Рабочая программа "Ментальная арифметика" для детей 5-7 лет
рабочая программа (старшая группа)

Жабреева Ольга  Константиновна

Данная программа является адаптированной для детей 5-7-летнего возраста независимо от наличия у них специальных навыков. Ведущая идея данной программы – развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Задания построены «от простого к сложному». Каждое занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера. В процессе проведения занятий у учащихся появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития ребенка, поднять авторитет даже у самого слабо мотивированного учащегося. Отрабатывать арифметические навыки. Подготовить ум для более серьёзной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ma.docx95.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа «Детский сад №63 комбинированного вида»

2 Микрорайон ул., д.14, г. Полевской, Свердловской области, 623380, тел. 8(34350) 2-07-26, Email: dc_63@mail.ru, http://нептун63.рф_

ПРИНЯТА:

Педагогическим советом

Протокол от «____» ____________2021 г. №____

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МАДОУ ПГО «Детский сад №63»

____________ О.А. Коростелева

Приказ от «____» ____________2021 г. №____

Рабочая программа

по дополнительной общеразвивающей программе

«Ментальная арифметика»

Дошкольный возраст (5 – 7 лет)

Срок реализации: 1 год (2021 – 2022 учебный год)

                                                                                                                Разработал: воспитатель Жабреева О.К.

г. Полевской, 2021

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Комплекс основных характеристик образования при реализации дополнительной образовательной программы «Ментальная арифметика»…………………………………………………………………………………………………………………………………..

3

1.1

Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе………………………………………………………………...

3

1.2

Цель и задачи дополнительной образовательной программы…………………………………………………………………………….

6

1.3

Содержание дополнительной образовательной программы………………………………………………………………………………

8

1.4.

Планируемые результаты дополнительной образовательной программы «Ментальная арифметика»………………………………..

24

1.4.1.

Планируемые результаты первого года обучения модуль «Стартовый»………………………………………………………………...

24

1.4.2.

Планируемые результаты первого года обучения модуль «Базовый»…………………………………………………………………...

24

2.

Организационно – педагогические условия реализации дополнительной образовательной программы «Ментальная арифметика»

25

2.1

Условия реализации дополнительной образовательной программы……….…………………………………………………………….

25

2.2

Формы аттестации и оценочные материалы ……………………………………………………………………………………………….

26

3.

Список литературы…………………………………………………………………………………………………………………………..

27


  1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Ментальная арифметика»

  1. Пояснительная записка к дополнительной общеразвивающей программе

Программа носит социально-педагогическую направленность, отвечает требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р, Письма Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. №09-3242. «Методические рекомендациях по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)», в которых прописано, что одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является модульность.

Программа «Ментальная арифметика» имеет два модуля. Содержание первого модуля направлено на формирование и освоение определенных компетенций у групп дошкольников старшего и подготовительного к школе возраста. Второй модуль углубляет уже приобретенные дошкольниками компетенции.

Актуальность данной программы заключается в использовании новых форм обучения устному счёту, с помощью специальных счет – Абакус. Считается, что каждое из полушарий человеческого мозга отвечает за свои направления. Так, правое позволяет развить творчество, образное восприятие и мышление.

Левое полушарие в ответе за логическое мышление. Деятельность полушарий активизируется в тот момент, когда человек начинает работать руками. Если активна правая рука, то начинает работать левое полушарие. И наоборот. Человек, работающий левой рукой, способствует активизации работы правого полушария. Достигнуть таких результатов возможно при выполнении математических операций на Абакусе обеими руками. Абакус оттачивает и тренирует полушария. Этот предмет позволяет ребенку совершенно свободно вычитать и умножать, складывать и делить, вычислять квадратный и кубический корни.

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус (Соробан) без использования компьютера, калькулятора, письменных принадлежностей, только перекидывая косточки счетов в умe.

Данная программа является адаптированной для детей 5-7-летнего возраста независимо от наличия у них специальных навыков. Ведущая идея данной программы – развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Задания построены «от простого к сложному». Каждое занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера. В процессе проведения занятий у учащихся появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития ребенка, поднять авторитет даже у самого слабо мотивированного учащегося. Отрабатывать арифметические навыки. Подготовить ум для более серьёзной работы.

