Картотека игр по трудовому воспитанию
картотека
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_trudovomu_vospitaniyu.docx | 188.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Назови профессию»
Цель. Учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.
Ход игры. Воспитатель называет машины и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют.
Трактор – тракторист. Экскаватор – экскаваторщик.
Комбайн – комбайнёр. Машина – шофёр.
Бульдозер – бульдозерист. Самолёт – лётчик (пилот).
Космический корабль – космонавт.
Поезд – машинист.
Пожарная машина – пожарный.
Гоночная машина – гонщик и т.п.
Корабль – капитан.
Подъёмный кран – крановщик.
Игра «Угадай профессию»
Цель. Расширять представления детей о профессиях.
Ход игры. Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.
Кролик – кроликовод. Телёнок – телятница. Овца – овцевод. Олень – оленевод.
Виноград – виноградарь. Чай – чаевод. Хлеб – хлебороб. Сад – садовод.
Цветы – цветовод. Пчела – пчеловод. Гаечный ключ – слесарь.
Ведро и швабра – уборщица. Билет – кондуктор. Касса – кассир.
Рубанок – столяр. Краска и кисти – маляр. Мастерок – штукатур.
Молот и наковальня – кузнец. Огнетушитель – пожарный. Шприц – медсестра. Электропила – лесоруб. Рыбацкая сеть – рыбак. Зубоврачебное кресло – стоматолог. Доильный аппарат доярка и т.п.
Игра «Кому без них не обойтись?»
Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.
Ход игры. Воспитатель называет предметы, а дети – профессию человека, которому он необходим.
Например: ножницы, телефон, носилки, гвозди, кассовый аппарат, карандаш, кисть, поднос, звонок.
Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий. Например, канат нужен и спортсменам, и матросам, и строителям, и спасателям.
Игра «Что сначала, что потом?»
Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.
1. Опрокинуть горшок, из него вынимают растение.
2. Мытьё горшка.
3. Укладывание камушков на дно горшка.
4. Насыпание в горшок песка (высота 1 см).
5. Насыпание в горшок поверх песка немного земли.
6.Отряхивание палочкой старой земли с корней растений.
7. Срезание загнивших корней.
8. Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землёй.
9. Уплотнение земли.
10. Установка горшка с растением на поддон.
11. Полив растения под корень.
«Угадай, что я делаю?»
Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры. Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребёнок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь – не знаем, поглядим и угадаем.
Ребёнок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками.
Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, рубит дрова, трёт на тёрке и т.д.
Дети угадывают действия.
Игра «Что будем делать?»
Цель. Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Ход игры. Воспитатель показывает детям различные предметы, и спрашивает какие действия мы будем делать.
Например: у меня тазик, ведро с водой и мыло.
Как вы думаете, что мы будем делать? (Стирать.)
Например: у меня кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собираемся мы делать? (варить кашу.)
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Детям показывают эти предметы (утюг, стопка кукольного белья – для глажения; ведро и лейка – для полива грядок и т.п.).
Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая детям угадать более сложные трудовые процессы.
Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш – подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.
Игра может быть усложнена: один ребёнок рисует предметы на доске (выкладывает картинки), а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.
Игра «Накроем стол для кукол».
Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход игры. Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетцицу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи).
Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.
«Кто где работает?»
Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных
профессий, как называется их рабочее место.
Воспитатель – в детском саду;
учитель – в школе;
врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;
повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.
«Кто это знает и умеет?»
Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями
должны обладать люди разных профессий.
Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.
Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель.
Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.
«Исправь ошибку»
Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.
Повар лечит, а врач готовит.
Дворник продает, а продавец подметает.
Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.
Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т.д.
«Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»
Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.
Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.
«Кто больше назовет действий?» (с мячом)
Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.
Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.
«Продолжи предложение»
Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.
Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…),
Прачка стирает (полотенца, постельное белье, халаты…).
Воспитатель утром с детьми(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…)
Дворник зимой во дворе(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д.
«Кто на фото?»; «Найди и расскажи» (по фотографии)
Цель: закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада.
Детям предлагается назвать сотрудника детского сада (по фотографии) или выбрать нужную фотографию и рассказать об этом человеке: как зовут, в каком помещении работает, какой он, что делает?
«Нарисуем портрет» (речевой)
Цель: учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада.
Детям предлагается составить описательный рассказ (Кто это? Как выглядит? Чем занимается? и т.п.) о сотруднике детского сада по образцу, плану, алгоритму, используя фотографии, мнемотаблицы.
«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.
Если бы не было учителей, то …
Если бы не было врачей, то …
Если бы не было дворников, то…
Если бы не было водителей, то … и т.д.
«Кто больше назовёт действий?» (с мячом)
Цель: учить детей соотносить действия людей разных профессий.
Воспитатель называет любую профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.
«Выбираем работу»
Цель: Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых, не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.
Ход игры: Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:
Будем дружно подрастать и работу выбирать. В космонавты мы пойдем и ракеты поведем. (Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты, действуя по показу воспитателя.)
В капитаны мы пойдем, корабли мы поведем. (Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.) В вертолетчики пойдем, вертолеты поведем. (Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.)
Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия.
А мы в летчики пойдем, самолеты поведем.
Первые две строки повторяются в начале каждого куплета, дети на эти слова идут по кругу.
В комбайнеры мы пойдем и комбайны поведем. Мы в пожарные пойдем и пожар тушить начнем.
Дидактические игры
по
трудовому воспитанию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по трудовому воспитанию.
Сборник дидактичеких игр....
Картотека "Художественные средства трудового воспитания"
С помощью данной группы средств у детей фопмируется представления о содержании труда, об отношении людей к труду....
Картотека игр по трудовому воспитанию
В пособии собраны дидактические игры по трудовому воспитанию....
Картотека игр по трудовому воспитанию дошкольников
Картотека игр по трудовому воспитанию дошкольников...
Картотека игр по трудовому воспитанию дошкольников
Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место; расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разн...
«Картотека игр по трудовому воспитанию для детей 6-7 лет по ФГОС»
Игра как одна из ведущих видов деятельности в дошкольном возрасте, может стать мотивом, побуждающим к труду....
Картотека игр по трудовому воспитанию во второй младшей группе
Картотека игр по трудовому воспитанию во второй младшей группе...