отчет о работе
материал
Музыкально-эстетическое воспитание в ДОУ
(отчет о работе за 2020-2021 уч.год)
Музыкальный руководитель Григорян А.А.
МБДОУ " Центр развития ребенка-детский сад №133"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_muz_ruk.docx | 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Музыкально-эстетическое воспитание в ДОУ
(отчет о работе за 2020-2021 уч.год)
Музыкальный руководитель Григорян А.А.
МБДОУ " Центр развития ребенка-детский сад №133"
В 2020-2021 учебном году регулярно проводилась НОД по музыкальному воспитанию 1младшей ,2 маладшей,средней и старшей группах.
В соответствии с новыми ФГОС дошкольного образования круг задач музыкального воспитания и развития детей расширяется. Основное содержание образовательной области «Музыка», теперь представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным искусством и литературой. Поэтому музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Большую роль приобретают задачи, связанные с вхождением ребенка в мир музыки, задачи развития музыкальной и общей эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к искусству. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников.
НОД проводилась согласно утвержденной сетке два раза в неделю в каждой возрастной группе, в соответствии с возрастом детей, выдержанны по времени. Каждая форма НОД включала в себя слушание музыки и все виды исполнительства: пение, музыкально - ритмические движения, игру. Сфера основных видов исполнительства расширялась за счёт включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества. Планируя образовательный процесс, я использовала вариативный подход к проведению музыкальных занятий. Помимо традиционных занятий проводились доминантные, тематические и интегрированные занятия.Ставила перед собой такие задачи по музыкальному воспитанию:
• Воспитывать любовь и интерес к музыке,
• Обогащать музыкальные впечатления детей,
• Знакомить с простейшими музыкальными понятиями,
• Развивать сенсорные способности, чувство ритма,
• Обучать элементарным певческим и двигательным навыкам.
• Обучать здоровьесберегающим технологиям.
НОД проводила согласно общеобразовательной программы ДОУ составленная на основе программы «Детство» . Использую информационные технологии в организации музыкальной деятельности в ДОУ и на музыкальных занятиях, праздниках и т. д. При проведении НОД применяю интегрированный метод, гендерный подход.
В процессе НОД дети занимались по следующим разделам:
А) Слушание музыкальных произведений.
Б) Пение и песенное творчество.
В) Музыкально ритмические движения.
Г) Танцы.
Д) Игры и хороводы.
Е) Игра на детских музыкальных инструментах.
В НОД использовала следующие здоровье сберегающие технологии:
Дыхательная гимнастика
Ритмо-пластика
Фонопедические упражнения
Артикуляционная гимнастика
Психогимнастика
Пальчиковая гимнастика
Речь с движением
Фонопедические упражнения:
∙ развивают носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание
∙ стимулируют гортанно-глоточный аппарат
∙ стимулируют деятельность головного мозга
Речь с движением:
∙ стимулирует развитие речи
∙ развивает пространственное мышление
∙ развивает внимание, воображение
∙ воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность
Ритмопластика:
• развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус
• развивает умение правильно и красиво двигаться
• укрепляет различные группы мышц и осанку
• развивает умение чувствовать и передавать характер музыки
Пальчиковая гимнастика
«Кто много поет, того хворь не берет!»:
• звук “о - о” оздоровляет среднюю часть груди;
• звук “а - а” массирует глотку, гортань, щитовидную железу;
• звук “о - и - о - и” массирует сердце;
• звук “а - у - э - и” помогает всему организму в целом.
Результаты музыкально-оздоровительной работы:
• повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
• стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
• повышение уровня речевого развития;
• снижение уровня заболеваемости;
• стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды.
Анализ выполнения годовых Всего обследовано: 5 групп. Из них имеют
Высокий уровень – 71,4%.
Средний уровень – 24%.
Низкий уровень – 4,5%.
Исходя из поставленных перед педагогическим коллективом годовых задач, я, как музыкальный руководитель, также определила для себя задачи по художественно-эстетическому развитию детей:
1. Развивать интонационную выразительность речи;
2. Развивать координацию слова и движения
3. Формирование элементарных представлений о видах искусства;
4. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
5. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
6. Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
7. Развитие вокально-певческих умений детей.
Необходимо предусматривать различные формы решения программных задач музыкально – художественного воспитания по основным разделам образовательной деятельности:
• В совместной деятельности педагогов и детей;
• В совместной деятельности с семьей;
• В самостоятельной деятельности детей;
• При организации режимных моментов.
Для этого мною разрабатывается планирование образовательной деятельности, с учетом интеграция всех образовательных областей. Все перечисленные задачи успешно решаются в различных видах деятельности:
1. Беседы—характеристики эмоционально-образного содержания музыки: чувств, настроений, выраженных в произведении. Эти пояснения музыки являются важнейшими для понимания детьми сущности ее содержания. Характеристики музыки— веселая, грустная, нежная, тревожная, взволнованная, решительная и т. д.— это слова-образы. Если активно формировать «словарь эмоций», дополняя высказывания ребят, разъясняя новые слова-образы, используя приемы, побуждающие применить новое слово, речь детей обогащается, восприятие музыки становится более глубоким, разноплановым. Ребенок начинает понимать, что в музыке может быть выражено не только веселое и грустное настроение, но и множество самых разнообразных чувств и их оттенков—нежность, взволнованность, торжество, светлая грусть, скорбь и т. д. Развитие образной речи детей на музыкальных занятиях предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов, произведений изобразительного искусства.
2. Вокально-певческая работа с детьми, которая способствует формированию правильной звуковой и интонационной культуре речи (интонация, артикуляция, дыхание, чистота и точность произношения)
3. Организация культурно-досуговой деятельности детей .
Регулярно по плану проводились физкультурные занятия с музыкальным сопровождением. Цель занятий: активизировать детей посредством звучания музыкальных произведений, повышать работоспособность дыхательной, мышечной систем организма.
В течение года обновлялись методические пособия, дидактические игры и атрибуты, костюмы к праздникам. Изготовлены новые методические пособия и музыкально-шумовые инструменты для проведения музыкальных занятий.
Моё основное направление «Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников». В прошлом столетии общественность была серьёзно обеспокоена недостаточным уровнем культуры молодёжи. Я думаю, что это не что иное, как результат недооценки роли искусства в воспитании подрастающего поколения. Воспитание эстетических чувств дошкольников, я считаю, чрезвычайно актуально, а период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребёнка. Возникшая проблема позволила мне сформулировать достаточно конкретную цель: рассмотреть музыку как средство эстетического воспитания дошкольников, формировать эстетическое отношение детей к музыке, их творческие способности, знания. Объектом моего исследования является процесс эстетического воспитания дошкольников. Предмет исследования: музыка как средство эстетического воспитания дошкольников. Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть сущность эстетического воспитания детей дошкольного возраста;
2) показать музыку как средство эстетического воспитания дошкольников;
3) проанализировать программный материал по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста;
4) рассмотреть методику эстетического воспитания дошкольников посредством музыки.
Для реализации поставленных задач я соблюдала следующие условия: а) учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей; б) веду сотрудничество и целенаправленную работу с педагогическим коллективом; в) учитываю взаимодействие ребёнка с той социальной средой, в которой он живёт; г) создаю в учреждение образовательную среду, которая даёт возможность каждому ребёнку творчески раскрыться; д) использую широкий комплекс методов и приёмов обучения и воспитания дошкольников. Педагогическая идея реализуется на занятиях, в повседневной жизни детского сада, в процессе досуговой деятельности (во время отдыха, вечеров развлечений, праздников, самообразования, в процессе творчества, а так же в быту.
Результативность моей работы в данном направлении показывает мониторинг музыкальной деятельности. Моя работа в данном направлении носит системный характер.
В течении года были проведены следующие мероприятия:
1.«День знаний» ----------------------------------------------------Сентябрь
2. «Осень, осень в гости просим»--------------------------------Октябрь
3. «День матери»-------------------------------------------------------Ноябрь
5. «Здравствуй, здравствуй новый год»-------------------------Декабрь
6. «День защитников Отечества»----------------------------------Февраль
7. «Масленица»--------------------------------------------------------Март
8. «8 Марта- праздник мам»----------------------------------------Март
9. «9 мая -день победы»-----------------------------------------------Май
10. «День зашиты детей»-----------------------------------------------------------Июнь.
В 2021г впервые приняла участие в конкурсе <<Самоцветики>> в номинациии <<вокал>>.В конкурсе приняла участие Гаврилова Анастасия из младшей группы, с песней <<Солнышко>>.И в номинации <<Народные танцы>>, где учавствовали дети из старшей группы:Щелкова Анна, Беспалая Арина, Веселова Диана,Панарина Уляна,Орипова Жасмин,Тарабрина Варвара с танцем <<Белые платочки>>.
Работа с педагогами.
Планируя работу с педагогами, выделила вопросы, требующие наибольшего их внимания, определила содержание индивидуальных и групповых консультаций, практикумов, которые решали бы задачу повышения компетенции воспитателей в организации работы по музыкальному воспитанию в самостоятельной деятельности детей, а также способствовали бы успешной социализации и адаптации детей.
Были проведены:
- Консультации для воспитателей: «Роль слушания музыки в целостном развитии дошкольника», «Оборудование места для самостоятельной музыкальной деятельности» и др.
- Повышение уровня профессиональной компетенции:
• Продолжила изучать возможности информационного пространства.
• Методическую литературу
• Участие в конкурсах
Выводы:
Считаю работу по музыкальному воспитанию в нашем детском саду удовлетворительной:
• Созданы условия для развития музыкальных способностей детей;
• В работе используются новые современные технологии по музыкальному воспитанию детей;
• Пополняется дидактический материал по всем разделам музыкального воспитания;
• Создана богатая фонотека и библиотека нотного и методического материала.
В результате проводимой мною работы повысился интерес детей к слушанию музыки, расширился их "интонационный словарь". Дети научились вслушиваться в музыку, размышлять о ней, анализировать и понимать выраженные в ней чувства, овладели приемами образного мышления, У детей сформировались основы музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры.
Большую работу веду по самообразованию, овладеваю современным содержанием воспитательно-образовательного процесса в обучении и воспитании дошкольников. Стремлюсь обогатить не только свой практический опыт, но и развивать себя как личность.
На следующий учебный год я ставлю такие задачи
- Продолжать изучать новые программы и методическую литературу в контексте с ФГОС.
-Продолжать знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет - Продолжать совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
-Продолжать совершенствовать знания современного содержания дошкольного образования воспитанников в области музыкального воспитания.
- Продолжать знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.
- Продолжать принимать активное участие в работе МО музыкальных руководителей города, педагогических советах, семинарах .
-Продолжать организовывать работу с одарёнными детьми и принимать участие в музыкальных творческих конкурсах.
- Продолжать принимать участие в профессиональных конкурсах.
-Продолжать посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.
-Продолжать проводить открытые занятия для коллег по работе.
- Продолжать внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии.