Статья: "Влияние родителей и педагогов на проявление конформизма у детей дошкольного возраста"
статья (подготовительная группа)

Смиренская Анастасия Николаевна

В статье рассмотрены принципы развития современного общества - индивидуализм и конформизм. Статья раскрывает особенности конформного поведения детей дошкольного возраста и степень влияния педагогов и родителей на формирование конформности в поведении детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ НА ПРОЯВЛЕНИЕ КОНФОРМИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Смиренская Анастасия Николаевна, педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад №163» г. Чебоксары

nastia-smir@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрены принципы развития современного общества – индивидуализм и конформизм. Статья раскрывает особенности конформного поведения детей дошкольного возраста и степень влияния педагогов и родителей на формирование конформности в поведении детей.

Ключевые слова: принцип индивидуализма, конформизм, нонконформизм, дошкольный возраст.

В современном обществе наблюдается реализация двух принципов. Главным является принцип индивидуализма, пропагандируемый в явном виде всеми средствами массовой информации, который подразумевает абсолютную ценность единичного, неповторимого, своеобразного и самостоятельного. Соответственно, смысл жизни современного человека должен сводиться к реализации собственной индивидуальности, к проявлению своей позиции, своего мнения и т.д. На принципе индивидуализма построены все современные образовательные стандарты, в том числе и ФГОС дошкольного образования. С другой стороны, существует принцип конформизма, который хоть и не провозглашается открыто в прессе, литературе и искусстве, но реализуется как жизненная необходимость, вынуждая человека «быть как все и не высовываться». Это касается манеры одеваться, стиля мышления, хобби и даже моральных установок. Подчинение общепринятым требованиям – закон современной жизни, игнорировать который невозможно. Возникает противоречие: человек, следуя этому закону, встает на путь ограничения своей индивидуальности, который во многих случаях заканчивается ее потерей.

В итоге, с одной стороны, без конформизма как приспособления не может существовать баланс между человеком и социальной группой, с другой – конформизм осуждается обществом как антисоциальная форма приспособления индивидов к условиям окружающей их жизни.

Поэтому встает проблема: либо видеть смысл воспитания в формировании личности, находящейся в непрерывном противостоянии с социальным окружением, т.е. негативиста, либо воспитывать индивидов, склонных всегда соглашаться с остальными и не умеющими и не желающими противостоять влиянию группы, т.е. конформистов.

Несмотря на негативный оттенок понятия «конформизм», который часто рассматривается как лицемерие и приспособленчество, данный термин имеет и положительное значение, которое проявляется как механизм сплочения людей и общества и механизм передачи социального опыта, культуры, социальных традиций, норм поведения.

Чтобы родителям и педагогам соблюсти баланс в воспитании детей, следует рассмотреть возрастную динамику развития конформизма.

С точки зрения многих исследователей, в первые годы своей жизни ребенок неизбежно проявляет конформность, усваивает от старших правила поведения, оценки определенных событий. Психологической основой конформности является высокая внушаемость ребенка, непроизвольное подражание. Протесты ребенка против требований родителей в периоды кризисов развития считаются проявлением тенденции, противоположной конформности, − нонконформизма. Проявления конформности и нонконформизма в дошкольном возрасте часто меняются. Поэтому родителям и воспитателям следует избегать поспешных выводов об особенностях формирующегося характера ребенка.

Изучая проявления конформизма у детей дошкольного возраста, В.С. Мухина пришла к выводу, что для маленького ребенка конформизм, усвоение чужих мнений и суждений, подчинение – является естественным и оправданным явлением, так как его круг знаний и умений еще очень мал и он входит в мир за счет приспособления к нему. Только со временем, накапливая силы и знания, человек старается приспособить мир к себе. Но даже среди маленьких детей, особенно в 5-7 летнем возрасте, можно заметить различия в уровне конформности: одни более зависимы, более склонны подчиняться взрослым и сверстникам, другие – менее. Причем обычно родителей устраивает и не пугает готовность ребенка подчиняться старшим. И они же недовольны, если он легко идет на поводу у бойких, независимых сверстников. Со временем эта черта может закрепиться [1].

Рассуждая о том, из какого ребенка скорее вырастет конформист, В.С. Мухина полагает, что конформист может вырасти из того, кто не уверен в себе, часто тревожится, опасается неудач, низко себя ценит; из того, кто не привык полагаться на себя или отучен от этого окружающими. Но все эти черты не врожденные и сами по себе не появляются – они формируются, если ребенок испытывает недостаток поддержки и поощрения, если его постоянно ставят в заведомо невыигрышные условия сравнения и соревнования с ровесниками [1].

Особую роль в формировании конформного поведения, по мнению В.С. Мухиной, играет авторитарный, подавляющий стиль воспитания в семье. Стремление родителей к послушанию ребенка любой ценой, может привести к тому, что он вырастет или безвольным, пассивным конформистом, или яростным бунтарем. Бывает, что одно может неожиданно перерасти в другое. Например, послушный в детстве ребенок в подростковом возрасте становится порой неуправляемым. Привычный и приятный родителям конформизм сменяется нонконформизмом – стремлением сопротивляться чужому мнению вопреки всему. Но это не значит, что конформист вдруг стал независимой личностью. Привыкший подчиняться, подросток просто меняет объект зависимости. Отвергая требования старших, он обычно бездумно следует нормам среды сверстников. В семье, где ребенка не подавляют и не унижают, он не вырастет зависимым приспособленцем и не будет устраивать бессмысленных бунтов [1].

Таким образом, родителям и педагогам следует учитывать все эти особенности в процессе воспитания детей дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – Москва: Академия, 2004. – 452 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов "Значение мелкой моторики для детей дошкольного возраста"

Эта информация очень поможет родителям и воспитпателям в работе с детьми дошкольного возраста....

Консультация для родителей и педагогов "Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста."

Консультация для родителей и педагогов "Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста."...

Консультация для родителей и педагогов по теме: "Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов"

Аннотация: Жизнь «преподнесла» нам еще одну психологическую проблему — зависимость от гаджетов (от англ. gadget, что обозначает «техническая новинка»). Ситуация сложилась...

Консультация для родителей и педагогов по теме Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов

Консультация для родителей и педагогов по теме: "Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов"...

Консультация для родителей и педагогов по теме Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов

Консультация для родителей и педагогов по теме: "Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов"...

Статья "ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ МАТЕРИ НА САМООЦЕНКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Целью исследования явилось изучение взаимосвязи личностных особенностей, стиля воспитания матери и самооценки детей дошкольного возраста. Мы предположили, что существует связь между стилем воспи...