Консультация «Личностно-ориентированный подход в музыкальном воспитании дошкольников».
консультация

Цель личностно-ориентированного подхода -  создтаь условия для раскрытия индивидуальных особенностей и личности дошкольника.

Российское образование перешло на другой уровень, на другие стандарты и их называют ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт). Стандарты постоянно меняются для того, чтобы обеспечить условия для развития индивидуальности ребенка в нашем современном мире.

Личностно - ориентированное обучение - это такое обучение, где главным является личность ребенка, где можно скрыть и развить его индивидуальные возможности. Благодаря правильному определению творческих наклонностей детей, в дальнейшем он становиться успешным в той или иной сфере жизни.

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация «Личностно-ориентированный  подход  в  музыкальном  воспитании  дошкольников».

Музыкальный руководитель

Щербакова Снежанна Александровна

В наши дни, когда стало очевидным, что мы потеряли для музыкальной культуры целое поколение, как никогда остро встал вопрос о необходимости коренных перемен в системе всеобщего музыкального воспитания и образования.

Первой ступенью этой системы является музыкальное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста, значение которого трудно переоценить. По имеющимся в литературе данным, это возраст является наиболее благоприятным (сенситивным) для становления музыкальных способностей, в том числе главного показателя музыкальности – эмоциональной отзывчивости на музыку. Упущение этого возраста невосполнимо. На основе полученных детьми знаний о музыке у них формируется сначала избирательное, а потом и оценочное отношение к ней, появляются начальные формы музыкального вкуса.

В тоже время музыкальное развитие детей в раннем и младшем дошкольном возрасте было и остается одной из наименее изученных проблем в психологии и педагогике.

Занятия музыкой должны, прежде всего, доставлять радость детям. Это главное условие их музыкального развития. Только при этом условии можно «зажечь» ребенка на всю жизнь любовью и интересом к музыке,сформировать потребность в ней, успешно развивать музыкальные способности. Дети не должны быть заорганизованы. Важно чтобы они чувствовали свободно, расковано, эмоционально–возвышенно на занятиях музыкой –

тем видом искусства, который является эмоциональным по своей сути, по своему непосредственному содержанию. Ребенок нуждается в творческой свободе на занятиях, у него необходимо сформировать установку на творчество с первых шагов музыкального развития.

Творческую свободу нужно предоставить и музыкальному руководителю – свободу выбора музыкального репертуара в зависимости от особенности детей и условий каждой конкретной группе, свободу варьирования форм и методов работы, творческого поиска.

Жесткие рамки программы и указующий перст методистов (к тому же зачастую не имеющих ни какого отношения к музыке) не должны сковывать инициативу творческого педагога–музыканта. Это особенно важно, поскольку возможности музыкального развития детей выше, чем те, на которые ориентирована программа.

 Именно поэтому личностный ориентированный подход в процессах музыкальных занятий в дошкольных учреждениях играет большую роль. Такой подход обращает педагога к личности ребенка, его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель педагогов дошкольного образования – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для полного и свободного развития личности.

Однако до настоящего времени обучение не редко отождествляется с механическим заучиванием, зубрежкой. Чтобы изжить поверхностную трактовку музыкального воспитания и добиться понимания его важной роли в формировании психических функций и позитивных качеств личности, требуется осуществить более детальный анализ некоторых психолого–педагогических проблем.

Одновременно с этим следует уделить серьезное внимание конкретным музыкальным и практическим знаниям и умениям педагога, ведущего детскую группу. Педагоги–практики считают необходимым составление программы музыкального воспитания дошкольников, в которой было бы научно обоснованно, какие виды деятельности надо использовать для развития музыкальности у детей различного возраста. Проблемы заключается не только в том, чтобы установить объем знаний для каждой возрастной группы, какие именно песни надо изучать, какие хороводы водить, в какие игры играть. Вопрос этот гораздо шире и сложнее, поскольку программа действенно только тогда, когда она учитывает естественные этапы развития ребенка и строится в соответствии с ними.

Развитие ребенка осуществляется в условиях взаимодействия его индивидуальных особенностей с той социальной средой, в которой он живет. И детский сад, и подготовительная группа в детском саду есть часть этой среды, звено системы, в которую ребенок уже включен определенным образом и которая призвана обеспечить усвоение им культурного наследия, накопленного человечеством в ходе исторического развития.

Влияние социальной среды может быть более или менее активным. Оно менее активно, когда в воспитании ребенка доминирует метод наблюдения и регистрации, а процесс приобщения его к окружающему миру носит случайный, несистематизированный характер. И напротив, оно более активно, когда воспитание имеет целенаправленный характер, когда специально отбирается, обобщается и соотноситься с возможностями ребенка накопленный человечеством опыт, когда приобщение к этому опыту ведется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, уже достигнутого им уровня развития.

