Музыкальная гостиная «Вечер памяти «Дети войны» - конспект
план-конспект занятия

Гупалюк Наталья Викторовна

Музыкальная гостиная «Вечер памяти «Дети  войны» - конспект

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа  № 2  имени героя РФ Е.А.Зеленова                                                           п.г.т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад»

Методическая разработка

 «Вечер памяти «Дети  войны»

Музыкальная гостиная

Подготовили:

Воспитатель

Сафиуллина Л. М.

Музыкальный руководитель

Гупалюк Н.В.

Содержание  

  1. Пояснительная записка –  стр.3

  1. Методическая разработка - стр.8

  1. Список литературы – стр.18

Пояснительная записка

В современном мире вопросы гражданственности и патриотизма, нравственности и духовности, уважения  и толерантности становятся  стратегическими приоритетами общественного развития.

Воспитание гражданина и патриота не может быть успешно решено без глубокого познания истории своего народа, его культуры.

   Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

Наш опыт показывает, что ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю».

Старшее поколение воспитано солдатами Победы, которые отстояли страну, а потом отстроили ее из руин. Их подвиг на всю жизнь стал примером для подражания.    

Современные дети разделены во времени с непосредственными участниками Великой Отечественной войны уже несколькими поколениями. Каждое следующее поколение знает о Второй мировой войне все меньше и меньше.

С каждым годом  ряды  фронтовиков редеют, уходят из жизни ветераны войны и труженики тыла.

И поэтому хочется особенно обратить внимание на один из главных принципов воспитательного процесса, призванный способствовать сохранению исторической преемственности поколений: воспитанию бережного отношения к историческому прошлому и настоящему России, формированию духовно-нравственных качеств личности подрастающего поколения.

Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач нашего  дошкольного образовательного учреждения. Воспитательно-образовательная работа направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости у дошкольников за историю становления страны и потребности защищать Родину. Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят об исторических событиях, о страницах Великой Отечественной войны 1941-1945гг; чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защитивших нашу Родину.

Экскурсии к памятным местам, в музей, живое общение ветеранов войны, тружеников тыла с детьми; проведение  таких мероприятий, как  «День снятия блокады города Ленинграда»,  «День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве», «День защитника Отечества», «День Победы»– хорошая возможность рассказать детям о событиях давно минувших дней, привить им любовь к Родине, формировать гордость за своих соотечественников, отдавших жизни  ради мира на Земле.

Организация и проведение таких  праздников являются основными направлениями патриотического воспитания детей, способствующими развитию личности гражданина и воспитания долга защитника Отечества. Эти праздники формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны

Музыкальная гостиная  «Вечер памяти «Дети  войны»» способствует сохранению исторической преемственности поколений: воспитанию бережного  отношения к историческому прошлому и настоящему России, формированию духовно-нравственных качеств личности подрастающего поколения.

Цель:

Познакомить с героическим наследием России. Расширить знания детей  о Великой Отечественной войне.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомить детей с историческими фактами военных лет;

- пробуждать интерес к военной истории Отечества;

- уточнить  представления детей о воинах ВОВ, которые сражались и погибли за Родину:

- формировать интерес детей к жизни предков, обогащая новыми знаниями об исторических событиях, конкретных личностях (путешествие в историю);

- расширять кругозор детей и способность сопереживать другим людям;

- подвести к восприятию художественных произведений о войне;

Развивающие:

- развивать интерес к прошлому, умения  выражать свои чувства;

- способствовать формированию эмоциональной сферы дошкольников, развивать чувство сострадания, сопереживания на примерах подвигов героев Великой Отечественной войны;

- развивать эмоциональную сферу личности в процессе музыкальной деятельности;

- развивать ловкость и внимание.

Воспитательные:

- продолжать воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за героев – земляков – защитников Отечества, желание быть похожими на ее славных защитников;

- воспитывать дружеские, партнёрские взаимоотношения в игре;

- формировать уважительное отношение к ветеранам войны, желание сделать приятное.

