План по самообразованию
материал
Предварительный просмотр:
План по самообразованию воспитателя 1 категории
Ивановой Надежды Юрьевны
Цель самообразования:
Повысить собственный уровень знаний по методической теме.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА:
«Мир природы в жизни детей дошкольного возраста»
Направление: «ОО Познание» и «ОО Речевое развитие»
Цель: формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, взаимодействие с природными объектами ближайшего окружения, формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранительный характер;
Задачи:
- Формировать элементарные экологические знания и представления.
- Систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.
- Учить понимать причинно- следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека.
- Формировать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними.
- Развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным.
- Учить детей правильно взаимодействовать с природой.
- Формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, рационально использовать природные ресурсы.
- Развивать интерес и любовь к родному краю.
Актуальность:
«Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать,
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!»
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.
Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, желание узнать еще больше.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
План работы
Раздел | Срок реализации ( сентябрь –май) | Содержание работы | Практический выход |
1 | сентябрь. | 1.Планирование работы по самообразованию 2.Выбор вопросов для самостоятельного изучения - Составление перспективного плана кружка «Юный агроном» на 2021-2022 учебный год для углублённого изучения. | Составление плана работы Приобретение методической литературы Перспективный план на 2021-2022 учебный год. |
2 | Октябрь - ноябрь | Изучение методической литературы: 1. С.Н.Николаева «Экологическое воспитание дошкольников». Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб.:Детство – Пресс, 2003.
| Анализ изученной литературы, повышение педагогической компетентности |
декабрь | Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры. Оформить зону наблюдений за растениями «Мини огород». | Совместное создание в группе огорода на подоконнике. | |
Январь | Организовать сбор книг о природе, животных в книжный уголок. | Создать картотеку художественных произведений | |
февраль | Консультация для педагогов «Доступные виды труда детей на огороде в детском саду». | Выступление на педагогическом совете | |
март | Организация предметно – развивающей среды - Создание предметно-развивающей среды. изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы. | . Подбор материала для оформления картотеки по теме: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы» | |
Апрель - май | Мастер – класс для воспитателей «Организация и проведение дидактических игр по ознакомлению с растениями Диагностика уровня экологических знаний и навыков воспитанников. | Подготовка к мероприятию Картотека дидактических игр для детей младшей группы. Выступление |
Работа с детьми по экологическому воспитанию
Сроки | Содержание работы | Использование д/и |
Сентябрь | Составление перспективного плана работы. Подбор информации, материалов для детей. Формировать основы экологического мировоззрения , ответственного отношения к окружающей среде | _ |
Октябрь | Подбор информации, материалов для детей. | _ |
Ноябрь | Расширять знания детей о животных. Учить использовать знания о животных. Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. | 1. Беседа с детьми: «Дикие и домашние животные» 2. Д/и: «Угадай по описанию» 3. Занятие «Пернатые друзья» |
Декабрь | Уточнить представления о растениях, учить узнавать их по описанию. Познакомить детей с ядовитыми растениями. Дать детям представление о роли воды в жизни растений. Расширять знания детей о деревьях. «ОО Х.Э.Р». Рисование. «Нарядная ёлка» | 1. Д/и: «Угадай, что за растение» 2. Беседа «Ядовитые грибы и ягоды» 3. Опыт с детьми: «Вода нужна всем» 4. Беседа о деревьях. 5. Д/и «Что где растет?», «С чьей ветки детки» |
Январь | Формировать знания детей об уходе и развитии растений уголка природы. «ОО Х.Э.Р.» Рисование. «Мой любимый цветок». Научить детей правильному поведению и ответственному отношению к природе. Воспитывать эмоционально - положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы. Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями. Развивать умение делать выводы. Расширить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать бережное отношение и любовь к ним; закрепить умение детей вести себя в природе; развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них. Учить детей видеть красоту природы в худ. литературе | 1. Наблюдение за комнатными растениями уголка природы. «Мой любимый цветок». 2. Беседа с детьми «Охрана природы человеком» 3. «Путешествие по станциям природы» 4. Чтение худ. литературы |
Февраль | Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Расширять знания детей о жизни животных зимой. Учить детей наблюдать за изменениями в природе | 1. Беседа «Лесные жители» 2. Д/и «Зимушка-зима» 3. Беседа и д/и «Как лесные звери проводят зиму». 4. Стихотворение «Зима недаром злится, Прошла её пора…» |
Март | Дать детям представление о весеннем пробуждении природы. Продолжать расширять знания детей о птицах, их повадках. Воспитывать любовь к окружающей природе у детей. Систематизировать знания детей о временах года | 1. Беседа «Здравствуй, весна!» 2. Презентация «Птицы весной» 3.Чтение худ. литературы. 4. Д/и «Когда это бывает?» |
Апрель | Продолжать расширять знания детей о домашних животных (внешний вид, повадки, что едят, какую пользу приносят и т. д.). Воспитывать наблюдательность, любовь к природе. Знакомить детей с первыми весенними цветами, их названием, строением. Воспитывать любовь к окружающей природе у детей | 1. Беседа «Домашние животные» 2. Виртуальная экскурсия в парк «Лес весной» 3. Д/и «Кто живёт в горах» 4. Работа с иллюстрациями «Первые цветы на участке» |
Май | Расширять знания детей о птицах, о том, как они устраивают свои гнезда и заводят потомство. Познакомить детей с Красной книгой». Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Привлечь детей к высаживанию рассады, семян. Воспитывать бережное отношение к природе | 1. Беседа «Весенние заботы птиц» 2. Просмотр видеоролика «Как человек охраняет природу» 3.Создание плаката совместно с детьми «Сохраним планету вместе!» 5. Чтение худ. литературы |
Работа с родителями
Сроки | Содержание работы | Использованный материал | |
Сентябрь | Составление перспективного плана работы. Подбор информации, материалов для родителей. | _ | |
Октябрь | Составление перспективного плана работы. Подбор информации, материалов для родителей. | _ | |
Ноябрь | Познакомить родителей как правильно воспитывать у детей бережное отношение к природе, любовь к животным | Консультация «Любит ли ребёнок животных» | |
Декабрь | Пополнить знания детей о русских писателях | Памятка «Природный мир в детской художественной литературе» | |
Январь | Закрепить знания родителей о природе | Викторина «Знатоки природы» | |
Февраль | Планирование семейного досуга. Научить наблюдать за сезонными изменениями в природе вместе с детьми | Папка-передвижка «Зимушка-зима» «Зимние забавы вместе с ребенком» | |
Март | Воспитывать любовь к окружающей природе у детей и родителей | Оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу» | |
Апрель | Совместная работа родителей и детей. Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, использование в промышленности | Консультация для родителей «Природа и ребенок» | |
Май | Привлечь родителей к высаживанию рассады, семян | Озеленение участка детского сада |
Список изучаемой литературы:
- С.Н.Николаева «Экологическое воспитание дошкольников».
- Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение,1973.
- Виноградова Т.А., Маркова Т.А. Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к программе «Детство». СПб.: Детство – Пресс, 2001.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб.:Детство – Пресс, 2003.
- Дрязгунова В.И. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. 1981.
- Гризик Т.И.«Мир природы» // Дошкольное воспитание. 2001.№9
- Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. М,Просвещение, 2003.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002.
- Программа «От рождения до школы» пол редакцией Н.Е Вераксы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...