«Использование конструктора LEGO Education WeDo в совместной деятельности со старшими дошкольниками с ОВЗ» (Робототехника. «Живые» игрушки своими руками)
материал (подготовительная группа)
21 век – век технического прогресса. С каждым годом появляются новые, более совершенные технические новинки. Дошкольники с большим интересом относятся ко всему новому. Создание игрушки своими руками, с возможностью придать не только желаемый внешний вид, но «оживить» её заинтересует любого ребенка, а особенно дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_frolova.docx | 270.56 КБ |
predstavlenie_opytra_raboty.pdf | 1.17 МБ |
prezentatsiya.pdf | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Условия формирования опыта | 2 |
Актуальность опыта | 2 |
Теоретическое обоснование опыта | 2 |
Новизна опыта | 5 |
Ведущая педагогическая идея | 6 |
Технология опыта | 6 |
Результативность | 7 |
Адресная направленность | 7 |
Трудоемкость | 7 |
Литература | 8 |
Приложение | 9 |
Условия формирования опыта
Автор
Фролова Елена Ивановна, 1981 года рождения, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 73 – ЦРР». Педагогический стаж работы 10 лет, образование - высшее, высшая квалификационная категория.
Опыт формировался в условиях МБДОУ «Детский сад № 73 –ЦРР», на базе группы компенсирующей направленности № 6 (воспитанники с общим недоразвитием речи).
Актуальность опыта
21 век – век технического прогресса. С каждым годом появляются новые, более совершенные технические новинки. Дошкольники с большим интересом относятся ко всему новому. Создание игрушки своими руками, с возможностью придать не только желаемый внешний вид, но «оживить» её заинтересует любого ребенка, а особенно дошкольника.
«Никакой прогресс и модернизация не возможны без информационных технологий. Мы должны научить людей с самого детства и на всех этапах образовательного процесса не бояться информации, научить ею пользоваться, с ней работать и правильно распоряжаться. Это невозможно сделать без современных информационно - коммуникационных технологий в сфере образования и науки», - отметил глава государства, а ныне председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев.
Детей всегда привлекали игры с конструктором. Причем детям интересно не только строить, а еще и создавать различные фигуры, например, животных, роботов. Конструирование не только увлекательное занятие для ребенка, но еще и полезное. У детей развивается мелкая моторика пальцев рук, сенсорика, психические процессы, также происходит обогащение речи специфическими терминами.
В процессе конструирования дети взаимодействуют друг с другом, учатся обсуждать свои постройки, видоизменяют их, заменяя одни детали на другие, советуясь друг с другом.
Теоретическое обоснование опыта
Конструкторы LEGO - многофункциональны. Конструирование с дошкольниками проводится в игровой форме.
Систематическое обучение детей конструированию и программированию играет большую роль при подготовке к учебной деятельности, так как данная работа имеет продолжение в школе.
Конструирование и робототехника - это одно из направлений работы с конструктором LEGO. Ребенок может не только создавать фигуру, но и «оживлять» ее.
Немного об истории появления конструктора LEGO.
Самая известная в мире игрушка, мечта многих маленьких мальчиков и девочек — конструктор LEGO появилась в Дании, королевстве детских сказок, на родине Ганса-Христиана Андерсена. Кажется, именно там, в стране с волшебной атмосферой, с любовью к миру детства, должен был появиться замечательный конструктор, там его смогли придумать и оценить по достоинству. Замечательное изобретение — конструктор LEGO стал частью жизни Дании: там в 1968-м году был построен Legoland— целый маленький мир из 45 миллионов кубиков LEGO, куда с удовольствие ходят дети и, с не меньшим удовольствием, взрослые. Конструктор LEGO неоднократно получал премии и награды в разных странах мира, вполне справедливо он был назван одним из самых важных изобретений 20-го века.
LEGO – самый узнаваемый бренд в мире игрушек, был создан в 1932-м году Оле Кирком Кристиансеном (Ole Kirk Christiansen) столяром из небольшого городка Билунд в Дании (Billund, Denmark). Оле Кирк Кристиансен на своей небольшой фабрике занимался производством стремянок, табуреток, гладильных досок и деревянных игрушек. Название компания получила в 1934-м году от словосочетания «LEg GОdt» — «играть хорошо» на датском. Оле Кирк Кристиансен объявил о конкурсе на лучшее название для фирмы среди своих работников и в тяжелой конкурентной борьбе сам же его и выиграл.