Предполагаемый результат:

- Расширены  и систематизированы  знания о Великой Отечественной Войне;

- понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека;

- слушание музыкальных произведений военных лет;

- сформирован устойчивый интерес к новой информации об         истории страны;

- воспитание чувство гордости за героев – земляков – защитников Отечества, за стойкость и самоотверженность людей в период Великой Отечественной войны;

- сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла;  бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.).

Участники: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Место проведения: Музыкальный зал.

Методы и приемы:

практические:

- эстафета «Кто быстрее соберет посылку на фронт», игра «Доставь патроны»;

словесные:

- рассказ и беседы, вопросы к детям, чтение и прослушивание литературных произведений (стихов, рассказов) и музыкальных произведений, комментирование, пояснения, выводы.

наглядные:

 - презентация

Предварительная работа:

- оформление стенда«Они сражались за Родину!» ( фотографии участников ВОВ, тружеников тыла, пионеров - героев),подготовка презентации, подбор музыкального репертуара. разучивание песен. танцев, стихов, занятия и беседы: «Великая Отечественная война», «Они сражались за Родину» и др, чтение  рассказов и стихов о войне: «22 июня 1941 года»(С. Щипачев, «Прощание» (3. Александрова), «И снова писем нет из дома», «Скольким детям возвратили детство»(Р. Рублев), «Навек запомни» (М. Исаковский). «Братские могилы» (В. Высоцкий) и др , сюжетно- ролевая игра «Военный госпиталь» и др.,посещение музея школьного музея участника войны в Афганистане Шумилина А.В.;

Материалы и оборудование:

Демонстрационный

- экран, ноутбук, проектор, презентация«Дети войны» (приложение №2)

Раздаточный:

материал для игр:Эстафета «Кто быстрее соберет посылку на фронт» (вязаные рукавицы, шарф, носки, кусок мыла, коробочку (или кубик) с надписью: «Табак», письмо, почтовый ящик (по 2 экземпляра); для игры «Доставь патроны»: 6 палочек – препятствие, 2 сумки , 12 кубиков – («патронов»)

Методические советы на подготовительный период:

Чтобы музыкальная гостиная  «Вечер памяти. «Дети  войны»»  получилась содержательной и эмоционально значимой необходим творческий педагогический подход:

  1. Важно помнить, что материал о Великой Отечественной войне является для детей и взрослых источником глубоких переживаний. Педагогу самому необходимо  изучить, осмыслить материал, прежде чем представлять его детям, также  требуется личностной эмоциональной включенности в тему.
  2. При выборе форм и методов работы важно учитывать возрастные особенности детей.
  3.  Включить в предварительную работу рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события, провести беседы, занятия, чтение познавательной, художественной литературы, слушание и заучивание стихов, музыкальных произведений по данной теме.
  4. В целях успешного усвоения  материала  важно закрепить полученные детьми знания и переживания в собственной продуктивной деятельности, например, в рисунках.
  5. В целях повышения результативности подготовительного периода необходима заинтересованность всех участников педагогического процесса: детей, педагогов и родителей. Важно, чтобы полученные детьми знания и переживания в период подготовки мероприятия, были созвучны родителям.

Рекомендации по использованию на практике данного продукта:

- занятие целесообразнее проводить в музыкальном зале;

-  продумать расположение наглядного и демонстрационного материала, чтобы не рассеивалось внимание детей;

- форма одежды детей празднично – торжественная.

В период ближайшего последействия:

-Блиц-опрос детей  «Что ты знаешь о Дне Победы?» ;

- творческое домашнее задание («Портреты Победы».)

Способ оценки результатов совместной деятельности детей и родителей:

презентация «Портреты Победы», выставка рисунков детей «Мир глазами детей»

Методическая разработка мероприятия:

Музыкальная гостиная

 «Вечер памяти «Дети  войны»

Для детей старшего дошкольного возраста

Ход мероприятия:

Под «Марш Победы»  (муз.и слова А. Воинова) дети с шарами, цветами и флагами  входят в зал, перестраиваются, встают полукругом.

В зале сидят гости – ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла.

