отчет о работе
материал

Григорян Айкуи Акоповна

Музыкально-эстетическое   воспитание  в  ДОУ

(отчет  о  работе    за  2020-2021 уч.год)

Музыкальный   руководитель    Григорян  А.А.

МБДОУ " Центр развития ребенка-детский сад №133"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_muz_ruk.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Музыкально-эстетическое   воспитание  в  ДОУ

(отчет  о  работе    за  2020-2021 уч.год)

Музыкальный   руководитель    Григорян  А.А.

МБДОУ " Центр развития ребенка-детский сад №133"

В 2020-2021  учебном году регулярно проводилась НОД по музыкальному воспитанию 1младшей ,2  маладшей,средней и   старшей  группах.

В соответствии с новыми  ФГОС дошкольного образования круг задач музыкального воспитания и развития детей расширяется. Основное содержание образовательной области «Музыка», теперь представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным искусством и литературой. Поэтому музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Большую роль приобретают  задачи, связанные с вхождением ребенка в мир музыки, задачи развития музыкальной  и общей эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к  искусству. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников.

НОД проводилась согласно утвержденной сетке два раза в неделю в каждой возрастной группе, в соответствии с возрастом детей, выдержанны по времени.     Каждая форма НОД включала в себя слушание музыки и все виды исполнительства: пение, музыкально - ритмические движения, игру. Сфера основных видов исполнительства расширялась за счёт включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества. Планируя образовательный процесс, я использовала вариативный подход к проведению музыкальных занятий. Помимо традиционных занятий проводились доминантные, тематические и интегрированные занятия.Ставила перед собой такие   задачи по музыкальному воспитанию:

• Воспитывать любовь и интерес к музыке,

• Обогащать музыкальные впечатления детей,

• Знакомить с простейшими музыкальными понятиями,

• Развивать сенсорные способности, чувство ритма,

• Обучать элементарным певческим и двигательным навыкам.

• Обучать здоровьесберегающим технологиям.

НОД проводила согласно общеобразовательной программы ДОУ составленная на основе программы «Детство» . Использую информационные технологии в организации музыкальной деятельности в ДОУ и на музыкальных занятиях, праздниках и т. д. При проведении НОД применяю интегрированный метод, гендерный подход.

В процессе НОД дети занимались по следующим разделам:

А) Слушание музыкальных произведений.

Б) Пение и песенное творчество.

В) Музыкально ритмические движения.

Г) Танцы.

Д) Игры и хороводы.

Е) Игра на детских музыкальных инструментах.

В НОД использовала следующие здоровье сберегающие технологии:

Дыхательная гимнастика

Ритмо-пластика

Фонопедические упражнения

Артикуляционная гимнастика

Психогимнастика

Пальчиковая гимнастика

Речь с движением

Фонопедические упражнения:

∙ развивают носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание

∙ стимулируют гортанно-глоточный аппарат

∙ стимулируют деятельность головного мозга

Речь с движением:

∙ стимулирует развитие речи

∙ развивает пространственное мышление

∙ развивает внимание, воображение

∙ воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность

Ритмопластика:

• развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус

• развивает умение правильно и красиво двигаться

• укрепляет различные группы мышц и осанку

• развивает умение чувствовать и передавать характер музыки

Пальчиковая гимнастика

«Кто много поет, того хворь не берет!»:

• звук “о - о” оздоровляет среднюю часть груди;

• звук “а - а” массирует глотку, гортань, щитовидную железу;

• звук “о - и - о - и” массирует сердце;

• звук “а - у - э - и” помогает всему организму в целом.

Результаты музыкально-оздоровительной работы:

• повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

• стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;

• повышение уровня речевого развития;

• снижение уровня заболеваемости;

• стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды.

Анализ выполнения годовых Всего обследовано: 5 групп. Из них имеют

Высокий уровень – 71,4%.

Средний уровень – 24%.

