Рабочая программа "Ментальная арифметика" для детей 5-7 лет
рабочая программа (старшая группа)
Данная программа является адаптированной для детей 5-7-летнего возраста независимо от наличия у них специальных навыков. Ведущая идея данной программы – развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Задания построены «от простого к сложному». Каждое занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера. В процессе проведения занятий у учащихся появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития ребенка, поднять авторитет даже у самого слабо мотивированного учащегося. Отрабатывать арифметические навыки. Подготовить ум для более серьёзной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ma.docx | 95.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа «Детский сад №63 комбинированного вида»
2 Микрорайон ул., д.14, г. Полевской, Свердловской области, 623380, тел. 8(34350) 2-07-26, Email: dc_63@mail.ru, http://нептун63.рф_
ПРИНЯТА: Педагогическим советом Протокол от «____» ____________2021 г. №____ | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ ПГО «Детский сад №63» ____________ О.А. Коростелева Приказ от «____» ____________2021 г. №____ |
Рабочая программа
по дополнительной общеразвивающей программе
«Ментальная арифметика»
Дошкольный возраст (5 – 7 лет)
Срок реализации: 1 год (2021 – 2022 учебный год)
Разработал: воспитатель Жабреева О.К.
г. Полевской, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Комплекс основных характеристик образования при реализации дополнительной образовательной программы «Ментальная арифметика»………………………………………………………………………………………………………………………………….. | 3 |
1.1 | Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе………………………………………………………………... | 3 |
1.2 | Цель и задачи дополнительной образовательной программы……………………………………………………………………………. | 6 |
1.3 | Содержание дополнительной образовательной программы……………………………………………………………………………… | 8 |
1.4. | Планируемые результаты дополнительной образовательной программы «Ментальная арифметика»……………………………….. | 24 |
1.4.1. | Планируемые результаты первого года обучения модуль «Стартовый»………………………………………………………………... | 24 |
1.4.2. | Планируемые результаты первого года обучения модуль «Базовый»…………………………………………………………………... | 24 |
2. | Организационно – педагогические условия реализации дополнительной образовательной программы «Ментальная арифметика» | 25 |
2.1 | Условия реализации дополнительной образовательной программы……….……………………………………………………………. | 25 |
2.2 | Формы аттестации и оценочные материалы ………………………………………………………………………………………………. | 26 |
3. | Список литературы………………………………………………………………………………………………………………………….. | 27 |
- КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Ментальная арифметика»
- Пояснительная записка к дополнительной общеразвивающей программе
Программа носит социально-педагогическую направленность, отвечает требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р, Письма Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. №09-3242. «Методические рекомендациях по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)», в которых прописано, что одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является модульность.
Программа «Ментальная арифметика» имеет два модуля. Содержание первого модуля направлено на формирование и освоение определенных компетенций у групп дошкольников старшего и подготовительного к школе возраста. Второй модуль углубляет уже приобретенные дошкольниками компетенции.
Актуальность данной программы заключается в использовании новых форм обучения устному счёту, с помощью специальных счет – Абакус. Считается, что каждое из полушарий человеческого мозга отвечает за свои направления. Так, правое позволяет развить творчество, образное восприятие и мышление.
Левое полушарие в ответе за логическое мышление. Деятельность полушарий активизируется в тот момент, когда человек начинает работать руками. Если активна правая рука, то начинает работать левое полушарие. И наоборот. Человек, работающий левой рукой, способствует активизации работы правого полушария. Достигнуть таких результатов возможно при выполнении математических операций на Абакусе обеими руками. Абакус оттачивает и тренирует полушария. Этот предмет позволяет ребенку совершенно свободно вычитать и умножать, складывать и делить, вычислять квадратный и кубический корни.
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус (Соробан) без использования компьютера, калькулятора, письменных принадлежностей, только перекидывая косточки счетов в умe.
Данная программа является адаптированной для детей 5-7-летнего возраста независимо от наличия у них специальных навыков. Ведущая идея данной программы – развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Задания построены «от простого к сложному». Каждое занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера. В процессе проведения занятий у учащихся появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития ребенка, поднять авторитет даже у самого слабо мотивированного учащегося. Отрабатывать арифметические навыки. Подготовить ум для более серьёзной работы.
