Родительское собрание "Возрастные особенности детей 4-5 лет"
материал
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания
«Возрастные особенности детей 4-5 лет»
Цель: создать условия для повышения педагогической культуры родителей и взаимодействия с родителями на основе доверительных отношений.
Задачи:
- Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет.
- Повысить психологическую и педагогическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми.
- Заинтересовать родителей полученными результатами, и переосмыслить свой взгляд воспитания ребенка.
- Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе.
- Обновить анкетные данные семей воспитанников.
План работы:
- Игра «Как мы провели лето».
- Упражнение Свеча: «Что я хочу и что я жду от этого учебного года?».
- Игра «Наши дети взгляд со стороны».
- Возрастные и психологические особенности ребёнка. Возраст почемучек.
- Цели и задачи на новый учебный год.
- Памятка для родителей.
- Разное.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Здравствуйте уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарны вам за то, что вы нашли возможность и время прийти на наше мероприятие. Всех поздравляем с началом учебного года. Вот и закончились летние каникулы. А как вы их провели, мы сейчас узнаем с помощью шуточной игры.
Проводится шуточная игра «Как мы провели лето»
-Поменяйтесь местами те, кто, ходил со своим ребенком в лес, (на рыбалку).
-Поменяйтесь местами те, кто плавал вместе с ребенком, загорал на пляже.
-Поменяйтесь местами те, у чьих детей от загара сгорела спина.
-Поменяйтесь местами те, кто читал детям книги.
-Поменяйтесь местами те, кто купил своему ребенку мяч (или любой другой предмет для двигательной активности).
-Поменяйтесь местами те, чьи дети помогали родителям по дому.
-Поменяйтесь местами те, чей ребенок научился чему-нибудь новому и т. п.
Мы видим, что вы все хорошо отдохнули во время летних каникул, набрались сил и готовы активно участвовать в жизни группы и детского сада. И мы переходим к основным вопросам нашего собрания.
И начать собрание я хочу с высказывания известного педагога В.А. Сухомлинского: Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, – это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям.
У меня в руках волшебная свеча, которая дает возможность ответить на вопрос «Что я хочу и что я жду от учебного года?» Чтобы начать упражнение предлагаю Вам встать в круг и передавать свечу по кругу, при этом отвечать на вопрос.
(Родители передают свечу и предлагают свои мнения чего они хотят от учебного года). Молодцы. Надеемся, вы немного расслабились.
Прошу всех присаживаться на стулья и предлагаю поговорить о детях, а именно посмотреть на своих детей со стороны, проанализировать их поведение с помощью вопросов и фишек. Если ребенок, выполняет, правильно кладется – красная фишка, если не всегда и не совсем – то желтая фишка, нет – синяя фишка.
Вопросы:
- Ребенок вежливо обращается с просьбой помочь завязать шапку, застегнуть пальто, благодарить за помощь.
- Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувство вины.
- При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания».
- Не показывает пальцем на окружающих, предметы.
- Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы – извинится.
- Не говорит грубых слов.
- Говорит спокойным тоном, во время разговора смотрит на собеседника.
Рефлексия: Ответив на вопросы нужно посмотреть на фишки, и цвета помогут Вам решить, над чем нужно поработать с детьми, используя примеры, похвалу.
Уважаемые родители! А знаете ли вы, особенности детей в возрасте 4-5 лет?
Чтобы не навредить ребенку в его развитии, и раскрытию как личности, нужно выяснить, какие на этом возрастном этапе «ранимые места» и постараться учитывать и не заглушать их.
Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей и их возрастные и психологические особенности.
Именно об этом сейчас вам коротко расскажет наш психолог
В период 4-5 лет у ребенка формируется такая важная черта, как самооценка. Это один из важных показателей развития личности. Процесс формирования самооценки зависит от активного общения с окружающим его миром и в первую очередь - со взрослыми. Ребенок копирует поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно поведение, которое получает положительные отклики у окружающих.
Каждый ребенок по природе своей хочет быть хорошим, чтобы заслужить похвалу и высокую оценку. Поэтому важно как со стороны родителей, так и со стороны педагогов поощрять подобные стремления. Если ребенок поступает хорошо, его необходимо поддержать похвалой, обязательно указав за что именно его хвалят.
Однако ребенку 4-5 лет очень трудно оценивать себя критически. Он может сомневаться в своих силах, но признавать свою вину ему пока трудно.
В 4 года начинается развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства вашего ребенка становятся более глубокими и устойчивыми; радость от непосредственного общения переходит в более сложное чувство симпатии и привязанности. Таким образом, в этом возрасте формируются нравственные эмоций - чуткость, доброта, чувство дружбы и постепенно - чувство долга.
