Мастер класс "Что могут счетные палочки"
материал

Николичева Елена Васильевна

Мастер класс для педагогов, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_mogut_schetnye_palochki.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс «Что могут счетные палочки»

Цель мастер-класса: создать условия для передачи педагогического опыта работы по использованию счетных палочек как средства познавательно-речевого развития дошкольников.  

Дидактический материал: счётный материал, картотека «Схемы их счётных палочек». Раздаточный материал: счётные палочки; картинки-образцы.

Ожидаемые результаты: у педагогов появится интерес в использовании счётных палочек не только для счёта, но и для развития внимания, воображения, речи, мышления, мелкой моторики рук и других.  

Основные методы и приемы:

 наглядные: картинки-образцы;

словесные: упражнения и задачи со счётным материалом.

Всем известно, что дети в дошкольном возрасте очень любознательны. Как хотелось бы купить интересную, увлекательную и недорогую игру, которая могла бы надолго заинтересовать ребенка, была бы многофункциональна. Есть игры и игрушки, в задачу которых входит исключительно развитие интеллектуальных способностей — математических представлений, логического мышления, речи. Именно их чаще всего относят к категории развивающих. Эта универсальная игрушка должна развивать интеллектуальные и творческие способности, быть многофункциональной, то есть такой, чтобы с ней можно было играть по-разному, использовать в творческих занятиях, сюжетно-ролевых играх. Потому что именно такая игрушка и развивает ребенка по-настоящему.

 И такая игрушка есть!

 Правда многие и не задумываются о её приобретении, так как "официально" она предназначена вовсе не для игр, а для школьных занятий. Это всем нам знакомые обыкновенные счетные палочки. Наша задача состоит в том, чтобы помочь детям познать мир не только с помощью игрушек, явлений природы, конкретных бытовых предметов, но и при помощи абстрактных обучающих средств, одними из которых являются счётные палочки.  Традиционно счётные палочки используются как счётный материал. Однако счётные палочки представляют собой многообразные конструктивные возможности. Именно палочки способствуют развитию мелкой моторики рук, внимания, воображения, мышления, речи, а также позволяют формировать геометрические представления и развивать пространственное воображение у детей.

Каким же образом такая простая и почти примитивная игра, как счетные палочки могут помочь ребенку развивать абстрактное мышление, формировать базовые дошкольные знания и становиться с каждым днем умнее и изобретательнее? (СЛАЙД 2) Для того чтобы современного ребенка, который буквально утопает в разнообразии различных игрушек, могли заинтересовать столь простые предметы, как разноцветные тоненькие пластинки, стоит немного схитрить. Первое, что нужно сделать, знакомя со счетными палочками, сказать, что они «волшебные». И на примере показать, что считать, рисовать, изображать различные фигуры могут именно они. (Слайд 3)

Счётные палочки с древних времён использовались в Китае, Японии, популярны были в Корее и Вьетнаме. Сегодня их используют для обучения счету, в том числе в школах, также в методике Марии Монтессори и других методиках раннего развития для обучения дошкольников и в качестве развивающей игрушки. Занимательные игры со счетными палочками могут стать хорошим подспорьем как на групповых занятиях, так и индивидуальных.

Почему именно счетные палочки?  (Слайд 4) Потому что:

•  счетные палочки развивают моторику пальчиков: от простейшей операции достать из футляра и сложить обратно до сложных узоров из счетного материала – все эти задачи выполняют огромную роль в тренировке мозга через пальцы;

•  занятия со счетными палочками полезны и для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста;

•  во время занятий со счетными палочками формируется пространственная ориентация, дети изучают понятия справа-слева, впереди-сзади, сверху-снизу;

•  разнообразные задачи со счетными палочками требуют внимания, наглядно-действенного мышления, активного мышления;

•  выполняя задания с помощью счетных палочек, ребенок изучает цвет;

•  составляя рисунки, дошкольник активизирует творческое начало, конструкторское мышление, воображение;

•  и, наконец, прямое их назначение – обучение начальной математике: счету, знакомятся с геометрическими фигурами, сравнивают величины, выполняют простейшие арифметические действия.

