомиться и предложить вместе поиграть, предложить свою дружбу; делать комплименты другим и принимать их; использовать формулы речевого этикета в процессе спора. Умеет построить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в совместном обсуждении правил игры, в случае возникновения конфликтов. Проявляет инициативу и обращается к взрослому и сверстнику с предложениями по экспериментированию, используя адекватные речевые формы: «давайте попробуем узнать...», «предлагаю провести опыт». Владеет навыками использования фраз-рассуждений и использует их для планирования деятельности, доказательства, объяснения. Может рассказать о правилах поведения в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.), ориентируясь на собственный опыт или воображение.

 

Художественно-эстетическое развитие. 

1. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд). Ориентируется в пространстве листа бумаги самостоятельно; освоил технические навыки и приемы. Способен организовать рабочее место и оценить результат собственной деятельности. При создании рисунка, лепки, аппликации умеет работать по аналогии и по собственному замыслу. Умеет создавать изображение с натуры и по представлению, передавая характерные особенности знакомых предметов, пропорции частей и различия в величине деталей, используя разные способы создания изображения. Может определить причины допущенных ошибок, наметить пути их исправления и добиться результата.

2. Развитие детского творчества. Создает замысел до начала выполнения работы и реализует его, выбирая соответствующие материалы и выразительные средства; передает характерную структуру и пропорции объектов; пользуется разнообразными приемами, нетрадиционными техниками. Ярко проявляет творчество, развернуто комментирует полученный продукт деятельности. Получает удовольствие от процесса создания образов, радуется результатам. Композиции рисунков и поделок более совершенны. Ориентируется на ритм симметрии. С интересом рассматривает и эстетически оценивает работы свои и сверстников.

3. Приобщение к изобразительному искусству. Проявляет устойчивый интерес к произведениям народного искусства. Различает и называет все виды декоративно-прикладного искусства, знает и умеет выполнить все основные элементы декоративной росписи; анализирует образцы. Участвует в партнерской деятельности со взрослым и сверстниками. Испытывает чувство уважения к труду народных мастеров и гордится их мастерством.

1.4.   Планируемые результаты работы с родителями

Родители:

  • будут информированы в вопросах коррекции проблем в развитии ребенка с ЗПР;  
  • будут информированы о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком;
  • получат квалифицированную психолого-педагогическую помощь по воспитанию и развитию ребенка с ЗПР;
  • получат психологическую поддержку по гармонизации детско-родительских отношений;
  • у них сформируется адекватность установок в отношении перспектив ребенка.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Образовательная часть

2.1.1.Тематическое планирование (лексические темы)

Дата

Тема

Дата

Детский сад

15.09 – 17.09

Моя семья

20.09 – 24.09

Осень

27.09 – 01.10

Овощи. Огород

04.10 – 08.10

Фрукты. Сад

11.10 – 15.10

Деревья.. Грибы. ягоды

18.10 – 22.10

Перелетные птицы осенью

25.10 – 29.10

Одежда

01.11 – 05.11

Обувь

08.11 – 12.11

Игрушки

15.11 – 19.11

ПосудаДетс

22.11 – 26.11

Зима. Зимующие птицы

29.11 – 03.12

Домашние животные

06.12 – 10.12

Дикие животные

13.12 – 17.12

Новый год

20.12 – 24.12

Мебель

10.01 – 14.01

Транспорт

17.01 – 21.01

Бытовые приборы

24.01 – 28.01

Зима

31.01 – 04.02

Профессии

07.02 -11.02

Наш дом.

14.02 – 18.02

Наша армия

21.02 -25.02

Комнатные растения

28.02 – 04.03

Человек. Части тела

07.03 – 11.03

Весна. Праздник мам

14.03 – 18.03

Детеныши домашних и диких животных

21.03 – 25.03

Домашние птицы

28.03 – 01.04

04.04 – 08.04

Весна

11.04 – 15.04

Рыбы

18.04 – 22.04

Труд людей весной

25.04 – 29.04

Москва

02.05 – 06.05

День Победы

10.05 – 14.05

Насекомые и пауки

16.05 – 21.05

Полевые цветы

23.05 – 31.05

Лето

2.1.2. Индивидуальные планируемые результаты по освоению обучающимся содержания образовательных областей

Образовательная область

Индивидуальные планируемые результаты на 2021-2022 уч.год

Результат *

Первое полугодие

Конец года

Социально-коммуникативное развитие

Повысится уровень коммуникативного развития: начнет стремиться к общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого.

Повысится уровень игровой деятельности: в игре научится соблюдать элементарные правила, выполнять ролевые действия, создавать  элементарный замысел игры.

Познавательное развитие

Повысится объём устойчивой работоспособности.

Повысится уровень операций внимания: переключаемости, распределения, концентрации.

Повысится уровень операций мышления: сформируются навыки классификации,    обобщения.

Повысится познавательная активность, самоконтроль.

Повысится уровень общей осведомленности ребенка  о себе, расширятся представления об окружающем мире:

будет знать свое полное имя и имена родителей,  называть адрес проживания, детенышей названия птиц и некоторых животных,  видов транспорта.

Овладеет счетом в пределах 5, сформируется навык прямого и обратного счета, научится  соотносить количество предметов с  цифрой, сравнивать предметы по количеству (больше, меньше, равно), решать элементарные арифметические задачи.

Начнет ориентироваться  в телесном пространстве, называть части тела: правую и левую руку; направления пространства «от себя»; понимать понятия напротив, рядом, под, над, около, между.

Научится определять части суток, связывая их с режимными моментами, называть последовательность времен года.

Речевое развитие

Повысится  сила голоса, речевого выдоха.

Будут поставлены шипящие и свистящие звуки,  начнут автоматизироваться в речи.

Научится различать  звуки, подбирать слова на заданный звук,

научится воспроизводить звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

Начнёт понимать названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов.

Начнёт понимать и отвечать на вопросы «Куда? Где? Откуда? Что? Кому? Откуда? Для кого?».

Расширится словарь антонимов и синонимов.

 Повысится уровень сформированности  грамматического строя речи:

начнёт правильно  понимать и употреблять в предложениях  предлоги,  согласовывать числительные с существительными, местоимения с существительными.

Художественно-эстетическое развитие

Начнёт передавать в рисунке образы предметов, объектов,  
движения фигур, в том числе не только по образцу, но и своему замыслу.

Закрепятся способы и приемы рисования различными
изобразительными материалами.

Повысятся  умения лепить с натуры и по представлению знакомые предметы, в том числе мелкие детали.

Научится  вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, сложенной пополам.

Физическое развитие

Освобождение от физ. нагрузок.

* В столбце позже, по результатам промежуточной и итоговой диагностики, отмечаются реальные полученные результаты.

2.2. Коррекционная часть

Специалисты

Выявленные нарушения

Задачи коррекционной работы

Содержание коррекционной работы (формы, методы, дидактические средства по коррекции выявленных нарушений)

Рекомендации для родителей

Учитель-дефектолог

Недостаточно сформированы представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности

Формирование  обобщенных понятий по лексическим темам.

Накапливание представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребёнка. Расширение, уточнение представлений детей об окружающем мире.

Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию» , «Назови, что нарисовано» , «Кто заметит больше признаков» «Назови похожие слова» (лист — листок — листочек — листья — листопад),  « Четвертый лишний»,  «Скажи наоборот» (подбор антонимов),  «Назови ласково», «Чего в магазине много?», «Один — много», «Четвертый лишний», «Что изменилось?», «Найди одинаковое», «Найди различия», «Чей, чья, чьи?»;

Отгадывание загадок

Обогащать чувственный опыт ребенка, учить его быть внимательным к тому, что его окружает; в повседневной деятельности использовать словесные игры.

Недостаточно сформированы знания о геометрических фигурах и геометрических телах

Уточнение знаний и представлений о геометрических фигурах

Дидактические игры «Разложи фигуры», «Найди домик»,» «Принеси и покажи» «Найди пару», «Геометрическая мозаика», «Сложи узор» «Сложи фигуру», «Сравни и подбери», «Что тебе дать?», «Геометрический коврик», «Закрой окошечко».

