Деловая игра «Речевое развитие дошкольника».
материал

Сценарий деловой игры для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra_po_razvitiyu_rechi.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра

 «Речевое развитие дошкольника».

Цель: формирование педагогической компетентности педагогов;

           развивать коммуникативные качества педагогов,  умение работать  в коллективе.

           уточнение знаний и умений педагогов по проблеме речевого развития детей.

Задачи:

1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.

2. Повысить у воспитателей компетентность в области развития речи дошкольников.

4. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.

5. Совершенствовать навыки логического мышления.

Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи и мышления у детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.

Мы приглашаем Вас на деловую игру. Но прежде нужно выбрать экспертов, которые будут следить за правильностью выполнения заданий, в конце игры подведут итог: насколько методически педагоги подготовлены в области речевого развития дошкольников.

Итак, мы начинаем, я задаю вопросы, вы отвечаете, эксперты оценивает каждый правильный ответ по пятибалльной системе.

1. Разминка:

Команды  быстро односложно («Да» или «Нет») отвечают на вопросы ведущего.

  • Общение является ведущим средством развития речи. (Да)
  • Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря.  (Нет.)
  • Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)
  • Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)
  • Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)
  • Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)
  • Детей 5 лет нельзя научить произносить  буквы.  (Да. Произносятся звуки.)
  • Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного

произведения. (Да)

  • Формирование звуковой культуры речи  относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя.  (Нет)

2.Конкурс «Ромашка»Педагоги делятся на две команды, вашему вниманию будет предложен белоснежный цветок – ромашка.

-Предлагаю каждой группе сорвать один лепесток с объяснением педагогического термина, обдумать его, и выбрать зелёный листок, который является ответом. Подобрав лепестки к листьям, мы заслушаем ваши определения.Предлагаем вспомнить:

1. Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие.

2. Речь – индивидуальный психофизиологический процесс человека, важнейшая творческая психическая функция; процесс общения людей между собой посредством языка.

3. Развитие речи – творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи.

4. Словарная работа – обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.

5. Активный словарь – слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто) .

6. Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет.

7. Диалог – разговор двух или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией.

8. Что относится к словесным методам и приёмам обучения? (пояснение, рассказ, чтение, беседа).

9. Диагностика — количественная оценка и качественный анализ педагогических процессов, явлений и т. п. с помощью специально разработанных учебных методик.

10. Пересказ – выразительное связное воспроизведение прослушанного художественного произведения.

3. Команды вытягивают билет и отвечают на поставленный вопрос.

А) Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.

- Формирование словаря.

- Звуковая культура речи.

- Формировать грамматический строй речи.

- Развивать связную речь.

- Ознакомление с художественной литературой.

   Б) Что мы понимаем под развитием речи ребенка?

Развитие речи - это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлении языка и речи.

   В) Каковы задачи по формированию словаря?

Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.

4. Назовите приемы обучения рассказыванию:

  1. образец рассказа
  2. частичный образец рассказа
  3. дублер образца
  4. разбор образца рассказа
  5. план рассказа
  6. воспроизведение плана  рассказа детьми
  7. коллективный разбор плана
  8. коллективное составление рассказа
  9. составление рассказа по частям
  10. окончание детьми рассказа, начатого воспитателем
  11. подсказ вариантов
  12. вопросы, указания, пояснение
  13. оценка

5. Мы с вами знаем, что существуют 3 метода ознакомления детей с литературой

( словесный, практический и наглядный) и вам необходимо подобрать к каждому из них  приемы. Команды вытягивают билет и записывают в таблице приемы, соответствующие каждому методу.

Словесный

Практический

Наглядный


Словесный 

Чтение произведение 
Вопросы к детям по содержанию произведений 
Пересказ произведения 
Заучивание наизусть 
Выразительное чтение 
Беседа по произведению 
Прослушивание грамзаписи 

Практический 

Элементы инсценировки 
Игры-драматизации 
Дидактические игры 
Театрализованные игры 
Использование разных видов театра 
Игровая деятельность 


Наглядный 

Показ иллюстраций, картинок, игрушек 
Элементы инсценировки 
Движение пальцами, руками 
Схемы 
Алгоритмы 
Просмотр видеофильмов, диафильмов 
Оформление выставки

6. Литературная страница.

Отвечает тот, кто быстрее других ударит в бубен. У одного участника каждой группы в руках – бубен.

1. Автор сказки «Красная Шапочка». (Шарль Перро.)

2. Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной
сказке «Теремок». 
(«Рукавичка».)

3.Советские писатели, создававшие произведения о природе для детей. (Сладков, Бианки, Чарушин.)

4. Автор сказки «Гадкий утенок». (Ганс Христиан Андерсен.)

5. Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей. (Корней Иванович Чуковский.)

6. Назовите наиболее известные сказки А.С. Пушкина. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)

7. Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись рыбка большая и маленькая!»? («Лисичка-сестричка и Серый Волк».)

8. Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)

9 .        О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте?
(О мышонке.)

10.        Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди».)

11.        Назовите имя прообраза нашего Буратино? (Пиноккио.)

12. В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко? («Крошечка-хаврошечка».)