С тех пор название украшает собой всю продукцию компании. Рядом с отцом с подросткового возраста работал и сын — Готфрид (Godtfred), позже возглавивший компанию. «Тяжелому детству» мальчика многие могут позавидовать, уже с 17-ти лет он полностью посвящает себя моделированию и производству деревянных игрушек. Позже руководство Lego Group возьмет на себя внук основателя Кильд Кирк Кристиансен (Kjeld Kirk Kristiansen).
Форма для штамповки кирпичиков Lego. Прежде чем стать экспонатом в Legoland California в августе 2008 года, она отштамповала более 120 миллионов деталек
В 1949-м году LEGO начинает выпуск «Автоматически соединяющихся брусочков» с четырьмя или восемью выступами — в них уже можно узнать прообраз будущего знаменитого конструктора. В 1954-м такие кубики начинают называть «кубиками LEGO». Современная система крепления кубиков была запатентована позже в 1958-м году. В те же годы компания разрабатывает и свою «игровую систему» — определенный набор основных и дополнительных элементов конструктора, которая с каждым годом становилась все сложнее и сложнее. К кубикам позже прибавились транспортные фигурки, фигурки людей, потом животных, множество дополнительных элементов и еще много-много, очень много кубиков.
В 1973-м году появляется логотип LEGO, который мы знаем сейчас, до этого продукция выпускалась под несколькими логотипами, но активный выход компании на международный рынок привел к созданию единого знака, узнаваемого во всех странах. В 1998-м была создана новая, более сжатая версия логотипа.
LEGO выпускает продукцию для детей самых разных возрастов, да и взрослые с удовольствием занимаются складыванием не таких уж и примитивных кубиков. Самая знаменитая серия LEGO так и называется «Lego» или «Lego system» она представлена множеством серий: «Город», «Замок», «Космос», «Пираты», серии посвященные «Звездным войнам» и «Гарри Поттеру» и т.д. Выпускается серия для маленьких детей — «DUPLO» и для самых маленьких — «Primo».
Есть у LEGO также малоизвестная серия «Znap» — в ней нет классических кубиков, больше всего эта серия подходит для строительства мостов, ажурных перекрытий. Серия «Technic» оснащена более сложными деталями и подходит для любителей роботов. Серия «Mindstorms» предлагает создать не просто своего собственного робота, но и, используя компьютерный модуль, запрограммировать его по своему усмотрению. Конечно при этом затрачивается куда больше усилий и времени, чем если бы вы купили готового робота, но результат превосходит все ожидания.
Для работы с данным конструктором необходим: ноутбук, интерактивный конструктор, программное обеспечение к конструктору, интерактивная доска, книга учителя.
В набор конструктора входят 158 элементов, ЮСБИ – Лего коммутатор (подключается к компьютеру, через него осуществляется управление датчиками наклона и расстояния, а также мотором).
На экране компьютера находятся готовые блоки, их можно переносить на рабочее поле и выстраивать в цепочку программы. С помощью этих программ модели «оживают». Для управления мотором и датчиками наклона и расстояния предусмотрены соответствующие блоки.
Новизна опыта
В рамках данной деятельности ведется углубленная работа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, размере, количестве, части и целом, причинах и следствиях и др.) через конструктивную деятельность из конструктора LEGO Education WeDo. Расширяется представление детей о современных технических возможностях: не только создание статичной игрушки из конструктора, но и приведение её в движение с помощью современных информационно – коммуникативных технологий.
Ведущая педагогическая идея
Работа проводится с воспитанниками с ОВЗ, посещающие группу компенсирующей направленности (ОНР). Всем известно, что двигательные и речевые центры находятся рядом. Следовательно, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться речь. Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
В работе с дошкольниками ориентируюсь на следующие педагогические принципы:
- принцип научности;
- преемственности;
- последовательности и систематичности;
- наглядности;
- принцип сознательности и активности;
- принцип уважения к личности;
- принцип доступности;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;
- принцип комплексности;
- принцип единства взаимосвязи родителей, воспитателей и детей;
- принцип развития.