Новизна данной программы определяется инновационным подходом к изучению современных направлений в познавательном развитии детей, и использованием в процессе обучения игровых, сюжетных и интегрированных методов. В рамках программы возможна разработка индивидуальной образовательной траектории для одарённых и высокомотивированных учащихся, что позволяет раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка.

Отличительная особенность данной программы состоит в последовательном и дифференцированном изучении материала по соответствующим модулям (первый и второй год обучения).

Программа построена на последовательном прохождении двух этапов. На первом из них происходит ознакомление и овладение техникой выполнения арифметических действий с использованием косточек, во время которых задействованы одновременно две руки. Благодаря этому в процессе участвует как левое, так и правое полушарие. Это позволяет достигнуть максимально быстрого усвоения и выполнения арифметических действий.

Во время прохождения второго этапа учащиеся обучаются ментальному счету, который производится в уме. Ребенок перестает постоянно привязываться к Абакусу, что также стимулирует и его воображение. Левые полушария детей воспринимают цифры, а правые – образ костяшек. На этом и основана методика ментального счета. Мозг начинает работать с воображаемым Абакусом, воспринимая при этом числа в форме картинок. Выполнение же математического счета ассоциируется с движением косточек. Обучение ментальной арифметике быстрого счета является очень интересным и увлекательным процессом.

Программа составлена с учетом реализации предметных связей по разделам:

  1. «Развитие речи». На занятиях используется прием комментированного показа арифметических действий. Использование на занятиях художественного слова: стихотворений, загадок математической направленности. Выполняя практические действия, дошкольники способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
  2. «Ознакомление с окружающим миром». Для занятий подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, что позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения.
  3. «Сенсорное воспитание». Занятия способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
  1. «Музыкальное воспитание». Использование музыкальных подвижных игр, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
  2. «Физическая культура». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.

Адресат образовательной программы – программа рассчитана для детей 5-6 лет, 6-7 лет. Число детей, одновременно находящихся в группе до 8 человек. Для обеспечения образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья реализация данной программы может осуществляться в адаптированном виде, с учетом специфики освоения и дидактических требований, исходя из индивидуальных возможностей и по личному заявлению обучающегося.

Режим занятий – продолжительность образовательной деятельности для воспитанников 5-6 лет 25 минут, 6-7 лет 30 минут. В зависимости от возраста меняются объемы и технологи проведения занятий. Образовательная деятельность осуществляется во вторую половину дня. В сентябре образовательная деятельность по программе не ведётся, это организационный период, в который осуществляется изучение образовательных потребностей родителей обучающихся и самих обучающихся, проводится презентация дополнительной образовательной программы, формируются группы обучающихся. Образовательная деятельность не проводится в праздничные дни и в мае.

Объем – программа рассчитана на 2 года обучения, 1 час в неделю модуль «Стартовый», 2 часа в неделю модуль «Базовый». Содержит в себе 2 модуля: I Модуль «Стартовый» 30 часов. II Модуль «Базовый» 57 часов.

Срок освоения – сроки освоения программы 2 года.

Основные методы обучения:

  • Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);
  • Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти);
  • Практический (складывают и вычитают числа с помощью счета);
  • Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, показ мультимедийных материалов).

  1. Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Целью программы является гармоничное развитие умственных и творческих способностей детей, позволяющая ещё в большей степени раскрыть потенциал ребёнка и создание условий для раскрытия потенциала правого полушария головного мозга, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе.

Задачи программы:

Образовательные (предметные):

  • привитие интереса у учащихся к математике;
  • обучение детей приёмам устного счета с использованием Абакуса;
  • углубление и расширение знаний по математике;

Развивающие (метапредметные):

  • способствовать развитию воображения, мелкой моторики;
  • развитие математического кругозора, мышления, фотографической памяти, внимания, правого и левого полушария головного мозга,
  • исследовательских и творческих умений учащихся;

Воспитательные (личностные):

  • способствовать воспитанию желания и умения взаимодействовать со сверстниками, взрослыми;
  • воспитание настойчивости, инициативы, самостоятельности;
  • сформировать ответственность за начатое дело;
  • сформировать навыки здорового образа жизни;
  • сформировать мотивацию на получение дополнительных знаний.

