Национальные спортивные игры как средство развития физического качества детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)
Якутские традиционные упражнения народных игр, развлечения и виды спорта связаны с проживанием в суровых климатических условиях Севера, добычей пищи, охотой. Национальные, подвижные игры и развлечения народа саха очень доступны, не требуют большого количества инвентаря и оборудования, способствуют развитию всех основных физических качеств.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Национальные спортивные игры как средство развития физического качества детей среднего дошкольного возраста
Национальные виды спорта, физические упражнения и народные игры формировались и совершенствовались на протяжении тысячелетий, передавались из поколения в поколения, и пользовались, как основное средство заполнения потребности в движении гармоничном физическом развитии организма, приобретению навыков и умений. Характерной особенностью национальных видов спорта является их динамичность, общедоступность, практичность и простота в применении.
Якутские традиционные упражнения народных игр, развлечения и виды спорта связаны с проживанием в суровых климатических условиях Севера, добычей пищи, охотой. Национальные, подвижные игры и развлечения народа саха очень доступны, не требуют большого количества инвентаря и оборудования, способствуют развитию всех основных физических качеств.
Игры подбираются по принципу от простого к сложному, также с учетом региональных особенностей. Упражнения, игры проводились с учетом того, что упражнения, направленные на воспитание ловкости, вызывают быстрое утомление, поэтому они не должны быть продолжительными и выполняться на фоне утомления. Игры проводились как во время физкультурных занятий, так и в индивидуальном порядке, и во время самостоятельной двигательной деятельности.
Упражнения, направленные на развитие физических качеств, применяются в строгой последовательности, с постепенным увеличением объёма и интенсивности мышечной нагрузки, с равномерным распределением её на верхний плечевой пояс, туловище и ноги [1; С.96].
Упражнения включаются в разные формы двигательной деятельности, в том числе в самостоятельную двигательную деятельность ребёнка. При подборе упражнений на развитие ловкости необходимо помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает точность, координацию. Поэтому их проводят непродолжительное время и в начале двигательной деятельности.
Игры для развития координационных способностей
Путаница (булкуур). Играющие дети стоят по кругу. Ведущий, называя те или иные части тела, путая детей, показывает другие части тела. Игроки должны правильно сориентироваться и показать только названную часть тела. Например, сказать "глаза", показать брови и т.д. Если ребенок показал неправильно - выходит из игры.
Сокол и лиса (Мохсо5ол уонна саhыл). Выбираются сокол и лиса. Остальные дети - соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое-нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила. Правила игры. Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.
Снег и вихрь (Хаар уонна холорук). По команде "Хаар" все игроки медленно кружатся, как только звучит слово " тустэ" все приседают.
Меткий охотник (Бэргэн булчут). Площадку делят на две половины. "Звери" пасутся на одной площадке" "охотник" подкрадывается с другой. Прицеливаясь, он 5-10-тью мячами стреляет в "зверей", стараясь попасть в любую часть тела. Побеждает самый меткий охотник.
Проведенные спортивные игры:
- прыжки через нарты (наартаны ойуу);
- перетягивание палки (мас тардыhыыта);
- борьба хапсагай (хапса5ай);
- якутские прыжки (ыстаңа, кылыы, куобах);
- метание арканом (маамыкта быра5ыы);
- эстафета с различными заданиями (командные).
Игры для развития силовых способностей.
Прыжки над жесткой травой (хороң от үрдүнэныстаныы). Игрок принимает стойку, согнувшись и обняв ноги под коленями. Руки - в замок. И в этом положении перепрыгнуть линию или несколько линий. Можно через предмет высотой 5 см., не теряя исходного положения.
Перетягивание на палках (Мас тардыhыыта). Играющие, разделившись на две группы, садятся на пол гуськом: одна группа против другой. Передние берутся за палку двумя руками и упираются друг в друга ступнями ног. Остальные в каждой группе крепко держат друг друга за талию. По команде постепенно перетягивают друг друга. Правила игры. Победителем считается та группа, которая перетянула на свою сторону другую группу, или приподняла в ней с места несколько человек, или вырвала палку из рук переднего. Игроки в каждой команде должны быть равны по численности и по силе.
Волк и жеребята (бөрө уонна кулунчуктар). На игровой площадке есть несколько "пастбищ", где могут укрыться "жеребята" от волка, "жеребята" бегают по "лугу", а "волк" гоняется за ними. При приближении "волка" к одному или другому "жеребенку", тот может укрыться в ближайшем "пастбище". "Жеребята" не успевшие укрыться и которых поймал "волк" отходят в сторонку.
