План по самообразованию : «Роль обычаев и традиций русского народа как средство преемственности поколений в формировании чувства гордости и любви к Родине»
учебно-методическое пособие (средняя группа)
План по самообразованию : «Роль обычаев и традиций русского народа как средство преемственности поколений в формировании чувства гордости и любви к Родине»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_po_istokam.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию воспитателя
Игошиной Елены Павловны,
на 2020-2021 годы.
Тема самообразования: «Роль обычаев и традиций русского народа как средство преемственности поколений в формировании чувства гордости и любви к Родине».
Истоки-это соединение научения ума с воспитанием души и возрастанием духу.
Актуальность: Актуальность выбранной нами темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном образовании и воспитании на основе ценностей отечественной культуры.
В настоящее время, в силу многих причин, уходят в прошлое традиционные народные праздники, и нам приходится заново учиться их праздновать.
Цель: повысить свой теоретический, научно-методический и профессиональный уровень через изучение и внедрения новых педагогических технологий в обучение и воспитание несовершеннолетних.
Задачи:
Обучающие: Знакомить детей с обычаями и традициями православной церкви, с жанрами фольклорного творчества
Развивающие: Развивать жизненный опыт воспитанников в процессе творческого изучения прошлого и настоящего своего народа во взаимосвязи с общечеловеческими ценностями; формировать уважительное отношение к русским обычаям и православным праздникам;
Воспитывающие: Воспитывать уважение к народной культуре своего народа, православной истории; воспитывать чувство преемственности старины в современном мире; воспитывать уважительное отношение в общении друг с другом и взрослыми.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- изучение литературы по теме;
- прохождение курсов повышения квалификации;
Содержание работы по самообразованию:
Вопросы изучения:
- изучить программу «Истоки»
- изучить методическую литературу
- изучить и применить элементы инновационных технологий,
- задействовать сетевые ресурсы
- изучить общепедагогические и психологические знания с целью расширения и совершенствования педагогических методов и приемов воспитания детей.
- организация групповой и индивидуальной работы с детьми.
Предполагаемый результат:
Изменить отношение к родной земле, природе, праздникам, труде, семье, родителям. Закрепить знания различных видов декоративно - прикладного искусства, фольклора, художественных промыслов. Воспитать в детях нравственное поведение. Повысить уровень знаний воспитанников о традициях русского народа.
Содержание работы по самообразованию
№ | Работа с детьми | Сроки реализации |
1 | Разучивание и повторение загадок, поговорок, пословиц, закличек, стихов, песен, считалок. | сентябрь 2020 |
2 | Знакомство с народным календарем. | октябрь 2020 |
3 | Беседа о малой Родине. Чтение стихов о родном крае. Создание альбома "Достопримечательности родного города" | ноябрь 2020 |
4 | Рассматривание иллюстраций, картин о родной природе. Знакомство с народными праздниками и традициями. Заучивание новогодних и рождественских стихотворений. Мастерская "Деда Мороза". Рассказы воспитателя о православных праздниках. | декабрь 2020 январь 2021 |
5 | Знакомство с народными обрядами. Праздник "Рождественская елка". Чтение былин о русских богатырях. Рассматривание картины В. Васнецова "Три богатыря" Вернисаж "Защитники Отечества". | февраль 2021 |
6 | Рассказ воспитателя "Генеалогическое древо". Беседа "Моя родословная". Заучивание стихов, песен о семье. Составление семейной родословной и герба семьи. Выставка рисунков "Мама, мамочка, мамуля". | март 2021 |
7 | Знакомство с православным праздником "Пасха". Проект «Святая Пасха» | апрель 2021 |
8 | Инсценирование знакомых потешек, песенок, сказок. Фольклорный праздник "Весенние посиделки". | май 2021 |
№ | Работа с родителями | Сроки реализации |
1 | Консультация "Влияние народных праздников на духовно-нравственное воспитание личности ребенка". | сентябрь 2020 |
2 | Создание фотоальбома "Моя малая Родина". | ноябрь 2020 |
3 | Выставка "Зимушка-зима ". Новогодний утренник. Оформление уголка по «Социокультурным истокам». | декабрь 2020 |
4 | Родительское собрание «К родным истокам». | январь 2021 |
5 | Консультация для родителей «Как отметить 23 Февраля в семейном кругу?» | февраль 2021 |
6 | Консультация " История моей семьи ". Консультация «Приобщение к истории, традициям и культуре России». | март 2021 |
7 | Консультация «Что такое Пасха»; Консультация «Почему мы красим яйца?»; Изготовление альбома «Сборник Пасхальных рецептов». | апрель 2021 |
8 | Отчет о проделанной работе по теме самообразования | май 2021 |
Практическая реализация темы по самообразованию:
Изучила и продолжила изучать методическую литературу по данной теме:
В.Н. Косарева. Народная культура и традиции.