Как начать использовать счетные палочки в забавах с детьми дошкольного возраста?

Есть два этапа работы с этим простым материалом: – начальный-, когда счетные палочки используются как игровой инструмент.

В детском саду мы начинаем работу со счетным инструментом со знакомства с ним: детки рассматривают палочки, учатся определять их цвет, раскладывают на столике, складывают в коробочку. Затем набирают в каждую ручку как можно большее количество палочек, потом – в другую, и, наконец, – обеими ручками;

-второй этап – математический-, более высокая ступень, которая предполагает овладение с помощью цветных помощников азов математики.

Наигравшись со счетными палочками, приступаем к геометрическому конструированию. Конструирование является самым приятным для дошкольников способом изучить начальную геометрию.

Я хочу сделать акцент на формировании элементарных геометрических представлений у детей дошкольного возраста как одного из этапов ФЭМП.

В дошкольном возрасте от 3-5 лет работа со счетными палочками сопровождается:

•  выкладыванием геометрических фигур по образцу взрослого: дорожка, лесенка, забор, квадраты, прямоугольники. Потом усложняем: домик, поезд, автомобиль, бабочка, гараж и т. п.

•  выкладыванием по картинке: есть изображение гриба, цветка, солнца, а ребенок должен догадаться, как это выложить из палочек.

Для этого предлагаются следующие задания: сосчитать палочки, из которых выполнена фигура; если фигура составлена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета; сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет, и уголки у фигур; самому придумать и сложить фигуру из заданного количества палочек. Составление фигур из палочек начинается с простого изображения. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик или солнце. Показ образцов изображений сопровождается стихами, загадками, потешками. Это необходимо, для того чтобы у ребенка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) из всего многообразия математических игр наиболее приемлемы головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.

Эти занятия полезны и для формирования математических представлений у дошкольников: они позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, идёт обучение количественному счету.

Усложняя задания для старших дошкольников, решаем следующие программные задачи:

В старшем дошкольном возрасте у детей развивается геометрическая зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы. Развивается представление о том, как из одной формы сделать другую. В подготовительной к школе группе дети учатся моделировать геометрические фигуры (составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов один большой и т. д.).

Для детей 5-7 лет задачи-головоломки можно объединить в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени сложности).

•  1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.

•  2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

•  3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

В ходе обучения способам решения, задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, с тем, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя эту работу, воспитатель ставит цель - учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых приемов, способов, образцов решения.

Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Впоследствии дошкольникам можно предложить палочками «нарисовать» понравившегося героя книги, реконструировать фигуру, что способствует развитию мышления и пространственной ориентировке.

С чего же начинать? 

Геометрия. Счетные палочки помогут не только научиться считать, но и познакомят с геометрическими фигурами, помогут очень понятно и наглядно объяснить ребенку, что такое угол (место, где одна палочка встречается с другой)., сторона (палочка), чем квадрат отличается от прямоугольника, как из одной фигуры можно получить другую и многое-многое другое. Можно:

  • выкладывать геометрические фигуры из счетных палочек
  • выкладывать геометрические фигуры из счетных палочек по нарисованному контуру
  • играть в превращения: из одних геометрических фигур делать другие 
    Сколько палочек надо убрать из квадрата, чтобы он превратился в треугольник? А сколько палочек надо добавить, чтобы квадрат превратился в прямоугольник?" Если вы занимаетесь с палочками одного цвета, то все изменения с добавлением количества палочек (из треугольника — квадрат, из квадрата — трапеция или прямоугольник и т.п.)

Выкладывание фигур из палочек  (Слайд  5)

Составление фигур из палочек начинается с простого изображения. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик или солнце. Показ образцов изображений сопровождается стихами, изображениями реальных предметов (для младшей и средней групп), загадками, потешками. Это необходимо, для того чтобы у ребенка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности.