Технология опыта
Цель. Использование конструктора LEGO Education WeDo в совместной деятельности со старшими дошкольниками с ОВЗ
Задачи. Дать детям старшего дошкольного возраста представление о технических возможностях LEGO Education WeDo; учить старших дошкольников создавать модели из конструктора LEGO Education WeDo, придавать им динамические характеристики; развивать у детей познавательную активность в рамках работы с конструктором LEGO Education WeDo.
Деятельность с дошкольниками в данном направление условно разделили на три блока:
- Развитие мелкой моторики (основной целью данного блока является развитие мелкой моторики рук, так же дети знакомятся с названием деталей конструктора, происходит развитие сенсорики, развитие речи);
- Развитие конструктивных действий. Работа со схемами (на этом этапе дети учатся работать со схемами и по схемам собирают фигуры LEGO Education WeDo);
- Самостоятельная работа с конструктором LEGO Education WeDo, создание движущихся фигур.
Педагогическая целесообразность. Конструирование – неотъемлемая часть образовательной деятельности ДОУ. Но конструирование из Lego с возможностью «научить» созданную модель двигаться и издавать звуки удовлетворит потребности современных дошкольников: желание не просто играть в гаджеты, а применять умения ими пользоваться для создания чего – то нового; умение не просто создавать постройку из конструктора Lego, а действующие модели; действовать не только по схеме, а вносить элементы творчества.
Способы определения результативности: наблюдение за детской деятельностью, анализ продуктов деятельности, участие в конкурсах по робототехнике.
Результативность
Дети имеют представление о технических возможностях Lego WeDo; дети создавать модели с динамическими характеристиками из конструктора Lego WeDo; дети интересуются робототехникой, знакомятся с новинками, делятся информацией с педагогом и товарищами.
Адресная направленность
Данный опыт работы по теме может быть использован воспитателями ДОУ, педагогами дополнительного образования, работающими с дошкольниками, родителями детей дошкольного возраста.
Трудоемкость
Трудоемкость заключается в следующем:
- Подбор научно-методической литературы по теме.
Литература
Федеральный закон от 29.12.2013 г. №273 - ФЗ «Об образовании в РФ».
Постановление главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении - СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении ФГОС ДО».
Приказ Министерства образования и науки России от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательная программа ДО.
«Концепция развития дополнительного образования детей» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726 - р.
Методическая литература
Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
2. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. – М.: Феникс, 2009. – 79 с.
ПервоРобот LEGO WeDo. Книга учителя.
Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника// Вопросы психологии, 1995. – С. 27-32.
Интернет-ресурсы
http://фгос-игра.рф/
Приложение 1
Рабочая программа
Пояснительная записка
«Робототехника. Игрушки своими руками» носит техническую направленность.
Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной программе направлена на формирование и развитие творческих способностей воспитанников; удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном развитии; выявление, развитие и поддержку талантливых дошкольников.
Отличительные особенности образовательной программы. Применение информационно – коммуникативных технологий в рамках конструктивной деятельности.
Сроки реализации. Три года, делятся на три этапа: 1. знакомство с конструктором LEGO Education WeDo и его составляющими; 2. создание статичной игрушки; 3. придание игрушке динамических характеристик; самостоятельное создание движущейся модели игрушки.
Форма и режим занятий. 1 раз в неделю, занятие состоит из двух частей: теоретической и практической.
Способы определения результативности: наблюдение за детской деятельностью, анализ продуктов деятельности, участие в конкурсах по робототехнике.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: выставки, конкурсы, презентация деятельности.