Низкий уровень – 4,5%.

Исходя из поставленных перед педагогическим коллективом  годовых задач,   я,  как  музыкальный руководитель,  также определила для себя   задачи  по  художественно-эстетическому развитию детей:

1.                Развивать интонационную выразительность речи;

2.                Развивать координацию слова и движения

3.                Формирование элементарных представлений о видах искусства;

4.                Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

5.                Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

6.                Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

7.                Развитие вокально-певческих умений детей.

Необходимо предусматривать различные формы решения программных задач музыкально – художественного воспитания по основным разделам образовательной деятельности:

•        В совместной деятельности педагогов и детей;

•        В совместной деятельности с семьей;

•        В самостоятельной деятельности детей;

•        При организации режимных моментов.

Для этого мною разрабатывается  планирование образовательной деятельности, с учетом  интеграция всех образовательных областей. Все перечисленные задачи  успешно решаются в различных видах деятельности:

1.  Беседы—характеристики  эмоционально-образного содержания музыки: чувств, настроений, выраженных в произведении. Эти пояснения музыки являются важнейшими для понимания детьми сущности ее содержания. Характеристики музыки— веселая, грустная, нежная, тревожная, взволнованная, решительная и т. д.— это слова-образы. Если активно формировать «словарь эмоций», дополняя высказывания ребят, разъясняя новые слова-образы, используя приемы, побуждающие применить новое слово, речь детей обогащается, восприятие музыки становится более глубоким, разноплановым. Ребенок начинает понимать, что в музыке может быть выражено не только веселое и грустное настроение, но и множество самых разнообразных чувств и их оттенков—нежность, взволнованность, торжество, светлая грусть, скорбь и т. д. Развитие образной речи детей на музыкальных занятиях предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов, произведений изобразительного искусства.

2.     Вокально-певческая работа с детьми,  которая способствует формированию правильной звуковой и интонационной культуре речи (интонация, артикуляция,  дыхание, чистота и точность произношения)

3.  Организация  культурно-досуговой  деятельности детей .

Регулярно по плану проводились физкультурные занятия с музыкальным сопровождением. Цель занятий: активизировать детей посредством звучания музыкальных произведений, повышать работоспособность дыхательной, мышечной систем организма.

В течение года обновлялись методические пособия, дидактические игры и атрибуты, костюмы к праздникам. Изготовлены новые методические пособия и музыкально-шумовые  инструменты  для проведения музыкальных занятий.

Моё основное направление «Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников». В прошлом столетии общественность была серьёзно обеспокоена недостаточным уровнем культуры молодёжи.  Я думаю, что это не что иное, как результат недооценки роли искусства в воспитании подрастающего поколения.   Воспитание эстетических чувств дошкольников,  я считаю, чрезвычайно актуально, а  период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребёнка.     Возникшая проблема позволила мне сформулировать достаточно конкретную цель: рассмотреть музыку как средство эстетического воспитания дошкольников, формировать эстетическое отношение детей к музыке, их творческие способности, знания.   Объектом моего исследования является процесс эстетического воспитания дошкольников. Предмет исследования: музыка как средство эстетического воспитания дошкольников. Для реализации поставленной цели  были поставлены следующие задачи:

1)  рассмотреть сущность эстетического воспитания детей дошкольного возраста;

2)  показать музыку как средство эстетического воспитания дошкольников;

3)  проанализировать программный материал по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста;

4)  рассмотреть методику эстетического воспитания дошкольников посредством музыки.

Для реализации поставленных задач  я соблюдала следующие условия: а) учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей; б) веду сотрудничество и целенаправленную работу с педагогическим коллективом; в) учитываю  взаимодействие ребёнка с той социальной средой, в которой он живёт; г) создаю в учреждение образовательную среду, которая даёт возможность каждому ребёнку творчески раскрыться; д) использую широкий комплекс методов и приёмов обучения и воспитания дошкольников.    Педагогическая идея реализуется на занятиях, в повседневной жизни детского сада, в процессе досуговой  деятельности (во время отдыха, вечеров развлечений, праздников, самообразования, в процессе творчества, а так же в быту.                               

