II Международная научно-практическая конференция "СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ"
статья

Заводинец Елена Алексеевна

«Жизнь - есть музыка с ее живым и творящим ритмом».

Э. Жак - Далькроз.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заводинец Елена Алексеевна,

музыкальный руководитель,

МБДОУ №37

г. Ачинска

Красноярского края

РОЛЬ РИТМО-РЕЧЕВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАЗВИТИИ РИТМИЧЕСКОГО СЛУХА ДОШКОЛЬНИКОВ.

«Жизнь - есть музыка с ее живым и творящим ритмом».

Э. Жак - Далькроз.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие и отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

При восприятии ритма участвуют три анализатора: слух, зрение и что особенно важно – нервы двигательного аппарата.

Еще Борис Михайлович Теплов в своей книге «Психология музыкальных способностей» отмечал: «… восприятие ритма никогда не бывает только слуховым, оно всегда является слуходвигательным».

Для того чтобы развить чувство ритма у дошкольника, необходимо научить его воспринимать, правильно координировать движения с воспринятой на слух музыкой или ритмическим рисунком. Под влиянием ритмических и ритмо-речевых игр и упражнений устанавливается гармония во взаимодействии психических и физических функций. 

Речевые упражнения и игры – это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста. Ритмической основой для декламации служит как естественный ритм модели, так и специально сочиненный, измененный в педагогических или иных целях. Ритм, заключенный в словах, фразах ощущается детьми естественно и «извлекается» без всякого труда: сначала звучащие жесты, потом переносится на музыкальные инструменты.

Ритмо-речевые упражнения и игры со звучащими жестами.

Звучащие жесты – это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки по бедрам,    притопы ногами, щелчки пальцами. Использование собственного тела в качестве музыкального инструмента – огромный вклад в развитие музыкальной педагогики. Это помогает координации, развитию чувства ритма.

Упражнение «Тик-так»

Стучит тик-так – наш верный друг:

Тик-так, тик-так, тик-так,                - (педагог хлопает в ладоши)

Тик-так, тик-так, тик-так.                - (дети повторяют)

Все дети знают этот стук:

Тик-так, тик-так, тик-так,                - (педагог хлопает в ладоши) 

Тик-так, тик-так, тик-так.                 - (дети повторяют)

Игра «Лошадка»

Скок, лошадка, скок, скок!                - (дети поочередно ударяют ладонями по коленям

                                                четвертными длительностями)

По дорожке – цок, цок!                          

Цок да цок – стучат копытца        - (хлопают в ладоши восьмыми длительностями)

Цок да цок – лошадка мчится.

А по ямкам по овражкам –                 - (топают поочередно ногами в ритме:

                                                       четверть, четверть, половинная)

Тюх-тюх-тюх, тюх-тюх-тюх.                

А по кочкам, а по кочкам –         - (ударяют кулачками по коленям

                                                   половинными длительностями)

Бух, бух, бух, бух!                          

Ритмо-речевые упражнения и игры с музыкальными инструментами.

Следующим этапом развития ритмического слуха являются ритмо-речевые упражнения и игры с музыкальными инструментами. Основная задача на этом этапе – научить передавать простые ритмические рисунки на музыкальных инструментах. Ребята сначала проговаривают текст, затем добавляют прохлопывание ритмического рисунка, а затем воспроизводят его на музыкальных инструментах.

Упражнение «Молоточек».

Дети сидят на стульчиках, одной рукой держат молоточек, ударяют им по ладошке другой в ритм стихотворения.

Молоточек, молоточек

Расчудесный наш дружок,

Все мы любим очень-очень

Твой веселый говорок.

Тук, тук, тук, тук, тук!

Тук и тук, тук, тук.

Игра «Бубен»

Дети стоят в кругу. Один ребенок играет в бубен, отстукивая заданный ритм, затем обегает круг и передает бубен другому участнику. Ритм может варьироваться в зависимости от подготовленности детей.

Бубен Вася в руки взял,

Очень четко заиграл:

Та-та-та, та-та-та!

А потом он побежал,

Бубен Ирочке отдал.

Список литературы:

  1. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм» -

Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. Издательство «Композитор – Санкт-Петербург»,2005.

  1. Тютюнникова Т.Э. «Бим! Бам! Бом! - Сто секретов музыки для детей». Вып.1. Игры звуками: Учебно-методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2003. – 100 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в международных научно-практических и всероссийских научно-практических конференциях.

Участие в международных научно-практических и всероссийских научно-практических конференциях...

По следам третьей ежегодной международной научно-практической конференции. «Воспитание и обучение детей младшего возраста».

Цели конференции: обсуждение профессиональным международным научным сообществом актуальных вопросов дошкольного образования и перспектив развития исследований в области ВОДМ, расширение партнерск...

II Международная научно-практическая конференция «Современные технологии воспитания и обучения» г. Чебоксары, публикация материала на тему: «Формирование познавательной и речевой активности дошкольников посредством ИКТ-технологий»

II Международная научно-практическая конференция«Современные технологии воспитания и обучения»г. Чебоксары,публикация материала на тему: «Формирование познавательной и речевой активн...

«О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями» Вестник научных конференций. 2019. № 11-2(51). Наука и образование в XXI веке: по материалам международной научно-практической конференции 29 ноября 2019 г. Часть 2. 124 с

laquo;О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями» Вестник научных конференций. 2019. № 11-2(51). Наука и образование в XXI веке: по материалам международн...

«Использование инновационных технологий в процессе экологического воспитания дошкольников» Вестник научных конференций. 2020. № 11-5(63). Наука, образование, общество: по материалам международной научно-практической конференции 30 ноября 2020 г. Часть 5.

laquo;Использование инновационных технологий в процессе экологического воспитания дошкольников» Вестник научных конференций. 2020. № 11-5(63). Наука, образование, общество: по материалам междун...

10-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА» 10-12 ДЕКАБРЯ 2020 ГОДА

Участие в 10-й Международной научно-практической конференции "Воспитание и обучение детей младшего возраста" позволило познакомиться с опытом работы МБОУ "Центр образования №3" г. ...

Международная научно-практическая конференция «Педагогика: теория и практика. Современные подходы в обучении и воспитании», статья на тему: «Ассоциотивные карты, карты Проппа в работе с дошкольниками по развитию речевого творчества», январь 2023г.

Международная научно-практическая конференция «Педагогика: теория и практика. Современные подходы в обучении и воспитании», статья на тему: «Ассоциотивные карты, карты Проппа в работ...