Метеостанция в детском саду
проект (старшая группа)
Метеостанция в детском саду-это современное оборудование, огромная помощь воспитателю в формировании экологического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meteostantsiya_v_detskom_sadu.docx | 28.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение №24 «Космос»
«Метеостанция в детском саду»
Воспитатель: Писанова О.В
Сургут 2021г.
Порой нам, взрослым, так интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть , как изменяется небо перед дождём, чувствовать, как усиливается при этом ветер и как наконец-то падает первая дождинка… А теперь представим, как радуются этим изменениям маленькие дети.
Актуальность
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Министерством Просвещения РФ «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО), введение профстандартов обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду.
Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), развитие детей в ДОУ должно быть направлено на приобретение опыта в ряде основных видов деятельности, в том числе и в сфере экологического образования. Экологическое образование – одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.
В настоящее время экологическое воспитание детей выходит на первый план, все больше и больше этому уделяется с каждым годом внимания. Причины кроются в деятельности человека, которая часто становится безграмотной, расточительной, неправильной с точки зрения экологии, ведущей к разрушению. Все мы когда-то были детьми. И каждый из тех, кто разрушает природу, тоже был ребенком. Вот почему так важна и велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
В 2020 году, в нашем детском саду на каждом участке появилась своя «Метеостанция». Дети очень интересуются погодными изменениями, задают много вопросов, учатся работать с термометром, измеряют, сколько осадков выпало, отмечают день недели, время года. Метеорология стала неотъемлемой частью современной жизни человека.
II. Содержательная часть
Проблема
Каждый день обычный человек покидает свое жилище и выходит на улицу. И каждый раз перед этим он пытается определить, какая погода, как нужно одеться, обуться, нужно ли взять с собой зонтик. Однако, прекрасное солнечное утро, голубое небо могут измениться и превратиться в дождь с грозой.
Современному человеку проще узнать прогноз погоды из средств массовой информации, но проще – не значит лучше и интереснее. У дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов. Поэтому для прогнозирования погоды мы работаем на нашей метеостанции.
Цель:
продемонстрировать использование педагогической технологии проектной деятельности на примере экспериментально – исследовательского проекта «Метеостанция в детском саду, как эффективное средство экологического воспитания дошкольников».
Обоснованность достижения планируемых результатов. Наш детский сад шагает в ногу со временем. Инновацией для нас стала современная метеостанция на территории ДОУ, это важная составляющая часть работы по экологическому воспитанию дошкольников.
• Метеорологическая будка, в которой лежат:
1. барометр (прибор для определения атмосферного давления),
2. шишки (природный барометр – для определения влажности воздуха. Если воздух сухой – они раскрываются, если влажный – закрываются),
3. компас (прибор для определения сторон света),
4. линейка (прибор для измерения уровня осадков),
5. лупы (индивидуальные увеличительные приборы).
• зонт – осадкомер (прибор для измерения уровня осадков (снега и воды). В зимнее время собранный в дождемер снег заносится в теплое помещение и измеряется в жидком состоянии),
• ветряной рукав – рыба (прибор для определения направления ветра и его силы),
• солнечные часы,
• флюгер (прибор для определения направления ветра),
• термометр для почвы и воздуха,
• стенд, на котором изображены виды облаков.
Критерии и показатели эффективности реализации идеи
Дошкольники – природные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Знакомясь с природой и окружающей средой ребенок учится мыслить, рассуждать, общаться, постоянно стремится к эксперименту, узнает и запоминает нормы экологического поведения. При наблюдении за явлениями природы (например, движением облаков, состоянием растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения – все это важно для общего развития ребенка.
Направленность на обеспечение качественного образования Метеостанция даёт возможность уйти от стереотипов во время прогулок и погрузить детей в мир исследований и открытий, научить их восхищенно смотреть на окружающую природу.
