Организация проектной деятельности в МБДОУ
консультация
Умение организовать с детьми разнообразные виды детской деятельности (игровую, двигательную, коммуникативную, продуктивную, чтение художественной литературы, музыкально-художественную, познавательно-исследовательскую, трудовую) и создавать разнообразные, гибко меняющиеся предметно-игровые среды помогают сделать жизнь дошкольников насыщенной и интересной. На помощь воспитателю приходит такая форма организации, как проектная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.docx | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
В последние годы в дошкольных образовательных учреждениях на смену учебной модели построения образовательного процесса пришли элементы комплексно-тематической и предметно-средовой модели организации работы с детьми дошкольного возраста. Комплексно-тематическая модель предъявляет высокие требования к умениям педагога. При этом одним из важных является умение отбирать темы для «проживания» их в какой-то период времени с детьми; насыщать эти темы содержанием, формами организации разнообразных видов детской деятельности. Комплексно-тематическая модель образовательного процесса предъявляет требования к творческому потенциалу и интуиции воспитателя, слаженности в работе всего педагогического коллектива. Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, опирается на принципы интеграции - без всего этого комплексно-тематическая модель образовательного процесса просто не работает.
Жизнь дошкольного образовательного учреждения не может быть однообразной. Ребенку-дошкольнику должно быть интересно в детском саду. Всем известно, что взрослый волевым усилием будет выполнять «неинтересную работу». Дошкольник, если деятельность не является его потребностью, а содержание ему не интересно, не будет что-то делать. Именно интерес побуждает ребенка концентрировать свои силы на чем-то конкретном, быстро запоминать, усваивать.
Умение организовать с детьми разнообразные виды детской деятельности (игровую, двигательную, коммуникативную, продуктивную, чтение художественной литературы, музыкально-художественную, познавательно-исследовательскую, трудовую) и создавать разнообразные, гибко меняющиеся предметно-игровые среды помогают сделать жизнь дошкольников насыщенной и интересной. На помощь воспитателю приходит такая форма организации, как проектная деятельность.
В этой связи интересно заглянуть в историю возникновения и поисков разнообразных методов обучения.
Американский ученый Джон Дьюи (1859- 1952) разработал и апробировал основы проектного обучения в школе. Педагог и дети идут вместе от проекта к проекту, исследуя окружающую жизнь. Под проектом Д. Дьюи понимал постепенно усложняющиеся практические знания, планируемые и выполняемые детьми. Проект, который исполняют дети, отмечает Д. Дьюи, должен вызвать у них энтузиазм, увлекать, идти от сердца. Им был разработан новый дидактический метод – метод проектов.
В настоящее время использование проектного метода обучения рассматривается практиками как один из способов организации педагогического процесса в работе с дошкольниками. По словам Л. Свирской, «под проектом мы подразумеваем отрезок времени группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают увлекательную поисково- познавательную творческую работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя в серии связанной одной темой занятий и игр». Проект (в отличие от прежних занятий в традиционной практике) может длиться столько дней, сколько:
- у детей сохраняется интерес к выбранному содержанию;
- взрослым удается поддерживать желание детей действовать в рамках выбранной темы и пополнять развивающую среду раскрывающими ее материалами;
- будет сохраняться творческая и методическая готовность взрослых поддерживать проект новыми идеями и ресурсами.
Таким образом, основными теоретическими позициями проектного обучения являются:
1. В центре внимания – ребенок.
2. Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей смысл для ребенка.
3. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень.
4. Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
В образовательный процесс детского сада должны включаться и разумно чередоваться в течение дня разнообразные виды деятельности детей.
Известно, что в процессе правильно организованной детской деятельности у дошкольников развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, кинестетическое, обонятельное.
В современных условиях обновления образовательного процесса важную роль играют партнерские отношения педагогов и родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников, включенность родителей в образовательный процесс. С этих позиций технология организации образовательных проектов, как формы включения детей, педагогов, родителей в совместную деятельность, наиболее результативна и отвечает современным требованиям построения модели образовательного процесса.
