Что нужно знать о детских страхах
консультация
Страхи - наиболее частая причина обращений родителей к детскому психологу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_nuzhno_znat_o_detsk._strahah.docx | 45.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ДЕТСКИХ СТРАХАХ
Страхи – наиболее частая причина обращений родителей к детскому психологу. Детский страх и другие неприятные переживания не являются однозначно «вредными» эмоциями для ребенка. Страх защищает человека от излишнего риска, регулирует деятельность, поведение, уводит человека от опасностей, возможности получения травмы и пр. В этом проявляется «охранительная» функция страхов. Страх участвует в инстинктивном поведении, обеспечивает самосохранение.
Известный исследователь детской психики В.В. Лебединский говорит, что у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают.
Нормативные детские страхи (возрастные страхи).
Возраст | Возрастные страхи |
1-2 года | громкие звуки; разлука с родителями; любые незнакомые люди; отверстие стока ванны; засыпание и пробуждение; сновидения; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями. |
2-2,5 года | разлука с родителями; отвержения с их стороны; незнакомые ровесники; ударные звуки; ночные кошмары; изменение в окружающей обстановке; природные стихии (гром, молния, град и др.). |
2-3 года | большие, непонятные, угрожающие объекты (например, Мойдодыр, переодетые в костюмы сказочных героев люди, Дед Мороз и др.). |
3-5 лет | смерть (дети осознают конечность жизни); страшные сны; нападение бандитов; огонь и пожар; болезнь и операция; природные стихии; ядовитые змеи; смерть близких родственников. |
6-7 лет | зловещие существа (ведьма, призраки, и пр.); потеря родителей и страх потеряться самому; чувство одиночества (особенно ночью); школьный страх (быть несостоятельным, не соответствовать образу «хорошего» ребенка); физическое насилие. |
7-8 лет | темные места (чердак, подвал и пр.); реальные катастрофы; утрата любви окружающих (со стороны родителей, учительницы, ровесников); опоздание в школу или оторванность от домашней и школьной жизни; физическое наказание и непринятие в школе. |
8-9 лет | неудачи в школе или игре; собственная ложь или отрицательные поступки, замеченные другими; физическое насилие; ссора с родителями, их потеря. |
9-11 лет | неудачи в школе или спорте; заболевания; отдельные животные (крыса, табун лошадей); высота; ощущение верчения (некоторые карусели); зловещие люди (хулиганы, наркоманы, грабители, воры и т.п..). |
11-13 лет | неуспех; собственные странные поступки; недовольство своей внешностью; сильное заболевание или смерть; собственная привлекательность; сексуальное насилие; критика со стороны взрослых; ситуация демонстрации собственной глупости; потеря личных вещей. |
Причинами появления страхов могут быть врожденные (особенности характера, индивидуальности) и культурные предпосылки (страхи родителей, страхи, транслируемые с экранов ТВ и пр.). Возникновение страхов способствуют некоторые свойства нервной системы, эмоциональная чувствительность и повышенная впечатлительность. Большое количество запретов со стороны родителей. Психические травмы (например, испуг). Конфликтные отношения между родителями (у молодых жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлениям беспокойства и тревоги). Бывает, что страх прячется под застенчивостью, робостью, излишней вежливостью. Когда ребенок боится, но по каким-то причинам не может об этом сказать. И наоборот, дети с высокой активностью и даже агрессивностью тоже могут испытывать сильные страхи, просто защищаются от них, используя «предупреждающие нападение». Еще родители могут «зацикливаться» на таких эмоциональных проблемах ребенка, которые при этом быстро проходят у самого ребенка, но взрослого вводят в панику. Тогда родители (особенно гиперопекающие) начинают целыми днями и неделями обсуждать случившееся, закрепляя у ребенка понимание, что бурные истерики и эмоции «привлекательны» для родителей. Большая ошибка родителей, когда обсуждение страхов происходит в присутствии ребенка. Это сильное подкрепление негативного поведения малыша. Ребенку очень важно иметь возможность свободно выражать свои чувства. И если такая возможность у него есть, страхи проходят и уходят в соответствии с особенностями возраста. Если такой возможности нет, ребенок «обрастает» страхами, их может стать так много, что они будут мешать нормально жить и могут остановить нормальное развитие личности.