Результативность моей работы в данном направлении показывает мониторинг музыкальной деятельности.  Моя работа в данном направлении носит системный характер.

В течении года были проведены следующие мероприятия:

1.«День  знаний» ----------------------------------------------------Сентябрь

2. «Осень, осень в гости просим»--------------------------------Октябрь

3. «День матери»-------------------------------------------------------Ноябрь

5. «Здравствуй, здравствуй новый год»-------------------------Декабрь

6. «День защитников Отечества»----------------------------------Февраль

7. «Масленица»--------------------------------------------------------Март

8. «8 Марта- праздник мам»----------------------------------------Март

9. «9 мая -день   победы»-----------------------------------------------Май

10. «День   зашиты  детей»-----------------------------------------------------------Июнь.

В 2021г впервые  приняла  участие в  конкурсе  <<Самоцветики>>  в  номинациии   <<вокал>>.В  конкурсе   приняла   участие  Гаврилова   Анастасия  из   младшей   группы,  с  песней  <<Солнышко>>.И  в   номинации    <<Народные   танцы>>,  где   учавствовали   дети  из   старшей   группы:Щелкова   Анна,  Беспалая   Арина, Веселова   Диана,Панарина   Уляна,Орипова   Жасмин,Тарабрина   Варвара  с  танцем   <<Белые   платочки>>.

 

 Работа с педагогами.

Планируя работу с педагогами, выделила вопросы, требующие наибольшего их внимания, определила содержание индивидуальных и групповых консультаций, практикумов, которые решали бы задачу повышения компетенции воспитателей  в организации работы по музыкальному воспитанию в самостоятельной деятельности детей,  а также способствовали бы успешной социализации и адаптации детей.

Были проведены:

  1. Консультации для воспитателей:  «Роль  слушания музыки в целостном развитии дошкольника», «Оборудование места для самостоятельной музыкальной деятельности»  и др.
  2. Повышение уровня профессиональной компетенции:

•        Продолжила изучать  возможности информационного пространства.

•        Методическую литературу

•        Участие  в    конкурсах                                                                                                                  

Выводы:

Считаю работу по музыкальному воспитанию в нашем детском саду удовлетворительной:

•         Созданы условия для развития музыкальных способностей детей;

•         В работе используются новые современные технологии по музыкальному воспитанию детей;

•         Пополняется дидактический материал по всем разделам музыкального воспитания;

•         Создана богатая фонотека и библиотека нотного  и методического материала.

В результате проводимой  мною работы повысился интерес детей к слушанию музыки, расширился их "интонационный словарь". Дети научились вслушиваться в музыку, размышлять о ней, анализировать и понимать выраженные в ней чувства, овладели приемами образного мышления, У детей сформировались основы музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры. 

Большую работу веду по самообразованию, овладеваю современным содержанием воспитательно-образовательного процесса в обучении и воспитании дошкольников. Стремлюсь обогатить не только свой практический опыт, но и развивать себя как личность.

На следующий учебный год  я ставлю   такие  задачи                                                                                  

- Продолжать изучать новые программы и методическую литературу в контексте с ФГОС.

-Продолжать знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет                                                                                                                       - Продолжать совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

-Продолжать совершенствовать знания современного содержания дошкольного образования воспитанников в области музыкального воспитания.

- Продолжать знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

- Продолжать принимать активное участие в работе МО музыкальных руководителей города, педагогических советах, семинарах .

-Продолжать организовывать работу с одарёнными детьми и принимать участие в музыкальных творческих конкурсах.

- Продолжать принимать участие в профессиональных конкурсах.

-Продолжать посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.

-Продолжать проводить открытые занятия для коллег по работе.

 - Продолжать внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии.