КОНСУЛЬТАЦИЯ
консультация
Предварительный просмотр:
Представлено:
на МО музыкальных руководителей
ноябрь 2021г
Консультация
«Развитие эмоциональной сферы ребёнка через использование современных технологий на музыкальных занятиях».
Подготовил:
музыкальный руководитель
МДОУ «ДС №17»
Полтева Анна Петровна
с. Спасское
Развитие эмоциональной сферы ребёнка через использование современных технологий на музыкальных занятиях.
В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов.
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. В настоящее время достаточно актуальна проблема взаимосвязи педагогического общения и эмоционального самочувствия дошкольника. Можно с уверенностью сказать, что через общение в педагогическом процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система воспитательных взаимоотношений, которая способствует эффективности воспитания и обучения. Таким образом, проблема изучения педагогических основ эмоционального развития дошкольника является достаточно актуальной.
Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей дошкольного возраста формируется и развивается в процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений. Основным критерием доступности музыкальных произведений, является, соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту дошкольников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа.
Поэтому эмоциональная отзывчивость тесно связана с предыдущим слушательским опытом. Умение воспринимать произведения музыкального искусства, переживать его образно-эмоциональное содержание не может возникнуть само собой. Этому нужно учиться. Восприятие музыкального произведения начинается с чувства (так как сам образ является конкретно-чувственным), которое вызывает эмоциональную отзывчивость. В этой отзывчивости ребёнка сочетается осмысливание несложного, понятного ему содержания и радость – проявление эмоции при восприятии этого содержания.
Одной из форм музыкального воспитания дошкольников и приобщения их к музыкальному искусству являются музыкальные занятия, на которых эмоциональная отзывчивость на музыку происходит во всех видах музыкальной деятельности ребенка. На первом месте стоит слушание различных по характеру музыкальных произведений. Именно в процессе слушания музыки ребенок осознает собственное эмоциональное состояние, углубляет эмоциональное восприятие, воспринимает средства музыкальной выразительности.
Процесс слушания музыки несёт огромный положительный эмоциональный заряд, в связи с чем, музыкальный репертуар в первую очередь должен быть представлен мажорными произведениями как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки.
Процесс слушания музыки позволяет ребёнку «проживать» собственное эмоциональные переживания. воспринимать выраженные в музыке эмоции, в процессе слушания музыки возникают эмоции восхищения мастерством исполнителя, когда дети слушают музыку в хорошем исполнении.
Учитывая живую реакцию маленьких детей на различные по характеру музыкальные произведения (плач и раздражение или радостная эмоция и успокоение) в работе с детьми раннего возраста необходимо использовать произведения, которые вызывают у детей положительные эмоции. Поэтому в младшем возрасте в музыкальный репертуар необходимо включать большое количество мажорных произведений весёлого, шутливого и светлого, спокойного, нежного характера.
Опыт восприятия музыки в младшем дошкольном возрасте очень мал, поэтому детям для проявления эмоциональной отзывчивости требуется несколько прослушиваний одного и того же музыкального произведения. Но с каждым прослушиванием воспринятый музыкальный образ углубляется и таким образом накапливается эмоциональный опыт у детей.
Постепенно представления детей о чувствах, выраженных в музыке, расширяются (тревожные, взволнованные, таинственные, скорбные, решительные и пр.). К старшему дошкольному возрасту эстетические переживания дошкольников углубляются, усложняются, обогащаются, и поэтому дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительность интонации. С каждым разом, детское исполнение песен, плясок, игр становится достаточно выразительным, что свидетельствует о попытках передать свое отношение к музыке.
Также для повышения эмоциональной отзывчивости на музыку необходимо в работе использовать художественной слово, иллюстрации к музыкальным произведениям, которые помогут ребенку наглядно понять и представить эмоциональный образ музыкального произведения. Во время беседы о музыкальном произведении при обсуждении различных ситуаций стараться чаще обращаться к опыту самих детей.
На музыкальном занятии для развития эмоциональной отзывчивости, также необходимо предлагать детям для прослушивания небольшие пьесы, звучащие не только на фортепиано, но и на других музыкальных инструментах тем самым дети не только обогащают свой тембровый слух, но и знакомятся со средствами музыкальной выразительности: тембром, темпом, динамикой, ритмом. Для этого можно использовать:
- эмоциональные открытки в форме цветка выражающего цветом и формой такие чувства как: взволнованность, решительность, тревожность, печаль, радость;
- мимические картинки в форме лица выражающего: обидчивость, весёлость, ехидство, леность, обиженность, спокойствие;
- цветные фигуры эмоций в форме геометрических фигур различного цвета выражающих: эмоцию ликования, восторга, нежности, радости, важности, взволнованности;
- гномиков настроения с разными выражениями лица: грустный, весёлый, плачущий, испуганный, удивлённый и.т.д.
Пути воспитания эмоциональной отзывчивости у дошкольников различны. Необходимо продуманными методическими приёмами привлекать детей к непосредственному выражению своих эмоций, через слово, мимику, жесты, пластику.
Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника. Чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, нужно использовать в работе инновационные технологии в различных видах музыкальной деятельности такие как:
- Здоровьесберегающая технология;
- Элементарные формы музыкальной импровизации; В основе этой технологии лежит коллективная деятельность, объединяющая пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию
- Эстетотерапия;
- Проектную технологию ведь проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка , а также заинтересовать его , увлечь в эту деятельность
- Очень нравятся детям анимационные танцы и флешмобы; Плюс таких танцев в том, что здесь не нужна особая подготовка, дети выполняют все по показу и им это очень нравится. Родители с удовольствием танцуют с детьми. А вот флешмоб, в отличие от анимационных танцев, требует хорошей подготовки! Здесь важно отработать каждое движение. Эти танцы нацелены на зрелищность, эстетику. В таких танцах можно смешивать стили, классику с хип-хопом и другие. Музыка обязательно должна быть зажигательной, чтобы не только танец, но и мелодия настраивала танцующих на позитивный лад.
- Также можно активно использывать коммуникативные танцы, которые дают положительный эффект в коррекции развития детей, вовлекая ребенка в процесс музицирования в игровой форме, создают атмосферу принятия друг друга и эмоционально-психологическое раскрепощение. Дети понимают друг друга по жестам, мимике, движениям рук, что помогает им в социализации в группе, ДОУ, обществе. Эмоциональный подъем создает ситуацию успеха и повышает самооценку ребенка.
- Координационно-подвижные музыкальные игры. Эти игры стимулируют развитие ловкости, точности, реакции, воспитывают ансамблевую слаженность. Здесь важным и необходимым является умение педагога воодушевить детей на игру, создавая игровую атмосферу сказки, загадки, приключений, тайны, волшебства. Это требует артистизма, интонациооно-речевой, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния.
- Одной из инновационных форм в практике дошкольного образования в организации досугов и развлечений можно считать квест. Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету.
- Игры с инструментами;
- технология «Хор рук» её применение в работе направлено:
- на развитие двигательной фантазии детей, способствует развитию чувства ритма, развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия;
- на развитие слухового восприятия и творческого воображения;
- на развитие ассоциативно-образного мышления;
- на развитие личностных качеств;
- Широко применяются ИКТ технологии
В музыкальной жизни детского сада должна широко использоваться мультимедийная техника. Например, знакомство с новой темой сопровождаются показом слайдов, видеофрагментов, фотографий; при слушании музыки используется показ репродукций картин художников и портретов композиторов, праздники и развлечения сопровождаются показом красочных слайдов по теме праздника. Компьютерные технологии активно используются при знакомстве детей с народными праздниками и традициями.
Большое значение для развития эмоциональной сферы ребенка также имеет предметно пространственная развивающая среда она должна быть комфортной , уютной , содержательно- насыщенной чтобы детям хотелось с удовольствием посещать музыкальные занятия. И свое выступление хотелось закончить такими словами когда музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске, процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносит удовольствие и ощущение «отдачи». Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....