Мастер-класс для родителей
материал

Юлия Ралифовна Бадретдинова

Тема: "Развитие речи посредством пальчиковых игр и упражнений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_roditeley.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

“Комплекс средняя общеобразовательная школа-детский сад”

Мастер-класс для родителей на тему: “Развитие речи посредством пальчиковых игр и упражнений”

Подготовила:

Бадретдинова Ю.Р.

Мастер-класс «Развитие речи посредством использования

пальчиковых игр и упражнений»

Воспитатель: Бадретдинова Ю.Р.

Задачи: Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии речи ребёнка; повысить педагогическую грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи детей; познакомить  с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе.

Ход мастер – класса:

-Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас на мастер-классе «Развитие речи детей посредством использования пальчиковых игр и упражнений» Предлагаю встать всем в круг и поприветствовать друг друга.

Игра «Ладошки»
- Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)
1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать! (потирают руки)
Мой сосед такой хороший!
Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)
И другой сосед хороший-
И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)
Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)
Крикнем дружное: Ура! (машут руками)
- Спасибо. Вначале я хочу спросить у вас: для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают?
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
Выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, Владимир Михайлович Бехтерев сказал: «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию». Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берет ребенка на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребенок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для детей являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим. Насколько ребенку понравится игра зависит во многом от исполнителя взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следуют выучить стихи наизусть.Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками: мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Когда ребенок начнет легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками. -У кого есть пособия для развития мелкой моторики рук? Кто занимается дома с детьми развитием мелкой моторики рук? Ну что же, давайте, рассмотрим, как это происходит?
Мелкая моторика- это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – это движения всей рукой, всем телом.
Этапы разучивания игр:

Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

Не проводить игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

Если в новой игре имеются не знакомые детям персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

Используйте максимально выразительную мимику.

Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то
громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
Проводите занятия весело, «не замечайте», если дети на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Практическая часть:

- А сейчас, уважаемые родители, предлагаю Вашему вниманию несколько игр и упражнений на развитие речи и мелкой моторики, которыми можно заниматься не только в детском саду, но и дома.
- Давайте забудем на время о том, что мы взрослые, станем детьми и поиграем. Отправляемся с вами в страну «Говорящие пальчики»!
Будем рядом стоять,
Глазки закрывать!
А теперь начнём вращаться,
В ребятишек превращаться!
В поездку собираемся!
Автобус давно нас дожидается

Пристегнуть всем ремни!

Звучит песенка «Автобус»,по Железновой.

1.Станция «Наши руки не знают скуки»

Массаж.
Массаж пальцев рук начинают с растирание подушечек пальцев, затем медленно опускаются к основанию. Желательно сопровождать весёлыми приговорками. Давайте вспомним, как зовут наши пальчики (массируем каждый пальчик):

Это большой пальчик – он как толстый мальчик.

Десять порций каши съел, от того и растолстел.

Этот пальчик указательный – он самый внимательный.

Все увидит, но не скажет, только сторону укажет.

Средний пальчик – это тот, что в середочке живет.

Следующему пальчику имени не дали,

Вот так безымянным его и прозвали.

А этот пальчик маленький – мизинчик называется,

На нем рука кончается!

Массаж ладоней шестигранным карандашом. Грани карандаша легко покалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
Пальчиковая гимнастика с карандашом
«Мотор»

Соединить ладони пальцами вперёд. Карандаш в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш, постепенно ускоряя темп, затем замедляя.

Заводи мотор скорей

И ладони разогрей.

Всё быстрей, быстрей, быстрей,

Сил, приятель, не жалей.

Ход немного замедляем.

Видно, к лесу подъезжаем.

Едем тише, тише, тише.

И мотор уже не слышен.

Массаж грецкими орехами. Катание орехов между двумя ладонями, положить орех на ладонь закрыть сверху другой ладонью и начать катать.

Прокачу я свой орех

По ладоням снизу вверх,

А потом обратно,

Чтоб стало мне приятно.

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

-Массаж можно делать и двумя орехами -массируем одновременно и пальцы и ладони.

-Также можно делать массаж каждым пальцем отдельно (так массируется не только поверхность ладони и пальца но и разрабатываются суставы)

-удерживание ореха между растопыренными пальцами.

Два ореха я возьму

Между пальцами зажму

раз, два три четыре пять

орехи сложно удержать.

Массаж ладоней шишками

Сосновую шишку возьму я в ладошку

В ладошке ее покатаю немножко

Кручу и катаю, катаю кручу

Ладошки и пальчики ей щекочу

Я шишку легонько сжимаю сжимаю

Так пальчики я свои разминаю.
Пальчиковые игры
Это, как правило инсценировка детских стихов. Пальчиковые игры хорошо развивают произвольное внимание, координацию, воображение, память, творческие способности, готовят руку к обучению в школе.
Пальчиковая гимнастика с платочками «Медведь»
Лез медведь в свою берлогу, (медленно засовываем платочек одним
Все бока свои помял, пальцем в кулак, после последних слов с 
Эй скорее на подмогу силой вытянуть платочек из кулака)
Мишка, кажется, застрял!


«На лыжах»

На столе лежат резьбой вверх две пробки от пластиковых бутылок – это лыжи. Нужно ставит в них указательный и средний пальцы, как ноги. Двигаться на лыжах, делая по шагу на каждый ударный слог.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Пальчиковая игра «Башмачки»
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) кладем резьбой вверх и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.
Катя туфли потеряла,
Долго плакала, искала.
Другая рука:
В крышки пальчики обула
Смело в них вперёд шагнула.
Другая рука:
Пошла Катя на прогулку
По кривому переулку.
Другая рука:
Пальцы, словно ножки,
Обуты в босоножки.
Другая рука:
Каждый пальчик будто ножка
Только шаркает немножко.


Игры с использованием бельевых прищепок, пощипываем ими кончики пальцев (предварительно проверяем, чтобы она не была слишком тугой)
Бельевой прищепкой ребёнок «кусает» ногтевые фаланги поочерёдно (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:

Сильно кусает котёнок глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я, же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

«Резиночка»

Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром примерно 4-5см. Ребёнок вставляет все пальцы в резинку и двигает ими так, чтобы резинка переместилась на 360 градусов. Упражнение выполняет сначала в одну, а затем в другую сторону; вначале одной, потом другой рукой.

Игры с пуговицами

-Заполните просторную коробку пуговицами.

-Опустите руки в коробку.

-Поводите ладонями по поверхности.

-Перетирайте пуговицы между ладонями.

-Пересыпайте их из ладошки в ладошку.

-Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую.

-Соберите из пуговиц по образцу любой предмет

Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки».
Две сороконожки бежали по дорожке
(две ладошки рядом шевелят пальцами).
Бежали – бежали, 
Друг друга повстречали. 
(две ладошки замерли) 
Так друг друга обнимали, 
Так друг друга обнимали, 
Так друг друга обнимали, 
(пальцы левой и правой рук обнимают друг друга) 
Что мы еле их разняли. 
(руки в замке рассоединяются) 

«Зайка»

Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

«Торт» Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай — 
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Упражнения на развитие моторики рук.
Разрывание бумаги на мелкие кусочки. Аппликация из них.
Дети очень любят играть с бумагой и ножницами. Для данного возраста будет достаточно ребенку нарезать полоски бумаги.

Можно сортировать крупу, угадывать ее с закрытыми глазами;

Катать крупу между большим и указательным пальцами;

Придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;

Предлагаю вам игры с мячиками. Мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику)
С колючим мячиком:
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)
Взад, вперёд его гоняю,
Им поглажу я ладошку,

будто я сметаю крошку. (Гладим мячиком ладонь)
И сожму его немножко,

как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)
Колобок я разожму и другой рукой начну,
Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт. (повторяем тоже самое другой рукой)

Игра жили были дед и баба.

Жили были дед и баба.

На поляне у реки

И любили очень очень на сметане колобки

Хоть у бабушки мало силы

Бабушка тесто замесила

Ну а маленькая внучка

Колобок катала в ручках получился очень гладкий

Несоленый и несладкий

Мышка серая бежала

Кллобочек увидала

Ах как пахнет колобочек

Не дадите мне кусочек.

С колобком хлопот не мало

Может в лес он укатиться

Может съесть его лисица

Мы возьмем наш колобочек

Да и спрячем под замочек

И тогда из под замочка

Не украсть ей колобочка.

Звучит песенка «Автобус»,по Железновой. (двигаемся вокруг стола друг за другом)

2. Станция «Сказочная» (загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать).

- Я решил попутешествовать по свету и не зная, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как дед и бабка. Но оказалось, что в мире живут еще и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть…

- Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребется: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород вижу- и правда, моя помощь нужна?

-Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою. Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не так же много народу. Они влезали, влезали, внутрь. Я не выдержал, рухнул!

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.

Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда. Можно сшить героев сказки из фетра или лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги - ребенок будет рад любому варианту.

Разыграйте «Колобка», «Репку», «Теремок» и другие знакомые ребенку истории. Можно придумать с ребёнком свою сказку. Мы играем вот в такую.

Речевая игра “Огуречик”

(перед игрой раздать атрибуты для пальчикового театра)

«Жил-был на свете огуречик. Однажды почтальон Печкин принёс ему телеграмму и прочитал: Огуречик, огуречик
Приходи на тот конечик
Там мышка живёт
Тебя в гости очень ждёт.

Взял огуречик телеграмму, еще раз прочитал, задумался, вышел на улицу, а там дерево тихо так шелестит:

Огуречик, огуречик приходи на тот конечик
Там мышка живет, тебя в гости очень ждет.

Тут и птенчик из гнезда пропищал…

Медведь из берлоги прорычал…

Сорока-белобока протараторила…

Улитка медленно-медленно произнесла…

А тут разбойники вышли на большую дорогу и громко закричали…

Испугался огуречик, побежал, куда глаза глядят, сам себе испуганно говоря: Огуречик, огуречик
Приходи на тот конечик
Там мышка живёт
Тебя в гости очень ждёт. Прибежал домой и решил никуда не ходить».

Звучит песенка «Автобус»,по Железновой. (двигаемся вокруг стола друг за другом)

3. Наш автобус прибыл на конечную станцию. Станция «Творческая»

Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительным этапом к умению работать с другими материалами и инструментами.

Что мы делаем с пластилином?

Мнем и отщипываем.

Надавливаем и размазываем.

Скатываем шарики, раскатываем колбаски.

Режем на кусочки.

Лепим картинки.

Готовим обед.

На столах лежат дощечки для лепки, стеки, соленое тесто красного и зеленого цвета.

Родителям предлагаю попробовать слепить композицию «Букет роз».

У нас есть основание для букета, а вы раскатываете небольшие шарики из зелёного теста, используя, стеки разрезаете листочки. Листочки располагаем на основание. Затем показываю, как делать розы, используя зубочистки: раскатываем красный кусочек теста на полоски  длиной 6-7 см, скручиваем в рулет – получился бутончик. К бутончику лепим лепестки. Также делаем цветок из красного пластилина. Полученные бутончики  прикрепляем на основание. Букет из красных роз готов.

Я благодарю всех родителей за активное участие.

Рефлексия

Перед вами яблоня. Ее нужно украсить яблочками. Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили новые знания, были активными участниками, украсьте яблоню красным яблочком. Если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что потеряли время, украсьте яблоню зеленым яблочком.

Звучит музыка, родители проводят оценку данного мероприятия.

– В заключение хочется пожелать вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас своими успехами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс "Работа с родителями"

мастер класс для педагогов по работе с родителями "Безконфликтное поведение в семье"(с элементами тренинга) Цель: Освоение и последующее активное примениение тренингов в практической деятельности педа...

Совместный мастер-класс детей и родителей по изготовлению самодельной куклы

Работа с родителями и детьми очень ценны в моей деятельности....

Мастер-класса с участием родителей и детей первой младшей группы «Игрушки из солёного теста»

Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей.Задачи:- познакомить с историей возникновения соленого теста, технол...

Мастер-класс. Тема: "Привлечение родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова.

Ваши дети растут не по дням, а по часам все больше радуя и удивляя вас. Только-только ваше ненаглядное солнышко лежало в кроватке, и вот уже пухлые ножки уверенно исследуют квартиру. Недавно ребенок л...

Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».

Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей...

Мастер-класс "Мастерская для родителей "Рисуем вместе"

Из материалов мастер-класса родители узнают много полезного и интересного о нетрадиционных техниках рисования, о том как обычное рисование превратить в необычное при помощи простых предметов....

Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб» Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат Рамазановна. Цель: Создать условия для формирования умений работать с тестом используя знакомые приёмы лепки. Привлечь родителей к участию в вос

Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб»Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат  Рамазановна.Цель: Создать условия для формирования умений работать с  тесто...