Упражнения (Слайд 6) (показ альбома - предложить запомнить)

Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры (Слайд 7) вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Игры со счётными палочками называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе, решения, как правило, идёт преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.

В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Необходимо иметь наборы обычных счётных палочек, чтобы составить и них наглядные задачи - головоломки. В ходе решения каждой новой задачи ребёнок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели – видоизменить или построить пространственную фигуру. Это является хорошим средством воспитания у детей дошкольного возраста интереса к математике, к логике и доказательности суждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.

Учимся считать (Слайд 8)

Конечно, счетные палочки — прекрасный материал для обучения счету. В возрасте примерно около двух лет ребенок уже начинает оперировать понятиями "один", "много".

С помощью счетных палочек можно наглядно продемонстрировать состав числа

Для изучения соотношения числа и количества возьмите карточки от 0 до 10. Выложите карточки по вертикали, а рядом с каждой карточкой положите соответствующее число палочек. Обратите внимание ребенка, что количество палочек все время увеличивается на одну.

  • Дайте ребенку карточки с цифрами. Он должен взять соответствующее количество палочек.
  • Изучаем состав числа. Как можно разложить число 5? Берите для наглядности палочки двух разных цветов и выкладывайте из них число 5: например, две синие и три желтые. Или одна синяя и четыре желтые и т.д.

(Слайд 9) Система игр и упражнений с палочками является одним из эффективных средств в системе работы по развитию речи и обучению грамоте. Включение в эту работу упражнений по выкладыванию букв формирует знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, что важно для последующего обучения чтению. Кроме того, упражнения с палочками способствуют выработке гибкости и точности движений рук, развитию глазомера.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере он потом не трудился.

Нужно помнить, что игра со счётными палочками – это не только увлекательное занятие, которое способствует развитию мышления, пространственной ориентировки, но и возможность доставить детям удовольствие, вызвать у них положительные эмоции!

Практические задания для педагогов (СЛАЙД 10-15)

Таким образом, счётные палочки играют большую роль в познавательно-речевом развитии дошкольника. Функция цветных счётных палочек — это не только обучение счёту. С мягкими счётными палочками начинать занятия можно с 1,5 лет. Регулярно занимаясь с этим материалом, дети смогут:  

оперировать понятиями «большой», «маленький», «длинный», «короткий», «широкий», «узкий»;

 научиться работе со схемами;  

дифференцировать цвета;  

изучить буквы, цифры;  

познакомиться с геометрическими фигурами и их особенностями;

 проявить свой творческий потенциал;  

научиться описывать своё изображение, то есть развить словарный запас, грамматически правильно строить предложения.

Рефлексия. Итак, уважаемые коллеги, благодарю вас за участие в моём мастер-классе, хочу узнать ваше мнение о нём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по ФЭМП "Что могут счетные палочки"

Повышение компетентности педагогов по реализации задач познавательного развития детей-дошкольников в процессе формирования у них элементарных геометрических представлений с помощью счетных палочек....

Консультация для воспитателей по ФЭМП «Что могут счетные палочки»

ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Что могут счетные палочки»...

Мастер-класс для педагогов «Что могут счетные палочки?»

Счетные палочки -  самый доступный и многофункциональный  дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций сравнения, а...

«Что могут счетные палочки», доклад

Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 18.04.2017г....

Консультация для воспитателей "Что могут счетные палочки."

Цель. Повышение компетентности педагогов по реализации задач познавательного развития детей-дошкольников в процессе формирования у них элементарных геометрических представлений с помощью счетных палоч...

консультация "Что могут счетные палочки"

Почему именно счетные палочки?Потому что:• счетные палочкиразвивают моторику пальчиков: от простейшей операции достать из футляра и сложить обратно до сложных узоров из счетного материала ...

Консультация для воспитателей «Что могут счетные палочки»

В данной консультации, я знакомлю с работой с счетными палочками....