Модуль «Стартовый» - 1 год обучения

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус (Соробан) без использования компьютера, калькулятора, письменных принадлежностей, только перекидывая косточки счетов в умe.

Ведущая идея данной программы – развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.  Задания построены «от простого к сложному». Каждое занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера.

Цель: развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе.

Задачи:

  1. формировать элементарное представление детей о ментальной арифметике, об Абакусе и его конструкции (братья и друзья);
  2. научить детей правилам передвижения бусинок (цифры от 0 до 100), использования большого и указательного пальцев;
  3. научить правильно использовать обе руки при работе с абакусом;
  4. дать основы состава числа 5 и 10;
  5. научить простому сложению и вычитанию на абакусе 1-100;
  6. способствовать освоению ментального счета при простом сложении и вычитании 1-100;
  7. развивать концентрацию внимания, фотографическую память и оперативное мышление, логику и воображение, слух и наблюдательность, способность к визуализации; 
  8. развивать мелкую моторику рук детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка; 
  9. воспитывать у детей инициативность и самостоятельность, уверенность в себе.

Модуль «Базовый» - 2 год обучения

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус (Соробан) без использования компьютера, калькулятора, письменных принадлежностей, только перекидывая косточки счетов в умe.

Ведущая идея данной программы – развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.  Задания построены «от простого к сложному». Каждое занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера.

Цель: развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе.

Задачи:

  1. продолжать совершенствовать правила работы с абакусом, передвижением бусинок, использование большого и указательного пальцев;
  2. продолжать закреплять состав числа 5 и 10;
  3. научить сложению и вычитанию на абакусе 1-100 при помощи брата;
  4. научить сложению и вычитанию на абакусе 1-100 при помощи друга;
  5. научить сложению и вычитанию на абакусе 1-100 при помощи mix формул;
  6. продолжать развивать ментальный счет.

  1. . Содержание дополнительной образовательной программы «Ментальная арифметика»

Учебный план модуль «Стартовый»

№ п/п

Название разделы, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

В том числе:

Теория

Практика

Вводное занятие.

Диагностика познавательной сферы дошкольников.

1

1

-

Входная диагностика

Вводное занятие «Знакомство с ментальной арифметикой (счет в воображении)»,

«Знакомство с абакусом»

1

0,5

0,5

Выполнение задания в

рабочей тетради

Набор чисел, использование пальцев,

пятерка, «птичка».

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе

Использование «старших» разрядов для

отображения чисел

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе

Пятерка – старший брат, другой разряд – друзья.

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе  и в рабочей

тетради.

Знакомство с флеш-картами, набор чисел на абакусе

2

0,5

1,5

Выполнение задания на абакусе  и в рабочей

тетради.

Простые операции: сложение и вычитание

(+\- 1, +\- 5, когда не требуются правила)

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе  и в рабочей

тетради.

Ментальная карта и как с ней работать

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте

Простые операции: сложение и вычитание

(+\- 1, +\- 5, когда не требуются правила), выполнение заданий на абакусе

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте

Простые операции: сложение и вычитание

(+\- 1, 2, +\- 5, когда не требуются правила),

выполнение заданий на абакусе

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте

Простые операции: сложение и вычитание

(+\- 1,2, 3, +\- 5, когда не требуются правила),

выполнение заданий на счетах

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте

Простые операции: сложение и вычитание

(+\- 1,2,3,4, +\- 5, когда не требуются правила), выполнение заданий на счетах и ментальной

карте

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте.

Повторение: отображение чисел, набор чисел на

счетах. Примеры с двузначными числами.

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте.

Повторение: счет, отображение и набор,

сложение и вычитание без правил

2

0,5

1,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте

Состав числа 5

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте

Правило: +4 = -1+5.

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте

Правило: +3 = -2+5.

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте

Правило: +2 = -3+5.

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте Простое контрольное задание на абакусе.

Правило: +1 = -4+5.

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе.

Повторение. Решение примеров с применением

известных правил.

2

0,5

1,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе.

Правило: -4 = -5, +1

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе.

Правило: -3 = -5+2

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе.

Правило: -2 = -5+3

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе.

Правило: -1 = -5+4

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе.

Повторение. Решение примеров с применением

известных правил.

2

0,5

1,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе.

Итоговое занятие

1

-

1

Итоговая диагностика.

ИТОГО

30

13

17

Содержание учебного плана модуль «Стартовый»

  1. Вводное занятие.

Теория: Обучить детей технике безопасности при работе с техникой, абакусом, нахождения в кабинете на занятиях, в группе детей, свободной деятельности. Диагностика познавательной сферы дошкольников.

  1. Вводное занятие «Знакомство с ментальной арифметикой и Абакусом».

Теория. Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция (братья и друзья).

Практика: Правила передвижения бусинок.

  1. Набор чисел, использование пальцев, пятерка, «птичка».

Теория: Что такое пятёрка на счётах. Как складывать пальцы при передвижении косточек. Термин «птичка».

Практика: Выполнение заданий на абакусе.

  1.  Использование «старших» разрядов для отображения чисел.

Теория: Что такое «старший» разряд для отображения чисел. Ряд десятков на абакусе. Чтение загадки про числа. Набор чисел на абакусе.

Практика: Набор чисел на абакусе.

  1. Пятерка – старший брат, другой разряд – друзья.

Теория: Что такое старший брат, друзья. Пятёрка на счётах. Как складывать пальцы при передвижении косточек. Термин «птичка».

Практика: Выполнение заданий на абакусе и в рабочей тетради.

  1. Знакомство с флеш-картами, набор чисел на абакусе.

Теория: Что такое флеш-карта и как ими пользоваться.

Практика: Выполнение заданий на абакусе и в рабочей тетради.

  1. Простые операции: сложение и вычитание(+\- 1, +\- 5, когда не требуются правила)

Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании. Обнуление.

Практика: Простое сложение и вычитание на счётах и ментальной карте.

  1. Ментальная карта и как с ней работать.

Теория: Что такое ментальная карта. Способы работы с ментальной картой.

Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.

  1. Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, +\- 5, когда не требуются правила).

Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании. Обнуление.

Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.

  1. Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, 2, +\- 5, когда не требуются правила).

Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании. Обнуление.

Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.

  1. Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1,2, 3, +\- 5, когда не требуются правила).

Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании. Обнуление.

Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.

  1. Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1,2,3,4, +\- 5, когда не требуются правила).

Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании. Обнуление.

Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.

  1. Повторение: отображение чисел, набор чисел на абакусе. Примеры с двузначными числами.

Теория: Повторение набора чисел на абакусе. Числа на флешкартах.

Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.

  1. Повторение: счет, отображение и набор, сложение и вычитание без правил.

Теория: Строение абакуса. Отображение и набор чисел.

Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.

  1. Состав числа 5.

Теория: Состав числа 5.

Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.

  1. Правило: +4 = -1+5.

Теория: Правильная постановка пальцев при сложении и вычитании. Обнуление.

Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.

  1. Правило: +3 = -2+5.

Теория: Правильная постановка пальцев при сложении и вычитании. Обнуление.

Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.

  1. Правило: +2 = -3+5.

Теория: Правильная постановка пальцев при сложении и вычитании. Обнуление.

Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.

  1. Правило: +1 = -4+5.

Теория: Правильная постановка пальцев при сложении и вычитании. Обнуление.

Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.

  1. Повторение. Решение примеров с применением известных правил.

Теория: Правильная постановка пальцев при сложении и вычитании. Обнуление.

Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.

  1. Правило: -4 = -5 +1

Теория: Правильная постановка пальцев при сложении и вычитании. Обнуление.

Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.

  1. Правило: -3 = -5+2

Теория: Правильная постановка пальцев при сложении и вычитании. Обнуление.

Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.

  1. Правило: -2 = -5+3

Теория: Правильная постановка пальцев при сложении и вычитании. Обнуление.

Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.

  1. Правило: -1 = -5+4

Теория: Правильная постановка пальцев при сложении и вычитании. Обнуление.

Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.

  1. Повторение. Решение примеров с применением известных правил.

Теория: Строение абакуса. Отображение и набор чисел.

Практика: Простое контрольное задание на абакусе. Ментальный счет на тренажере.

  1. Итоговое занятие.

Практика: Простое контрольное задание на абакусе. Ментальный счет на тренажере. Итоговая диагностика.

Учебный план модуль «Базовый»

№ п/п

Название разделы, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

В том числе:

Теория

Практика

Вводное занятие.

Диагностика познавательной сферы дошкольников.

1

1

-

Входная диагностика

Устройство абакуса. Счет в воображении.

1

0,5

0,5

Выполнение задания в рабочей тетради

Набор чисел, использование пальцев, пятерка, «Птичка»

1

0,5

0,5

Выполнение задания в рабочей тетради

Работа с флеш-картами. Повторение отображения чисел

1

0,5

0,5

Выполнение задания в рабочей тетради

Простые операции сложение и вычитание (+/-1,2 +/-5, когда не требуются правила)

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе, ментальной карте и в рабочей тетради)

Простые операции сложение и вычитание (+/-1,2,3 +/-5, когда не требуются правила)

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе, ментальной карте и в рабочей тетради)

Простые операции сложение и вычитание (+/-1,2,3,4  +/-5, когда не требуются правила)

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе, ментальной карте и в рабочей тетради)

Сложение с 5 методом «Помощь брата» (+4=-1+5, +3=-2+5, +2 = -3+5, +1=-4+5)

3

0,5

2,5

Выполнение задания на абакусе, ментальной карте и в рабочей тетради)

Вычитание с 5 методом «Помощь брата» (-4=-5+1, -3=-5+2, -2=-5+3, -1=-5+4)

3

0,5

2,5

Выполнение задания на абакусе, ментальной карте и в рабочей тетради)

Решение примеров с применением известных правил

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе, ментальной карте и в рабочей тетради)

Работа на абакусе «птичкой». Состав числа 10

2

0,5

1,5

Выполнение задания на абакусе, ментальной карте и в рабочей тетради)

Правило: +1 = -9+10

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе.

Правило: +2 = -8+10

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе.

Правило: +3 = -7+10

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе.

Правило: +4 = -6+10

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе.

Правило: +5 = -5+10

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе.

Правило: +6 = -4+10

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе.

Правило: +7 = -3+10

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе.

Правило: +8 = -2+10

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе.

Правило: +9 = -1+10

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе.

Повторение. Контрольное задание на пройденные правила

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе.

Комбинированный метод +6 (-5, +11)

2

0,5

1,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе.

Комбинированный метод +7 (-5, +12)

2

0,5

1,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе.

Комбинированный метод +8 (-5, +13)

2

0,5

1,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе.

Комбинированный метод +9 (-5, +14)

2

0,5

1,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе.

  1. Повторение

Повторение. Решение примеров с применением известных правил

1

-

1

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе.

Правило: -1 = -10+9

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте

Правило: -2 = -10+8

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте

Правило: -3 = -10+7

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте

Правило: -4 = -10+6

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте

Правило: -5 = -10+5

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте

Правило: -6 = -10+4

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте

Правило: -7 = -10+3

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте

Правило: -8 = -10+2

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте

Правило: -9 = -10+1

1

0,5

0,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте

Повторение правил. Упражнения на все правила

2

-

2

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе.

Комбинированный метод -6=-11+5

2

0,5

1,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе.

Комбинированный метод -7=-12+5

2

0,5

1,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте

Комбинированный метод -8=-13+5

2

0,5

1,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте

Комбинированный метод -9=-14+5

2

0,5

1,5

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте

Отработка правил комбинированного метода

2

-

2

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе.

Итоговое занятие. Вычисления на тренажере

1

-

1

Выполнение задания на абакусе и в рабочей

тетради, ментальной карте и тренажере. Контрольное задание на абакусе

Итого:

57

19,5

37,5

Содержание учебного плана модуль «Базовый»

  1. Вводное занятие.

Теория: Обучить детей технике безопасности при работе с техникой, абакусом, нахождения в кабинете на занятиях, в группе детей, свободной деятельности. Диагностика познавательной сферы дошкольников.

  1. Устройство абакуса. Счет в воображении.

Теория. Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция (братья и друзья).

Практика: Правила передвижения бусинок. Счет в воображении.

  1. Набор чисел, использование пальцев, пятерка, «Птичка»

Теория: Повторение набора чисел на абакусе. Числа на флешкартах.

Практика: Отображение чисел, набор чисел на абакусе. Выполнение заданий в рабочей тетради. Правильная постановка рук, пальцев.

  1. Работа с флеш-картами. Повторение отображения чисел

Теория: Что такое флеш-карта и ими пользоваться.

Практика: Набор чисел на абакусе с использованием флеш-карт.

  1. Простые операции сложение и вычитание (+/-1,2 +/-5, когда не требуются правила)

Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании. Обнуление.

Практика: Простое сложение и вычитание на счётах и ментальной карте. Выполнение заданий в рабочей тетради.

  1. Простые операции сложение и вычитание (+/-1,2,3 +/-5, когда не требуются правила)

Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании. Обнуление.

Практика: Простое сложение и вычитание на счётах и ментальной карте. Выполнение заданий в рабочей тетради.

  1. Простые операции сложение и вычитание (+/-1,2,3,4  +/-5, когда не требуются правила)

Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании. Обнуление.

Практика: Простое сложение и вычитание на счётах и ментальной карте. Выполнение заданий в рабочей тетради.

  1. Сложение с 5 методом «Помощь брата»

Теория: Термины и понятия: пятерка – старший брат, другой разряд – друзья.

Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.

  1. Вычитание с 5 методом «Помощь брата»

Теория: Термины и понятия: пятерка – старший брат, другой разряд – друзья.

Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.

  1. Решение примеров с применением известных правил

Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте и на тренажере.

  1. Работа на абакусе «птичкой». Состав числа 10

Теория: Состав числа 10.

Практика: Знакомство с двухзначными числами. Разбор числа 10 по составу.

  1. Правило: +1 = -9+10

Теория: Изучение метода сложение с помощью друга +1

Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.

  1. Правило: +2 = -8+10

Теория: Изучение метода сложение с помощью друга +2

Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.

  1. Правило: +3 = -7+10

Теория: Изучение метода сложение с помощью друга +3

Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.

  1. Правило: +4 = -6+10

Теория: Изучение метода сложение с помощью друга +4

Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.

  1. Правило: +5 = -5+10

Теория: Изучение метода сложение с помощью друга +5

Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.

  1. Правило: +6 = -4+10

Теория: Изучение метода сложение с помощью друга +6

Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.

  1. Правило: +7 = -3+10

Теория: Изучение метода сложение с помощью друга +7

Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.

  1. Правило: +8 = -2+10

Теория: Изучение метода сложение с помощью друга +8

Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.

  1. Правило: +9 = -1+10

Теория: Изучение метода сложение с помощью друга +9

Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.

  1. Повторение. Контрольное задание на пройденные правила

Практика: Выполнение контрольного задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте, на тренажере.

  1. Комбинированный метод +6 (-5, +11)

Теория: Знакомство со счётом комбинированным методом. Правило: +6 =-5,+11

Практика: Сложение при помощи правил комбинированного метода на абакусе и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

  1. Комбинированный метод +7 (-5, +12)

Теория: Знакомство со счётом комбинированным методом. Правило: +7 =-5,+12

Практика: Сложение при помощи правил комбинированного метода на абакусе и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

  1. Комбинированный метод +8 (-5, +13)

Теория: Знакомство со счётом комбинированным методом. Правило: +8 =-5,+13

Практика: Сложение при помощи правил комбинированного метода на абакусе и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

  1. Комбинированный метод +9 (-5, +14)

Теория: Знакомство со счётом комбинированным методом. Правило: +9 =-5,+14

Практика: Сложение при помощи правил комбинированного метода на абакусе и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

  1. Повторение. Решение примеров с применением известных правил

Практика: Выполнение контрольного задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте, на тренажере.

