Методическая разработка. Самообразование по теме: "Развитию мелкой моторики в первой младшей группе"
методическая разработка
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
(2-3 года)».
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Подготовить методический материал по данной теме, картотеку пальчиковых игр.
2. Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.
3. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность
4. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук
5. Улучшить общую двигательную активность
6. Содействовать нормализации речевой функции
7. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность
8. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми
9. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики
10. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов
11. Повысить собственный уровень знаний путём изучения научной и учебно-методической литературы
12. Разработать перспективный план работы с детьми
13. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
14. Подготовить консультацию для педагогов на тему: «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»
15. Оформить папку-передвижку для педагогов по теме: «Пальчиковая гимнастика»
16.Подготовить презентацию - отчет для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность:
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна.
Работая в первой младшей дошкольной группе, я стала замечать, что сегодня, в век информатики и электроники, дети стали физически менее активны. А ухудшение физического развития является следствием ухудшения развития мелкой моторики у современных детей. Процент таких детей в группе заметно вырос. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, кисть, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они даже отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, а также не успевают на занятиях.
Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, сидят в сторонке и наблюдают за действиями других детей. А это в дальнейшем формирует школьные трудности.
Наша задача – совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста. От того, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Наряду с развитием мелкой моторики активно развиваются память, внимание и самое главное детская речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_po_razvitiyu_melkoy_motoriki_v_pervoy_mladshey_gruppe.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №98 НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатели: Инчина Алла Николаевна |
2021-2022 учебный год
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
(2-3 года)».
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Подготовить методический материал по данной теме, картотеку пальчиковых игр.
2. Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.
3. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность
4. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук
5. Улучшить общую двигательную активность
6. Содействовать нормализации речевой функции
7. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность
8. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми
9. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики
10. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов
11. Повысить собственный уровень знаний путём изучения научной и учебно-методической литературы
12. Разработать перспективный план работы с детьми
13. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
14. Подготовить консультацию для педагогов на тему: «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»
15. Оформить папку-передвижку для педагогов по теме: «Пальчиковая гимнастика»
16.Подготовить презентацию - отчет для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность:
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна.
Работая в первой младшей дошкольной группе, я стала замечать, что сегодня, в век информатики и электроники, дети стали физически менее активны. А ухудшение физического развития является следствием ухудшения развития мелкой моторики у современных детей. Процент таких детей в группе заметно вырос. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, кисть, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они даже отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, а также не успевают на занятиях.
Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, сидят в сторонке и наблюдают за действиями других детей. А это в дальнейшем формирует школьные трудности.
Наша задача – совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста. От того, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Наряду с развитием мелкой моторики активно развиваются память, внимание и самое главное детская речь.
Прогнозируемый результат:
- Расположить к себе ребенка через тактильный (телесный) контакт и тем самым облегчить процесс адаптации.
- Совершенствовать ловкость и точность движений, улучшить память, внимание, терпеливость.
- Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
- Повысить уровень знаний о значимости развития мелкой моторики. Научить создавать дома условия для этого, использовать дидактические игры и правильно подбирать их.
- Заинтересовать родителей актуальностью развития мелкой моторики рук детей.
Основные вопросы, намеченные для изучения:
- Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приёмов: пальчиковые гимнастики, физкультминутки, самомассаж кистей рук, нетрадиционные техники рисования, пальчиковый театр, использование монтессори-пособий.
- Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.
- Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.
Использование различных форм работы с детьми.
Формы работы с родителями:
- сотрудничество через консультации,
- родительские собрания,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
Использование дидактических игр:
«Непослушные колечки» (игра с пирамидками)
«Забавные шнуровки» (различные шнуровки)
«Оденем куклу»
«Пришей пуговицу»
«Сухой бассейн»
«Развешиваем белье»
«Веселые ежата», «Где у рыбки хвостик?» (игры с прищепками)
«Волшебные палочками» (счетные палочки)
«Поиграй на пианино» и др.
- индивидуальная работа.
Методы и приёмы работы:
- пальчиковые гимнастики;
- изготовление дидактических игр, шнуровок;
- использование нестандартного счетного материала;
- использование нетрадиционных техник рисование;
- лепка из пластилина и соленого теста;
- игры с кубиками, конструкторами;
- рисование с использованием шаблонов, трафаретов;
- коллекционирование бусинок, пуговиц, камешков, фантиков и др.;
- рассматривание книг, иллюстраций предметов народного искусства и своих готовых изделий;
3. Предоставление отчета о работе.
Работа по данному направлению началась с изучения педагогической литературы, анализа исследования ученых по данной теме.
Работа с детьми | |||
Формы работы | Сроки | Фома отчета | |
Занятия по развитию навыков самообслуживания | В течение года | ||
Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (шнуровки, вкладыши, складывание разрезных картинок, матрешек, пирамидок) | В течение года | Фотоотчет | |
Развитие мелкой моторики, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепке, конструированию (использование нетрадиционных техник рисования, пластилинографии, лепка из соленого теста, различные конструкторы и т.д.) | В течение года | Работы детей и фотоотчет | |
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений, памяти: - «Чудесный мешочек» - «Определи на ощупь» - «Узнай фигуру» - «Найди пару» - «На что похоже?» и т.д. | В течение года | картотека | |
Дидактические игры с использованием различных предметов, бросового материала: - «Выложи узор» - «Составь по образцу» - «Найди, что спряталось» - «Назови фигуры» и т.д. | В течение года | картотека | |
Самомассаж кистей рук и пальцев с предметами и без них | В течение года | картотека | |
Пальчиковые игры, гимнастика, театр, варежковый театр, театр теней. | В течение года | картотека | |
Отчет по самообразованию | Май 2022г. | ||
Работа с педагогами | 1.Консультация для педагогов на тему: «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» | ДЕКАБРЬ | |
2.Оформление папки-передвижки для педагогов по теме: «Пальчиковая гимнастика» | ФЕВРАЛЬ | ||
3.Презентация - отчет для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» | МАЙ | ||
Самореализация | 1.Изучить литературу по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» 2.Внедрение в работу с детьми дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики дошкольников 3.Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук 4.Консультация для воспитателей: «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» 5.Составить картотеку упражнений по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук 7.Оформление папки-передвижки для педагогов по теме: «Пальчиковая гимнастика» 8.Выступление на педсовете: презентация - отчет для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» | В ТЕЧЕНИЕ ГОДА | |
Изучение методической литературы | Работа со следующей научной и учебно-методической литературой: 1.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2010. 2.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2009. 3.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2009. 4.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2011. 5.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 6.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2012. 7.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 2013. 8.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2009. 9. Кольцова М.М «Развитие моторики». – М.: Эксмо, 2012. 10.Елена Данилова «Пальчиковые игры». – М.: Эксмо, 2011. 11.Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка». – М.: Эксмо, 2011. 12. Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста». - М.: 2009 13. Крупенчук О. И. «Стихи для развития речи». - СПб.: 2014 14. Жукова О. «Развиваем мелкую моторику». - М.: АСТ Школа раннего развития. Школа Олеси Жуковой, 2017
| В ТЕЧЕНИЕ ГОДА |
Практические выходы:
- Сделать консультацию для воспитателей и родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»;
- Оформления стенда для родителей «Наши пальчики играют»;
- Сделать папки- передвижки «Значение игр с крупой, бусиной, пуговицами для развития мелкой моторики детей», «Пальчиковая терапия»;
- Выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»
ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему:«развитие мелкой моторики в первой младшей группе»
В презентации указаны цель, задачи, также предполагаемые результаты проекта. Формы работы с детьми и родителями....
Сценарий родительского собрания по теме: «Развитие у ребенка мелкой моторики рук» (первая младшая группа)
Цель: повышение педагогической грамотности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей раннего возраста. Задачи: - показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;- обозначи...
Методическая разработка на тему:"Развитие культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе"
Освоение гигиенической культуры – одна из основных задач всестороннего развития ребёнка и охраны его здоровья. Охрана здоровья подрастающего поколения в нашем обществе имеет большое государствен...
Методическая разработка по теме: " Развитие сенсорных способностей у детей первой младшей группы через дидактические игры"
Методическая разработка по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей первой младшей группы через дидактические игры"....
Методическая разработка: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области д...
Конспект занятия по развитию мелкой моторике в первой младшей группе "Помощь ежатам" (Самообразование)
Цель: Развитие пространственных представлений, умение отображать в речи с помощью предметов (на, под, за, в, и др.) местонахождение вещей. Формировать представление один, много. Развивать общую и...