«Влияние малых фольклорных форм на повседневную жизнь дошкольника»
учебно-методическое пособие
В учебно-методической статье для воспитателей говориться о влияние малых фольклорных форм на повседневную жизнь ребенка в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malye_folklor.doc | 83.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическая публикация для воспитателей на тему: «Влияние малых фольклорных форм на повседневную жизнь дошкольника.»
Трудно переоценить роль потешек и попевок в жизни детей. Издавна создавались они в народе на потеху детям. Потешки разнообразны по содержанию: они детей забавляют, радуют, организуют поведение.
Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. Воспитателям необходимо стараться использовать их в работе с детьми, как средство всестороннего воспитания: в развитии познавательной деятельности, речи, движений, любознательности, любви к родному слову.
Звучность, ритмичность, напевность, занимательность малых форм фольклора привлекают детей, вызывают желание повторять их, заучивать, что в свою очередь, способствует формированию разговорной речи, оказывает влияние на развитие словесного творчества.
Начинать знакомить детей с потешками лучше на занятии, где можно использовать такой приём, как объяснение, сопровождающееся определёнными действиями. В силу своей подражательности дети копируют движения, разговор, интонацию, обращения и ответы. Для того, чтобы дети смогли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки или песенки, почувствовали отношение к нему, можно применить «живые картинки». Например, при чтении потешки «Рати коса» предложить ребёнку: «Покажи, как мама бережно, осторожно причёсывает тебе волосы, как ласково приговаривает при этом». В памяти детей живо возникает образ мамы и, копируя её в своих действиях, они передавали чувства, испытываемые ежедневно.
Малыши осуществляют самостоятельный перенос содержания действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и повседневную деятельность. Например, группа девочек, построив из кирпичиков кроватку, укладывают куклу спать, а качать кроватку поручают котику (игрушке), напевая при этом «Уж, ты котенька-коток, котя серенький лобок, приди котя ночевать, нашу Катеньку качать».
Во время игры в «Парикмахерскую» можно услышать: «Юля, тебе не больно? Я тебе волосенки в ряд причешу, коса вырастет до пояса». Это говорит о проявлении начатков самостоятельной речевой деятельности детей.
Чтобы потешка прочно вошла в жизнь ребёнка необходимо помочь ему осознать содержание произведения. Для этого на занятии не просто нужно читать ту или иную потешку, а преподнести её так, чтобы она особенно запомнилась детям. Это достигается и выразительностью чтения, и использованием игровых приёмов. Например, при чтении потешки «Баю-баю баю-бай, ты, собачка, не лай, бело лапа, не скули, мою Таню не буди» показать соответствующую иллюстрацию из книги, затем обыграть всё это с помощью куклы, а затем перенести это действие на детей. В результате дети очень хорошо запоминают её и часто проговаривают, увидев соответствующую иллюстрацию где-то в книге или же во время игры.
Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у детей отрицательное отношение. И вот для того, чтобы дети ели, умывались, раздевались и готовились ко сну, можно использовать следующие потешки: при умывании «Водичка-водичка, умой Оле личико...». Ритмичные слова создают у ребят радостное настроение, они с удовольствием подставляют руки под струю воды и умываются. В процессе кормления: некоторые дети едят без аппетита и вот, чтоб вызвать у них желание есть, прочитать потешку: «Травка-муравка со сна поднялась, птица-синица за зерно взялась, зайка за капусту, мышки за корку, детки за молоко». При укладывании в постель часть детей плохо засыпает. Можно ласково, убаюкивающе произнести:
«Вот и люди спят, вот и звери спят,
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам
Спят, поспят. Всему миру велят».
При одевании: «Наша Маша маленька, на ней шубка аленька...» или
«Вот они сапожки
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки,
Если дождичек пройдёт,
Наденем калошки
Этот с правой ножки,
Этот с левой ножки,
Вот как хорошо».
Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко их запоминают и вводят в свою речь. Качая куклу дети часто повторяют:
«Баю, баю, баю, бай
Ты, собачка, не лай,
Бело-лапа, не скули,
Мою Катю не буди».
Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие.
Упавшего малыша поднимают и приговаривают: «Не плачь, не плачь, куплю калач». Такая работа не пройдет бесследно. Дети в своей речи часто используют все эти выражения и попевки и особенно часто можно слышать во время разных режимных моментах. На улице, во время прогулки, увидев или даже не увидев, а желая увидеть солнышко дети приговаривают:
«Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко,
Твои детки плачут,
По камушкам скачут».
Когда солнышко появляется, дети выражают свою радость возгласами, хлопками в ладоши, прыжками.
Например, увидев кошку во время прогулки ребята сразу вспомнили потешку «Как у нашего кота, шубка очень хороша...». Мальчики взяв палочку, и, «оседлав» её, едут и приговаривают слова знакомой потешки:
«Чики-чики-чикалочки
Едет Ваня на полочке...».
Однако это приходит не сразу. Нужно как можно чаще обыгрывать эти потешки в свободное время, проговаривать их в любом удобном случае, что мы и делаем. Например, даже во время занятий, где это можно, ну хотя бы по лепке, произносим: «Ай, качи, качи, качи, лепим баранки, калачи». Или «Ладушки, ладушки, пекла бабка оладушки» и т. п.
С целью закрепления навыков можно использовать в группе дидактические игры, например, «Узнай потешку». Предложить детям по содержанию картинки или «живой» картинки вспомнить произведения народного творчества (Водичка-водичка, Чики-чики-чикалочки, пошёл котик на торжок и т. д.)
Необходимо стараться не упустить этой работы и в беседах с родителями. Знакомить родителей с потешками, которые читали детям. Эти потешки можно распечатать на листочке и вывешивать в родительском уголке. Родителей же просить, чтоб они повторяли их с детьми дома, во время прогулок или же просто по дороге домой.
В игре дети выражают интонацией голоса свои вопросы и ответы (подражая педагогу). Так у них формируются первоначальные навыки интонационной выразительности. Исполнение той или иной роли в игре
вселяет в детей уверенность, сближает их с товарищами, помогает преодолеть робость в общении. Например, очень застенчивые и малоактивные дети при обыгрывании потешки «Чики-чики-чикалочки», заинтересовываются и обязательно покатаются на палочке-лошадке. Одновременно обогащается словарь детей, развиваются речевые навыки. В играх по сюжету потешек формируются и закрепляются лучшие нравственные качества, например, «Кисонька-мурысенька».
Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка ребёнок не только овладевает речью, но приобщается и к красоте и самобытности русского слова.
Потешки способны корректировать поведение детей, создают хорошее настроение. Вот почему необходимо стараться, чтобы потешки и песенки сопутствовали всей жизни малышей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая публикация для воспитателей на тему: «Влияние малых фольклорных форм на повседневную жизнь дошкольника.»
В учебно-методической статье для воспитателей говориться о влияние малых фольклорных форм на повседневную жизнь ребенка в ДОУ....
"Значение малых фольклорных жанров в повседневной жизни детей"
Сообщение к родительскому собранию...
Влияние малых фольклорных форм на формирование речевой активности детей раннего возраста
Раннее детство — начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца...Ранний период жизни ребенка во многом зависит от нас взрослых, воспитывающих д...
Влияние малых фольклорных форм в изобразительной деятельности детей младшего возраста
Консультация для воспитателей...
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВЛИЯНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ НА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ» «РУССКАЯ МАТРЁШКА»
Познакомить детей с особенностями народного декоративно-прикладного искусства (материал, форма, цвет, узор), углубить представления о связи орнаментальной композиции с природой; Познакомить с пр...
«Влияние малых фольклорных форм на повседневную жизнь дошкольника»
В учебно-методической статье для воспитателей говориться о влияние малых фольклорных форм на повседневную жизнь ребенка в ДОУ....
Консультация для воспитателей "Влияние малых фольклорных форм на развитие речи дошкольников"
Консультация для педагогов "Влияние малых фольклорных форм на развитие речи дошкольников"...