На экране Слайд №1

Вед №1: Здравствуйте! Дети , сегодня в гостях у нас дорогие ветераны. Эти дедушки и бабушки были юными, когда на нашу страну напали полчища немецких фашистов и весь наш народ, от мала до велика, встал на защиту своей любимой Родины. Сегодня мы поздравляем всех с большим светлым праздником: Днём Победы! Низкий вам поклон за ваш ратный труд, за нашу свободу, за чистое небо над головой.

Дети вручают ветеранам цветы, под марш садятся на места

Слайд №2

Ребенок 1:

Отстоял народ Отчизну,

Шел отважно в грозный бой.

Не жалели люди жизни

Для Отчизны дорогой.

Ребенок 2:

Принесли отцы и деды

Счастье людям всей земли.

Славим в светлый День Победы

Всех, кто в бой великий шли.

Слайд №3

Танец «Довоенный вальс» Музыка П. Аедоницкого  Слова: Ф.Лаубе

Слайд №4

Ведущий 2:

     Летним воскресным утром 22 июня 1941 года на нашу страну напали фашисты. С этого дня долгих четыре года продолжалась война. В первый же день мужчины отправились защищать свою Отчизну. Над всей страной стоял плач расставания. А солдаты обнимали своих близких и прощались надолго. Ведь все понимали, что с войны придут не все. Вот что сказал поэт Муса Джалиль маленькой девочке, напоминавшей ему дочку, перед уходом на фронт:

Слайд №5

«Ты прощай, моя умница,

Погрусти обо мне.

Перейду через улицу —

Окажусь на войне.

Если пуля достанется —

Тогда не до встреч.

Ну, а песня останется —

Постарайся сберечь…»

  Слайд №6  

 А враг все продолжал захватывать нашу землю, бомбил наши города и села. Во время вражеских налетов людям было страшно, они прятались в бомбоубежищах — подвалах, подземных укрытиях, станциях метро. Взрослые брали с собой самое необходимое — одежду, еду, питье, а дети — игрушки.

Инсценировка стихотворения

Ой, Мишка, как же страшно мне!Л. Тасси

 

Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
«Не плачь, не плачь… Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе…

… Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете — ты и я…»

… А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…

«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»

Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:
«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»

… Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна…
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!..

Слайд №7

Ведущий. 1:

Фашисты наступали, и тогда детей постарались увезти подальше от войны, в тыл. Потянулись эшелоны с детскими садами и школами в Сибирь и на юг нашей страны. Дети уезжали, а мамы оставались. Обнимали и целовали своих детей на прощание.

Зинаида Александрова « Мне рукою машет маленький сынок»

Мне рукою машет
Маленький сынок.
Боковой карманчик
От платка промок.

 Мальчик синеглазый,

Веточка моя,

Так еще ни разу

Не грустила я.

Тронутся вагоны

Через пять минут.

В первом эшелоне

Детский сад везут.

Дети страшных сказок

Слушать не должны,

Грохота фугасок,

Топота войны.

Вас везут на Каму,

Дальше на восток.

Ты почаще маму

Вспоминай, сынок.

Слайд №8

Ведущий.2:

В тылу школьники учились и работали. Многие 12-летние дети шли на завод, чтобы наравне со взрослыми делать снаряды для пушек. Они убирали хлопок на полях Узбекистана на материал для парашютов. Девочки вязали для солдат вещи, а потом собирали на фронт посылки.

 Слайд №9

Что дети могли положить туда? Носки, шарфы, рукавицы, чтобы солдатам было тепло, мыло и крепкий табак, и обязательно писали письмо, в котором желали победы над врагом. Сейчас мы попробуем собрать такую посылку.

Эстафета «Кто быстрее соберет посылку на фронт»

Участвуют команды по шесть человек каждая. Участники держат в руках по одному предмету: вязаные рукавицы, шарф, носки, кусок мыла, коробочку (или кубик) с надписью: «Табак», письмо. На расстоянии 4— 5 метров от команд стоят посылочные ящики. Дети по очереди подбегают к ним и складывают вещи. Побеждает команда, первая выполнившая задание.