Обратите особое внимание!
Когда вы видите, что ваш малыш бесстрашен и даже возрастные страхи не свойственны ему, проверьте, нет ли у ребенка задержки психического развития.
Когда вы видите, что страхи интенсивны и постоянно нарастают, влияя на характер и поведение ребенка, необходимо обратиться к специалисту (возможно, потребуется консультация невролога, который поможет преодолеть проблему, использую и медикаментозную помощь).
Как вести себя родителям, если у ребенка появился страх.
Самый главный принцип в преодолении детских страхов – не отмахиваться от них, а принять мнение ребенка и поверить ему, что он действительно боится. Так мы «соединимся» с ребенком в его переживании, что уже становится первым и большим шагом в работе над страхом. Важно не принуждать ребенка к тому, что он еще не в силах делать. Например, не бояться чудовищ. Как не бояться, если они для ребенка так же реальны, как луна на небе. Лучше всего работать над детскими страхами, пока ребенок еще дошкольник. Нельзя наказывать ребенка за его страх. Ни в коем случае не запугивать малыша даже тогда, когда родители сами опасаются за его безопасность. Поменьше читайте на ночь сказок, особенно страшных, и исключите просмотр мультфильмов. Если есть проблема со сном, ребенок боится засыпать в темноте, то разрешите оставить включенным ночник, откройте дверь, побудьте рядом до полного засыпания и дайте ему любимую игрушку в кровать. Используйте юмор и смех. Чем больше вы будете наделять объект страха смешными чертами, высмеивать его и хохотать над ним вместе с ребенком, тем легче будет вашему малышу преодолевать страх. Можно прорисовать страх много-много раз, пока не станет легче. Побеседовать с ребенком о его страхе.
Хочу привести пример как нужно отвечать ребенку, который интересуется темой смерти.
Мальчик 5 лет спрашивает маму: «Мама, а ты умрешь?». Мама, может быть, не готова ответить и скажет: «Что за ерунду спрашиваешь? Откуда набрался? Надо меньше страсти всякие смотреть». А потом он спрашивает бабушку: «Бабушка, а ты умрешь?» Бабушка хватается за валерьянку. Полезнее и честнее было бы ответить мальчику так: «Все люди и животные когда-то умирают, это циклы жизни, но с нами это случится еще о-о-о-чень не скоро, так что все в порядке, мы с тобой, и мы тебя очень любим!» Так вы сгладите нарождающийся страх смерти, а не обострите его, усиливая тревогу ребенка мамиными гневными фразами или боящейся и обиженной вопросом бабушкой.
Консультацию подготовила:
педагог-психолог МДОАУ №3
г. Оренбурга
Синельникова Е.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей:"Что нужно знать о детских музыкальных инструментах"
Данный материал для ознакомления родителей,воспитателей с необходимостью использования,значением и группами детских музыкальных инструментов....
Консультация "Что нужно знать о детских музыкальных инструментах"
Консультация для родителей...
Ребенок в воде! Все, что нужно знать о детском плавании
Регулярные занятия ребенка плаваньем благотворно воздействует на детский организм, укрепляет иммунитет и развивает личностные качества ребенка....
Консультация для родителей: "Что нужно знать о детских музыкальных инструментах"
Чтобы определиться, какими музыкальными способностями обладает ваш ребёнок, и будет ли к ним склоняться в дальнейшем, очень важно «попробовать себя»» в разн...
Что нужно знать о детском энурезе.
Причины энуреза у детей...
Консультация для родителей «Что нужно знать о детских музыкальных инструментах»
В первую очередь, – это воспитание любви и интереса к музыке. Во-вторых, игра на музыкальных инструментах способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, неразрывно связанной с развитием речи...
Важно знать о детских страхах
Среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деят...