Петушиный бой (бөтүүктэһии). На площадке начертить круг. Количество кружочков зависит от количества играющих. Игроки парами находятся в кругу лицом друг к другу, принимая положение стойки на одной ноге, руки сомкнуты скрестно перед грудью. По сигналу игроки пытаются сбить друг друга за пределы круга или, вынуждая встать на обе ноги.
Соколиный бой (Мохсо5ол охсуhуута). Играют парами. Играющие становятся на правую ногу друг против друга, левая нога согнута. Руки скрещены перед грудью. Игроки прыгают на правой ноге и стараются правым плечом оттолкнуть один другого так, чтобы другой встал на обе ноги. Когда устают прыгать на правой ноге, меняют ее на левую. И тогда соответственно меняются толчки плеча. Если при грубом толчке один из играющих упадет, толкнувший выходит из игры. Правила игры. Победившим считается тот, кто заставит встать другого на обе ноги. Отталкивать партнера можно только плечом. Смену ног производить одновременно в паре.
Игры подвижности и ловкости.
Собери бусы (хоруонка тиһиитэ). На площадке стоят разноцветные стойки, а на полу лежат обручи разных цветов. По команде 4 участника, или вся команда, собирают обручи того же цвета, как и стойка, и складывают их на стойку. Победителями считаются те, кто быстро и правильно выполнил задание.
Один лишний (Биир ордук). Играющие становятся по кругу парами. Каждая пара в кругу располагается по возможности подальше от соседей. Выделяется один ведущий, который становится в середине круга. Начиная игру, ведущий подходит к какой-нибудь паре и просит: «Пустите меня к себе». Ему отвечают: «Нет, не пустим, иди туда...» (указывают на более дальнюю пару). В то время, когда ведущий бежит к указанной паре, все стоящие в паре вторыми меняются местами, перебегая к другой паре, и становятся впереди. Передние уже становятся задними. Ведущий старается занять какое-нибудь из освободившихся мест. Оставшийся без места становится ведущим. Может играть любое количество детей. Правила игры. Меняться парами можно только тогда, когда ведущий бежит в указанном направлении.
Рыбаки (балыксыттар). Вся игровая площадка, воображаемая водная среда, делится на две части, где на одной части плавают рыбки, на другой опускают рыбаки невод, "рыбаки" держат "невод" над полом высотой 10-15 см и длиной в игровую площадку. Затем "рыбаки" начинают медленно передвигаться вперед для ловли "рыбок". Рыбы должны проскользнуть ее, перепрыгивая через сеть. Кто заденет сеть, считается пойманным и выбывает из игры.
Комаромахалка (дэйбиир). Дети выбирают салку, у которого дэйбиир, а остальные дети свободно бегают по площадке. Задача салки коснуться комаромахалкой любой части тела детей и не дать возможность им убежать.
Капкан (Сохсо). На полу, по всей игровой площадке размером 6x10, разбросаны обручи разного цвета, это "капканы" (расстояние между ними 80-100см). Дети "зверята" выходя на прогулку, должны бегать осторожно, не наступая на "капканы". Те, кто наступят на "капканы" считаются пойманными.
Игры проводились во время утренней, вечерней прогулки и в процессе самостоятельной деятельности. Проводились игры как подгруппами так и фронтально. У детей повысился интерес к играм, что повлияло на повышение двигательной активности детей и совершенствование основных видов движений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование подвижных игр как средства развития физических качеств детей среднего дошкольного возраста
Выступление на педсовете + презентация по теме.На всем протяжении дошкольного детства осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствует показатели общей физической подгото...
Подвижные игры как средство развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста.
Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает ребенка к определенным умственным и физическим ...
«Подвижная игра как средство развития физических качеств детей (среднего, старшего) возраста»
План работы по самообразованию2016-2017г....
«Подвижная игра как средство развития физических качеств детей (среднего, старшего) возраста»
Подвижная игра – сознательная, двигательная активность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами....
Национальные спортивные игры как средство развития физического качества детей среднего дошкольного возраста
Национальные виды спорта, физические упражнения и народные игры формировались и совершенствовались на протяжении тысячелетий, передавались из поколения в поколения, и пользовались, как основное средст...
«Подвижная игра- как средство развития физических качеств детей среднего дошкольного возраста».
Подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы. Как писал Виктор Николаевич Сорока – Росинский: «Без игры ребенок не может нормально расти и ...
Самообразование по теме: «Подвижная игра на прогулке, как средство развития физических качеств детей среднего дошкольного возраста».
Дети среднего дошкольного возраста активны, много двигаются и, именно прогулка, идеальное место для игр. Воспитатель может помочь не только активизировать двигательную активность детей, но и поб...