Новизна данной программы определяется инновационным подходом к изучению современных направлений в познавательном развитии детей, и использованием в процессе обучения игровых, сюжетных и интегрированных методов. В рамках программы возможна разработка индивидуальной образовательной траектории для одарённых и высокомотивированных учащихся, что позволяет раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка.
Отличительная особенность данной программы состоит в последовательном и дифференцированном изучении материала по соответствующим модулям (первый и второй год обучения).
Программа построена на последовательном прохождении двух этапов. На первом из них происходит ознакомление и овладение техникой выполнения арифметических действий с использованием косточек, во время которых задействованы одновременно две руки. Благодаря этому в процессе участвует как левое, так и правое полушарие. Это позволяет достигнуть максимально быстрого усвоения и выполнения арифметических действий.
Во время прохождения второго этапа учащиеся обучаются ментальному счету, который производится в уме. Ребенок перестает постоянно привязываться к Абакусу, что также стимулирует и его воображение. Левые полушария детей воспринимают цифры, а правые – образ костяшек. На этом и основана методика ментального счета. Мозг начинает работать с воображаемым Абакусом, воспринимая при этом числа в форме картинок. Выполнение же математического счета ассоциируется с движением косточек. Обучение ментальной арифметике быстрого счета является очень интересным и увлекательным процессом.
Программа составлена с учетом реализации предметных связей по разделам:
- «Развитие речи». На занятиях используется прием комментированного показа арифметических действий. Использование на занятиях художественного слова: стихотворений, загадок математической направленности. Выполняя практические действия, дошкольники способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
- «Ознакомление с окружающим миром». Для занятий подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, что позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения.
- «Сенсорное воспитание». Занятия способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
- «Музыкальное воспитание». Использование музыкальных подвижных игр, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
- «Физическая культура». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
Адресат образовательной программы – программа рассчитана для детей 5-6 лет, 6-7 лет. Число детей, одновременно находящихся в группе до 8 человек. Для обеспечения образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья реализация данной программы может осуществляться в адаптированном виде, с учетом специфики освоения и дидактических требований, исходя из индивидуальных возможностей и по личному заявлению обучающегося.
Режим занятий – продолжительность образовательной деятельности для воспитанников 5-6 лет 25 минут, 6-7 лет 30 минут. В зависимости от возраста меняются объемы и технологи проведения занятий. Образовательная деятельность осуществляется во вторую половину дня. В сентябре образовательная деятельность по программе не ведётся, это организационный период, в который осуществляется изучение образовательных потребностей родителей обучающихся и самих обучающихся, проводится презентация дополнительной образовательной программы, формируются группы обучающихся. Образовательная деятельность не проводится в праздничные дни и в мае.
Объем – программа рассчитана на 2 года обучения, 1 час в неделю модуль «Стартовый», 2 часа в неделю модуль «Базовый». Содержит в себе 2 модуля: I Модуль «Стартовый» 30 часов. II Модуль «Базовый» 57 часов.
Срок освоения – сроки освоения программы 2 года.
Основные методы обучения:
- Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);
- Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти);
- Практический (складывают и вычитают числа с помощью счета);
- Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, показ мультимедийных материалов).
- Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Целью программы является гармоничное развитие умственных и творческих способностей детей, позволяющая ещё в большей степени раскрыть потенциал ребёнка и создание условий для раскрытия потенциала правого полушария головного мозга, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе.
Задачи программы:
Образовательные (предметные):
- привитие интереса у учащихся к математике;
- обучение детей приёмам устного счета с использованием Абакуса;
- углубление и расширение знаний по математике;
Развивающие (метапредметные):
- способствовать развитию воображения, мелкой моторики;
- развитие математического кругозора, мышления, фотографической памяти, внимания, правого и левого полушария головного мозга,
- исследовательских и творческих умений учащихся;
Воспитательные (личностные):
- способствовать воспитанию желания и умения взаимодействовать со сверстниками, взрослыми;
- воспитание настойчивости, инициативы, самостоятельности;
- сформировать ответственность за начатое дело;
- сформировать навыки здорового образа жизни;
- сформировать мотивацию на получение дополнительных знаний.
Модуль «Стартовый» - 1 год обучения
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус (Соробан) без использования компьютера, калькулятора, письменных принадлежностей, только перекидывая косточки счетов в умe.
Ведущая идея данной программы – развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Задания построены «от простого к сложному». Каждое занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера.
Цель: развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе.
Задачи:
- формировать элементарное представление детей о ментальной арифметике, об Абакусе и его конструкции (братья и друзья);
- научить детей правилам передвижения бусинок (цифры от 0 до 100), использования большого и указательного пальцев;
- научить правильно использовать обе руки при работе с абакусом;
- дать основы состава числа 5 и 10;
- научить простому сложению и вычитанию на абакусе 1-100;
- способствовать освоению ментального счета при простом сложении и вычитании 1-100;
- развивать концентрацию внимания, фотографическую память и оперативное мышление, логику и воображение, слух и наблюдательность, способность к визуализации;
- развивать мелкую моторику рук детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка;
- воспитывать у детей инициативность и самостоятельность, уверенность в себе.
Модуль «Базовый» - 2 год обучения
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус (Соробан) без использования компьютера, калькулятора, письменных принадлежностей, только перекидывая косточки счетов в умe.
Ведущая идея данной программы – развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Задания построены «от простого к сложному». Каждое занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера.
Цель: развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе.
Задачи:
- продолжать совершенствовать правила работы с абакусом, передвижением бусинок, использование большого и указательного пальцев;
- продолжать закреплять состав числа 5 и 10;
- научить сложению и вычитанию на абакусе 1-100 при помощи брата;
- научить сложению и вычитанию на абакусе 1-100 при помощи друга;
- научить сложению и вычитанию на абакусе 1-100 при помощи mix формул;
- продолжать развивать ментальный счет.
- . Содержание дополнительной образовательной программы «Ментальная арифметика»
Учебный план модуль «Стартовый»
№ п/п | Название разделы, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||
Всего | В том числе: | |||||
Теория | Практика | |||||
Вводное занятие. Диагностика познавательной сферы дошкольников. | 1 | 1 | - | Входная диагностика | ||
Вводное занятие «Знакомство с ментальной арифметикой (счет в воображении)», «Знакомство с абакусом» | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания в рабочей тетради | ||
Набор чисел, использование пальцев, пятерка, «птичка». | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе | ||
Использование «старших» разрядов для отображения чисел | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе | ||
Пятерка – старший брат, другой разряд – друзья. | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради. | ||
Знакомство с флеш-картами, набор чисел на абакусе | 2 | 0,5 | 1,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради. | ||
Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, +\- 5, когда не требуются правила) | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради. | ||
Ментальная карта и как с ней работать | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте | ||
Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, +\- 5, когда не требуются правила), выполнение заданий на абакусе | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте | ||
Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, 2, +\- 5, когда не требуются правила), выполнение заданий на абакусе | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте | ||
Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1,2, 3, +\- 5, когда не требуются правила), выполнение заданий на счетах | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте | ||
Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1,2,3,4, +\- 5, когда не требуются правила), выполнение заданий на счетах и ментальной карте | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. | ||
Повторение: отображение чисел, набор чисел на счетах. Примеры с двузначными числами. | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. | ||
Повторение: счет, отображение и набор, сложение и вычитание без правил | 2 | 0,5 | 1,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте | ||
Состав числа 5 | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте | ||
Правило: +4 = -1+5. | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте | ||
Правило: +3 = -2+5. | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте | ||
Правило: +2 = -3+5. | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте Простое контрольное задание на абакусе. | ||
Правило: +1 = -4+5. | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе. | ||
Повторение. Решение примеров с применением известных правил. | 2 | 0,5 | 1,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе. | ||
Правило: -4 = -5, +1 | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе. | ||
Правило: -3 = -5+2 | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе. | ||
Правило: -2 = -5+3 | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе. | ||
Правило: -1 = -5+4 | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе. | ||
Повторение. Решение примеров с применением известных правил. | 2 | 0,5 | 1,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе. | ||
Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Итоговая диагностика. | ||
ИТОГО | 30 | 13 | 17 |
Содержание учебного плана модуль «Стартовый»
- Вводное занятие.
Теория: Обучить детей технике безопасности при работе с техникой, абакусом, нахождения в кабинете на занятиях, в группе детей, свободной деятельности. Диагностика познавательной сферы дошкольников.
- Вводное занятие «Знакомство с ментальной арифметикой и Абакусом».
Теория. Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция (братья и друзья).
Практика: Правила передвижения бусинок.
- Набор чисел, использование пальцев, пятерка, «птичка».