Н.Г. Пантелеева. Народные праздники в детском саду.
В.П. Ватаман. Воспитание детей на традициях народной культуры.
Н.В. Пугачева. Календарные обрядовые праздники для дошкольников.
Н.В. Бабинова. Тематические фольклорные вечера для дошкольников.
Г.А. Лапшина. Календарные и народны праздники в детском саду.
Выпуск 1. Осень-Зима.
Выпуск 2. Весна.
Т.В. Миронова. Образование дошкольников при проведении режимных процессов. Практическое пособие с использованием детского фольклора.
Н.А. Тимошкина. Методика использования русских народных игр в ДОУ.
К.Л. Обухова. Русская народная песня для детей.
А.Ф. Брязгун. Сказка в гости к нам пришла.
Е.Б.Танникова. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок.
М.М. Безруких. Сказка как источник творчества детей.
Волшебный короб. Старинные русские пословицы, поговорки, загадки.
Участие:
В выставке поделок "Царство Зимушки-зимы", участие в новогоднем флешмобе Детско-юношеской библиотеке «Таланты нашей семьи».
В проведении народных и православных праздников: «Новый год», "Рождественская елка", "Защитники Отечества", "Масленица", "8 Марта".
Выставки:
Детских рисунков и фотографий «Моя семья», детских рисунков "Защитники Отечества", "Моя мама лучшая на свете";
Подготовка консультаций для родителей по темам:
«Влияние народных праздников на духовно-нравственное воспитание личности ребенка»
«Как отметить 23 Февраля в семейном кругу?»
«История моей семьи».
«Приобщение к истории, традициям и культуре России».
«Что такое Пасха»;
«Почему мы красим яйца?».
Оформление:
Памяток, буклетов для родителей по темам: "Сказка - ложь, да в ней намек", "Воспитание любви и уважения к маме у детей", "Рождественские забавы для детей".
Альбома по теме: "Достопримечательности родного города";
Фотоальбома: "Моя малая Родина".
Изготовление альбома «Сборник Пасхальных рецептов».
Создание картотек: "Народных игр и забав", " Детский фольклор
Малые фольклорные формы".
Пополнение в ПРС группы:
Уголок «Моя Родина»
Уголок Ряженья с элементами русского народного костюма;
Уголок уединения.
Используемая литература.
1. Журналы "Дошкольное воспитание", "Дошкольная педагогика".
2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: учеб. -метод. пособие, 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008.
3. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Комаровой Т. С. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры / Под ред. Литвиновой М. Ф. - Москва: Просвещение, 2006.
5. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: ТЦ «Сфера», 2001.
6. Микляева Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. -: М.: ТЦ «Сфера», 2013.
7. Николаева С. Р., Катышева И. Б. Народный календарь: основы планирования работы с дошкольниками. Изд. -во: Детство-Пресс, 2009.
8. Поляк Л. Я. Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. - СПб. «Детство-пресс», 2008.
9. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Сост. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Худ. Г. Соколов, В. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 2007.
10. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду: книга для воспитателей детских садов / Под ред. Усовой А. П. - Издание 3-е. - Москва: Просвещение, 2012.
11. Халикова Э. А. Формирование опыта духовно-нравственного поведения для детей 4-7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря. Изд. -во: «Учитель», 2010.
12. Энциклопедия детского фольклора: Серия: «Моя первая книга». - М.: Белый город, 2008 г.
13. Ресурсы интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.
ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"
В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...
Консультация для родителей на тему: «Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.»
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу
Традиции русского народа...
план по самообразованию «Роль обычаев и традиций русского народа как средство преемственности поколений в формировании чувства гордости и любви к Родине»
план по самообразованию «Роль обычаев и традиций русского народа как средство преемственности поколений в формировании чувства гордости и любви к Родине»...