Образовательная инфраструктура – это современные условия реализации образовательной программы, где детям предлагается познать окружающий мир, а именно живую природу (растения и животные) и неживую (облака, ветер, солнце и т.д.). Для экологического воспитания дошкольников необходимо создание развивающей предметно – пространственной среды, которая обеспечит возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых Развитие здоровьесберегающей деятельности: Знакомство и наблюдение за природой проходит на свежем воздухе. Так, в течение дня дети не сидят на одном месте, а все время находятся в движении, тем самым сохраняют свое здоровье. Ведь движение – это жизнь. Дети перемещаются по экологической тропе, используя стихи, пальчиковые игры, разнообразные подвижные игры, считалки, игры на развитие моторной памяти и внимания. Все это способствует развитию положительных эмоций. Образовательные достижения воспитанников: Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы.
Дети могут проявлять и развивать себя творчески, зарисовывать изменения в природе, погоду с помощью символов в свои дневники наблюдений, создавать свои мнемотаблицы для составления рассказов об окружающем мире, самостоятельно начинают рассказывать друг другу и родителям о происходящих изменениях в природе, предсказывать погоду. Таким образом, идет всестороннее развитие личности. Свои впечатления и полученные знания дети отражают в творческих работах (рисунки, лепка, аппликация). Отображение впечатлений способствует появлению творческих способностей детей. В творческой работе дети уточняют представления об окружающем мире, природе, благодаря этому активно ее познают. В целом проект с детьми и родителями, с нашей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволяет не только расширить кругозор дошкольников, и приобрести определенный багаж знаний, но и дает толчок для развития личности ребенка в дальнейшем.
Возможность использования в образовательной практике Развитие педагогического потенциала: «Метеостанция в детском саду» дает толчок к познанию вокруг, детской самостоятельности, любви к природе. Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – активное погружение детей в экспериментирование в природе.
Методическая часть
Паспорт проекта
Цель проекта: формировать у детей элементарные представления о погоде и ее значении в жизни человека; создать предметно – развивающую среду для познавательной и исследовательской деятельности.
Задачи: Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Учить детей прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой. Познакомить с профессией метеоролога.
Развивать чуткость и внимательность к миру природы: замечать изменения в состоянии объектов природы («комары вьются – к теплу», «фиалка загрустила» - склонила цветок к земле – к дождю» и т.д.).
Приобщать детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту: знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений. (Истоковедение)
Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде).
Познакомить детей с назначением метеорологической станции, с метеодомиком и ее содержимым – с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, ветряным рукавом, солнечными часами.
Учить детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой.
Учить детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях погоды, тетрадях наблюдений и т.д.
Воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к родному краю.
Привлечение родителей к изготовлению метеостанции.
Активизировать позицию родителей, как участников педагогического процесса детского сада.
Воспитывать основы экологической культуры.
Вид проекта: экспериментально – исследовательский.
Возраст детей, на которых рассчитан проект: старший дошкольный возраст.
Этапы проекта:
Подготовительный:
собрание методического, научно-популярного материала по изучаемой теме;
выявление интереса и уровня знаний у детей и родителей по теме;
обозначение цели проекта;
постановка задачи данного проекта;
определение сроков проведения проекта;
составление плана работы над проектом.
Основной:
внедрение в практику плана реализации проекта: работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником наблюдений;
разработка плана мероприятий для всех участников проекта.
Заключительный:
представление опыта работы: участие в мастерклассах, в конкурсах, публикация работы на сайте ДОУ, интернет пространстве;
анализ достигнутых результатов, оценка эффективности проекта, итоговый мониторинг уровня знаний детей.
Формы работы по проекту:
Беседы , наблюдения в природе, книга народных примет, опыты-эксперименты, чтение художественной литературы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, слушанье музыки, работа с родителями.
Предполагаемые результаты:
1. Повышен уровень профессиональной компетенции педагогов и родителей.
2. У воспитанников сформированы элементарные экологические знания и
представления через прогнозирование.
3. Развито экологическое мышление, понимание взаимосвязи мира растений
от природных факторов.
4. Воспитанники умеют пользоваться приборами-помощниками, могут
использовать их для определения состояния погоды и прогнозирования.
Перспективный план работы над проектом
Название мероприятия | Задачи мероприятия | Форма проведения |
Что такое метеоплощадка? | Познакомить с метеоплощадкой и её оборудованием. Формировать представления о разнообразии приборов, которые используются для изучения погодных явлений. | Презентация. Экскурсия на метеоплощадку. |
Что такое погода? | Знакомить с погодными явлениями. | Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление». |
Народные приметы | Знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду. | Беседа с использованием «Календаря природы», «Православного календаря», «Лунного календаря.» |
Загадки планеты Земля | Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца. | Беседа-путешествие. |
Что такое компас? | Познакомить детей со строением компаса, его магнитными свойствами. Учить определять стороны света. | Путешествие на территории детского сада. |
Откуда дует ветер? Знакомство с флюгером. | Обучать детей работе с компасом. Учить детей определять направление ветра с помощью флюгера. | Путешествие по плану экологической тропы на территории детского сада. Изготовление флюгера. |
Что такое осадки? Измерение осадков. | Познакомить со способами измерения осадков. Познакомить детей с осадкомером, учить работе с ним. Закреплять навык фиксирования результатов наблюдений за выпавшими осадками. | Занятие на метеоплощадке. |
Какие бывают термометры? | Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром. Познакомить детей со строением термометра и упражнять детей в снятии показаний температуры воздуха. | Занятие на метеостанции, участке. |
Чем измерить скорость ветра? Какой бывает ветер? | Познакомить со способами определения скорости ветра. Разнообразить знания детей о видах ветра по его силе (спокойный, умеренный, безветрие-штиль, сильный, порывистый, ураган, смерч). | Занятие на метеоплощадке. Изготовление султанчиков, вертушек. |
Знакомство с солнечными часами | Познакомить с солнечными часами. Наблюдение за тенью. | Занятие на метеостанции, участке. |
Для чего нужен барометр? | Познакомить с прибором барометром, учить работе с ним. | Занятие на метеоплощадке. |
Какая бывает почва. | Познакомить с проницаемостью разных видов почвы. | Занятие на метеоплощадке. |
Мы – юные метеорологи | Предложить детям организовать систематические наблюдения на метеоплощадке. | Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений. |
Работа на метеоплощадке | Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов. | Ежедневные наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений. |
Библиография
Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002.- №3. – с.76.
Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников : // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. - №5 – с.19-21
Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. –М.: Айрис- пресс, 2008. -208 с.
Картотека стихов и загадок по экологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прогнозирование погоды и создание мини-метеостанции в детском саду.
В возрасте 5-6 лет моих детей заинтересовало прогнозирование погоды. Современному человеку проще узнать прогноз погоды из средств массовой информации, но проще - не значит лучше и интереснее. При набл...
Проект "Метеостанция в детском саду"
laquo;Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в...
Кружок "Метеостанция в детском саду"
Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников: соревнований, игр, походов и экскурсий в природной среде. Поэтому в воспитании детей ...
Методическая разработка для метеостанции в детском саду "Ловец облаков"
Метеорологический прибор по изучению и наблюдению за облаками «Ловец облаков», методические рекомндации по изготовлению и применению в работе с детьми старшего дошкольного возраста...
Проект " Метеостанция в детском саду"
Проект " Метеостанция в детском саду"...
Проект "Метеостанция в детском саду"
Экологическое образование - одно из инновационных направлений педагогики,которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание живого, ко...
Конспект по конструированию "Метеостанция в детском саду"
Наш детский сад реализовал проект "Юный метеоролог". В рамках данного проекта в детском саду была построена метеостанция. Мы с детьми решили создать макет нашей метеостанции в подарок ...