13. В какой сказке народов Севера девушка превратилась в птицу из-за своей привлекательной внешности?(«Айога».)

14. Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин.)

15. Как хвастал заяц в одноименной сказке? («У меня не усы, а усищи, не лапы,а лапищи, не зубы, а зубищи».)

16. Автор сказки «Серебряное копытце»? (Бажов.)

17. Автор сказки «Конек-горбунок»? (Ершов.)

18. Писатель и художник, автор книг «Ребятам о зверятах», «Про Тюпу» и др.? (Чарушин.)

19. Сказка, в которой один герой говорит другому: «Как выпрыгну, как выскочу — полетят клочки по закоулочкам!»? («Заюшкина избушка».)

20. Назовите самый известный вариант итальянской сказки, пересказанной Алексеем Толстым? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

7. Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по ознакомлению с художественной литературой:

  1.  Воспитывать умение слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Учить понимать смысл произведения; воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание в правильной последовательности; выразительно читать наизусть небольшие потешки и стихотворения.  

       (2-ая младшая группа)

  1. Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Учить оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый). Учить выразительно читать стихотворения, потешки. (Средняя группа)
  2. Учить различать жанры литературных произведений  и некоторые особенности  каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и выразительно читать наизусть стихотворения. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. (Подготовительная к школе группа)

 8. Назовите основные требования к оформлению книжных уголков (команды по очереди отвечают): 
- рациональное размещение в группе, 
- соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы, 
- соответствие интересам детей, 
- постоянная сменяемость, 
- эстетическое оформление,
- востребованность.
9. Ведущая предлагает командам отобрать книги в соответствии с возрастной группой. (каждая команда соответствует определенной возрастной группе: младший, средний, старший дошкольный возраст. Из предложенных книг они должны отобрать те, которые подходят для оформления книжного уголка в их группе) 

  1. А. Барто « Уронили мишку на пол», З. Александрова «Мой мишка», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», К. Чуковский «Краденое солнце», (2-ая младшая)
  2. «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Рукавичка», «Волк и лиса», Б. Гримм «Горшок каши» ( средняя)
  3. С. Есенин «Черемуха», А Толстой «Золотой ключик», М. Пришвин «Золотой луг»,

Л. Толстой «Филипок», «Спящая красавица» (подготовительная)

10. Команды получают карточки с заданием  и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.

1 команда

кашечрохав    («Хаврошечка»)

боклоко            («Колобок») 

зоркомо            («Морозко»)

 2 команда

очвокамйюд     («Дюймовочка»)

дыродйом         («Мойдодыр»)                            

гукароснеч      («Снегурочка»)

3 команда

комерет           («Теремок»)

щеинакатар     («Тараканище»)

рожахико         («Жихорка»)

11. Предложить командам назвать одним словом

1. Изложение прослушанного произведения (пересказ) 
2. Связное развернутое изложение какого-либо факта (рассказ) 
3.Литературное произведение для пересказа (сказка) 
4.Тип связной речи (диалог) 
5.Методичекий прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец) 
6.То, что служит основой рассказа по памяти (опыт) 
7.Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения (вопрос) 
8.Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ) 
9.Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация) 

12. В каких видах деятельности развивается речь ребенка?

- Д/игры;

- С/игры;

- С/игры;

- Р/игры;

- Режимные моменты;

- Прогулки;

- Занятия.

13.Кроссворд № 2
1.Слова, противоположные по смыслу.
2.Вид рассказа, в котором дети должны развить сюжет, развертывающийся во времени и логической последовательности.
3.Человек, который пишет книги, создает какие-нибудь произведения.
4.Часть речи, которая обозначает действие предмета.
5.Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором детям демонстрируются игрушки, предметы, картинки, фотографии, рисунки, слайды и др.
6.Разговор между двумя людьми.
7.Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения.



Ответы: 1.Антонимы. 2.Повествование. 3.Автор. 4.Глагол. 5.Наглядный. 6.Диалог. 7.Загадка.

Предоставляется слово экспертам. Дайте свою оценку. Насколько педагоги компетентны в речевом развитии детей дошкольного возраста?

Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития речи дошкольников; вспомнили методы и приемы способствующие речевому развитию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра «Речевое развитие дошкольника».

Цель: формирование педагогической компетентности педагогов;           развивать коммуникативные качества педагогов,  умение работать  ...

Педсовет -деловая игра "Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения"

Педсовет в виде деловой игры с педагогами по речевому развитию детей дошкольного возраста...

"Деловая игра речевое развитие дошкольников"

Уважаемые коллеги предлагаю вам «деловую игру Речевое развитие дошкольников». Данный материал будет полезен воспитателям для использования в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....

ПЕДСОВЕТ – ДЕЛОВАЯ ИГРА «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.Задачи: 1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития ...

ШКОЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА: Деловая игра «Речевое развитие дошкольников».

Закрепление знаний педагогов ДОУ в деловой игре "Речевое развитие дошкольников"....

Деловая игра «Речевое развитие дошкольников»

Повышение компетентности педагогов в сфере речевого развития детей дошкольного возраста....

Деловая игра «Речевое развитие дошкольника».

Материал полезен для логопедов, воспитателей...