Однодневный проект «День чтения и науки»
проект (старшая группа)

Менкаева Ралида Даминовна

"Я б в учёные пошёл ,пусть меня научат"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_b_v_uchyonye_poshyol.docx33.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21 »  Артемовского городского округа

Однодневный проект

«День чтения и науки» на тему

 «Я б в ученые пошёл, пусть меня научат»

      в старшей группе №2

                                                 

                                                                                                   

         Воспитатель

                                                                                                          Менкаева Р.Д.

Артемовский

2021

Цель: создание благоприятных условий для развития познавательного интереса к научной, учебно-исследовательской деятельности.

Задачи: 

- формировать представления о науке, ученых, опытах и экспериментах;

- способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;

- дать понятие кто такой «ученый»;

- познакомить с некоторыми из знаменитых русских ученых, их открытиями

    и изобретениями;

-  развивать познавательно-исследовательские способности и познавательную активность воспитанников;

-формировать умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;

-развивать творческое и логическое мышление, воображение.

 План тематического дня

1. Утро. Беседа «Наука и ученые» (презентации), (приложение № 1).

2.Утро. Словесная игра «Назови ученого», (приложение № 2).

3.   НОД. «Знакомство с наукой Химия и профессией химик» (приложение № ).

4. НОД. Опытно – исследовательская деятельность «Листопад в тарелке»

 (приложение № 4).

5. Вечер. Чтение сказки  «Путешествие в страну чистюль»  (приложение № 5).

Приложение № 1.      

  Беседа 

Воспитатель: Ребята, отгадайте, загадку:

                          Весь наукой увлечённый ставит опыты ...(ученый)

- Чем увлечены ученые? (наукой)

- Так что же такое наука? (Ответы детей)

    Наука – это система знаний о природе, обществе и человеке.

Благодаря науке, человек способен лучше понимать мир, в котором живет. Может объяснить сложные, порой загадочные явления, происходящие в окружающем нас мире. Наука делает нашу жизнь комфортнее, интереснее и проще. Наука на месте не стоит. Она все время движется вперед.

   Люди, которые занимаются наукой, называются учеными. Это такая профессия. Ведь выбор профессии - дело непростое и очень ответственное, выбирая её, человек выбирает дело на всю жизнь. Ученый - Очень важная профессия, без нее люди не умели бы лечить, не знали бы, что такое космос и планеты, даже не знали бы, как называются растения. Если человека называют академиком, профессором, то он - ученый.

Ученый много знает, может многое объяснить, потому что постоянно занимается, много читает, много наблюдает. Ученые работают в лабораториях, проводят исследования, опыты, составляют библиотеки, составляют книги энциклопедии, и обо всем можно прочитать.

                   

   Ученый

Ученый изучает мир.

Географ — море и Памир.

Планеты, звезды — Астроном.

И о созвездьях знает он.

И математик увлечен,

Все теоремы помнит он.

Историк знает старину

И нашу древнюю страну.

Ученым я хотел бы стать

И много нового узнать!

                            Автор: Шорыгина Татьяна Андреевна

Каждому человеку хочется быть образованным, больше знать, больше уметь. Но путь к знаниям нелегок, он требует упорства, настойчивости. Но стоит помнить, что всякий труд бывает вознагражден. Давайте подумаем, что мы можем сказать об ученых, какие они? (внимательные, терпеливые, трудолюбивые, ответственные, мудрые, образованные).

   Сегодня такой день, который напоминает о важности науки в целом. Этот день дает возможность вспомнить о старых исследованиях, и рассказать о новых. Это праздник не только для ученых, но и для всех людей.

Сегодня мы с вами прикоснемся к науке и узнаем много интересного.

И надеюсь, что этот день будет для нас ярким, радостным и не забываемым.

А начать наш день в страну научного путешествия я предлагаю с игры. В стране науки живут много ученых, и все называются по-разному. Их называние зависит от того чем они занимаются, например, есть наука Математика и занимаются ею математики, вот сейчас я буду называть вам науку, а вы кто ею занимается.

Приложение № 2

Словесная игра «Назови ученого»

Цель: расширять знания о профессиях .

Ход игры: 

Воспитатель называть науку, а дети тех, кто ей занимается.

Математикой занимаются – математики;

Экология (наука об окружающей среде) – экологи;

Химия (наука о веществах) - химики;

Физика (наука, которая изучает движение) - физики; 

Биологией (наука, о живых организмах) – биологи;

Ботаника (изучает растения) – ботаники;

Астрономия (космос и его влияние на человеческую жизнь) -  астрономы;

Геология (исследуют землю, ищут полезные ископаемые) – геологи;

География (исследуют неизведанные уголки нашей планеты) – географы;

Океанология (изучает моря и океаны) океанологи;

Зоология (изучает животных) – зоологи;

Кинология (науку о собаках) - кинологи

Археология (изучение старины) – археологи;

Болотоведение (изучение болот) – болотоведы;

История (изучает деятельность человека в прошлом) – историки;

Архитектура (строительство) - архитекторы.

Воспитатель: - Ребята вы, отлично справились с заданием.