Слайд №10

Ведущий. 1:

По всей стране открывались госпитали, где лечили раненых солдат. И первыми помощниками, санитарами были дети. Они ухаживали за больными, писали за тяжелораненых письма домой, устраивали для бойцов концерты. Ведь с музыкой любая боль легче переносится.

Мальчик:

Что с ногами, не пойму,

Вправо-влево носятся,

Не стоят они на месте,

Так в кадриль и просятся.

Парный танец «Кадриль» муз. И сл. В Темнова

Слайд №11

Ведущий. 2:

Но не всех получалось эвакуировать. Много детей осталось на оккупированных территориях. Часто родители погибали, и дети оставались одни. Иногда их оставляли в действующей армии. Таких ребят называли «сыновьями полка».

Девочка:

Янтарные рассветы и закаты,

И свежесть леса, и речная гладь…

Чтоб радовались этому ребята,

Войны Отечественной солдаты

Умели за Отчизну постоять.

Мальчик:

И в сорок первом,

И в сорок пятом

Шли в бой они,

А рядышком порой

Шагал парнишка,

Сверстник наш, наверно.

Еще мальчишка,

Но уже герой!

Ведущий. 1:

Слайд 12

Самым младшим из всех известных маленьких солдат —  можно считать Сергея Алешкина. В архивных документах можно найти два свидетельства о награждении мальчишки, родившегося в 1936 году и оказавшегося в армии с 8 сентября 1942 года, вскоре после того, как каратели расстреляли его мать и старшего брата за связь с партизанами. Первый документ от 26 апреля 1943 года — о награждении его медалью «За боевые заслуги» в связи с тем, что «Тов. АЛЕШКИН любимец полка» «своей жизнерадостностью, любовью к части и окружающим в чрезвычайно трудных моментах вселял бодрость и уверенность в победе». Второй, от 19 ноября 1945 года, о награждении воспитанников Тульского суворовского военного училища медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»: в списке из 13 суворовцев фамилия Алешкина стоит первой.

Игра «Доставь патроны».

Участвуют двое детей. Каждый играющий складывает патроны(кубики) в военную сумку, надевает ее через плечо, проползает по-пластунски под тремя палками, закрепленными на высоте 20 см, и кладет сумку с патронами на куб. Побеждает участник, первым доставивший патроны

Слайд №13

Ведущий. 2:

Многие дети сражались вместе со взрослыми в партизанских отрядах. Рядом с именами легендарных героев войны Ивана Панфилова, Дмитрия Карбышева и многих других мы называем; имена юных Героев Советского Союза, пионеров… (Показывает на стенд с портретами пионеров-героев и называет их.) Володя Дубинин, Валера Волков, Нина Сагайдак, Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова.

Ребенок:

Ветры в походные трубы трубили,

Дождь отбивал барабанную дробь…

Ребята-герои в разведку ходили

Сквозь чащу лесов и болотную топь.

Ребенок:

И кажется, снова в борьбе и походе

Сегодня в рядах своих верных друзей

Голиков Леня, Дубинин Володя,

Котик, Матвеева, Зверев, Казей.

Слайд №14

Ведущий. 1:

Мы с вами уже знаем о подвигах  пионеров-героев. Сегодня я расскажу вам о Лене Голикове. Леня Голиков был первым из четверки , кто удостоился высшего звания за проявленные мужество и героизм в боях.

Юный герой-партизан участвовал в 27 боевых операциях.

Представьте себе  им уничтожено 78 фашистов, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами.

13 августа 1942 г., возвращаясь из разведки он подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. Голиков в перестрелке застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофера. В штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин.

Юный герой представлен к званию Герой Советского Союза. 24 января 1943 г. в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб.

Слайд №15

Ребенок:

Незабвенные герои,

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Ребенок:

Боль и гнев сейчас тому причиной,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие, стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Ребенок:

Дети войны – и веет холодом,

Дети войны – и пахнет голодом,

Дети войны – и дыбом волосы,

На челках детских седые волосы.

Дети войны – и боль отчаяная

И сколько надо им минут молчания.