Проектная деятельность интересна тем, что все участники образовательного процесса некоторое время как бы проживают тему через разные формы совместной деятельности: поиск ответов на вопросы, чтение, рассматривание иллюстраций и фотографий, изготовление подарков-сувениров, рисунков, макетов и др.
Появились детско-родительские проекты, организованные воспитателями.
Что же такое проектная деятельность?
«Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные с разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за рамки традиционной сетки занятий в детском саду» (Н.Е. Веракса).
С.В. Плахотников утверждает, что проекты могут быть: «детскими», когда ребенок выступает полноправным автором, «взрослыми» и «детско-взрослыми», так как детский сад является детско-взрослым сообществом». Основой любого проекта является «вопрос» или «проблема». По убеждению автора «без насущного вопроса проект теряет свою новизну и превращается в знакомую имитацию».
Н.Е. Веракса выделяет три вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую, нормативную и определяет общие для этих видов особенности:
- проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием;
- участники проектной деятельности должны быть мотивированы, и простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование;
- проектная деятельность имеет адресный характер, а, следовательно, ярко выраженную социальную окраску.
Каждый проект своеобразен выбором темы, определением сроков организации, описанием этапов работы и правильно подобранными практическими материалами. Понимая, как важен момент зарождения проекта, его начало, можно использовать разные стратегии поведения педагога:
- организация воспитателем ситуации, в которой у детей возникал бы вопрос;
- выявление сферы интересов детей;
- привлечение родителей, с подсказкой им идеи, опираясь на которую они вместе с ребенком формулировали проблемный вопрос и продумывали его организационное решение.
Планируя проектную деятельность особенно важно определить реальные цели и задачи, а также процедуры и критерии оценки результата.
Алгоритм методики организации проекта:
- Выбор темы для проектной деятельности. Он может быть связан как с содержанием раздела программы, по которой работает воспитатель, так и с событиями, праздниками, традициями.
- Разработка положения о проекте: определение целей, сроков, этапов проведения проекта, форм представления отчетных материалов.
- Методическая разработка вспомогательных материалов: рекомендации, подбор литературы для воспитателя и детей, перечень пособий и игр, конспекты и др.
- Подведение итогов проектной деятельности: оформление материалов и выбор формы представления проектов, например, защита проектов и др.
- Обобщение и трансляция лучшего опыта работы.
Хочется напомнить, что при организации проекта на какой-то период вся педагогическая работа, все формы организации, в которых она протекает, подчиняются выбранной теме, «проживанию» этой темы в разных видах совместной деятельности взрослых и детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
Организация и сопровождение проектной деятельности педагогов МБДОУ детский сад № 4
Организация и сопровождение проектной деятельности педагогов МБДОУ детский сад № 4. Материал для выступления на IV муниципальных педагогических чтениях....
Презентация к статье "Организация и сопровождение проектной деятельности педагогов МБДОУ детский сад №4
Презентация к статье "Организация и сопровождение проектной деятельности педагогов МБДОУ детский сад №4...
Реализация проектной деятельности в МБДОУ "Ступеньки к совершенству"
Совершенствование профессионального мастерства педагогов МБДОУ, реализация проекта «Ступеньки к совершенству» в рамках ФГОС Статья подготовлена старшим воспитателем МБДОУ комбинированного вида №4...
Презентация "Отчет по проектной деятельности педагогов МБДОУ д/c № 29 «Светлячок»
Презентация "Отчет по проектной деятельности педагогов МБДОУ д/c № 29 «Светлячок»...
Проектная деятельность в МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 10"
Познавательно-творческий проект«Наши любимые игрушки».Образовательная область «Познавательное развитие»(для детей 5-7 лет)...
ПРИКАЗ от 07.10.2022. № 174-ОД Об организации работы по проектной деятельности в МБДОУ "Д/с "Островок" в 2022-2023 учебном году.
ПРИКАЗ от 07.10.2022. № 174-ОД Об организации работы по проектной деятельности в МБДОУ "Д/с "Островок" в 2022-2023 учебном году. В целях разнообразия форм, видов работы с дет...