Есть еще много разных наук, которые изучают и получают знания о громе и скорости ветра, о грибах, о Вселенной, о вулканах, об украшениях, здоровье, транспорте, питании, умении правильно разговаривать. Но я хочу познакомить вас с одной интересной наукой «Химией»

 

Приложение № 3

Ознакомление с окружающим.

Воспитатель: - Сегодня мы с вами будем изучать науку «Химия» и станем химиками. Знаете ли вы, что это за наука – химия(Ответы детей)Химия – это наука о веществах, их составе и строении, их свойствах, зависящих от состава и строения. А химик – это специалист — учёный, лаборант, технолог — работающий с химическими веществами.

Что же такое вещество? Все, что изучают химики, они называют веществами. Для них, например, вода, соль, сахар – это тоже вещества.

Работа химиков очень важна для людей. Каждый день мы пользуемся множеством предметов, созданных с использованием химических исследованийХимик - это удивительная профессияХимики, как настоящие волшебники, умеют превращать одни вещества в другие. Химики все делают по науке – без волшебной палочки и волшебных заклинаний. На огромных химических заводах изготавливает соду и кислоту, мыло и краску, стиральные порошки, удобрения и химические волокна. (Воспитатель демонстрирует иллюстрации с изображением работы химиков).

Сегодня вы станете химиками-исследователями, и мы вместе проведем химические опыты. Когда два вещества смешиваются, они работают между собой и изменяются. В химии это называется «Химическая реакция». Какие самые простые химические реакции вы наблюдаете каждый день? (Ответы детей). Например, растворение сахара в чае, соли в супе.

 Воспитатель: - Когда химики работают в лаборатории, они обязательно соблюдают правила безопасности:

-четко следуют инструкции,

-не пробуют никакие вещества,

 -не подносят вещества близко к глазам.

Без разрешения запрещается:

- вставать с места

- трогать оборудование, приборы и препараты

- вставлять что-либо в нос, рот, уши и пр.

Воспитатель: - Мы с вами также будем соблюдать эти правила безопасности.

Приложение № 4

Переход в лабораторию    

Опытно – экспериментальная деятельность «Листопад в тарелке»

Цель: Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств.

Задачи:

-Создать условия для формирования коммуникативной компетентности детей.

-Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявлению самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

-Обогатить познавательную сферу детей информацией через экспериментальную деятельность, речь.

Материалы и оборудование:

Молоко (чем больше жирность молока, тем лучше).

Жидкое мыло или жидкость для мытья посуды.

Фломастеры на водной основе. Ватные палочки.

Ватные диски, вырезанные в форме дерева

Ход экспериментирования:

 Воспитатель: - Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию.

Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)

- Какие вы умные ребятки, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают)

- Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным делом.

Только для начала запомним правила безопасности:

- В лабораторию чудес приглашаю всех я вас!

В ней мы знания добудем, с молоком дружить мы будем!

 Воспитатель: - Для начала мы берем «дерево» и раскрашиваем его фломастерами, ставим цветные точки

(Дети приступают к раскрашиванию)

          Теперь наливаем в тарелку молоко. Наливать нужно таким образом, чтобы дно было полностью закрыто, иначе опыт не получится. В тарелку кладем наше «дерево». Дальше при помощи ватной палочки я коснусь молока, обратите внимание на то, что ничего не происходит. Давайте возьмем другую ватную палочку, окунем ее в жидкость для мытья посуды. Теперь коснитесь этой палочкой молока, подержите несколько секунд  (Только касаемся, не нужно перемешивать).

А далее начинается самое интересное – мы с восхищением наблюдаем, как волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки в разные стороны.

Ребенок в восхищении от волшебной палочки и от цветного взрыва в молоке. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться и рисовать.

Далее предлагаем ребенку продолжить эксперименты – добавляя красители пипеткой, водя ватной палочкой по молоку.

Объяснение опыта для детей:

Молоко помимо воды состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. Протеины и жир очень чувствительны к изменениям раствора, в данном случае молока. Секрет этого фокуса кроется именно в капельке моющего средства, которое ослабляет химические связи, удерживающие жиры и протеины в растворе, и снижает поверхностное натяжение в молоке. Происходит бурная химическая реакция, которую мы можем наблюдать благодаря красителям. Как только моющее средство равномерно смешивается с молоком (частично растворяется, частично прикрепляется к молекулам жира), реакция затихает и останавливается.

Вывод: Средство для мытья посуды или жидкое моющее мыло разрушает жир в молоке и тем самым заставляет  красители «танцевать, играть, взрываться».

Воспитатель: - Ребята, вы все замечательно справились со всеми заданиями.

Рефлексия:  Итак, с какой профессией вы сегодня познакомились? Как вы считаете, что нужно, чтобы стать настоящими химиками? Какие изобретения химиков упростили жизнь человека? (мыло, пищевая сода, жидкость для посуды, жидкое мыло, стиральный порошок)

Дома вы можете попробовать также провести различные опыты вместе с родителями. Удачи вам!

Приложение № 5

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЧИСТЮЛЬ

Однажды сломалась автоматическая стиральная машинка. Папа тут же начал ее ремонтировать. Саша подошел и спросил:

—Папа, а что находится за этой дверкой?

—Ничего особенного. Мама туда загружает грязное белье, а через пару часов оно становится чистым.

—Ой, как интересно! Там, наверное, работают маленькие прачки?

—Не придумывай! — засмеялся папа, — Техника сама справляется без посторонней помощи. Только в этот раз что-то пошло не так…

Папа долго ремонтировал машинку: чистил, подкручивал детали, проверял… В итоге, так и не разобравшись с поломкой, пошел спать. Наступила ночь — время отдыха для всей семьи… Но только не для Саши! Когда в доме все затихло, мальчик тихонько выбрался из своей кровати, подошел к стиральной машинке, отворил заветную дверцу и заглянул внутрь. Там он увидел папину рубашку (мама по рассеянности забыла ее достать). Рубашка помахала мальчику рукавом:

—Саша, я приглашаю тебя в страну Чистюль! Пойдем скорее за мной!

—Что это за страна такая? — спросил мальчик.

—Заходи, увидишь! — смеясь, ответила рубашка.

Саша смело шагнул внутрь машинки и оказался в удивительной стране! Вместо людей на улицах разгуливала одежда: блузки, увлеченно болтающие друг с другом, сердитые брюки, на которых не отстиралось старое пятно, носочки, которые куда-то спешили, и много других вещей.

Саша спросил у папиной рубашки:

—Кто в вашей стране самый главный?

—О! Главный у нас — Король Стиральный порошок. Он следит за чистотой.

—А где его можно найти?

—Его дворец находится в контейнере, но туда так просто не попасть. У дворца стоят стражники - Ополаскиватель и Отбеливатель, которые пропускают только тех, кто ответит на трудные вопросы.

—Я постараюсь справиться вопросами. Спасибо тебе, рубашка!

Саша быстро отыскал дворец Короля, но путь ему тут же преградили стражники:

—Ты кто?

—Я — Саша.

—Зачем пожаловал?

—Хочу поговорить с Королем.

—Сперва ответь на 3 вопроса. Первый: «Зачем нужен стиральный порошок?»

—Это очень просто! Стиральный порошок нужен для стирки белья.

—Второй вопрос: «Какие пятна труднее всего отстирываются?»

—Мама говорила, чтобы я не проливал на себя кофе и чай, а на прогулке не лежал на траве, потому что такие пятна трудно отстирать.

—Правильно! И третий вопрос: «Почему цветные вещи нельзя стирать вместе с белыми?»

—Наверное, потому что цветные вещи могут окрасить белые в разные пятна?

—На все вопросы ты знаешь ответы! Проходи. Король ждет тебя.

   Саша оказался в королевском дворце. Навстречу ему уже бежал маленький седовласый старичок с короной на голове:

—Как хорошо, что ты пришел! Знаешь, в нашей стране Чистюль горе — твоя мама постоянно забывает при стирке добавлять в порошок средство от накипи, и поэтому нагревательный элемент стиральной машинки вышел из строя!

—Так вот почему машинка не работает! — сказал Саша, — Мне нужно срочно сообщить об этом папе!

—Да-да, поторопись! Иначе все вещи так и останутся грязными!

Саша побежал домой… и проснулся!

Папа спозаранку уже ломал голову над тем, как починить стиральную машинку, и не находил ответа.

—Папа! — крикнул Саша. — Нужно почистить нагревательный элемент - на нем образовалась накипь! Тогда машинка снова заработает.

—Откуда ты знаешь? — спросил папа.

—Мне об этом сообщил король страны Чистюль — Стиральный порошок.

—Точно! Как же мне раньше не пришло это в голову! Молодец, сынок!

Папа очень быстро починил стиральную машинку, мама сразу же загрузила в нее бельё. Саша посмотрел, как вращается барабан, и вдруг увидел свою старую знакомую — папину рубашку. Рубашка с благодарностью помахала мальчику рукавом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Однодневный проект "День книги"

Не секрет: интерес к книге, к чтению, вхождению в книжную литературу с каждым годом снижается, поэтому вопросы формирования интереса у детей к художественой литературе требует повышенного внимания. Гл...

Однодневный проект «День книги» в старшей группе

Актуальность:Не секрет: интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. Вовсе не случайно 2003 – 2012 г.г. ООН объявила Десятилетием грамотности. Вот почему в...

Однодневный проект «День книги»

Не секрет: интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. Вот почему вопросы формирования интереса у детей к художественной литературе требуют повышенного внимания...

Презентация к однодневному проекту "День воздуха"

В ходе данного мероприятия, дети эксперементируя, познают свойства воздуха...

Однодневный проект «День книги»

Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса любви к книге, стремления общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст и многое...

Однодневный проект «ДЕНЬ «СПАСИБО» в старшей группе №4 « Семицветик»

: закрепить правила вежливого общения детей со сверстниками и взрослыми; развивать связную речь, вспомнить и активизировать в речи «добрые, волшебные» слова; воспитывать вежливость в общен...

Однодневный проект «День книги»

Не секрет: интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. Вовсе не случайно 2003 – 2012 г.г. ООН объявила Десятилетием грамотности. Вот почему вопросы формир...