Помогать ребёнку соотносить предметы с геометрической формой (тарелка - круглая, колесо- круглое, огурец- овальный и т.д.)

Недостаточно сформировано восприятие величины

Обучение сравнению предметов по длине;  высоте; ширине;

 толщине.

Накопление сенсорного опыта определения размера предметов. (длинный- короткий, высокий -низкий, широкий - узкий, толстый- тонкий).

Дидактические игры «Длинное - короткое», «Собери листочки», «Большие и маленькие листочки»

«Назови листочек»

«Веселые матрешки», «Сломанная лестница», «Сложи дощечки», «Палочки в ряд»

В домашних условиях закреплять сравнение предметов по величине, высоте, длине

Недостаточно сформированы пространственные представления

 Закрепление умений ориентироваться на собственном теле (различать правую и левую стороны);

обучение определению на себе различных сторон по образцу: вверх-вниз, влево-вправо, вперѐд-назад;

 развитие умений выделять по слову точного назначения предлогов: в, на, под, за, перед, между;

 обучение в определении расположения предметов от себя по образцу (впереди, сзади, перед, слева, справа, вверху, внизу);

формирование способности ориентироваться на листе бумаги

Дидактические игры: «Вверху-внизу», «Разговор по телефону», «Где чей домик?», «Добавь слово», «Куда пойдешь и что найдешь», «Солнышко», «Скульптор», «Автогонки», «Найди игрушки».

Словесно обозначать путь движения с ребёнком домой, в дет. сад и т.д. (идём прямо- идём на верх- затем на лево- в низ и т.д.)

За столом обращать внимание на нахождение приборов относительно себя и ребёнка и т.д.

Недостаточно сформированы временные представления

Уточнение представлений и знаний о временах года, частях суток, днях недели

Дидактические игры: «Что за чем?», «Когда это бывает», «Наоборот», «Путешествие в утро, день, вечер, ночь», «Что было? Что будет?», «Вчера, сегодня, завтра» (с мячом), «Дни недели по порядку», «Назови соседей», «Какое слово подходит?»

Относительно частей суток, времён года, дней недели сделать схематические  опорные знаки и разместить на видном месте, постоянно обращая внимание ребёнка на них.

Недостаточно сформировано умение классифицировать предметы по признакам, обобщать и находить лишнее

Формирование умения сравнивать предметы, устанавливая сходство и различие; обобщать и находить лишнее

«Чудесный мешочек», «Что лишнее», «Узнай по описанию», «Отгадывание небылиц», «Нелепицы», «Слова наоборот», «Разрезные картинки», «Подбери узор».

Закреплять умение сравнивать предметы, находить сходства и различия; классифицировать

Не знает и не дифференцирует цифры, не соотносит количество с цифрой

Формирование представлений о числах и цифрах, умения соотносить цифру с количеством

Дидактические игры: «много, мало, один», «Подбери нужную карточку»,  «Задачи в стихах», «Угадай число», «Считай дальше», «Какая цифра спряталась», «Назови соседей»,  «Сосчитай матрёшек», «Сколько зверей в теремке». 

Закреплять образ цифры в домашних условиях (слепить из теста, пластилина), разместить числовой ряд в пределах десяти на холодильнике.

Не сформирован навык считать в прямом и обратном порядке

Формирование навыка прямого и обратного счета.

Дидактические игры: «много, мало, один», «Подбери нужную карточку»,  «Задачи в стихах», «Угадай число», «Считай дальше», «Какая цифра спряталась», «Назови соседей»,  «Сосчитай матрёшек», «Сколько зверей в теремке».

Закреплять навык счета в прямом и обратном порядке.

Не доступно решение элементарных примеров на сложение и вычитание

Формирование умения вычитать и складывать, решать простые задачи на сложение и вычитание.

Решение примеров и задач

Закреплять умение складывать и вычитать.

Не развиты графо-моторные навыки, способность обводить, штриховать раскрашивать, обводить по трафарету

Развитие умения закрашивать аккуратно, не выходя за линии, используя разнообразие цветов и умеренный нажим на карандаш; умения обводить и штриховать фигуры.