  1. Правило: -1 = -10+9

Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания. Новое правило: -1 = -10+9.

Практика: Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

  1. Правило: -2 = -10+8

Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания. Новое правило: -2 = -10+8

Практика: Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради

  1. Правило: -3 = -10+7

Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания. Новое правило: -3 = -10+7

Практика: Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради

  1. Правило: -4 = -10+6

Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания. Новое правило: -4 = -10+6

Практика: Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради

  1. Правило: -5 = -10+5

Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания. Новое правило: -5 = -10+5

Практика: Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради

  1. Правило: -6 = -10+4

Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания. Новое правило: -6 = -10+4

Практика: Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради

  1. Правило: -7 = -10+3

Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания. Новое правило: -7 = -10+3

Практика: Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради

  1. Правило: -8 = -10+2

Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания. Новое правило: -8 = -10+2

Практика: Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради

  1. Правило: -9 = -10+1

Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания. Новое правило: -9 = -10+1

Практика: Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради

  1. Повторение правил. Упражнения на все правила

Практика: Выполнение контрольного задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте, на тренажере.

  1. Комбинированный метод -6=-11+5

Теория: Знакомство со счётом комбинированным методом. Правило:-6 =-11,+5

Практика: Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

  1. Комбинированный метод -7=-12+5

Теория: Знакомство со счётом комбинированным методом. Правило: -7=-12+5

Практика: Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

  1. Комбинированный метод -8=-13+5

Теория: Знакомство со счётом комбинированным методом. Правило: -8=-13+5

Практика: Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

  1. Комбинированный метод -9=-14+5

Теория: Знакомство со счётом комбинированным методом. Правило: -9=-14+5

Практика: Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

  1. Отработка правил комбинированного метода

Практика: Решение примеров с применением известных правил на счётах. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

  1. Итоговое занятие. Вычисления на тренажере

Практика: Выполнение олимпиадных задач. Счёт на абакусе и ментально. Вычисления в уме на тренажере.

  1.  Планируемые результаты дополнительной образовательной программы «Ментальная арифметика»
  1. Планируемые результаты первого года обучения модуль «Стартовый»

По окончании первого года обучения воспитанник должен

Знать:

  1. понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.
  2. прием ментального счета.
  3. арифметические знаки (числа от 1 до 100 , знак «+», «-»)
  4. состав числа 5

Уметь:

  1. правильно работать с абакусом считая двумя руками одновременно;
  2. держать в уме цепочку из 5 чисел, совершать действия с ними по очереди;
  3. эмоционально вовлекаться в работу на занятии.
  1. Планируемые результаты второго года обучения по дополнительной образовательной программ «Базовый»

По окончании второго года обучения воспитанник должен

Знать:

  1. понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.
  2. прием ментального счета.
  3. арифметические знаки (числа от 1 до 100, знак «+», «-»)
  4. состав числа 5
  5. состав числа 10;
  6. формулы 5,10, mix;

Уметь:

  1. правильно работать с абакусом считая двумя руками одновременно;
  2. держать в уме цепочку из 5 чисел, совершать действия с ними по очереди;
  3. эмоционально вовлекаться в работу на занятии;
  4. совершать арифметические действия на абакусе и ментально.
  1. Организационно – педагогические условия реализации дополнительной образовательной программы

2.1. Условия реализации дополнительной образовательной программы

Для реализации Программы созданы материально-технические условия – это отдельная группа, в котором для полноценной работы есть всё необходимое:

  1. Ноутбук с подключенным интернетом.
  2. Рабочий стол педагога.
  3. Столы и стулья для воспитанников.
  4. Абакусы на каждого ученика.
  5. Наглядные пособия, флеш-карты на каждого ученика.
  6. Дидактические игры и счетный материал.
  7. Ментальные карты на каждого ученика.
  8. Тетради на каждого ученика.
  9. Демонстрационный абакус для педагога.
  10. Методическая литература для проведения физкультминуток и дыхательных упражнений, упражнений для глаз.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность доступа к информационным ресурсам Интернета, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях; создания и использования информации; планирования образовательного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов.

