Статья "Улыбка малыша в период адаптации в детском саду"
статья (младшая группа)

проведение проекта по адаптации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_-_ulybka_v_period_adaptatsii_v_detskom_sadu.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Улыбка малыша в период адаптации в детском саду

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями [4].

Адаптационный период - один из самых сложных в жизни ребенка [2]. Строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль общения - всё это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и пр.) [3]. Адаптация зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. То есть, каждый ребенок привыкает по-своему. 

Проблема адаптации детей раннего возраста в изменившихся условиях современного дошкольного образования: введение Федеральных государственных требований и появление новых форм обучения и воспитания дошкольников, становится более чем актуальной, так как от ее своевременного решения зависит уровень их физической и умственной работоспособности, здоровья. 

Положения ФГОС ДО делают акцент на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка [1].

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (адаптированности, т.е. совокупности всех полезных изменений организма и психики), или негативным (стрессу). Чтобы адаптация не приводила к негативным процессам необходимы решительные действия со стороны взрослых. Активная работа педагогов ДОУ, а также их активное сотрудничество с родителями позволит добиться должного результата в решении этой проблемы.

В 2021 году на базе корпуса 3 МБОУ «СОШ №17» была проведена экспериментальная работа по адаптации детей раннего и младшего дошокольного возраста к условиям ДОУ посредством реализации проекта «Улыбка малыша в период адаптации».  

Проект «Улыбка малыша в период адаптации» направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста. В результате осуществления данного проекта задействованы воспитатели групп раннего и младшего дошкольного возраста, родители.

Цель данного проекта – оказание помощи детям в процессе адаптации к ДОУ.

Основные задачи проекта:

1. Преодолеть стрессовые состояния у детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду.

2. Снять эмоциональное и мышечное напряжение у детей.

3. Снизить импульсивность, излишнюю двигательную активность, тревогу, агрессию у детей.

4.  Развивать у детей внимание, восприятие, речь, воображение.

5.  Развивать у детей чувство ритма, общую мелкую моторику, координацию движений.

6.  Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

7. Развивать игровые навыки, произвольное поведением у детей.

8. Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Ожидаемые результаты реализации проекта «Улыбка малыша в период адаптации»:

1. Благоприятный адаптационный период детей раннего и младшего дошкольного возраста.

2. Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к условиям детского сада.

3. Привлечение родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с педагогической службой ДОУ.

4. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации.

5. Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

6. Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса.

Организуя образовательную деятельность по реализации проекта «Улыбка малыша в период адаптации» применялись следующие формы работы:

1. Элементы телесной терапии (обнять, погладить).

2. Релаксационные игры.

3. Подвижные, дидактические игры, игровые ситуации.

4. Чтение, рассказывание, беседы.

5. Игровые методы взаимодействия с ребенком, основная задача которых         формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю.

6. Игрушки – забавы, игрушки – сюрпризы.

7. Игры - занятия, игры – упражнения, игры – инсценировки, игры - имитации.

В ходе реализации данного проекта нами применялись следующие методы и приемы работы:

1. Наглядные:

а) презентации;

б) видеоролики;

в) фотовыставки.

2. Практические:

а) обыгрывание;

б) рассматривание (рассматривание на стенде картин с изображением зимних пейзажей; рассматривание подборки картин художников с изображением матери и ребенка и т.д.);

в) физкультминутки и артикуляционная гимнастика.

3. Словесные:

а) ситуативные беседы с детьми;

б) вопросы, объяснение, пояснение, указание;

в) разучивание потешек, стихотворений.

4. Игровые:

а) дидактические игры;

б) настольно-печатные;

в) пальчиковые игры;

г) сюжетно-ролевые, игры с элементами театра.

Так, в рамках проекта с детьми проводились игры на налаживание контакта с ребенком («Хлопушки», «Дай ручку!», «Привет! Пока!», «Хлопаем в ладоши!», «Ку-ку!», «Лови мячик!», «Петрушка», «Котенок», «Шарик», «Качели», «Хоровод»), игры на формирование культурно-гигиенических навыков («Как мама учила мишку правильно кушать», «Учим куклу вытираться полотенцем», «Туфельки поссорились-подружились», «Как мы моем ручки и отжимаем ладошки», «Сделаем из носочка гармошку», «Куклы проснулись и одеваются», «Научим куклу Катю раздеваться»), игры направленные на освоение окружающей среды («В гостях у матрешки», «Соберем игрушки», «Вместе с мишкой» и т.д.), пальчиковые игры («Здравствуй, солнце золотое!», «За работу», «Утята», «На работу», «Воздушные щелчки», «Ладушки, ладушки – где были?», «Я пеку, пеку, пеку…»), рассматривание фотоальбома «Детский сад у нас хорош!», настольно-печатные игры, подвижные игры («Смотри, что я могу»), дыхательная гимнастика, оказывающая успокаивающее действие на нервную систему дошкольников. При помощи игр-забав («Минутка заводной игрушки», «Воздушные шары», «Кто это хлопает в ладоши?») у детей развивались навыки взаимодействия друг с другом.

Особенно хотелось бы отметить дидактические игры («Назови, где спрятался мишка», «Светофор», «Сколько?», «Здравствуй я пришёл», «Чудесный мешочек», «Угадай, кого позвали!»), целью которых было ободрение робких детей. Такие игры развеселят плачущего, успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

С детьми проведены беседы на темы: «Как много интересного вокруг», «Кто у нас хороший?», «Я – девочка, я – мальчик», «Мальчики и девочки», «Наша няня» целью которых было:

1. Познакомить детей с окружающим в группе и с площадкой на улице.

2. Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей, преодолеть застенчивость.

Сгладить адаптационный период помогли физические упражнения и игры «Прокати мяч», «Все дальше и выше», «Мяч». В процессе таких игр малышам предлагали каталки, машинки, мячи, для создания условий для самостоятельных упражнений.

Проведенные адаптационные игры («Загляни ко мне в окошко», «Мы шли, шли, шли и что-то нашли» и т.д.) способствовали сближению детей, воспитывали дружеские, доброжелательные отношения в группе, а также формировали эмоционально-нравственные основы поведения детей.

Таким образом, применяя данные методы и приемы работы с детьми, нам удалось:

1. Познакомить детей с детским садом и друг с другом.

2. Помочь детям избавиться от страхов, застенчивости.

3. Затормозить отрицательные эмоции. Настроить на положительные эмоции.

4. Снять эмоциональное напряжение в течение дня, работать по профилактике стрессовых ситуаций и тревожности.

5. Ежедневно, последовательно, без назидательства, вводить правила поведения в группе и приучать к режиму дня.

6. Развить культурно-гигиенические навыки.

7. Развить эмоциональную сферу, коммуникабельность.

8. При помощи дидактических игр оценить коммуникативные способности и уровни нервно-психического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Работа по адаптации дошкольников раннего и младшего дошкольного возраста в процессе реализации проекта «Улыбка в период адаптации» осуществлялась при взаимодействии с родителями, ведь у родителей также необходимо формировать активную позицию по отношению к процессу адаптации детей.

Работа с родителями в рамках проекта проходила следующим образом:

1. Оформлена и обновлена развивающая предметно-пространственная среда.

2. Подобраны и оформлены картотеки игр.

3. Проведена виртуальная экскурсия по группе.

4. Проведено анкетирование с родителями «Давайте познакомимся».

5. Проведено родительское собрание: «Давайте познакомимся!».

6. Осуществлялось консультирование - повышение психолого-педагоги-ческой компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации. В рамках данного направления были проведены групповые консультации на темы: «Я сам» (Как научить ребёнка одеваться), «Детские капризы», а также осуществлялось индивидуальное консультирование родителей.  

7. Проводилась просветительская работа с родителями: Онлайн-выставка детских фотографий «Как я играю»; Информация в родительский уголок «Читаем дома», «Режим дня», «С вашими детьми работают…».

8. Были подготовлены памятки и буклеты «Первый раз в детский сад», «Период адаптации детей к условиям ДОУ», «Играем всей семьей».

По результатам оказания помощи детям в процессе адаптации к ДОУ в ходе реализации проекта «Улыбка малыша в период адаптации» мы смогли добиться следующих результатов:

1. Между ДОУ и семьями воспитанников удалось установить партнерские, доверительные отношения.

2. Была создана открытая система взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

3. Адаптация детей и родителей к условиям детского сада прошла успешно. Дети стали проявлять положительное отношение к педагогам и сверстникам. Эмоциональное самочувствие дошкольников нормализовалось. Была повышена психолого-педагогическая компетенция родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации.

4. У детей отмечалось снижение заболеваемости в период адаптации к детскому саду.

Таким образом, задачи и цель разработанного нами проекта «Улыбка малыша в период адаптации» были достигнуты в полном объеме, проект является эффективным средством для адаптации раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.

Список литературы

1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // КонсультантПлюс

2.  Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ: практическое пособие / Л.В. Белкина. –Воронеж: Учитель, 2004. – 204 с.

3.  Евстратова, Е.А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи. Сборник: Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада / Е.А. Евстратова. – СПб.: Питер, 2015. – 281 с.

4. Лапина, И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа психолого-педагогического сопровождения, комплексные занятия / И.В. Лапина. -  Волгоград: Учитель, 2012. - 127с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для малышей в период адаптации к детскому саду

Игры разработаны на основе материалов из книг  З. Н. Богуславской и О. Е. Смирновой.  Данные игры можно использовать на первых занятиях с малышами в период адаптации к детскому саду. Первая ...

Коллективная консультация «Улыбка вашего малыша в период адаптации к детскому саду»

Коллективная консультация «Улыбка вашего малыша в период адаптации к детскому саду» является частью комплексной программы «Здравствуй, здравствуй, детский сад!» по адаптации детей раннего и младшего в...

Как помочь своему малышу в период адаптации к детскому саду.

Детям любого возраста очень не просто начинать посещать детский сад. Что происходит с малышом в этот период, и как можно помочь ему -  информация для МАМ....

Улыбка малыша в период адаптации к детскому саду.

Данный проект был создан в рамках районого конкурса "Календарно-тематическое планрование: мой лучший проект"....

Консультация для родителей «Улыбка вашего малыша в период адаптации в детском саду»

Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда он подрастает, становится очень важным для каждой семьи. Сегодня профессиональная активн...

Улыбка малыша в период адаптации в детском саду

В 2021 г. я совместно со своими коллегами Силютиной Д.В и Рей М.С участвовала в разработке и внедрению проекта по адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям детского сада: "Улыбка мал...