Что касается общения ребёнка 4-5 лет. В этом возрасте появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром.
Отношения со сверстниками в этом возрасте носят четко разделенный характер на «плохих» и «хороших». Эта оценка, как правило, дается на основании мнения взрослых (воспитателей, родителей). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
Мышление, память, внимание.
В четыре года ребенок переходит на качественно новый уровень своего развития, у него начинается активный процесс образного мышления.
В этом возрасте ребенок:
- складывает разрезные картинки;
- собирает многосоставные фигуры из кубиков, конусов, пирамидок;
- конструирует из лего по образцу;
- собирает по схеме узор мелкой мозаикой;
Эти игры к тому же развивают мелкую моторику руки. К ним полезно добавлять обведение любых вкладышей, их штриховку. Детям нравится лепить из пластилина и глины, разукрашивать картинки.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: помнят поручения взрослых, с лёгкостью учат небольшие стихотворения и т.д.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Игры
Игра в этом возрасте остаётся основным видом деятельности, но проходит она уже иначе, ни так как у младших дошкольников. Основным видом является сюжетно-ролевая игра. Роли дети распределяют до начала игры и на этой почве, часто возникаю конфликты, кто какую роль будет исполнять, но потом игра проходит гладко и спокойно.
Что касается речи, как её правильно развивать:
• Следите за своей речью: говорите выразительно и внятно (Ваша речь – образец для подражания!!!);
• Ограничьте влияние телевизора и компьютера;
• Ежедневно читайте ребенку книги;
• Побуждайте к пересказу прочитанного;
• Поощряйте речевую активность ребенка, стремление задавать вопросы;
• Играйте с ребенком;
• Не подражайте неправильному произношению ребенка;
• Разумно подбирайте игрушки;
• Создайте комфортный психологический климат.
В этом возрасте можно играть с ребенком во всякого рода словесные игры. «Скажи наоборот», «Что ты видишь», «Доскажи словечко» и другие. Они хорошо развивают слуховой анализатор, то есть умение слышать и слушать. Идет активное запоминание новых слов, объединенных каким-либо признаком, пополняется активный словарь ребенка, развивается мозг. Если процесс обучения поставлен правильно, играючи, с шутками, с юмором, ребенок с удовольствием будет заниматься.
внимание+память+мышление+речь=Умный ребенок.
Родителям раздаются буклеты «Возрастные особенности детей 4-5 лет».
Воспитатель: Уважаемые родители, а сейчас я предлагаю ознакомиться с целями и задачами воспитательно-образовательного процесса нашей группы на предстоящий учебный год:
- создавать благоприятные условия для всестороннего развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
- обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- регулярно пополнять и обновлять предметно-развивающую среду согласно теме проектной деятельности;
- развивать у детей умение самостоятельно находить способы решения проблемных ситуаций, поставленных задач и т.д.;
- привлекать родителей к активному участию в воспитательном и образовательном процессе, через проектную деятельность;
- повышать педагогическую компетентность родителей.
Так же хотелось обратить ваше внимание, что согласно ФГОС занятия проводятся в игровой форме, изучается тема в разных видах деятельности детей в течение недели согласно тематическому планированию. На протяжении года мы будем использовать технологию проектной деятельности, с помощью которой дети смогут выбирать каким видом деятельности они хотят заниматься, находить самостоятельно или с помощью взрослых ответы на свои вопросы и решения провокаций, экспериментировать и т.д. В средней группе на занятия отводится 20 минут. В течение дня проводится 2 занятия. Но так как мы выбрали проектную деятельность, ребёнок развивается и познаёт новое на протяжении всего дня, даже когда приходит домой (через игру, творческую деятельность, просмотр мультфильмов, журналов, иллюстраций и т.д.).
И последний вопрос на сегодняшнее запланированное собрание, «правила для родителей». Хочу напомнить о некоторых правилах, которые помогут друг друга понимать и уважать.
Правила для родителей:
- Прием детей осуществляется с 7.00 до 8.00 ежедневно, кроме выходных и праздничных дней. Своевременный приход в детский сад — необходимое условие правильной организации образовательного процесса.
- Для занятий физкультурой ребёнку необходимы: белая футболка, чёрные шорты и кеды или кроссовки.
- Для музыкальных занятий нужны чешки.
- В отпуск воспитанник может уходить в летний период, с сохранением места в детском саду до 75 дней. Для этого надо написать заявление на имя заведующего и произвести оплату за детский сад.
- Если ребёнок пропустил детский сад более 5 календарных дней, то выходит в детский сад со справкой об отсутствии контактов с инфекционными больными и о состоянии здоровья из поликлиники. Если ребёнок отсутствовал в детском саду 30 и более календарных дней, то нужен в обязательном порядке соскоб на энтеробиоз.
- К педагогам группы, независимо от их возраста, необходимо обращаться на Вы, по имени и отчеству. Конфликтные спорные ситуации необходимо разрешать в отсутствие детей. Если вы не смогли решить какой-либо вопрос с педагогами группы, обратитесь к заместителю заведующего по ВМР или заведующему.
- Просим Вас не давать ребенку с собой в детский сад продукты питания, особенно: жевательную резинку, сосательные конфеты, чипсы и сухарики.
- Настоятельно не рекомендуем одевать ребенку золотые и серебряные украшения, давать с собой дорогостоящие игрушки.
- Педагоги готовы общаться с вами утром до 8.15 и вечером после 17:00. В другое время мы работаем с группой детей и, отвлекая нас, вы нарушаете образовательный процесс. Для того чтобы ребёнок был активен его нужно заинтересовать, но стоит одному участнику процесса отвлечься, теряется связь между всеми участниками и наладить её потом очень сложно.
И на последок, прочту вам стихотворения, для поднятия настроения
Родители-ласкатели-хвалители
Если вы родители —
Ласкатели, хвалители.
Если вы родители —
Прощатели, любители.
Если разрешатели,
Кyпители, дарители.
Тогда вы не родители,
А просто восхитители!
А если вы родители —
Ворчатели, сердители.
А если вы родители —
Рyгатели, стыдители.
Гyлять не отпyскатели,
Собакозапретители…
То знаете, родители,
Вы просто крокодители!
Общие вопросы:
- Избрание родительского комитета
- Другие вопросы
Итак, уважаемые родители наше родительское собрание подходит к концу, если есть какие-то недосказанные вопросы или мысли, прошу не стесняться решать их на месте.
Памятка для родителей:
«Что должен знать и уметь ребенок 4-5 лет»
Речевое развитие:
- Правильно произносить все звуки родного языка;
- Использовать в речи существительные, обозначающие профессии;
- Употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные;
- Согласовывать слова в роде, числе, падеже;
- Употреблять предложения с однородными членами;
- Пересказывать небольшие литературные тексты, составлять рассказ по сюжетной картине, игрушке, предметам;
- Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
- Читать наизусть небольшие стихотворения, потешки;
- Воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов воспитателя.
Познавательное развитие:
- Считать в пределах 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «сколько всего»;
- Сравнивать 2 группы предметов, используя счет;
- Сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте;
- Узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата;
- Различать и называть части суток;
- Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз);
- Знать правую и левую руку;
- Знать и называть основные детали строительного материала (куб, брусок, пластины);
- Учить анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме;
- Уметь конструировать из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы;
- Уметь вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину);
- Определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань);
- Знать предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт (автомашины, поезд, самолёт, пароход) ближайшего окружения;
- Различать и называть части тела животного и человека;
- Узнавать и называть 3-4 дерева, один кустарник, 3-4 травянистых растений;
- Различать по вкусу, цвету, величине и форме 3-5 вида овощей и фруктов;
- Знать 2-3 вида лесных ягод, грибов (съедобных и несъедобных);
- Называть насекомых;
- Иметь представления о жизни в природных условиях диких животных (заяц, лиса, медведь, волк белка, ёж): как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях;
- Иметь представления о домашних животных и их детёнышах (об особенностях поведения, передвижения, о том, что едят, какую пользу приносят людям.
Художественно – эстетическое развитие:
- Правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, отношение по величине;
- Изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всём листе, связывать их единым содержанием;
- Создавать узоры на полосе, квадрате, круге, розете, ритмично располагая элементы;
- Лепить предметы, состоящие из нескольких частей;
- Использовать приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания;
- Владеть навыком рационального деление пластилина, использовать в работе стеку;
- Правильно держать ножницы и действовать ими;
- Резать по диагонали квадрат и четырёхугольник, вырезать круг из квадрата, овал - из четырёхугольника, делать косые срезы;
- Раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей;
- Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.
Социально – коммуникативное развитие:
- Уметь договариваться с детьми, во что играть, кто кем будет в игре;
- Использовать «вежливые» слова;
- Иметь представление о работе своих родителей;
- Знать название своей Родины;
- Знать название города, деревни, где живут, улицу;
- Соблюдать элементарные правила организованного поведения в детском саду;
- Соблюдать правила поведения на улице и в транспорте;
- Знать правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить только на зелёный сигнал светофора);
- Соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе);
- Иметь представление о значимости труда взрослых;
- Бережно относится к тому, что сделано руками человека.
Физическое развитие:
- Ходить и бегать, согласуя движения рук и ног;
- Прыгать на 2-х ногах на месте и с продвижением вперед, прыгать в длину с места не менее 70 см;
- Брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч из-за головы, от груди;
- Метать предметы правой и левой рукой на дальность на расстояние не менее 5 метров, отбивать мяч о землю (пол) не меньше 5 раз подряд;
- Лазать по лесенки - стремянке, гимнастической стене не пропуская реек, перелезая с одного пролёта на другой;
- Ползать, подлезать под натянутую верёвку, перелизать через бревно, лежащее на полу;
- Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу;
- Кататься на двухколёсном велосипеде;
Ориентироваться в пространстве.
Анкета для родителей
«Чего вы ждете от детского сада в этом году?»
Уважаемые родители!
Нам очень важно знать ваши настроение, переживания и ожидания от пребывания ребенка в детском саду.
Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:
1. ФИО ребенка_____________________________________________________
2. ФИО мамы, год рождения__________________________________________
3. ФИО папы, год рождения__________________________________________
4. Что Вас больше всего привлекает в нашем детском саду (отметьте нужное)
• близость от дома;
• хорошее состояние территории и материально-техническое оснащение групп;
• наличие творческого, профессионального педагогического коллектива;
• хорошие отзывы других родителей;
• интересные программы обучения и развития ребенка;
• наличие дополнительных услуг;
• хорошее питание;
• ваши варианты ответа______________________________________________ __________________________________________________________________
5. Что, на Ваш взгляд, самое главное для благополучного пребывания ребенка в детском саду:
• доброе отношение воспитателей к ребенку;
• большое количество игрушек в группе;
• хорошее здоровье ребенка;
• соблюдение режима дня в детском саду и дома;
• единый подход к вопросам адаптации ребенка со стороны родителей и воспитателей;
• ваш вариант ответа_________________________________________________ __________________________________________________________________
6. Что, на Ваш взгляд, важно знать воспитателю о Вашем ребенке? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Чему, по Вашему мнению, должен научиться ребенок в этом году? ________________________________________________________________
8. Чему бы Вы как родители хотели научиться у воспитателей?______________________________________________________
9. Каким опытом семейного воспитания готовы поделиться? _____________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Часто ли Вы дома вместе с ребенком рисуете, читаете? _______________
11. Какие консультации по вопросам воспитания и развития ребенка Вы хотели бы получить? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 12. В каких мероприятиях детского сада Вы готовы участвовать охотнее всего:
• родительские собрания;
• консультации специалистов;
• анкетирование по разным вопросам;
• участие в конкурсах;
• участие в подготовке детских праздников и развлечений;
• участие в спортивных соревнованиях;
• просмотр открытых занятий с детьми;
• ваш вариант ответа_________________________________________________ __________________________________________________________________
13. Ваше мнение о проведённой встрече?
- бесполезная
- едва ли полезная
- полезная
- очень полезная
2. Ваше мнение о предоставленной информации?
14. Как вы думаете, благодаря этой встрече будет ли вам проще общаться с вашим ребёнком?__________________________________________________
15. Как часто необходимо проводить такого рода собрания?
- 1 раз в месяц
- 1 раз в квартал
- 1 раз в полгода
- 1 раз в год
Благодарим за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Особенности детей 4-го года жизни»
В конспекте описаны основные особенности детей четвертого года жизни....
родительское собрание : «Итоги адаптации детей к детскому саду. Задачи воспитания. Возрастные особенности детей 2-3 лет»
Протокол родительского собрания во второй группе раннего возраста «Итоги адаптации детей к детскому саду. Задачи воспитания. Возрастные особенности детей 2-3 лет»...
Родительское собрание. Возрастные особенности детей раннего возраста.Адаптация детей.
Адаптация детей. Возрастные особенности детей раннего возраста....
Родительское собрание «Особенности развития детей 2-3 лет.Адаптация детей».
Цель собрания: установление доверительных отношений между воспитателями и родителями; изучение семьи воспитанников, с целью создания наиболее благоприятных условий для адаптации ребёнка к детскому сад...
Родительское собрание «Особенности детей младшего дошкольного возраста»
Да для ребёнка третьего года жизни, прежде всего, характерно физическое развитие, бурный физический рост. У детей 3 лет велика потребность в движениях, хотя иногда родители сетуют на их излишнюю актив...
Родительское собрание в средней группе: «Организационное родительское собрание. Возрастные особенности детей 4 - 5 лет».
Цели:расширение контакта между педагогами и родителями;моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год;повышение педагогической культуры родителей....
Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 2-3 лет»
Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 1,5-3 лет&raqu...