Реализация Программы осуществляется воспитателем без категории.

Документы, регламентирующие деятельность педагога:

  1. должностная инструкция;
  2. дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором обозначены права и обязанности сторон, срок действия договора, условия оплаты за оказанные услуги и сведения об исполнителях.
  3. перечень документации педагога дополнительного образования:
  • утвержденная дополнительная образовательная программа,
  • сетка дополнительных занятий на учебный год,
  • список обучающихся,
  • табель посещаемости.
  1. график работы педагога по дополнительной платной услуге «Ментальная арифметика», исключающий предоставление платных услуг в основное рабочее время. С графиком работы, перечнем документации и должностной инструкцией педагога ознакомлен под роспись.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения обеспечивает:

– информационно-методическую поддержку образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;

– информационную поддержку образовательной деятельности на основе современных информационных технологий,

укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами,

дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса:

2.2.  Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

Модуль «Стартовый»

Формы и методы диагностики, применяемые в работе дополнительной платной услуге «Ментальная арифметика»:

  • педагогическое наблюдение;
  • выполнение практических заданий педагога.

Используются следующие виды контроля: промежуточный и итоговый.

Основной способ контроля – педагогическое наблюдение.

Подведение итогов проводится на занятиях.

Показатели уровня освоения программы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неумение анализировать свое исполнение, слабая техника и математический счёт, считает только с помощью абакуса.

отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в математическом); владение хорошей исполнительской техникой, считает с помощью ментальной карты и ментально.

технически качественное и математически осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения. Учащийся владеет теоретическими и практическими знаниями в области ментальной арифметики. Работы выполняет точно, в соответствии с заданным темпом, считает ментально.

Модуль «Базовый»

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации:

  • Входное тестирование (устный опрос, письменный опрос) - оценка исходного уровня знаний перед началом образовательного процесса. Проводится с целью определения уровня развития детей.
  • Текущий контроль – оценка качества усвоения обучающимися учебного материала; отслеживание активности обучающихся.
  • Промежуточное тестирование – это оценка качества усвоения обучающимися учебного материала по итогам учебного периода.
  • Итоговое тестирование – оценка уровня достижений обучающихся по завершении освоения дополнительной общеобразовательной  программы мониторинг, открытое занятие.

3. Список литературы

  1. Вендланд Д. «Изучение арифметики с помощью абакуса», ЭКСМО, Москва, 2018
  2. Кац Е. «Необычная математика. ФГОС», РОСМЭН, Москва, 2016
  3. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников // Международный научный журнал «Символ науки» №12-2/2016. С. 221-225.
  4. Михеева Людмила Александровна «Ментальная арифметика»
  5. Филиппс Ч. «Левое и правое полушарие. 25+25 задач для всесторонней тренировки мозга», ЭКСМО, Москва, 2011.
  6. Цаплина О.В. Ребенок в мире позитива // Детский сад от А до Я. 2015. № 5 (77). С. 53-59.
  7. Цаплина О.В. Технология развития познавательной активности дошкольника // Детский сад от А до Я. 2016. №1. С. 44-53.
  8. Шалаева Г.П.  «Решаем задачи»; «Меры измерения»
  9. Шен Х. «Менар. Абакус 1,2,3,4,5,6»

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

  1. .«Ментальная арифметика для каждого» https://www.youtube.com/watch?v=B501nxpSjh4&list=PL_ralnP0rv852arOdqsJwOwSUqMGMQeXQ
  2. Онлайн-тренажер «Абакус» https://t.mentalnaya-arifmetika.club/
  3. Онлайн-сервис для педагогов https://akira.education/trainer.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для детей обшеразвивающей направленности детей четвертого года жизни.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...

Рабочая программа для детей первой младшей группы № 1 «Буратино» для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет на 2016-2017 уч. год

Рабочая программа для детей первой младшей группы № 1 «Буратино» для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет, является частью Основной образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образо...

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа для детей 3-4 лет «Сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

         Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к род...

Рабочая программа кружка детей разновозрастной группы «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Рабочая программа кружкадетей разновозрастной группы«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...