Теория: Что такое пятёрка на счётах. Как складывать пальцы при передвижении косточек. Термин «птичка».
Практика: Выполнение заданий на абакусе.
- Использование «старших» разрядов для отображения чисел.
Теория: Что такое «старший» разряд для отображения чисел. Ряд десятков на абакусе. Чтение загадки про числа. Набор чисел на абакусе.
Практика: Набор чисел на абакусе.
- Пятерка – старший брат, другой разряд – друзья.
Теория: Что такое старший брат, друзья. Пятёрка на счётах. Как складывать пальцы при передвижении косточек. Термин «птичка».
Практика: Выполнение заданий на абакусе и в рабочей тетради.
- Знакомство с флеш-картами, набор чисел на абакусе.
Теория: Что такое флеш-карта и как ими пользоваться.
Практика: Выполнение заданий на абакусе и в рабочей тетради.
- Простые операции: сложение и вычитание(+\- 1, +\- 5, когда не требуются правила)
Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании. Обнуление.
Практика: Простое сложение и вычитание на счётах и ментальной карте.
- Ментальная карта и как с ней работать.
Теория: Что такое ментальная карта. Способы работы с ментальной картой.
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.
- Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, +\- 5, когда не требуются правила).
Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании. Обнуление.
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.
- Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, 2, +\- 5, когда не требуются правила).
Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании. Обнуление.
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.
- Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1,2, 3, +\- 5, когда не требуются правила).
Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании. Обнуление.
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.
- Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1,2,3,4, +\- 5, когда не требуются правила).
Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании. Обнуление.
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.
- Повторение: отображение чисел, набор чисел на абакусе. Примеры с двузначными числами.
Теория: Повторение набора чисел на абакусе. Числа на флешкартах.
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.
- Повторение: счет, отображение и набор, сложение и вычитание без правил.
Теория: Строение абакуса. Отображение и набор чисел.
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.
- Состав числа 5.
Теория: Состав числа 5.
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.
- Правило: +4 = -1+5.
Теория: Правильная постановка пальцев при сложении и вычитании. Обнуление.
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.
- Правило: +3 = -2+5.
Теория: Правильная постановка пальцев при сложении и вычитании. Обнуление.
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.
- Правило: +2 = -3+5.
Теория: Правильная постановка пальцев при сложении и вычитании. Обнуление.
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.
- Правило: +1 = -4+5.
Теория: Правильная постановка пальцев при сложении и вычитании. Обнуление.
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.
- Повторение. Решение примеров с применением известных правил.
Теория: Правильная постановка пальцев при сложении и вычитании. Обнуление.
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.
- Правило: -4 = -5 +1
Теория: Правильная постановка пальцев при сложении и вычитании. Обнуление.
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.
- Правило: -3 = -5+2
Теория: Правильная постановка пальцев при сложении и вычитании. Обнуление.
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.
- Правило: -2 = -5+3
Теория: Правильная постановка пальцев при сложении и вычитании. Обнуление.
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.
- Правило: -1 = -5+4
Теория: Правильная постановка пальцев при сложении и вычитании. Обнуление.
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте.
- Повторение. Решение примеров с применением известных правил.
Теория: Строение абакуса. Отображение и набор чисел.
Практика: Простое контрольное задание на абакусе. Ментальный счет на тренажере.
- Итоговое занятие.
Практика: Простое контрольное задание на абакусе. Ментальный счет на тренажере. Итоговая диагностика.
Учебный план модуль «Базовый»
№ п/п | Название разделы, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | В том числе: | ||||
Теория | Практика | ||||
Вводное занятие. Диагностика познавательной сферы дошкольников. | 1 | 1 | - | Входная диагностика | |
Устройство абакуса. Счет в воображении. | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания в рабочей тетради | |
Набор чисел, использование пальцев, пятерка, «Птичка» | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания в рабочей тетради | |
Работа с флеш-картами. Повторение отображения чисел | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания в рабочей тетради | |
Простые операции сложение и вычитание (+/-1,2 +/-5, когда не требуются правила) | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе, ментальной карте и в рабочей тетради) | |
Простые операции сложение и вычитание (+/-1,2,3 +/-5, когда не требуются правила) | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе, ментальной карте и в рабочей тетради) | |
Простые операции сложение и вычитание (+/-1,2,3,4 +/-5, когда не требуются правила) | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе, ментальной карте и в рабочей тетради) | |
Сложение с 5 методом «Помощь брата» (+4=-1+5, +3=-2+5, +2 = -3+5, +1=-4+5) | 3 | 0,5 | 2,5 | Выполнение задания на абакусе, ментальной карте и в рабочей тетради) | |
Вычитание с 5 методом «Помощь брата» (-4=-5+1, -3=-5+2, -2=-5+3, -1=-5+4) | 3 | 0,5 | 2,5 | Выполнение задания на абакусе, ментальной карте и в рабочей тетради) | |
Решение примеров с применением известных правил | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе, ментальной карте и в рабочей тетради) | |
Работа на абакусе «птичкой». Состав числа 10 | 2 | 0,5 | 1,5 | Выполнение задания на абакусе, ментальной карте и в рабочей тетради) | |
Правило: +1 = -9+10 | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе. | |
Правило: +2 = -8+10 | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе. | |
Правило: +3 = -7+10 | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе. | |
Правило: +4 = -6+10 | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе. | |
Правило: +5 = -5+10 | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе. | |
Правило: +6 = -4+10 | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе. | |
Правило: +7 = -3+10 | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе. | |
Правило: +8 = -2+10 | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе. | |
Правило: +9 = -1+10 | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе. | |
Повторение. Контрольное задание на пройденные правила | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе. | |
Комбинированный метод +6 (-5, +11) | 2 | 0,5 | 1,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе. | |
Комбинированный метод +7 (-5, +12) | 2 | 0,5 | 1,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе. | |
Комбинированный метод +8 (-5, +13) | 2 | 0,5 | 1,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе. | |
Комбинированный метод +9 (-5, +14) | 2 | 0,5 | 1,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе. | |
| Повторение. Решение примеров с применением известных правил | 1 | - | 1 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе. |
Правило: -1 = -10+9 | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте | |
Правило: -2 = -10+8 | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте | |
Правило: -3 = -10+7 | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте | |
Правило: -4 = -10+6 | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте | |
Правило: -5 = -10+5 | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте | |
Правило: -6 = -10+4 | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте | |
Правило: -7 = -10+3 | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте | |
Правило: -8 = -10+2 | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте | |
Правило: -9 = -10+1 | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте | |
Повторение правил. Упражнения на все правила | 2 | - | 2 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе. | |
Комбинированный метод -6=-11+5 | 2 | 0,5 | 1,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе. | |
Комбинированный метод -7=-12+5 | 2 | 0,5 | 1,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте | |
Комбинированный метод -8=-13+5 | 2 | 0,5 | 1,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте | |
Комбинированный метод -9=-14+5 | 2 | 0,5 | 1,5 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте | |
Отработка правил комбинированного метода | 2 | - | 2 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на абакусе. | |
Итоговое занятие. Вычисления на тренажере | 1 | - | 1 | Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте и тренажере. Контрольное задание на абакусе | |
Итого: | 57 | 19,5 | 37,5 |
Содержание учебного плана модуль «Базовый»
- Вводное занятие.
Теория: Обучить детей технике безопасности при работе с техникой, абакусом, нахождения в кабинете на занятиях, в группе детей, свободной деятельности. Диагностика познавательной сферы дошкольников.
- Устройство абакуса. Счет в воображении.
Теория. Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция (братья и друзья).
Практика: Правила передвижения бусинок. Счет в воображении.
Теория: Повторение набора чисел на абакусе. Числа на флешкартах. Практика: Отображение чисел, набор чисел на абакусе. Выполнение заданий в рабочей тетради. Правильная постановка рук, пальцев. |
Теория: Что такое флеш-карта и ими пользоваться. Практика: Набор чисел на абакусе с использованием флеш-карт. |
Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании. Обнуление. Практика: Простое сложение и вычитание на счётах и ментальной карте. Выполнение заданий в рабочей тетради. |
Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании. Обнуление. Практика: Простое сложение и вычитание на счётах и ментальной карте. Выполнение заданий в рабочей тетради. |
Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании. Обнуление. Практика: Простое сложение и вычитание на счётах и ментальной карте. Выполнение заданий в рабочей тетради. |
Теория: Термины и понятия: пятерка – старший брат, другой разряд – друзья. Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. |
Теория: Термины и понятия: пятерка – старший брат, другой разряд – друзья. Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. |
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте и на тренажере. |
Теория: Состав числа 10. Практика: Знакомство с двухзначными числами. Разбор числа 10 по составу. |
Теория: Изучение метода сложение с помощью друга +1 Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. |
Теория: Изучение метода сложение с помощью друга +2 Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. |
Теория: Изучение метода сложение с помощью друга +3 Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. |
Теория: Изучение метода сложение с помощью друга +4 Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. |
Теория: Изучение метода сложение с помощью друга +5 Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. |
Теория: Изучение метода сложение с помощью друга +6 Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. |
Теория: Изучение метода сложение с помощью друга +7 Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. |
Теория: Изучение метода сложение с помощью друга +8 Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. |
Теория: Изучение метода сложение с помощью друга +9 Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте. |
Практика: Выполнение контрольного задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте, на тренажере. |
Теория: Знакомство со счётом комбинированным методом. Правило: +6 =-5,+11 Практика: Сложение при помощи правил комбинированного метода на абакусе и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради. |
Теория: Знакомство со счётом комбинированным методом. Правило: +7 =-5,+12 Практика: Сложение при помощи правил комбинированного метода на абакусе и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради. |
Теория: Знакомство со счётом комбинированным методом. Правило: +8 =-5,+13 Практика: Сложение при помощи правил комбинированного метода на абакусе и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради. |
Теория: Знакомство со счётом комбинированным методом. Правило: +9 =-5,+14 Практика: Сложение при помощи правил комбинированного метода на абакусе и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради. |
Практика: Выполнение контрольного задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте, на тренажере. |
Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания. Новое правило: -1 = -10+9. Практика: Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради. |
Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания. Новое правило: -2 = -10+8 Практика: Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради |
Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания. Новое правило: -3 = -10+7 Практика: Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради |
Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания. Новое правило: -4 = -10+6 Практика: Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради |
Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания. Новое правило: -5 = -10+5 Практика: Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради |
Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания. Новое правило: -6 = -10+4 Практика: Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради |
Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания. Новое правило: -7 = -10+3 Практика: Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради |
Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания. Новое правило: -8 = -10+2 Практика: Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради |
Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания. Новое правило: -9 = -10+1 Практика: Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради |
Практика: Выполнение контрольного задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной карте, на тренажере. |
Теория: Знакомство со счётом комбинированным методом. Правило:-6 =-11,+5 Практика: Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради. |
Теория: Знакомство со счётом комбинированным методом. Правило: -7=-12+5 Практика: Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради. |
Теория: Знакомство со счётом комбинированным методом. Правило: -8=-13+5 Практика: Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради. |
Теория: Знакомство со счётом комбинированным методом. Правило: -9=-14+5 Практика: Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради. |
Практика: Решение примеров с применением известных правил на счётах. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради. |
Практика: Выполнение олимпиадных задач. Счёт на абакусе и ментально. Вычисления в уме на тренажере. |
- Планируемые результаты дополнительной образовательной программы «Ментальная арифметика»
- Планируемые результаты первого года обучения модуль «Стартовый»
По окончании первого года обучения воспитанник должен
Знать:
- понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.
- прием ментального счета.
- арифметические знаки (числа от 1 до 100 , знак «+», «-»)
- состав числа 5
Уметь:
- правильно работать с абакусом считая двумя руками одновременно;
- держать в уме цепочку из 5 чисел, совершать действия с ними по очереди;
- эмоционально вовлекаться в работу на занятии.
- Планируемые результаты второго года обучения по дополнительной образовательной программ «Базовый»
По окончании второго года обучения воспитанник должен
Знать:
- понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.
- прием ментального счета.
- арифметические знаки (числа от 1 до 100, знак «+», «-»)
- состав числа 5
- состав числа 10;
- формулы 5,10, mix;
Уметь:
- правильно работать с абакусом считая двумя руками одновременно;
- держать в уме цепочку из 5 чисел, совершать действия с ними по очереди;
- эмоционально вовлекаться в работу на занятии;
- совершать арифметические действия на абакусе и ментально.
- Организационно – педагогические условия реализации дополнительной образовательной программы
2.1. Условия реализации дополнительной образовательной программы
Для реализации Программы созданы материально-технические условия – это отдельная группа, в котором для полноценной работы есть всё необходимое:
- Ноутбук с подключенным интернетом.
- Рабочий стол педагога.
- Столы и стулья для воспитанников.
- Абакусы на каждого ученика.
- Наглядные пособия, флеш-карты на каждого ученика.
- Дидактические игры и счетный материал.
- Ментальные карты на каждого ученика.
- Тетради на каждого ученика.
- Демонстрационный абакус для педагога.
- Методическая литература для проведения физкультминуток и дыхательных упражнений, упражнений для глаз.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность доступа к информационным ресурсам Интернета, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях; создания и использования информации; планирования образовательного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов.
Реализация Программы осуществляется воспитателем без категории.
Документы, регламентирующие деятельность педагога:
- должностная инструкция;
- дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором обозначены права и обязанности сторон, срок действия договора, условия оплаты за оказанные услуги и сведения об исполнителях.
- перечень документации педагога дополнительного образования:
- утвержденная дополнительная образовательная программа,
- сетка дополнительных занятий на учебный год,
- список обучающихся,
- табель посещаемости.
- график работы педагога по дополнительной платной услуге «Ментальная арифметика», исключающий предоставление платных услуг в основное рабочее время. С графиком работы, перечнем документации и должностной инструкцией педагога ознакомлен под роспись.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения обеспечивает:
– информационно-методическую поддержку образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
–мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
– информационную поддержку образовательной деятельности на основе современных информационных технологий,
–укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами,
–дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса:
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Модуль «Стартовый»
Формы и методы диагностики, применяемые в работе дополнительной платной услуге «Ментальная арифметика»:
- педагогическое наблюдение;
- выполнение практических заданий педагога.
Используются следующие виды контроля: промежуточный и итоговый.
Основной способ контроля – педагогическое наблюдение.
Подведение итогов проводится на занятиях.
Показатели уровня освоения программы
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неумение анализировать свое исполнение, слабая техника и математический счёт, считает только с помощью абакуса. | отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в математическом); владение хорошей исполнительской техникой, считает с помощью ментальной карты и ментально. | технически качественное и математически осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения. Учащийся владеет теоретическими и практическими знаниями в области ментальной арифметики. Работы выполняет точно, в соответствии с заданным темпом, считает ментально. |
Модуль «Базовый»
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации:
- Входное тестирование (устный опрос, письменный опрос) - оценка исходного уровня знаний перед началом образовательного процесса. Проводится с целью определения уровня развития детей.
- Текущий контроль – оценка качества усвоения обучающимися учебного материала; отслеживание активности обучающихся.
- Промежуточное тестирование – это оценка качества усвоения обучающимися учебного материала по итогам учебного периода.
- Итоговое тестирование – оценка уровня достижений обучающихся по завершении освоения дополнительной общеобразовательной программы мониторинг, открытое занятие.
3. Список литературы
- Вендланд Д. «Изучение арифметики с помощью абакуса», ЭКСМО, Москва, 2018
- Кац Е. «Необычная математика. ФГОС», РОСМЭН, Москва, 2016
- Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников // Международный научный журнал «Символ науки» №12-2/2016. С. 221-225.
- Михеева Людмила Александровна «Ментальная арифметика»
- Филиппс Ч. «Левое и правое полушарие. 25+25 задач для всесторонней тренировки мозга», ЭКСМО, Москва, 2011.
- Цаплина О.В. Ребенок в мире позитива // Детский сад от А до Я. 2015. № 5 (77). С. 53-59.
- Цаплина О.В. Технология развития познавательной активности дошкольника // Детский сад от А до Я. 2016. №1. С. 44-53.
- Шалаева Г.П. «Решаем задачи»; «Меры измерения»
- Шен Х. «Менар. Абакус 1,2,3,4,5,6»
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
- .«Ментальная арифметика для каждого» https://www.youtube.com/watch?v=B501nxpSjh4&list=PL_ralnP0rv852arOdqsJwOwSUqMGMQeXQ
- Онлайн-тренажер «Абакус» https://t.mentalnaya-arifmetika.club/
- Онлайн-сервис для педагогов https://akira.education/trainer.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для детей обшеразвивающей направленности детей четвертого года жизни.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...
Рабочая программа для детей первой младшей группы № 1 «Буратино» для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет на 2016-2017 уч. год
Рабочая программа для детей первой младшей группы № 1 «Буратино» для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет, является частью Основной образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образо...
Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)
Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа для детей 3-4 лет «Сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к род...
Рабочая программа кружка детей разновозрастной группы «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Рабочая программа кружкадетей разновозрастной группы«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...