Мастер – класс для детей и родителей «Рисуем пальчиками»
методическая разработка

Мастер – класс для детей и  родителей «Рисуем пальчиками»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для детей и  родителей

«Рисуем пальчиками»

Пояснительная записка

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Взаимодействие ДОУ с родителями способствует формированию ответственности родителей как осознанное желание человека брать на себя воспитательные обязанности и выполнять родительские функции при любых обстоятельствах, обеспечивать все необходимые условия для успешного воспитания и благополучного развития собственных детей. Для вовлечения родителей (законных представителей) воспитанников в образовательный процесс  и обеспечения совместной продуктивной и развивающей деятельности дошкольников со сверстниками, взрослыми, родителями организован «Мастер - класс» для детей и  родителей по развитию воображения и художественных способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью пальчиковой живописи в домашних условиях.

Основная часть

Цель: научить способам пальчиковой живописи с детьми в домашних условиях.

Задачи:

  1. Предложить варианты создания материальной базы для творческой деятельности малышей в домашних условиях.
  2. Познакомить с приемами рисования пальчиками и ладошкой.
  3. Научить приемам совместной деятельности в домашних условиях, вовлекая в работу членов семьи.

Участники «Мастер — класса» родители воспитанников младшей группы.

Предварительная работа:

Организация пространства для проведения «Мастер — класса».

Подготовка материалов: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, лист ватмана, влажные салфетки.

Составление конспекта, нахождение необходимого методического материала.

Приготовление памяток, рекомендаций для каждого родителя.

Организация родителей на практические занятия «Мастер — класс».

План:

1. Экскурсия по группе.

2. Представление «Будем знакомы»

3. Практические занятия.

4. Раздача буклетов – памяток для родителей.

5. Обмен мнениями, впечатлениями.

6. Рефлексия.

Ход «Мастер — класса»

Воспитатель:

- Приветствую Вас, уважаемые родители в нашей уютной группе. Я очень рада, что Вы нашли время  и пришли на наш мастер-класс, надеюсь, что Вы узнаете много интересного и полезного для себя.

Воспитатель проводит экскурсию по группе, уделяя особое внимание организации развивающей среды для художественного творчества для детей: в группе создан центр искусства «Маленький художник», где есть множество необходимых материалов – гуашь, кисти, пластилин, альбомы, тонированная бумага, бросовый материал, печатки, поролон, цветной картон. Обращает внимание родителей, что дома также необходимо иметь достаточное количество красок, для совместного творчества с ребенком, для младшего возраста - лучше гуашь 12 цветов, их нужно, по мере надобности, обновлять, чтобы ребенок рисовал качественными красками, тем самым поддерживать интерес ребенка к творчеству.

- Уважаемые родители, не стесняйтесь, задавайте вопросы прямо по ходу мероприятия, либо  после мастер-класса, как Вам будет удобно, я постараюсь на них ответить.

- Предлагаю познакомиться поближе, ведь нам предстоит тесное сотрудничество и общение друг с другом на протяжении всего дошкольного детства Ваших детей. Поиграем в коммуникативную игру «Будем знакомы» - мы будем передавать друг другу «волшебную палочку» и называть свое имя.

Воспитатель берет в руки карандаш, представляется, коротко рассказывает о себе (стаж работы, образование, на каких возрастных группах работал, родителям это всегда интересно). Передает карандаш родителям, родители называют свое имя, стоя в кругу и передавая друг другу «волшебную палочку».

- Вот мы и познакомились, уважаемые родители, и, обратите внимание, как легко мы превратили обычный карандаш в волшебную палочку! В этом и заключается сила воображения, когда в умственном плане происходят преобразования одних предметов в другие, придумываются небылицы и многое другое. Сегодня мы поговорим о том, как с помощью пальчиковой живописи можно развивать воображение дошкольников младшего возраста. Подчеркну, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего.

Растущая познавательная потребность малыша во многом удовлетворяется с помощью воображения. Оно как бы снимает дистанцию между тем, что ребенок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Ребенок представляет лунный пейзаж, полет в ракете, тропические растения, арктических животных.

Пальчиковая живопись – один из видов ассоциативного рисования, где ребёнок, подключая воображение, учится в цветовом пятне видеть какое-либо изображение. Самим детям младшего возраста это сделать трудно, но с помощью нас с Вами, взрослых, которые могут натолкнуть на размышления вопросами «На что это похоже?» дети начинают фантазировать, узнавая в цветовых пятнах, штрихах знакомые предметы и явления окружающего мира. (Показ слайдов с примерами изображений). Пальчиковая живопись для детей является новой, необычной по сравнению с обычной техникой рисования (кистью, карандашом). Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы взрослым, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.

Работа с нетрадиционной техникой – пальчиковой живописью - стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. (Показ слайдов). По-разному поворачивая руки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Например, отпечатав сомкнутую ладошку можно получить силуэт рыбки. Останется только дорисовать ей пальчиками глазик, плавники и хвост. Рядом с рыбкой можно отпечатать пальчиками камушки и провести волнистые линии, изображая водоросли. Ладошка, с разведенными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глазки и ротик. С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину, по полукругу - ежика и опушку из травы. Полураскрытый кулачок может напечатать дугу. Несколько таких отпечатков разного цвета - и готова радуга. Две ладошки с сомкнутыми между собой большими пальцами и отведенными по диагонали остальными (прижатыми друг к другу) могут дать отпечаток бабочки, если дорисовать им длинные усики и точки на крыльях.

Совместная деятельность родителя и ребенка приносит огромную пользу, обогащая личный опыт ребенка в коммуникативном плане, приобретается бесценный опыт сотрудничества. Вот несколько примеров совместного творчества взрослого с ребенком посредством пальчиковой живописи, в процессе которого вы поможете своему малышу развить воображение, фантазию, а также мелкую моторику рук. (Показ слайдов).

«Рыбки в аквариуме»: вначале обследуйте вместе с ребенком игрушку рыбки, уточните ее строение. Расположите лист тонированной бумаги перед ребенком, помогите ему определиться с цветом рыбки, опустите ладошку ребенка в данную краску и нанесите отпечаток так, ладошка – туловище рыбки, большой палец – плавник, остальные четыре пальца – хвост. Промойте ладошку теплой водой и на высохший отпечаток поставьте сначала белую точку – глаз, затем черную – зрачок. Ватными палочками и разноцветной краской можно изобразить цветные камушки на дне и зеленые водоросли.

«Колючий ежик»: перед занятием покажите ежа, заранее приготовьте краску серого цвета. Возьмите лист тонированной бумаги, расположите горизонтально. Сначала ладошкой без краски сориентируйте руку ребенка в центре листа, раздвинув пальчики в верху, большой палец, отведя в сторону, затем, осторожно окунув ладошку ребенка в краску серого цвета, сделайте отпечаток на листе, держа руку ребенка всвоей, методично оставляя силуэты на листе. Более темной краской нарисуем нос, глаз, белой краской – белок глаза, а черной краской сделать точку — зрачок.

«Роза» для мамы, в этой работе понадобятся красная и белая краски. Окуная пальчик в краску красного цвета, круговыми движениями по спирали рисуем бутон, оставшуюся на пальце краску обтираем о салфетку, окунаем палец в белую, выполняя аналогичные движения по красной спирали. Дорисовываем веточку и листья, получилась розовая роза. Роза может быть желто – оранжевой, красно – желтой (пофантазируйте с ребенком)

«Муравейник»: хаотично двигая восковым мелком коричневого цвета по листу бумаги, ребенок вместе с взрослым, у которого восковый мелок зеленого цвета изображают «муравьиную горку». Обыгрывая этот сюжет, взрослый отпечатками большого пальца рисует муравья, восковым мелком пририсовывая лапки, малыш, повторяя движения взрослого, рисует своего муравья. В такую работу можно привлечь папу, бабушку, что способствует развитию коммуникабельности и способности к сотрудничеству.

Воспитатель:

- На нашем мастер – классе мы научимся рисовать пальчиками и ладошками, тем более для этого не требуется никаких особых навыков и умений, только Ваше хорошее настроение и желание окунуться вновь в мир детства! Итакуважаемые родители, взмахом волшебной палочки превращаю Вас в детей: «Раз, два, три, снова будете детьми!»

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, какие геометрические фигуры на картинке-квадрат, треугольник, круг, нужно превратить их во что хотите, дорисовать так, чтобы стало похоже на какой - нибудь предмет. Кисточек у нас нет, но у нас есть наши умелые пальчики, ими и будем рисовать. Вытирать пальчики после рисования будем влажной салфеткой. Нарисовать нужно как можно больше рисунков, причем дорисовывание может производиться как внутри контура фигуры, так и за ее пределами в любом удобном для вас повороте листа изображении фигуры, т.е. можно использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

- Ребята, расскажите, что Вы нарисовали.

- Молодцы, постарались, получилось очень много красивых рисунков.

Далее родителям предлагается взять в руки осенние листья из картона и покружиться под спокойную музыку, представив, будто они осенние листочки.

- Ребята, давайте нарисуем, как летят красивые осенние листочки. На голубом фоне листа при помощи пальчиков с краской желтого, оранжевого цвета наносятся мазки – «осенние листья» разлетелись по ветру, окуная пальчик в краску желтого цвета наносим пятна по всему листу, следующий пальчик – в красную, ритмично располагая пятна между желтыми листочками.

- Молодцы, как красиво получилось!

«Солнышко лучистое» Коллективное рисование. Воспитатель читает стихотворение:

«Солнышко – колоколнышко»

Ты пораньше взойди

Нас пораньше разбуди!

Нам на поле бежать,

Нам весну встречать!

- Ребята, мне нужна ваша помощь. Поможете дорисовать лучки у солнышка?

В середине листа нарисован круг оранжевого цвета, а вот лучики – это будут отпечатки ваших ладошек. Аккуратно опустив в краску свою ладонь ставьте отпечаток на краю оранжевого круга.

- Молодцы, ребята! Какое красивое солнышко получилось!

Воспитатель:

- А теперь настало время превращаться в родителей, взмах волшебной палочкой «Раз, два, три, четыре, пять -  вы родители опять!».

Воспитатель:

- Уважаемые родители, надеюсь, Вы получили массу положительных эмоций, выполняя эти несложные, но очень полезные упражнения. Предлагаю Вам посмотреть слайды «Мы маленькие художники»- рисунки ваших детей.

Воспитатель:

- Также рисовать пальчиковыми красками можно и на кафеле в ванной. Это очень удобно для тех родителей, которые боятся, что малыш испачкает мебель. Ванную комнату и отмыть легче, и перемазанное чадо тут же сразу можно ополоснуть.

Не забудьте только сфотографировать произведение, чтобы было что показать остальным членам семьи, похвала, как для детей, так взрослых является мощным стимулом продолжения начатой деятельности.

На Западе не так давно стали проводить выставки и аукционы шедевров, написанных пальчиками малышей! Эти картины напоминают картины художников-импрессионистов, которые основаны на интуитивном рисовании. Дети, вообще, намного гениальнее взрослых, потому, как их мозг еще не забит стереотипами, клише, внутренними и внешними установками. Детки дают волю своей безграничной фантазии. И краски они, как правило, используют яркие, жизнерадостные. Красота! Давая ребенку все ощутить и попробовать самому, мы расширяем границы его познания, творческие горизонты. Ведь испачканного краской малыша легко отмыть водой с мылом или влажной салфеткой, а подавленное в раннем детстве желание творить может уже никогда не проснуться.

