Родительское собрание "Роль семьи в воспитании ребенка"
материал

Акользина Марина Васильевна

форма проведения -круглый стол

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_1.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание:

«Роль семьи в воспитании детей».

Форма проведения – круглый стол.

Цели:

1.Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

2.Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребенком.

3.Организовать работу по просвещению родителей в вопросах развития и воспитания детей.

4.Разработать ценностно-значимое содержание семейного воспитания с учетом культурно-исторических традиций.

План собрания:

1 часть: «Роль семьи в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста - сообщение педагога.

2 часть: Дискуссия – «Какой метод эффективнее – похвала или наказание?».

3 часть: Роль старшего поколения – бабушек и дедушек в воспитании детей в современных семьях. Подведение итогов анкетирования.

4 часть: Подведение итогов собрания; раздать памятки родителям: «О правилах жизни ребенка в семье».

Ход собрания:

1 часть:

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы собрались сегодня здесь, чтобы обсудить вопросы семейного воспитания и проблемы в воспитании детей, возникающие на современном этапе, у родителей. Послушайте стихотворения Агнии Барто:

Нет, уйду я насовсем!

А то я папе надоем:

Пристаю с вопросами,

То я кашу не доем,

То не спорь со взрослыми!

Буду жить один в лесу, земляники припасу.

Хорошо жить в шалаше, и домой не хочется.

Мне, как папе по душе одиночество.

Пруд заброшенный найду, в чаще спрятанный,

Разговоры заведу с лягушатами.

Буду слушать птичий свист утром в перелеске.

Только я же – футболист, а играть то не с кем!

Хорошо жить в шалаше, только грустно на душе!

Ведущий задает родителям вопросы:

 Как вы думаете, почему мальчику стало по душе одиночество?

 Что могло случиться, почему он решил жить один в лесу?

 Бывает ли у вас такое желание и настроение?

 Почему оно появляется?

 Как вы думаете – появляется такое желание у ваших детей?

 Какова тому причина?

Сообщение педагога «Роль семьи в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста».

Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт оказывается возможным только в семье.

Развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми.

Все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Улыбка, кивок головы, слово, жест или надменный взгляд, крик – заменяют ощущение некоторых контактов. Недостаток эмоциональных контактов всегда негативно отражается на личности ребенка. Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребенка препятствуют его здоровому развитию.

В первых ощущениях от положительных или отрицательных контактов дети начинают улавливать сообщения о себе, о своей ценности. Первые чувства детей к себе остаются наиболее мощной силой в их личностном развитии, значительно влияя на психологические позиции, которые принимают дети, на роли, которые они играют. Недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в характере эмоциональных отношений окружающих и может привести к страху перед общением.

Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдается дефицит эмоционального контакта, дети отличались замкнутостью и агрессивностью. В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.

Отношения детей и взрослых в семье должны быть доверительными, доброжелательными, но не равноправными. Ребенок понимает: он еще много не знает, не умеет; взрослый образован.опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам. Однако при этом ребенок видит, что не всегда взрослые бывают правы, что поведение многих отнюдь не отвечает нравственным устоям. Ребенок учится отличать плохое от хорошего. В семье ребенок учится высказывать свое мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать; в семье должно поддерживаться любое проявление ребенком творчества, инициативы, самостоятельности.

Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержки любящих родителей.

2 часть:

Ведущий задает вопрос: «Каким вы хотите видеть своего ребенка?»

Ответы родителей: «Здорового, доброго, трудолюбивого, веселого, красивого, сильного, умного…».

Ведущий: Да, каждый родитель мечтает видеть в своем ребенке гармоничное сочетание внешних, физических и внутренних духовных достоинств. Задача педагогов и родителей – совместно, внимательно наблюдать за ребенком, не пропустить ростки самых ценных черт характера при формировании личности.

«Дети – зеркало семьи» - это выражение удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на духовные и моральные ценности его семьи.