Учебно-тематический план
№ пп | Раздел, тема | Всего | Теоретические занятия | Практические занятия |
1. | Раздел 1. Знакомство с конструктором LEGO Education WeDo и его составляющими | 10 | 5 | 5 |
2. | Раздел 2. Создание статичной игрушки | 24 | 6 | 18 |
3. | Раздел 3. Придание игрушке динамических характеристик | 36 | 12 | 24 |
4. | Раздел 4. Самостоятельное создание движущейся модели игрушки. | 10 | 2 | 8 |
1 год обучения | |||
№ п/п | Тема | Содержание занятия | Количество часов |
1. | Вводное занятие. | Знакомство детей с конструктором Лего Виду. Знакомство с деталями Лего. | 2 |
2. | Исследователи Лего Виду | Исследователи кирпичиков конструктора Лего. | 4 |
3. | Продолжение знакомства с конструктором Лего. | Форма и размер деталей, варианты скрепления. | 4 |
4. | Путешествие по Лего – стране | Продолжаем знакомство с конструктором (название деталей, форма, цвет) | 5 |
5. | Игровая деятельность с конструктором. | Конструирование на свободную тему. | 12 |
6. | Уроки конструирования. | Конструирование по образцу. | 6 |
7. | Уроки конструирования | Знакомство со схемами. Конструирование по образцу. | 3 |
2 год обучения | |||
Путешествие по стране Лего | Повторение формы, цвета и названия Лего-деталей. Вариантов скрепления деталей. | 4 | |
Учимся, играя | Конструирование на свободную тему. | 5 | |
Знакомство с Миром Лего Виду | Познакомить детей с моделями конструктора Лего Виду (демонстрация презентации) | 3 | |
Наши помощники | Закрепить умение детей работать со схемой. Конструирование. | 10 | |
Забавные механизмы | Конструирование по схеме: 1.Умная вертушка 2.Танцующие птицы 3.Обезъянка - барабанщик | 2 2 2 | |
6. | Мир конструктора Лего Виду. Звери | Конструирование по схеме: Аллигатор Рычащий лев Порхающая птица | 2 2 2 |
7. | Мир конструктора Лего Виду | Конструирование по выбору детей (задание по выбору) | 2 |
3 год обучения | |||
1. | Путешествие по стране Лего | Повторение пройденного курса | 1 |
2. | Мы – исследователи! | Изучение составляющих конструктора для программирования | 1 |
3. | Вот что мы умеем! | Повторение конструирования уже знакомых заданий | 6 |
4. | Мир конструктора Лего Виду. Футбол | Конструирование по схеме: Нападающий 2.Вратарь 3.Ликующие болельщики | 2 2 2 |
5. | Мир конструктора Лего Виду. Приключения | Конструирование по схеме: 1.Спасение самолета 2.Спасение от великана 3.Непотопляемый парусник | 2 2 2 |
6. | Движущиеся модели | Создание движущейся модели. Конструирование по схеме и программирование модели | 15 |
7. | Итоговое занятие | Выставка моделей | 1 |
Содержание курса:
Месяц | Краткий ход | Количество часов |
1 год обучения | ||
Сентябрь | Вводное занятие. Знакомство детей с конструктором. Знакомство с деталями конструктора. Исследователи конструктора. Исследователи кирпичиков конструктора. | 2 2 |
Октябрь | Исследователи конструктора. Исследователи кирпичиков конструктора. Продолжение знакомства с конструктором. Форма и размер деталей, варианты скрепления. | 2 2 |
Ноябрь | Продолжение знакомства с конструктором. Форма и размер деталей, варианты скрепления. Путешествие по Лего стране. Закрепляем знания о составляющих конструктора. | 2 2 |
Декабрь | Путешествие по Лего стране. Закрепляем знания о составляющих конструктора. Игровая деятельность с конструктором. Конструирование на свободную тему. | 3 1 |
Январь | Игровая деятельность с конструктором. Конструирование на свободную тему. | 4 |
Февраль | Игровая деятельность с конструктором. Конструирование на свободную тему. | 4 |
Март | Игровая деятельность с конструктором. Конструирование на свободную тему. Уроки конструирования. Конструирование по образцу. | 3 1 |
Апрель | Уроки конструирования. Конструирование по образцу. | 4 |
Май | Уроки конструирования. Конструирование по образцу. Уроки конструирования. Знакомство со схемами. Конструирование по образцу. | 1 3 |
2 год обучения | ||
Сентябрь | Путешествие по стране Лего. Повторение формы, цвета и названия Лего-деталей. Вариантов скрепления деталей. | 4 |
Октябрь | Учимся, играя! Конструирование на свободную тему. | 4 |
Ноябрь | Учимся, играя! Конструирование на свободную тему. Знакомство с миром конструктора. Познакомить детей с моделями конструктора (демонстрация презентации). | 1 3 |
Декабрь | Наши помощники. Закрепить умение детей работать со схемой. Конструирование. | 4 |
Январь | Закрепить умение детей работать со схемой. Конструирование. | 4 |
Февраль | Закрепить умение детей работать со схемой. Конструирование. Забавные механизмы. Умная вертушка. Конструирование по схеме | 2 2 |