Далее воспитатель предлагает обсудить вопросы развития воображения и художественных способностей младших дошкольников, происходит обмен мнениями.

Родителям раздаются памятки по выполнению рисунков пальчиками и ладошкой, буклеты по развитию воображения и  творческих способностей дошкольников.

- Если следовать нашим рекомендациям и работать с ребенком совместно, чтобы он видел результат и то, как Вы положительно реагируете на его творчество и что сделано своими руками, тогда ребенок вырастет творческой, самостоятельной личностью. Таким образом, пальчиковая живопись представляет огромный потенциал в развитии воображения младших дошкольников и личности в целом. Занятия пальчиковой живописью дают толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.

Итог мероприятия.

Воспитатель:

- Итак, уважаемые родители, мы с Вами узнали, что пальчиковая живопись – один из видов ассоциативного рисования, где ребёнок учится в цветовом пятне видеть какое-либо изображение, вместе с тем развивается фантазия и воображение ребенка.  Воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности. Совместная деятельность родителя и ребенка приносит огромную пользу малышу, обогащая личный опыт ребенка в коммуникативном плане, дошкольник приобретает бесценный опыт сотрудничества.

  Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Не так важно, кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами деятельности помогают сформировать творческую личность, учат мыслить смело и свободно.

Воспитатель:

- Уважаемые родители, вот и подошел к концу мастер-класс, предлагаю Вам оценить прошедшее мероприятие  в нашей книге отзывов. Свои пожелания, замечания, что понравилось, и что наоборот, Вам хотелось бы изменить, хотели бы Вы еще принять участие в подобном мероприятии и какие вопросы Вы хотели бы рассмотреть при следующей встрече, Вы можете оставить также в нашей книге отзывов или в гостевой книге на сайте детского сада. Спасибо за внимание! До новых встреч!

Список источников

  1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.:Просвещение, 1950.
  2. Григорьева Г.Г.Изобразительная деятельность дошкольников. М.:Академия,1997.
  3. Давыдов В.В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопросы психологии. М.: 1997.
  4. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. М.: 1970.
  5. Неволина Н.А. Пальчиковая живопись. М.: 2011.
  6. Федеральный закон РФ «Закон об образовании в Российской федерации».
  7. Форман Н.В. Воображение в структуре познания. М.: РАН, 1994.
  8. Шайдурова Н.В. Использование «Пальчиковых прописей» в подготовке руки ребенка к письму // Начальная школа плюс До и После./ М.: 2012.
  9. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2еизд. М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ РИСУЕМ ЛАДОШКАМИ ВМЕСТЕ «ЛЕБЕДИ»

Программное содержание:1.Укрепление сотрудничества между детским садом и семьей.2.Обучение родителей совместной продуктивной деятельности с ребенком.3Совершенствование коммуникативных навыков всех уча...

"Я подарок маме начал рисовать! Мастер -класс для детей подготовительной группы, подарок для мамы.

"Я подарок маме начал рисовать, Выглянуло солнце и зовет гулять.Солнце, солнце, не сердись, Лучше рядышком садись.Мамин праздник раз в году,Нарисую и пойду."Очень хотелось предложить детям что то...

Мастер-класс для детей и родителей "Рисуем манной крупой"

Для ознакомления родителей и детей с нетрадиционной техникой рисования-рисования крупами....

Мастер-класс для детей " Рисуем пухлыми красками" " Яркая бабочка"

Мастер -класс был проведен в рамках проекта " Каникулы -онлайн". В основу его легло интересное занимательное занятие- рисование. Рисование не простое, а нетрадиционное, рисование с помощью п...

Мастер-класс для детей и родителей " Рисуем с помощью кофе"

Проведение данного мастер класса было ко дню открытых дверей для родителей. Большой интерес взрослых и детей к рисованию с использованием нетрадиционных техник  навеял мысль провести такое меропр...