Картотека игр по трудовому воспитанию
картотека

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_trudovomu_vospitaniyu.docx188.8 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Назови профессию»

Цель. Учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.

Ход игры. Воспитатель называет машины и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют.

Трактор – тракторист. Экскаватор – экскаваторщик.

Комбайн – комбайнёр. Машина – шофёр.

Бульдозер – бульдозерист. Самолёт – лётчик (пилот).

Космический корабль – космонавт.

Поезд – машинист.

Пожарная машина – пожарный.

Гоночная машина – гонщик и т.п.

Корабль – капитан.

Подъёмный кран – крановщик.

Игра «Угадай профессию»

Цель. Расширять представления детей о профессиях.

Ход игры. Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.

Кролик – кроликовод. Телёнок – телятница. Овца – овцевод. Олень – оленевод.

Виноград – виноградарь. Чай – чаевод. Хлеб – хлебороб. Сад – садовод.

Цветы – цветовод. Пчела – пчеловод. Гаечный ключ – слесарь.

Ведро и швабра – уборщица. Билет – кондуктор. Касса – кассир.

Рубанок – столяр. Краска и кисти – маляр. Мастерок – штукатур.

 Молот и наковальня – кузнец. Огнетушитель – пожарный. Шприц – медсестра. Электропила – лесоруб. Рыбацкая сеть – рыбак. Зубоврачебное кресло – стоматолог. Доильный аппарат доярка и т.п.

Игра «Кому без них не обойтись?»

Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.

Ход игры. Воспитатель называет предметы, а дети – профессию человека, которому он необходим.

Например: ножницы, телефон, носилки, гвозди, кассовый аппарат, карандаш, кисть, поднос, звонок.

Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий. Например, канат нужен и спортсменам, и матросам, и строителям, и спасателям.

Игра «Что сначала, что потом?»

Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.

Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.

1. Опрокинуть горшок, из него вынимают растение.

2. Мытьё горшка.

3. Укладывание камушков на дно горшка.

4. Насыпание в горшок песка (высота 1 см).

5. Насыпание в горшок поверх песка немного земли.

 6.Отряхивание палочкой старой земли с корней растений.

7. Срезание загнивших корней.

8. Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землёй.

9. Уплотнение земли.

10. Установка горшка с растением на поддон.

11. Полив растения под корень.

«Угадай, что я делаю?»

Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

Ход игры. Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребёнок. Все идут по кругу и произносят:

Что ты делаешь – не знаем, поглядим и угадаем.

Ребёнок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками.

Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, рубит дрова, трёт на тёрке и т.д.

Дети угадывают действия.

Игра «Что будем делать?»

Цель. Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

Ход игры. Воспитатель показывает детям различные предметы, и спрашивает какие действия мы будем делать.

Например: у меня тазик, ведро с водой и мыло.

Как вы думаете, что мы будем делать? (Стирать.)

Например: у меня кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собираемся мы делать? (варить кашу.)

В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Детям показывают эти предметы (утюг, стопка кукольного белья – для глажения; ведро и лейка – для полива грядок и т.п.).

Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая детям угадать более сложные трудовые процессы.

Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш – подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.

Игра может быть усложнена: один ребёнок рисует предметы на доске (выкладывает картинки), а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.

Игра «Накроем стол для кукол».

Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

Ход игры. Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетцицу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи).

Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.

Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

«Кто где работает?»

Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных

профессий, как называется их рабочее место.

Воспитатель – в детском саду;

учитель – в школе;

врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;

повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.

«Кто это знает и умеет?»

Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями

должны обладать люди разных профессий.

Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.

Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель.

Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.

«Исправь ошибку»

Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.

Повар лечит, а врач готовит.

Дворник продает, а продавец подметает.

Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.

Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т.д.

«Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»

Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.

Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.

«Кто больше назовет действий?» (с мячом)

Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.

Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.

«Продолжи предложение»

Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.

Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…),

Прачка стирает (полотенца, постельное белье, халаты…).

Воспитатель утром с детьми(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…)

Дворник зимой во дворе(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д.

«Кто на фото?»; «Найди и расскажи» (по фотографии)

Цель: закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада.

Детям предлагается назвать сотрудника детского сада (по фотографии) или выбрать нужную фотографию и рассказать об этом человеке: как зовут, в каком помещении работает, какой он, что делает?

«Нарисуем портрет» (речевой)

Цель: учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада.

Детям предлагается составить описательный рассказ (Кто это? Как выглядит? Чем занимается? и т.п.) о сотруднике детского сада по образцу, плану, алгоритму, используя фотографии, мнемотаблицы.

«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»

Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.

Если бы не было учителей, то …

Если бы не было врачей, то …

Если бы не было дворников, то…

Если бы не было водителей, то … и т.д.

«Кто больше назовёт действий?» (с мячом)

Цель: учить детей соотносить действия людей разных профессий.

Воспитатель называет любую профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.

«Выбираем работу»

Цель: Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых, не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.

Ход игры: Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:

Будем дружно подрастать и работу выбирать. В космонавты мы пойдем и ракеты поведем. (Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты, действуя по показу воспитателя.)

 В капитаны мы пойдем, корабли мы поведем. (Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.) В вертолетчики пойдем, вертолеты поведем. (Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.)

Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия.

А мы в летчики пойдем, самолеты поведем.

Первые две строки повторяются в начале каждого куплета, дети на эти слова идут по кругу.

В комбайнеры мы пойдем и комбайны поведем. Мы в пожарные пойдем и пожар тушить начнем.

Дидактические игры

по

трудовому воспитанию

https://psy-files.ru/wp-content/uploads/a/3/3/a33988021367d6b944b0eb37ad9413c5.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по трудовому воспитанию.

Сборник дидактичеких игр....

Картотека "Художественные средства трудового воспитания"

С помощью данной группы средств у детей фопмируется представления о содержании труда, об отношении людей к труду....

Картотека игр по трудовому воспитанию

В пособии собраны дидактические игры по трудовому воспитанию....

Картотека игр по трудовому воспитанию дошкольников

Картотека игр по трудовому воспитанию дошкольников...

Картотека игр по трудовому воспитанию дошкольников

Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место; расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разн...

«Картотека игр по трудовому воспитанию для детей 6-7 лет по ФГОС»

Игра как одна из ведущих видов деятельности в дошкольном возрасте, может стать мотивом, побуждающим к труду....

Картотека игр по трудовому воспитанию во второй младшей группе

Картотека игр по трудовому воспитанию во второй  младшей группе...