Именно таким образом и должны создаваться условия, обеспечивающие поэтапное усвоение ребенком знаний и умений, необходимых для формирования конкретных способностей и их развития на следующем более высоком уровне.

Личностный подход к ребенку в учебно–воспитательном процессе – это ключевое звено, коммуникативная основа личностно–ориентированных педагогических технологий:

- новый взгляд на личность ребенка как основа целеобразования;

- гуманизация и демократизация педагогических отношений;

- отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

- новая трактовка гуманитарного подхода;

- формирование положительной Я–концепции.

Новый взгляд на личность представляет следующие позиции:

- личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок–дошкольник

– полноправная человеческая личность;

- личность является субъектом, а не объектом педагогического процесса;

- личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения каких либо внешних целей;

- каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;

- приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.);

- личностные отношения являются важнейшим фактором определяющим результаты учебно–воспитательного процесса.

Гуманное отношение к детям включает:

- педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

- оптимистическую веру в ребенка;

- сотрудничество, мастерство общения;

- отсутствие прямого принуждения;

- приоритет положительного стимулирования;

- терпимость к детским недостаткам.

Демократизация отношений утверждает:

- право ребенка на свободный выбор;

- право на ошибку;

- право на собственную точку зрения;

- стиль отношения педагога и воспитанников: не запрещать, а направлять;

не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу .

Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения, как не гуманного и не дающего результата средства. Проблема не в абсолютизации принципа, а в определении разумной меры. Вообще воспитание не возможно без принуждения: это есть усвоение системы общественных запретов.

Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие. Надо отойти от принуждения, от таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения

Учение без принуждения характеризует:

- требовательность без принуждения, основанная на доверии;

- увлеченность, рожденная интересным преподаванием;

- замена принуждения желанием, которое рождает успех;

- ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;

- применение косвенных требований через коллектив.

Так, доброжелательное отношение каждого ребенка, единство и разумность предъявляемых требований, опора на умение и интересы детей в группе, вызывает у воспитанников желание идти на музыкальное занятие, радость от предвкушения интересной деятельности, непринужденного общения с музыкальным руководителем.

Формирование положительной Я–концепции – это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых, она строит своё поведение. В дошкольные годы Я–концепция – основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я–концепция (я нравлюсь, я способен, я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, адекватным проявлениям личности. Отрицательная Я–концепция (я не нравлюсь, я не способен, я не нужен) мешает успехам, ухудшает результат способствует деструктивному изменению личности.

Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности,они трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе.

Личностный подход включает, как одну из важнейших задач, формирование у ребенка положительной Я–концепции. Для этого в первую очередь необходимы:

- видеть в каждом воспитаннике уникальную личность, уважать её, понимать, принимать, верить в неё («все дети талантливы» – вот убеждение педагога);

- создавать личности с ситуацией успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы пребывание в детском саду приносили ребенку радость;

- исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и не правильного поведения и устранять их не нанося ущербу достоинства, Я–концепция ребенка («ребенок хорош – плох его поступок»).

В рамках данного подхода музыкальный руководитель идет не от музыки к ребенку, а от воспитанника, с его переживаниями, настроениями и естественным творчеством к пению и музыке. В этом случае раскрывается потенциал ребенка, реализуются его возможности, что в итоге формирует творческую, духовно богатую личность.

Музыкальный руководитель в общении с ребенком – это не просто человек, который умеет общаться и развивать музыкальные способности дошкольника. От того, как построен процесс общения, зависят результаты музыкального развития ребенка. Если Музыкальный руководитель ставит себе цель развить у ребенка музыкальные способности, то он должен учитывать интересы, способности и склонности каждого ребенка в отдельности. Предлагая ребенку тот или оной предмет общения, педагогу необходимо сделать так, чтобы этот предмет был интересен ребенку. Сделать это можно, отталкиваясь от реальных интересов ребенка.

Я работаю музыкальным руководителем 33  года. По моим наблюдениям одним из видов деятельности, которое сближает детей и педагога, делает их общение более тесным, доверительным и интересным является музыкальное занятие. Благодаря творческой работе на музыкальных занятиях ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных сторонах своей личности. А достижение успеха в том или ином виде музыкальной деятельности способствует формированию позитивной личности, дошкольника, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего “Я”.

Список литературы

1. Бернс Р. Развитие Я–концепции и воспитания/Пер. с англ.– М., 1986.,С.26–27.

2. Подласый И.П. Педагогика. В2 кн. Кн.2. – М.: ВЛАДОС,1999.–С52.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебн. Пособ.Для вузов – М; 1998.С41–42.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....