Песня А. Филиппенко Д. Чибисова «Вечный огонь» (стоят)

Слайд №16

Вед.2:

Спать легли однажды дети —

Окна все затемнены,

А проснулись на рассвете —

В окнах свет, и нет войны!

Ребенок:

Можно больше не прощаться,

И на фронт не провожать,

И налетов не бояться,

И ночных тревог не ждать.

Ребенок:

Люди празднуют Победу!

Весть летит во все концы:

С фронта едут, едут, едут

Наши деды и отцы!

Слайд №17

Песня «Мир вам люди» муз. Б Савельев сл. М Пляцковский  (садятся)

Ведущий.1:

Давно окончилась война, но память о юных героях жива в наших сердцах.

Слайд №18

Ребенок:

Надежнее, чем обелиски,

Суровая память сердец,

Навеки в отрядные списки

Зачислен был юный боец.

Ведущий. 2:

Война не знает возраста. Перед ее страшным ликом ее уничтожающей силы равны стар и млад. В страшные годы войны вместе со взрослыми взялись за оружие и дети. А почему?

Я надеюсь , что вы будете также  защитниками нашей необъятной Родины. И никогда не забудете подвиги наших ветеранов, которые отстояли мир на нашей земле.

Ребята, поблагодарим наших ветеранов за завоеванный ими праздник, за мир, за свободу.какие бы трудности ни переживала Россия. Победа обязательно будет за нами. Как говорил великий святой защитник земли Русской, благоверный князь Александр Невский: « Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла и будет стоять Русская земля!»

Под песню «Вальс Победы» А. Варламова.дети дарят ветеранам подарки, открытки, сделанные своими руками.

3 Список использованной литературы:

  1. Н.В. Микляева,  Ю.В. Микляева, А.Г. Ахтян «Социально – нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет»- М: Айрис  = пресс,20094
  2. Шорыгина Т.А. «Беседы о Великой Отечественной войне» - М.:ТЦ Сфера, 2015;
  3. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П., Попова Г.П. «Система патриотического воспитания в ДОУ» - Волгоград: Учитель, 2007;
  4. Антонов Ю.Е. «Великой победе посвящается» - М.: ТЦ Сфера, 2010;
  5. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» - М., ТЦ Сфера, 2007
  6. М. Ю.Картушина «Праздник Победы» сценарии с нотным приложением. Творческий Центр СФЕРА. М.,2013.
  7. Интернет ресурсы:yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИННАЯ: «ВЕЧЕР СТАРИННОЙ МУЗЫКИ И ТАНЦА»

Занятия расчитано для детей старшей группы детского сада в знакомстве их с такими видами танца, как вальс, минуэт, кадриль, полонез....

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИННАЯ: «ВЕЧЕР СТАРИННОЙ МУЗЫКИ И ТАНЦА»

Занятия расчитано для детей старшей группы детского сада в знакомстве их с такими видами танца, как вальс, минуэт, кадриль, полонез....

Музыкальная гостиная: музыкально-поэтический вечер «Ноктюрн»

План детского музыкально-поэтического вечера...

Музыкальная гостиная. День памяти П.И.Чайковского "Времена года"

Познакомить детей с музыкальным альбомом «Времена года» П.И.Чайковского; (Осен.ь, зима). Пробуждать интерес к классической музыке и дать представление о П.И.Чайковском.  как о к...

Литературно - музыкальная гостиная. День памяти "25 января - день освобождения Воронежа от немецких захватчиков. Для старшего дошкольного возраста.

памятиЛитературно – музыкальная гостиная«25января – День освобождения Воронежа от фашистских захватчиков»Для старшего дошкольного возраста.Воспитатель Кривилина Л. А.Цель. Созд...

Литературная гостиная: вечер, посвященный победе в Великой Отечественной войне "Дорогой памяти"

В рамках проекта "Литературная гостиная" в логопедической группе подготовительного возраста состоялся вечер, посвященный победе в Великой Отечественной войне "Дорогой памяти"....

Литературно-музыкальная гостиная «День памяти и скорби»

Цель мероприятия: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за соотечественников, за свой город; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны....