Консультация «Личностно-ориентированный подход в музыкальном воспитании дошкольников».
консультация
Цель личностно-ориентированного подхода - создтаь условия для раскрытия индивидуальных особенностей и личности дошкольника.
Российское образование перешло на другой уровень, на другие стандарты и их называют ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт). Стандарты постоянно меняются для того, чтобы обеспечить условия для развития индивидуальности ребенка в нашем современном мире.
Личностно - ориентированное обучение - это такое обучение, где главным является личность ребенка, где можно скрыть и развить его индивидуальные возможности. Благодаря правильному определению творческих наклонностей детей, в дальнейшем он становиться успешным в той или иной сфере жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_lichnostno_-_orientirovannyy_podhod_v_muzykalnom_vospitanii_doshkolnikov.docx | 21.72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация «Личностно-ориентированный подход в музыкальном воспитании дошкольников».
Музыкальный руководитель
Щербакова Снежанна Александровна
В наши дни, когда стало очевидным, что мы потеряли для музыкальной культуры целое поколение, как никогда остро встал вопрос о необходимости коренных перемен в системе всеобщего музыкального воспитания и образования.
Первой ступенью этой системы является музыкальное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста, значение которого трудно переоценить. По имеющимся в литературе данным, это возраст является наиболее благоприятным (сенситивным) для становления музыкальных способностей, в том числе главного показателя музыкальности – эмоциональной отзывчивости на музыку. Упущение этого возраста невосполнимо. На основе полученных детьми знаний о музыке у них формируется сначала избирательное, а потом и оценочное отношение к ней, появляются начальные формы музыкального вкуса.
В тоже время музыкальное развитие детей в раннем и младшем дошкольном возрасте было и остается одной из наименее изученных проблем в психологии и педагогике.
Занятия музыкой должны, прежде всего, доставлять радость детям. Это главное условие их музыкального развития. Только при этом условии можно «зажечь» ребенка на всю жизнь любовью и интересом к музыке,сформировать потребность в ней, успешно развивать музыкальные способности. Дети не должны быть заорганизованы. Важно чтобы они чувствовали свободно, расковано, эмоционально–возвышенно на занятиях музыкой –
тем видом искусства, который является эмоциональным по своей сути, по своему непосредственному содержанию. Ребенок нуждается в творческой свободе на занятиях, у него необходимо сформировать установку на творчество с первых шагов музыкального развития.
Творческую свободу нужно предоставить и музыкальному руководителю – свободу выбора музыкального репертуара в зависимости от особенности детей и условий каждой конкретной группе, свободу варьирования форм и методов работы, творческого поиска.
Жесткие рамки программы и указующий перст методистов (к тому же зачастую не имеющих ни какого отношения к музыке) не должны сковывать инициативу творческого педагога–музыканта. Это особенно важно, поскольку возможности музыкального развития детей выше, чем те, на которые ориентирована программа.
Именно поэтому личностный ориентированный подход в процессах музыкальных занятий в дошкольных учреждениях играет большую роль. Такой подход обращает педагога к личности ребенка, его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель педагогов дошкольного образования – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для полного и свободного развития личности.
Однако до настоящего времени обучение не редко отождествляется с механическим заучиванием, зубрежкой. Чтобы изжить поверхностную трактовку музыкального воспитания и добиться понимания его важной роли в формировании психических функций и позитивных качеств личности, требуется осуществить более детальный анализ некоторых психолого–педагогических проблем.
Одновременно с этим следует уделить серьезное внимание конкретным музыкальным и практическим знаниям и умениям педагога, ведущего детскую группу. Педагоги–практики считают необходимым составление программы музыкального воспитания дошкольников, в которой было бы научно обоснованно, какие виды деятельности надо использовать для развития музыкальности у детей различного возраста. Проблемы заключается не только в том, чтобы установить объем знаний для каждой возрастной группы, какие именно песни надо изучать, какие хороводы водить, в какие игры играть. Вопрос этот гораздо шире и сложнее, поскольку программа действенно только тогда, когда она учитывает естественные этапы развития ребенка и строится в соответствии с ними.
Развитие ребенка осуществляется в условиях взаимодействия его индивидуальных особенностей с той социальной средой, в которой он живет. И детский сад, и подготовительная группа в детском саду есть часть этой среды, звено системы, в которую ребенок уже включен определенным образом и которая призвана обеспечить усвоение им культурного наследия, накопленного человечеством в ходе исторического развития.
Влияние социальной среды может быть более или менее активным. Оно менее активно, когда в воспитании ребенка доминирует метод наблюдения и регистрации, а процесс приобщения его к окружающему миру носит случайный, несистематизированный характер. И напротив, оно более активно, когда воспитание имеет целенаправленный характер, когда специально отбирается, обобщается и соотноситься с возможностями ребенка накопленный человечеством опыт, когда приобщение к этому опыту ведется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, уже достигнутого им уровня развития.
Именно таким образом и должны создаваться условия, обеспечивающие поэтапное усвоение ребенком знаний и умений, необходимых для формирования конкретных способностей и их развития на следующем более высоком уровне.
Личностный подход к ребенку в учебно–воспитательном процессе – это ключевое звено, коммуникативная основа личностно–ориентированных педагогических технологий:
- новый взгляд на личность ребенка как основа целеобразования;
- гуманизация и демократизация педагогических отношений;
- отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
- новая трактовка гуманитарного подхода;
- формирование положительной Я–концепции.
Новый взгляд на личность представляет следующие позиции:
- личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок–дошкольник
– полноправная человеческая личность;
- личность является субъектом, а не объектом педагогического процесса;
- личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения каких либо внешних целей;
- каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;
- приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.);
- личностные отношения являются важнейшим фактором определяющим результаты учебно–воспитательного процесса.
Гуманное отношение к детям включает:
- педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
- оптимистическую веру в ребенка;
- сотрудничество, мастерство общения;
- отсутствие прямого принуждения;
- приоритет положительного стимулирования;
- терпимость к детским недостаткам.
Демократизация отношений утверждает:
- право ребенка на свободный выбор;
- право на ошибку;
- право на собственную точку зрения;
- стиль отношения педагога и воспитанников: не запрещать, а направлять;
не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу .
Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения, как не гуманного и не дающего результата средства. Проблема не в абсолютизации принципа, а в определении разумной меры. Вообще воспитание не возможно без принуждения: это есть усвоение системы общественных запретов.
Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие. Надо отойти от принуждения, от таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения
Учение без принуждения характеризует:
- требовательность без принуждения, основанная на доверии;
- увлеченность, рожденная интересным преподаванием;
- замена принуждения желанием, которое рождает успех;
- ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;
- применение косвенных требований через коллектив.
Так, доброжелательное отношение каждого ребенка, единство и разумность предъявляемых требований, опора на умение и интересы детей в группе, вызывает у воспитанников желание идти на музыкальное занятие, радость от предвкушения интересной деятельности, непринужденного общения с музыкальным руководителем.
Формирование положительной Я–концепции – это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых, она строит своё поведение. В дошкольные годы Я–концепция – основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я–концепция (я нравлюсь, я способен, я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, адекватным проявлениям личности. Отрицательная Я–концепция (я не нравлюсь, я не способен, я не нужен) мешает успехам, ухудшает результат способствует деструктивному изменению личности.
Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности,они трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе.
Личностный подход включает, как одну из важнейших задач, формирование у ребенка положительной Я–концепции. Для этого в первую очередь необходимы:
- видеть в каждом воспитаннике уникальную личность, уважать её, понимать, принимать, верить в неё («все дети талантливы» – вот убеждение педагога);
- создавать личности с ситуацией успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы пребывание в детском саду приносили ребенку радость;
- исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и не правильного поведения и устранять их не нанося ущербу достоинства, Я–концепция ребенка («ребенок хорош – плох его поступок»).
В рамках данного подхода музыкальный руководитель идет не от музыки к ребенку, а от воспитанника, с его переживаниями, настроениями и естественным творчеством к пению и музыке. В этом случае раскрывается потенциал ребенка, реализуются его возможности, что в итоге формирует творческую, духовно богатую личность.
Музыкальный руководитель в общении с ребенком – это не просто человек, который умеет общаться и развивать музыкальные способности дошкольника. От того, как построен процесс общения, зависят результаты музыкального развития ребенка. Если Музыкальный руководитель ставит себе цель развить у ребенка музыкальные способности, то он должен учитывать интересы, способности и склонности каждого ребенка в отдельности. Предлагая ребенку тот или оной предмет общения, педагогу необходимо сделать так, чтобы этот предмет был интересен ребенку. Сделать это можно, отталкиваясь от реальных интересов ребенка.
Я работаю музыкальным руководителем 33 года. По моим наблюдениям одним из видов деятельности, которое сближает детей и педагога, делает их общение более тесным, доверительным и интересным является музыкальное занятие. Благодаря творческой работе на музыкальных занятиях ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных сторонах своей личности. А достижение успеха в том или ином виде музыкальной деятельности способствует формированию позитивной личности, дошкольника, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего “Я”.
Список литературы
1. Бернс Р. Развитие Я–концепции и воспитания/Пер. с англ.– М., 1986.,С.26–27.
2. Подласый И.П. Педагогика. В2 кн. Кн.2. – М.: ВЛАДОС,1999.–С52.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебн. Пособ.Для вузов – М; 1998.С41–42.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....