Март | Забавные механизмы. Танцующие птицы. Конструирование по схеме Забавные механизмы. Обезьянка - барабанщик. Конструирование по схеме | 2 2 |
Апрель | Мир конструктора Лего Виду. Звери. Конструирование по схеме. Аллигатор Мир конструктора Лего Виду. Звери. Рычащий лев | 2 2 |
Май | Мир конструктора Лего Виду. Звери. Порхающая птица Мир конструктора Лего виду. Конструирование по выбору детей (задание по выбору) | 2 2 |
3 год обучения | ||
Сентябрь | Повторение пройденного курса Изучение составляющих конструктора для программирования Повторение конструирования уже знакомых заданий | 1 1 2 |
Октябрь | Повторение конструирования уже знакомых заданий | 4 |
Ноябрь | Конструирование по схеме: Нападающий Вратарь | 2 2 |
Декабрь | Конструирование по схеме: Ликующие болельщики Спасение самолета | 2 2 |
Январь | Конструирование по схеме: Спасение от великана Непотопляемый парусник | 2 1 |
Февраль | Непотопляемый парусник Создание движущейся модели. Конструирование по схеме и программирование модели | 1 3 |
Март | Создание движущейся модели. Конструирование по схеме и программирование модели | 4 |
Апрель | Создание движущейся модели. Конструирование по схеме и программирование модели | 4 |
Май | Создание движущейся модели. Конструирование по схеме и программирование модели Выставка моделей | 3 1 |
Приемы и методы:
Наглядный (показ презентации, слайдов, карточки, схем, образец)
Словесный (беседа, пояснение, объяснение, вопросы)
Практический
Методическое обеспечение:
Технические
- Интерактивная доска
- Ноутбук
Учебно-наглядные пособия
- Учебное пособие
- Схемы
- Карточки
Оборудование
- Конструктор LEGO Education WeDo
Приложение 2
Мониторинг 1 раза в год: май.
Индивидуальная карта наблюдения
ФИО воспитанника _______________________________________________
Мониторинг образовательных результатов.
Уровень развития умений и навыков.
- Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)
Высокий (++). Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.
Достаточный (+). Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь.
Средний (-). Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности.
Низкий (--). Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь.
Нулевой (0). Полное отсутствие навыка
Умение проектировать по образцу
Высокий (++). Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.
Достаточный (+). Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу.
Средний (-). Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (--). Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.
Нулевой (0). Полное отсутствие умения
Умение конструировать по пошаговой схеме
Высокий (++). Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.
Достаточный (+). Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по пошаговой схеме.
Средний (-). Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (--). Не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.
Нулевой (0). Полное отсутствие умения.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Новогодняя игрушка своими руками» в старшей группе №7 «Непоседы»
Тема проекта Краткосрочный творческий проект «Новогодняя игрушка своими руками» старшая группа (5-6 лет)Цель проекта • развивать творческие способности;• повысить интерес к истор...
Конспект НОД по художественно- эстетическому развитию в старшей группе по теме: « Игрушка своими руками»
Цель : знакомство с историей игрушек.Задачи:- Образовательные :1. продолжать знакомить детей с русским народным промыслом;2. научить приемам изготовления «цыпленка» из ниток.Развивающ...
Выставка детских работ совместно с родителями " Игрушки своими руками"
На выставке были представлены игрушки из бумаги, ткани, подручных материалов, проволки, фетра, воздушного пластилина. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19397716","attributes":{"a...
Планирование и организация трудовой деятельностисо старшими дошкольниками
Считаю, что взятая мною тема, очень актуальна....
Краткосрочный творческий проект с детьми старшей группы «Новогодняя игрушка своими руками»
Краткосрочный проект по созданию новогодней игрушки своими руками...
Краткосрочный проект "Новогодняя игрушка своими руками" в старшей группе.
Цель: раскрытие творческого потенциала дошкольников; украшение елки игрушками, сделанными своими руками....
Елочные игрушки своими руками. Совместная работа родителей с детьми.
Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.Задачи:1. Формировать у родителей умение ор...