Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках в детском саду
консультация

Елена Владимировна Власова

Автором представлена консультация для педагогов

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках в детском саду.

 

 

 Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.

 

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

Наличие в детском саду двух педагогов – муз. руководителя и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам. Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, так как он может донести до детей особенности музыкальных произведений.

Если все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в таком случае музыка не является частью жизни ребенка. Если воспитатель, недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему, то и не умеет вызвать интереса у детей. Там же, где воспитатель любит музыку, любит петь, там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», музыкальный руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.

Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя. Активность воспитателя зависит от трех факторов:

 

1.     От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

2.     От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании

3.     От программного материала: в зависимости новый или старый материал

Часто воспитатели допускают ошибки на занятиях: педагог сидит с безучастным видом, перебивает исполнение, дает словесные указания наравне с музыкальным руководителем (хотя двух центров внимания быть не может). А также, нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).

 

 В первой младшей группе воспитатели проявляют больше активности на занятиях. Очень важно, чтобы дети почувствовали активное сопереживание с ними взрослых от встречи с песней, с музыкой. Самый лучший воспитатель для ребенка тот, кто духовно общается с ним. Поэтому воспитателю нужно стремиться, чтобы каждый малыш постоянно видел, чувствовал его отношение к музыке, его симпатию к музыкальным образам. Этим самым расширяются пути воздействия на ребенка.

В формировании певческих проявлений у ребенка главным является подражание пению взрослого. Педагог поет спокойным негромким голосом, и дети начинают подпевать сами. В обучении музыкально - ритмическим движениям используются совместные действия воспитателя и ребенка.

Воспитатель участвует во всех видах движения, активизируя тем самым малышей. Взрослый короткими замечаниями одобряет действия малышей, помогает тем, у кого что-то не получается. Позиция: взрослый показывает, дети помогают. При использовании игрового приема воспитатель берет на себя основную роль, действует игрушкой, привлекая внимание детей. В работе с детьми младшего возраста педагогу нужно проявлять особую доброту, терпение, доброжелательность, поскольку ребенок медленно усваивает задание. Важно, чтобы музыкальное занятие проходило весело и непринужденно.

В младшей группе в приобщении детей к пению учим детей петь естественным голосом, но также основным приемом является показ педагогом исполнения песни. Дети поют вместе с воспитателем, который своим голосом не заглушает детского пения: сначала с музыкальным сопровождением, затем без него. Педагоги (музыкальный руководитель, воспитатель) должны хорошо артикулировать, выразительно пропевать долгие звуки, правильно брать дыхание между фразами.

Методика обучения музыкально-ритмическим движениям в этой группе в основном строится на показе воспитателя, сопровождаемом объяснением на выполнении детьми движении вместе со взрослыми. Игры с пением проводятся под пение взрослого (в первое время), а ребенок выполняет только движение за воспитателем, подражая ему. При разучивании хоровода воспитатель ходит с детьми по кругу, учит их ориентироваться в пространстве. Такое участие помогает детям быстрее усвоить движения, правильно и выразительно их исполнять.

Средняя группа. Дети самостоятельно могут следовать указаниям педагога, определяют характер музыки, умеют отвечать на вопросы. Очень важно воспитывать умение дослушивать музыку до конца, не прерывая ее исполнение вопросами. По-прежнему очень важен образец правильного звучания и выразительного исполнения песни. При разучивании песен воспитатель поет вместе с детьми, поэтому должен стараться чисто интонировать, выразительно исполнять.

В играх с пением дети должны самостоятельно придумывать выразительные движения, по-своему, по-новому передавая характерные черты персонажам. А воспитатель должен помочь ребенку в случае затруднения. Это послужит началом для развития творческих способностей детей. Игры с пением и хороводом следует проводить после того, как песня будет хорошо освоена детьми, поскольку в сочетании с движениями качество пения заметно снижается.

Старшая, подготовительная группы. Роль воспитателя немного иная. Воспитатель помогает в разучивании песен и вместе с музыкальным руководителем оценивает исполнение уже выученного произведения.

В работе над разучиванием музыкально-ритмических движений, игр, воспитатель действует по мере необходимости, показывая какое-либо движения, напоминая то или иное построение, или давая детям отдельные указание в пляске, игре. В ходе занятия воспитатель отмечает для себя, с кем из детей нужно поработать в свободное время индивидуально.

Таким образом, если профессионально подготовленный, внимательный, заинтересованный воспитатель не просто присутствует на занятии, а вкладывает всего себя, свою душу, стремиться к тому чтобы музыка активно вошла в жизнь детей, в самостоятельной деятельности, при проведении режимных моментов, он непременно добьется хороших результатов.  И тогда совместная работа музыкального руководителя и воспитателя создаст благоприятные условия для воспитания гармонически развитой личности.

Так же это помогает воспитателю при участии в проведении праздников и развлечений.

Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада. Поэтому праздник – это общее дело! Воспитатель – активный организатор и участник праздника! 

Воспитатели групп не только знакомятся со сценарием праздника, но и распределяют между собой роли и обязанности: кто займется подготовкой атрибутов, костюмов, оформлением помещения и т.д.

На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям. 

Самой ответственной на празднике является роль ведущего.

Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в единое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями.  От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность в происходящем.

Ведущий должен хорошо знать программу утренника, должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.

Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними. Взрослые – персонажи так же участвуют в играх, танцах, хороводах.

Воспитатель, не выступающий в каких-либо ролях, находится с детьми своей группы. Он поет и танцует вместе с детьми. Воспитатель так же должен хорошо знать программу и весь ход праздника и отвечать за порученный ему участок работы (подготавливает атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевает детей, при необходимости поправляет костюмы).  

Хорошо проводить обсуждения прошедшего праздника на педагогическом совещании, где обсуждаются положительные моменты праздника и допущенные ошибки.

Перед утренниками – воспитатели должны помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место).

И напоследок хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, выступление детей и педагогов, поэтому относится к нему нужно с большой ответственностью.

Интернет источники:

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/11/29/konsultatsiya-dlya-vospitateley-rol-vospitatelya-na

http://maksina.rossiyanochka-nn.edusite.ru/p43aa1.html

https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitateley-rol-vospitatelya-na-muzikalnih-zanyatiyah-3871415.html

https://muz-ruk-mkdou31.edumsko.ru/folders/post/511241


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках в детском саду

В презентации рассмотрены основные моменты деятельности воспитателя на муз.занятиях, праздниках. Даны рекомендации для воспитателей....

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках в детском саду»

Консультация будет полезна воспитателям детских садов.Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других ви...

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя на занятиях физической культурой в детском саду"

Данный материал будет полезен воспитателям и инструкторам по физической культуре...

Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках в детском саду.

Автором представлена консультация для педагогов и родителей...

Консультация для педагогов "Роль воспитателя на занятиях физической культурой в детском саду".

Роль воспитателя на занятиях физической культурой в детском саду....

Консультация «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках в детском саду»

Консультация «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках в детском саду»         Влияние музыки в развитии творческой деятельно...

Сообщение на педагогическом совете: «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках в детском саду»

Тема сообщения «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках в детском саду» имеет очень важное значение в образовательном процессе, ведь воспитатель для детей абсолютный авторите...