«Трафареты», «Раскраски», «Штриховка»

Практиковать совместное разукрашивание, штриховки, обводки и т.д.

Воспитатели

Рисование

Не умет передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали.

Не умеет передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, движения фигур.

Не знает способы и приемы рисования различными изобразительными материалами.

Не умеет создавать на рисунке сюжетные композиции на темы окружающей жизни.

Лепка

не умеет лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности. Не может сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми. Не умеет передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты.  Не умеет лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы и т.п.

Аппликация

Не умеет создавать изображения: разрезать бумагу на различные фигуры и создавать из них  изображения или декоративные композиции. Не стремится  создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.

Формировать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок,
литературных произведений.


Учить передавать движения фигур. Способствовать овладению композиционными умениями.

Закреплять способы и приемы рисования различными
изобразительными материалами.

Учить рисовать кистью разными способами.

Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми
цветами и оттенками, развивать чувство цвета.

Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины
и пластилина.

Продолжать формировать умение лепить мелкие детали.

Использовать усвоенные приемы лепки

Создавать образы разных предметов  и игрушек, состоящих из нескольких частей

Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, сложенной
пополам.

Обращать внимание на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать передавать их
в рисунке.

Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги,
обращать внимание на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа
могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т. д.).
 Учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в
ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его
по горизонтали).

Цветные карандаши, гуашь, акварель,
цветные мелки, пастель,  угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти .

Широкие линии — всем
ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем
ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.


Фиолетовый. Голубой, розовый, темно-зеленый,
сиреневый.

Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять
цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью).

Лепить овощи, фрукты, грибы, посуду, игрушки. Передавать их характерные
особенности.

Ленточным способом.

Пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного,
перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п.

Стакан, ваза, цветок и др.

Практиковать совместную продуктивную деятельность по рекомендациям воспитателей для закрепления изобразительных навыков

Педагог-психолог

нарушения развития познавательной деятельности и интереса к окружающему миру, низкий уровень запаса знаний, умений и навыков, низкий уровень представлений об окружающем мире и социальной действительности

развитие внимания и памяти

Упражнения на развитие внимания и памяти: «Будь внимателен к словам», «Менялки», «Я – фотоаппарат». Также обучение приемам помогающим запоминать.

Предложены Буклеты с целью закрепления навыков: «Упражнения для коррекции и развития памяти», «Упражнения для коррекции и развития внимания»

развитие мышления и речи

Упражнения на коррекцию и развитие мышления и речи: «Кто без чего не обойдется», «Найди лишнее», Определи понятие», «Говори наоборот», «Бывает – не бывает», «Комбинирование», «Пантомима», «Чередование», «Классификация», «Найди лишнюю картинку»

Предложены Буклеты с целью закрепления навыков: «Упражнения для коррекции и развития мышления», «Игры, развивающие мышление, сообразительность, воображение и произвольное поведение»

Учитель-логопед

Произносительная сторона речи: арт. моторика слабая, движения губ, языка затруднены; голос слабо модулированный, дыхание хриплое, отмечается повышенная саливация. Нарушено произношение шипящих, сонорных звуков, аффрикат

Вырабатывать полноценные движения органов артикуляционного аппарата: точность,  плавность движений, плавного переключения с одного движения на другое.

Уточнить и закрепить произношение звуков раннего онтогенеза

 «Веселая гимнастика

для язычка» (Н.В. Нищева), комплекс АГ для шипящих звуков и аффрикат.

Постановка и автоматизация  шипящих звуков

Ежедневное выполнение артикуляционных упражнений, заданий

по автоматизации поставленных звуков, контроль

за произношением их в свободной речи 

Фонематическое восприятие

Фонематический слух недостаточно сформирован; навыки звукового анализа и синтеза не сформированы

Развивать слуховое внимание

и  восприятие.

Закрепление умения различать речевые звуки по признакам «глухой-звонкий», «мягкий-твёрдый»

Различение слов, близких

по звуковому составу.

Настольные дид. игры, «звуковые дорожки», «звуковые пирамидки»

Игры на определение звукового состава слова («К звуку в гости», «Где спрятался звук?», «Поймай звук» и т.д.)

Выполнение домашних заданий

Звукослоговая структура слова

Звукослоговая структура грубо искажена

Формирование слоговой структуры слова

Упражнения в передаче ритмического рисунка односложных и двусложных слов с открытым слогомбез стечения согласных, односложных со стечением согласных

Выполнение домашних заданий, контроль

за правильным произношением слов в обиходной речи

Лексико-грамматический строй речи.

Объём словаря ниже возрастной нормы, пассивный словарь значительно превышает активный.

В речи отсутствуют синтаксические конструкции.

Развитие понимания речи

Понимание конкретных слов

и обиходных выражений;

понимание вопросов: «Куда? Где? Откуда? Что? Кому? Откуда? Для кого?»;

Формирование понимания и употребления предлогов.

Накопление пассивного словаря.

Уточнение, обогащение  

и активизация предметного словаря, словаря признаков и словаря действий по всем лексическим темам

Формирование грамматического строя речи

Дидактические игры

по лексическим темам

Игротека «Мерсибо»

Методическая разработка О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет»

Составление предложений

по картинкам

Выполнение домашних заданий

по закреплению речевого материала

Связная речь

Слабо сформирована:  отдельные,  нечетко оформленные слова

и звукокомплексы, фраза

из 2-х слов. Самостоятельно высказываться затрудняется  

Формирование фразы из 3-5 слов. Учить отвечать на вопросы полным предложением

Дидактические игры

по лексическим темам

 (настольные

и компьютерные)

Игротека «Мерсибо»

Методическая разработка О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет»

Выполнение домашних заданий по закреплению речевого материала.

Чтение художественной литературы, беседы по прочитанному

Примечание: музыкальный руководитель осуществляют индивидуальный дифференцированный подход к ребенку в условиях группового занятия (по содержанию основной общеобразовательной программы)

2.3 Воспитательная часть

Деятельность взрослых по развитию сюжетной игры с ребенком

Типы событийной проекции

В детском саду

В семье

Функциональная проекция

Педагог предлагает ребенку для игры целостное сюжетное событие, побуждает найти предметы-заместители, необходимые для развертывания сюжета

Родители используют:

– условные, обезличенные фигурки персонажей, которые можно использовать в соответствии с конкретным сюжетным событием;

– различные печатные игры, в которых ребенок соотносит реальные, фотографические изображения предметов с условными изображениями

Ролевая проекция

Педагог демонстрирует ребёнку развернутые модели ролевого поведения:

– начинает игру с обозначения ролевого персонажа;

– втягивает в игру ребёнка, давая ему дополнительно роль, стимулирует и поддерживает его игру с другими детьми;

– подключается к игре ребёнка, подбирая себе подходящую по смыслу дополнительную роль;

–организовывает коммуникативные игры с другими детьми

Родителям предлагается использовать:

художественные произведения (сказки, стихи и др.) с ярко выраженным ролевым поведением персонажей. Взрослый читает ребенку литературные произведения и изготавливает вместе с ним фигурки знакомых персонажей. С игрушками родители могут   разыграть сказку, используя при этом ролевой диалог разговор»)

Пространственная

проекция

Воспитатели обеспечивают наличие в групповом помещении готовых политематических маркеров игрового пространства, демонстрируют детям способы изготовления игровых маркеров из подручных средств («самолет», «автомобиль» из стульев и др.)

Родители изготавливают и используют для игры с ребенком маркеры игрового пространства, дополняя их соразмерными игрушками

Ребёнок  совместно с детьми группы

Функциональная

проекция

Педагог предлагает детям для развития сюжета конкретной игры политематические игрушки-предметы кооперирования (например, в игре, связанной с «ездой на машине» можно предложить «гаечный ключ», появление нового предмета спровоцирует новое событие – «поломку автомобиля»)

-

Ролевая проекция

Педагог начинает или продолжает начатую детьми игру, беря за основу сюжета встречи основного персонажа и дополнительного.

Например, капитан (основная роль) сначала встречает матроса (первая дополнительная роль), затем берет на борт пассажира (вторая дополнительная роль),

а потом вызывает водолаза (третья дополнительная роль).

Такой сюжет стимулирует ролевую коммуникацию

Родители знакомят ребёнка с художественными произведениями с ярко выраженными ролями основного и дополнительных персонажей. Также, используют  плоскостные фигурки, поделки, которые побуждают детей скорее к ролевому диалогу, а не к развернутым предметным действиям

Пространственная

проекция

Воспитатель знакомит детей с образцами построек-маркеров игрового пространства, использует эти постройки для зачина игры и развития ее сюжета

Родители совместно с ребёнком изготавливают и используют в игре маркеры игрового пространства, дополняя их соразмерными игрушками

Организация игр с правилами для ребёнка с ОВЗ  и семье

Тип компетенции играющего

В детском саду

В семье

Игра на физическую компетенцию

Игра с параллельными действиями играющих (ребёнок выполняет одинаковые действия по сигналу взрослого: «Птички», «Пузырь», «Кот и мыши»).

 Игра с последовательными совместными действиями (катание шара по желобу)

Игра на удачу    

Лото, домино, гусек бессюжетного содержания. Игры осуществляются с участием взрослого. Он демонстрирует ребёнку ценность выигрыша, знакомит с характеристиками игры

Игры в лото, домино с поочередным обменом карточками с логически связанными изображениями («парочки»)

2.4. Взаимодействие участников образовательного процесса

Образовательная область

Ребенок

Познавательное развитие

Основными специалистами являются  учитель-дефектолог и педагог-психолог. При этом учитель-дефектолог руководит формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, а также формированием элементарных математических представлений. Педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы. Воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, осуществляя индивидуальную работу с ребенком по закреплению знаний (на основе заданий учителя-дефектолога, для этого ведется тетрадь взаимодействия педагогов).

Речевое развитие

Работой руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

Социально-коммуникативное развитие

Основными специалистами выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе. Решение задач этой области осуществляется в ходе режимных моментов, в игровой деятельности детей, во взаимодействии с родителями.

Художественно-эстетическое

развитие

Работу ведут воспитатели и музыкальный руководитель.

Физическое развитие

Освобождение от физ. нагрузки

2.4. Взаимодействие с семьей ребенка

В условиях инклюзивной работы с обучающимся с ЗПР перед педагогами встают новые задачи по взаимодействию с его семьёй, т. к. родители также нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке. Это связано с тем, что родители не знают закономерностей психического развития детей и дезориентированы в состоянии развития своего ребенка. Они не видят разницы между задержкой психического развития, умственной отсталостью и психическим заболеванием. Поэтому одной из важнейших задач является просветительско-консультативная работа с семьей, привлечение родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку в преодолении имеющихся недостатков и трудностей.

Основные направления  взаимодействия с семьёй

Содержание деятельности

Сроки

Ответств.

Наглядно-информационное

- информационные листы о задачах образовательной деятельности  на предстоящую неделю

- создание памяток по вопросам коррекции проблем в развитии ребенка с ЗПР  

- переписка по электронной почте по текущим вопросам.

еженедельно

сентябрь,

декабрь,

март, май

постоянно

учитель-дефектолог, воспитатели

учитель-дефектолог

воспитатели

Совместная деятельность        

Привлечение родителей к совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду (концерты, музыкально-литературные гостиные, праздники, мастер-классы, творческие выставки и т.п.)

     

в соответствии с планом работы с родителями группы  на текущий уч.год

воспитатели, муз.рук., инструктор по физ-ре

Индивидуальное консультирование

(родительский час)

- инд. консультации по воспитанию и развитию ребенка с ЗПР, по гармонизации детско-родительских отношений

2 раза в месяц:

понедельник 1и 3 недели месяца, с 17 до 18 ч.

педагог-психолог

инд.консультации по речевому развитию ребенка

1 раз в месяц:

четверг 2 недели месяца, с 13 до 14 ч.

учитель-логопед

     

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Учебный план

Образовательная область,

виды организованной деятельности

Кол- во ООД  в неделю

ОО «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений

Ознакомление с окружающим миром (с предметным окружением, с социальным миром, миром природы)

1 (д)

1 (д)

ОО «Речевое развитие»

Развитие речи

Инд.корр.работа логопеда

1 (л)

1(л)

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование

Лепка

Аппликация

Музыкальная деятельность

2 (в)

0,5 (в)

0,5 (в)

2(м\р)

Индивидуальные занятия с психологом

2

Общее количество

11

        

        3.2. Режим дня

При организации режима учитываются сезонные особенности. В детском саду имеются два сезонных режима. Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду. Основным принципом построения режима являются его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. Климатические условия нашего региона (дождливая и ветреная погода , резкий перепад температуры в течение дня) позволяют осуществлять утренний прием детей на улице только в теплое время года в период май (июнь) – сентябрь. Прогулка организуется два раза в течение дня: утром и вечером в любое время года, кроме неблагоприятных условий, обозначенных в СаНПине. При плохой погоде длительность прогулки сокращается. Если дети не выходят на улицу, с ними организуется двигательная деятельность в предварительно проветренном групповом помещении или музыкальном зале, проводятся экскурсии по детскому саду. Структура прогулки, выбор игр зависят от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста детей. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) организуются малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. В режиме дня выделено время для индивидуальной коррекционной работы в ходе совместной деятельности взрослого и детей.

Режим дня на холодный период года

Режимные моменты

Время

Прием детей, утренний фильтр, взаимодействие с родителями самостоятельная деятельность, в т.

утренняя гимнастика

7.00 – 8.20

8.10.-8.20.

Подготовка к завтраку, завтрак

8.20 – 8.45

Самостоятельная деятельность, подготовка к образовательной деятельности.

8.45 – 9.00

Организованная образовательная деятельность

9.00 - 10.00

Игровая деятельность, индивидуальная работа с детьми

10.00-10.20

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд).

10.20 -11.50

Возвращение с прогулки, игры, самостоятельная деятельность

11.50 -12.15

Подготовка к обеду. Обед.

12.15 -12.45

Подготовка ко сну. Дневной сон.

12.45 -15.00

Постепенный подъем, воздушные и закаливающие процедуры

15.00 -15.20

Подготовка к полднику. Полдник

15.20 15.30

Подготовка к ООД. ООД.

15.30 -15.55

Самостоятельная игровая деятельность

15.55-17.20

Подготовка к ужину. Ужин.

17.20-17.40

Подготовка к прогулке. Прогулка, уход детей домой. Взаимодействие с родителями.

17.40-19.00

Режим дня на тёплый период года

Режимные моменты

Время

Прием детей, утренний фильтр,  взаимодействие с родителями самостоятельная деятельность .Утренняя гимнастика

7.00 – 8.20

Подготовка к завтраку, завтрак

8.20 – 8.45

Самостоятельная игровая деятельность

8.45 – 9.10

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, воздушные и солнечные процедуры).

9.10 – 11.50

Возвращение с прогулки, игры, самостоятельная деятельность

11.50 -12.05

Подготовка к обеду. Обед.

12.05 – 12.35

Подготовка ко сну. Дневной сон.

12.35 – 15.00

Постепенный подъем, воздушные и закаливающие процедуры

15.00 – 15.20

Подготовка к полднику. Полдник

15.20 –15.30

Самостоятельная игровая деятельность

15.30-17.20

Подготовка к ужину. Ужин.

17.20-17.40

Подготовка к прогулке. Прогулка, уход детей домой. Взаимодействие с родителями.