В каждой семье свои представления о добре и зле, свои нравственные ценности, свои взгляды на воспитание ребенка.

Ведущий предлагает родителям дискуссию: «Какой метод эффективнее – похвала или наказание?». Обмен мнениями, обсуждение тезисов: «Выбирая наказание, успейте взвесить его вред и пользу для ребенка».

1 тезис. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным. Наказать – это, скорее, лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое.

2 тезис. Если есть сомнение, наказывать или нет, не наказывайте, даже если уже поняли про себя, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай!».

3 тезис. За один раз – одно. Даже если поступков совершено сразу много, наказание только одно, за все сразу, а не по одиночке, за каждый проступок.

4 тезис. Срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало, например, за проступок, обнаруженный спустя неделю, месяц, а то и год – это чревато риском задержки психического развития.

5 тезис. Без унижения. Чтобы ни было, какой бы ни была вина ребенка, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение его чувства собственного достоинства.

6 тезис. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жить сначала!

7 тезис. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева вашего, а нашего огорчения.

8 тезис. Наказание – не за счет любви. Что бы не случилось, не лишайте ребенка необходимой заботы и похвалы. Наказание не должно посеять сомнение в родительской любви, а наоборот, усилить переживания ребенка. Его любовь к родителям и ощущение того, как сильно его любят.

3 часть:

Ведущий: Уважаемые родители, как вы считаете, какова роль старшего поколения в воспитании ваших детей? Можно ли обойтись на современном этапе без помощи бабушек и дедушек? Речь идет не о физической помощи, а о моральной поддержке. Можно ли обойтись в воспитании детей без их советов, мудрости? Я думаю, что все вы согласитесь – нельзя!

У нас очень богатые и давние традиции воспитания детей. Они передаются по наследству – от матери к дочери, от бабушки к внучке. Вот например, часто ли вы поете своим детям колыбельные песни?

А ведь как показали результаты анкетирования 81% наших родителей, пели колыбельные в детстве. Сейчас же поют их своим детям лишь 35% мам и пап. Почему? Многие объясняли это нехваткой времени, а многие попросту забыли о таком интимном способе общения с ребенком. Многие писали в своих, что не знают ни одной колыбельной. Восполнить пробелы помогает богатый жизненный опыт старшего поколения. Поэтому, без активной помощи старшего поколения наших семей в воспитании будущих полноценных граждан нашей страны не обойтись.

Ведущий: Отец и мать, а также другие члены семьи – дедушка и бабушка, старшие братья и сестры – формируют личность ребенка с раннего возраста. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы, ответственность родителей за воспитание детей. Семья - это мир, где закладываются основы морали, отношение к людям. Велика роль семьи в воспитании у ребенка культуры поведения, дисциплинированности и организованности, честности и правдивости, скромности. Для нравственного развития детей важно, чтобы суждение близких им людей подтверждались соответствующими делами.

Мать и отец - главные воспитатели своих детей, которые отвечают за воспитание перед государством. От матери и отца зависит, насколько эффективно участие в воспитании детей старших членов семьи – бабушек и дедушек. Во многих художественных произведениях отражено влияние старших членов семьи на личность ребенка. Например, рассказ Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» небольшой по объему, но глубокий по нравственному содержанию. Рекомендую его прочитать взрослым членам семьи.

Достойное поведение родителей в семье служит школьникам примером для подражания, формирует у них такие нравственные черты, как доброта, отзывчивость, заботливость.

Итог собрания:

Ведущий: В конце встречи хочется сказать большое спасибо всем, кто принимал участие в беседе за нашим круглым столом. Я надеюсь – все сегодня услышанное вами ляжет на благодатную почву вашего понимания. Поможет вам в таком трудоемком, но благодарном деле – воспитании ваших детей – маленьких граждан нашей большой Родины. Мы всегда рады видеть вас, всегда готовы помочь, с интересом выслушаем все ваши вопросы, просьбы, пожелания и постараемся помочь. Нашу сегодняшнюю встречу я хочу завершить прекрасным стихотворением:

Язык чужой обиды и печали

Волшебник изучает с детских лет,

Его вселять надежду обучали –

И это основной его предмет.

Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!

Здесь хитрости вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить желанье другого –

Одно удовольствие, честное слово!

Ведущий раздает родителям памятки: «О правилах жизни ребенка в семье».

Памятка для родителей.

« О правилах жизни ребенка в семье».

 Правила (ограничения, запреты, требования) – неотъемлемая часть жизни каждого ребенка в семье.

 Хорошо, если правил (ограничений, запретов, требований) не слишком много, если они гибкие и не вступают в явное противоречие с потребностями ребенка.

 Все ограничения, запреты, требования усваиваются ребенком при условии их согласованного предъявления взрослыми членами семьи.

 Важно придерживаться в предъявлении ограничений, запретов, требований дружественного, разъяснительного тона, а не повелительного.

 Обращаясь к ограничениям, запретам, требованиям, важно пользоваться системой взаимных уступок. Чем разнообразнее они – тем лучше. Принципиальность уместна мене всего!

Книга народной мудрости.

Изречения:

 Биант (ок.590-530 до н. э.)

«Из молодости в старость бери мудрость. Ибо нет достоинства нужнее».

 Демокрит (ок.460-370 до н. э.)

«Без дружбы в семье никакое общение между людьми не имеет ценности».

«К родителям относись так, как ты желал, чтобы твои собственные дети относились к тебе».

 БионБорисфенит (4-3 до н. э.)

«Не следует бранить старость: ведь мы сами рады были бы дожить до старости».

 Томас Манн (1875-1955)

«Старость хранит возможности не меньше, чем юность, но в других одеждах».

 Виктор Гюго (1802-1885) «Великое искусство – уметь быть старым. Еще большее искусство – уметь быть молодым. Уметь понять, как молодости и зрелости подобает относиться к старости».

Пословицы и поговорки о бабушках и дедушках.

 Молодость плечами крепка, а старость - головою.

 Стар, да дюж.

 И стар, да удал – за двоих стал.

 Стар да умен – два угодья в нем.

 Не красна старость годами, а красна делами.

 Старик, да лучше семерых молодых.

 Молодой – на службу, старый – на совет.

 Чем старее, тем правее.

 Без старых не проживешь.

 У кого есть дед, у того и обед.

 Была б моя бабуся – никого не боюся: бабушка – щиток, кулак с молоток.

 Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь.

 Рассыпался бы дедушка, кабы его не подпоясывала бабушка.

 Бабушке один только дедушка не внук.

 Корми деда на печи – и сам будешь там.

 Нет милее дружка, чем родная бабушка.

 Лад в семье – больше счастья не найти, хоть весь свет обойти.

 При солнышке тепло, а при бабушке добро

Список использованной литературы:

1. Журнал «Управление ДОУ» №2, 2014г.

2. Журнал «Управление ДОУ» №8, 2013 г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2014 г.

4. Журнал « Домашний очаг» №1, 2013г.

5. Журнал « Домашний очаг» №2, 2014г.

6. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Система воспитания индивидуальности дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании ребенка"

Уважаемые родители! Мы сегодня собрались, чтобы  поговорить о семье, о семейных традициях, и их значении в воспитании и развитии ребенка.   Но перед началом разговора я предлагаю ...

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании ребенка"

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании ребенка"...

родительское собрание «Возрастные особенности детей 3-4 лет. Роль семьи в воспитании ребенка»

Цель: Подведение итогов адаптационного периода детей 1 младшей группы. Создать условия для непринужденного общения, развивать коммуникативные навыки участков, создать атмосферу эмоциональной близости ...

Родительское собрание «Возрастные особенности детей 3-4 лет. Роль семьи в воспитании ребенка»

Родительское собрание раскрывает основные психологическике особенности ребенка младшего дошкольного возраста....