17.40-19.00

3.3. Циклограмма работы специалистов с обучающимся

Специалисты (ФИО)

формы работы

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

учитель-дефектолог

индивидуальная

16.00 (1 нед)

16.00 (2 нед)

15.20 (1 нед)

15.20 (2 нед)

-

учитель-логопед

индивидуальная

-

10.30

-

-

15.20

педагог-психолог

индивидуальная

-

11.40

-

16.00

-

музыкальный    руководитель

Индивидуальный дифференцированный подход в условиях группового занятия

9.10

-

9.40

-

-

воспитатели

индивидуальная, по заданиям дефектолога и логопеда

-

16.35

-

16.35

-

воспитатели

подгрупповая, индивидуальная

(индивидуальный подход в групповом занятии)

15.40

художеств. творчество

(рисование)

-

15.40

художеств. творчество

(рисование)

-

15.40

художеств. творчество

(лепка/ аппликация)

3.4. Программно-методическое обеспечение

Программа Подготовки к школе детей с задержкой психического развития /Под общей редакцией С.Г. Шевченко – М., 2004

Астапов  В.М., Микадзе  Ю.В. Психодиагностика  детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия, 2-е изд.- СПб, 2008-256с.

Забрамная С. Д.,  Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003

Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов /Сост. Семаго Н. Я., Семаго М. М. – М.: АРКТИ, 2000

Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. – М.:  «Айрис-Пресс», 2006

Сандберг М.Л.  Оценка  вех  развития  вербального  поведения  и  построение индивидуального плана вмешательства VB-MAPP. –Издательство «Медиал», 2014.–275 с.

Бабкина Н.В.Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. – М., 2006

Борзова В.А, .Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 1994-315 с.

Винарская Е.Н. Дизартрия.- М, 2006.-141с.

Воробьева В.К. Методика развития связной  речи у детей с системным недоразвитием речи.-М,2007.-158 с.

Грищенко Т.А. Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.- М, 2014- 96с.

Занятия по развитию речи в детском саду: Кн.для воспитателей детского сада/под. ред. Ф.А. Сохина.- М, 1993.-271с.

Игры в логопедической работе с детьми/под.ред. В.И.Селиверстова.-М, 1981.-192с.

Ишимова О. А., Худенко Е. Д., Шаховская С. Н. Развитие речемыслительных способностей детей, М: «Просвещение» 2007

Катаева А.А, Стребелева Е.А. дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников.- М, 1993.-191с.

Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: учебно-методическое пособие.-М, 2011.-64с.

Кондратенко И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения.-М,2014.-64с.

Логопедия. Подготовительная группа. Разработки занятий/ под.ред. О.И. Бочкарева.-Волгоград, -128с.

Мелешкевич О, Эрц Ю. Особые дети введение в прикладной анализ поведения.-Самара, 2015.-208 с.

Микляева Н.В., Позова О.А, Родионова Ю.Н. фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ.-М, 2005.-112с.

Микляева Ю.В. Логопедический  массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением.-М, 2014.-112с.

Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога.-М, 2007.-176с.

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы /под.ред. И.М. Бгажноковой.-М, 2012.-181 с.

Организация психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов: методическое пособие /под.ред Т.А.Гусевой.-Самара,2010-144с.

Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.– М., 2007

3.5. Мониторинг результатов освоения АОП

    Мониторинг результатов освоения АОП проводится в форме оценки индивидуального развития ребенка и позволяет решать задачи оптимизации образовательной работы, индивидуализации образования. Оценка индивидуального развития детей осуществляется специалистами по протоколам обследования и воспитателями  с опорой на карты педагогической диагностики.

Мониторинг для обучающегося проводится 3 раза в год. В сентябре проводится диагностика  ребенка с целью выявления соответствия  развития ребенка   интегральным показателям и базисным характеристикам, которые проявляются в его поведении и деятельности и выстраивания его индивидуального образовательного маршрута. В декабре проводится промежуточная диагностика оценки результативности АОП, позволяющая скорректировать коррекционно-педагогическую деятельность. В апреле-мае с ребенком проводится итоговая диагностика, позволяющая отследить динамику развития обучающегося к концу учебного года.

        Результаты мониторинга обсуждаются на заседаниях ППк ДОУ, принимаются решения по дальнейшим коррекционно-педагогическим действиям.


[1] Приведены целевые ориентиры, соответствующие оптимальному уровню, достижение которого возможно в результате систематической и  целенаправленной коррекции недостатков в развитии.